Темы статей
Выбрать темы

Угнан автомобиль: оформляем списание

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На забалансовом учете бюджетного учреждения учитывается ранее угнанный легковой автомобиль. Уголовное производство по этому поводу пока еще не закрыто. Каков порядок списания автомобиля с баланса учреждения, если уголовное производство будет закрыто без установления виновных лиц?

Угон автомобиля — беда, которая может постигнуть любого владельца железного коня. А если авто угнать у бюджетного учреждения, то это станет непроходящей головной болью для его бухгалтера. Ведь перед ним возникает ряд вопросов: куда обращаться по этому поводу? Какие документы оформлять? Как правильно отразить это событие в бухгалтерском учете? К тому же все эти вопросы требуют экстренного решения. Поэтому для начала давайте вспомним алгоритм действий при угоне автомобиля. В частности, в такой ситуации бухгалтер и руководство учреждения должны:

1) обратиться с заявлением об угоне авто в правоохранительные органы;

2) произвести инвентаризацию имущества учреждения;

3) подготовить и подать документы для получения разрешения на списание автомобиля;

4) произвести списание автомобиля с баланса учреждения;

5) в случае установления виновного лица (виновных лиц) — позаботиться о взыскании возмещения нанесенных учреждению убытков (при необходимости подать гражданский иск в суд);

в случае неустановления виновного лица (виновных лиц) — списать автомобиль с забалансового учета (после закрытия уголовного производства);

6) снять транспортное средство с учета в ГАИ (после закрытия уголовного производства).

Конечно, этот перечень мероприятий может быть дополнен другими пунктами. Например, если авто было застраховано от угона, нужно обратиться к страховщику по поводу выплаты компенсации. Но об этом поговорим позже. А пока выясним, какие конкретно действия необходимо выполнить на каждом этапе оформления угона автомобиля.

Так, прежде всего о факте угона авто следует уведомить правоохранительные органы. Для этого подают заявление об угоне автомобиля в орган внутренних дел по месту совершения правонарушения. Именно заявление является основанием для открытия уголовного производства. Начальной стадией последнего является досудебное расследование. Порядок его проведения определен разд. III гл. 19 Уголовного процессуального кодекса Украины от 13.04.2012 г. № 4651-VI (далее — УПКУ). В частности, следователь/прокурор согласно ст. 214 УПКУ обязан безотлагательно, но не позже 24 часов после подачи заявления, внести соответствующие сведения в Единый реестр досудебных расследований и начать расследование. С момента внесения сведений в в этот Реестр досудебное расследование считается начатым.

Имейте в виду: в ходе досудебного расследования потерпевший имеет право получать от уполномоченного органа, в который он подал заявление, документ, подтверждающий его принятие и регистрацию ( п. 2 ч. 2 ст. 56 УПКУ). То есть вы можете подать запрос, касающийся уголовного производства, открытого по поводу угона. И соответствующий орган внутренних дел должен дать официальный ответ с указанием даты регистрации заявления и даты возбуждения уголовного производства по этому факту.

В свою очередь, бухгалтеру следует подготовить документы, подтверждающие право собственности учреждения на угнанное авто (договор покупки, акт приемки-передачи, техпаспорт, справку о балансовой стоимости и т. п.). Эти документы понадобятся правоохранителям в ходе проведения расследования.

Внимание! Изъятие первичных документов, учетных регистров и бухгалтерских отчетов учреждения осуществляется только по постановлению органов дознания, досудебного следствия и суда.

Факт изъятия документов отражается в протоколе следственного действия. Протокол оформляется в двух экземплярах и подписывается лицом, проводившим изъятие, понятыми и соответствующим должностным лицом учреждения. Копия протокола обязательно вручается лицу, у которого проведено изъятие. По ходатайству владельца, а также других лиц, имеющих право пользоваться этими документами, копии изъятых документов могут быть предоставлены таким лицам в порядке, предусмотренном ст. 160 УПКУ. Ранее изъятые документы возвращаются под подпись соответствующего должностного лица учреждения. Такие правила изъятия вещественных доказательств (в том числе и документов) в ходе уголовного производства установлены Инструкцией о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и другого имущества органами дознания, досудебного следствия и суда, утвержденной совместным приказом Генпрокурора, ГНАУ, Верховного суда, МВД, СБУ и Госсудадминистрации от 27.08.2010 г. № 51/401/649/471/23/125.

Практически одновременно с уведомлением правоохранительных органов об угоне автомобиля следует начать инвентаризацию имущества в учреждении. Ведь в случае установления фактов хищений или злоупотреблений согласно абз. 5 п. «г» разд. I Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далее — Положение № 879), проведение инвентаризации является обязательным. Причем инвентаризацию следует осуществлять в день установления таких фактов. Рамки такой инвентаризации определяет руководитель учреждения (инвентаризация всех необоротных активов учреждения, либо основных средств, либо только транспортных средств и т. п.).

Наличие, состояние и оценка активов учреждения и активов, которые принадлежат другим учреждениям (организациям, предприятиям) и учитываются за балансом, фиксируют в Инвентаризационных описях. В них отражают количество активов каждого наименования в разрезе мест их хранения и материально ответственных лиц (далее — МОЛ). Инвентаризационные описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и МОЛ. Последние также дают расписку, которой подтверждают проведение проверки в их присутствии и отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии. В то же время этой распиской МОЛ удостоверяют, что принимают на ответственное хранение перечисленные в описи активы. На это указывает п. 18 разд. ІІ Положения № 879.

Надлежащим образом оформленные инвентаризационные описи передают в бухгалтерию учреждения для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. Выявленые ошибки в ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии и МОЛ. Все расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей бухгалтерская служба фиксирует в Сличительных ведомостях ( п. 20 разд. ІІ Положения № 879).

По окончании инвентаризации инвентаризационная комиссия составляет и передает на рассмотрение и утверждение руководителю учреждения Протокол инвентаризационной комиссии. В протоколе отражают выводы, касающиеся выявленных расхождений между фактическим наличием активов и данными бухгалтерского учета, приведенными в сличительных ведомостях, и предложения по их урегулированию. В течение пяти рабочих дней после завершения инвентаризации руководитель учреждения должен утвердить протокол инвентаризационной комиссии. Такое требование предусмотрено п. 2 разд. IV Положения № 879.

Важно! В случае установления недостач или потерь, возникших в результате злоупотреблений, бюджетные учреждения должны передать соответствующие материалы правоохранительным органам в течение 5 дней после выявления недостач.

Следует также иметь в виду, что на основании протокола инвентаризационной комиссии результаты инвентаризации следует отразить в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором завершена инвентаризация ( п. 3 разд. IV Положения № 879). Так, сведения о дебиторской задолженности по суммам недостач и хищений и суммам убытков от порчи ценностей, отнесенным на счет виновных лиц, в соответствии с Порядком составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденным приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44 (далее — Порядок № 44), должны найти свое отражение в строке 184 Баланса (форма № 1) ( приложение 1 к Порядку № 44). Сумма средств, списанная распорядителями бюджетных средств на основании подтверждающих документов, выявленных при недостаче материалов, приводится в строке 030 Отчета о результатах финансовой деятельности (форма № 9д, № 9м) ( приложение 2 к Порядку № 44). Кроме того, недостачи и хищения денег и материальных ценностей в разрезе мероприятий, проведенных для их устранения, распорядители бюджетных средств должны отражать в Отчете о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей (форма № 15) ( приложение 17 к Порядку № 44). Указание на это содержит п. 4.5 Порядка № 44.

Порядок урегулирования расхождений между фактическим наличием активов и учетными данными, выявленных в ходе инвентаризации, определен в п. 4 разд. IV Положения № 879. В частности, недостачу ценностей сверх норм естественной убыли списывают с баланса и относят на счет виновных лиц в размере, определенном действующим законодательством. В случае, если виновники не установлены, сумма недостач зачисляется на забалансовый счет до момента их установления или закрытия дела согласно законодательству.

Основанием для списания похищенных материальных ценностей с баланса и взятия их на забалансовый учет является протокол инвентаризационной комиссии с указанием в нем вида, количества и стоимости таких ценностей. Списать недостающие активы с баланса бюджетного учреждения можно только после тщательной проверки отсутствия виновных лиц и принятия мер, необходимых для предотвращения фактов хищения в дальнейшем.

Напомним, что механизм списания объектов незавершенного строительства, основных средств и других необоротных материальных активов, в том числе выявленных в результате инвентаризации как недостача, находящихся в государственной собственности, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314). В соответствии с п. 5 этого Порядка списание имущества проводят на основании принятого субъектом управления* решения о предоставлении согласия на его списание. Поэтому для списания угнанного автомобиля, являющегося объектом государственной собственности, в первую очередь необходимо получить разрешение (согласие) на списание такого имущества от вышестоящей организации.

* Перечень субъектов управления государственным имуществом определен в ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

Для получения согласия на списание с баланса транспортного средства бюджетное учреждение должно подать субъекту управления такие документы ( п. 6 Порядка № 1314):

1) обращение о списании имущества, подписанное руководителем бюджетного учреждения;

2) технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, в котором содержатся экономические и/или технические расчеты, информация об ожидаемом финансовом результате списания имущества и о том, как оно повлияет на финансовый план (для государственных предприятий), а также направления использования средств, которые предполагается получить в результате списания;

3) сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), согласно приложению 1 к Порядку № 1314;

4) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, согласно приложению 2 к Порядку № 1314;

5) акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем учреждения;

6) сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами).

Однако этот перечень не является исчерпывающим. В случае необходимости субъект управления может потребовать подать и другие документы, необходимые для принятия решения о списании имущества. Исчерпывающий перечень дополнительных документов сообщается в 10-дневный срок с даты поступления указанных выше документов.

Для принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении согласия на списание имущества субъект управления имеет в своем распоряжении 30 дней с даты поступления всех необходимых документов. При этом решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляется в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия — в форме письма ( п. 7 Порядка № 1314).

Такие требования относительно списания касаются имущества, находящегося в государственной собственности. Если же ваше учреждение финансируется за счет средств местного бюджета, тогда при списании автомобиля вам следует руководствоваться решением (положением) о порядке списания коммунального имущества соответствующей территориальной громады.

Непосредственно списание автомобиля оформляется Актом о списании автотранспортных средств по типовой форме № ОЗ-4 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70 (ср. ). Акт составляют в двух экземплярах, один из которых передают в бухгалтерию, а второй остается у МОЛ. В нем указывают наименование транспортного средства, подлежащего списанию, причины списания, первоначальную стоимость, срок службы, количество капитальных ремонтов и их сумму, связанные с его ликвидацией (демонтаж объекта и разборка) расходы и полученные материальные ценности.

Наряду с этим запись о выбытии транспортного средства нужно сделать в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях (типовая форма № ОЗ-6 (бюджет)), Описи инвентарных карточек по учету основных средств (типовая форма № ОЗ-10 (бюджет)), а также в Инвентарном списке основных средств (типовая форма № ОЗ-11 (бюджет)). Типовые формы этих документов утверждены совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

Кстати, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия автомобиля (списания с баланса учреждения), следует прекратить начисление на него амортизации. На это указывает п. 5 разд. IV Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Для обобщения информации о суммах невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей (в том числе о стоимости списанных с баланса похищенных материальных ценностей, по которым не установлены виновные лица) Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, предназначен забалансовый субсчет 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». Уменьшение суммы невозмещенных недостач и потерь от порчи ценностей на этом субсчете отражается после решения вопроса о виновных.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию и зачислению на забалансовый учет похищенных материальных ценностей рассмотрим на условном примере.

Пример. В городской клинической больнице выявлен факт угона служебного легкового автомобиля ВАЗ-2107 2009 года выпуска. Согласно данным бухгалтерского учета первоначальная стоимость угнанного авто составляет 48000 грн., сумма начисленной амортизации на момент угона — 43200 грн. По факту угона проведена инвентаризация, результаты которой отражены в протоколе инвентаризационной комиссии. Инвентаризационной комиссией принято решение о списании угнанного транспортного средства с баланса учреждения и зачислении его на забалансовый учет до момента установления виновных лиц. Списание угнанного автомобиля оформлено Актом о списании автотранспортных средств по типовой форме № ОЗ-4 (бюджет).

Руководство больницы подало заявление об угоне автомобиля в правоохранительные органы, на основании которого открыто уголовное производство.

В учетных регистрах сделаны такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Списан угнанный автомобиль:

— на сумму первоначальной стоимости

401

113

48000

— на сумму начисленного износа

131

401

43200

2

Одновременно отражена сумма недостачи в забалансовом учете

072

4800

Дальше рассмотрим порядок взыскания возмещения нанесенных убытков. Очевидно, что этот вопрос актуален, если есть с кого взыскивать, т. е. при условии установления в ходе расследования виновных. Следует отметить, что иногда виновное лицо добровольно возмещает убыток, причиненный собственными действиями. Однако такое случается крайне редко, поэтому не следует медлить: с целью взыскания убытка с виновного лица необходимо (руководствуясь ч. 1 ст. 128 УПКУ) в ходе уголовного производства и до начала судебного разбирательства предъявить гражданский иск к такому лицу. По результатам рассмотрения иска в уголовном производстве суд принимает решение о возмещении убытков. Впрочем, если вы не успели подать гражданский иск в рамках уголовного производства, его можно подать и отдельно в порядке гражданского судопроизводства. Такая возможность предусмотрена ч. 7 ст. 128 УПКУ.

Размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с Порядком определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденным постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116 (далее — Порядок № 116). В частности, п. 2 этого Порядка предусмотрено, что размер убытков от хищения материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки в соответствии с национальными стандартами оценки. В случае же определения размера убытков, которые привели к причинению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, следует руководствоваться Методикой оценки имущества, утвержденной постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891).

Следует отметить, что из общего правила проведения оценки независимым оценщиком есть несколько исключений. А конкретно, вместо проведения такой оценки допускается осуществление стандартизированной оценки самостоятельно государственными органами приватизации (органами, уполномоченными управлять государственным имуществом) с использованием стандартной методологии и стандартного набора выходных данных.

Итак, стандартизированная оценка убытков проводится в случаях ( п. 110 Методики № 1891):

1) отсутствия исходных данных, содержащих информацию о поврежденном имуществе до и после его хищения (недостачи, уничтожения, порчи), кроме данных бухгалтерского учета;

2) невозможности личного осмотра поврежденного имущества исполнителем оценки, что не позволяет ему получить сведения о состоянии имущества до и после хищения (недостачи, уничтожения, порчи);

3) причинения имущественного ущерба в результате неправомерных действий со средствами.

Подчеркиваем: в этих случаях приглашать профессионального оценщика нет необходимости. Убыток оценивает комиссия, созданная в учреждении. На это указывает абз. 10 п. 110 Методики № 1891. Решение комиссии оформляется Актом оценки убытков (по форме согласно приложению 20 к Методике № 1891). На этот Акт следует получить положительное заключение рецензента, после чего его утверждает руководитель учреждения. Таким образом оформленный Акт является документом, определяющим размер убытка, который предъявляется для возмещения виновному лицу.

Внимание! Из сумм, взысканных с виновных лиц, осуществляется возмещение убытков, нанесенных учреждению с учетом фактических расходов на восстановление поврежденных или приобретение новых материальных ценностей и стоимости работ по их восстановлению. Остаток средств необходимо перечислить в государственный бюджет. Такое требование установлено п. 10 Порядка № 116.

Однако виновные далеко не всегда бывают известны. Если лицо, совершившее преступление (в нашем случае — угон автомобиля) не установлено, то следователь приостанавливает досудебное расследование с соблюдением требований ст. 280 УПКУ. Досудебное расследование приостанавливается мотивированным постановлением прокурора или следователя по согласованию с прокурором. Сведения об этом вносят в Единый реестр досудебных расследований. Копию постановления обязательно направляют стороне защиты, потерпевшему, представителю юридического лица, в отношении которого осуществляется производство, имеющим право его обжаловать следственному судье ( ч. 4 ст. 280 УПКУ).

Обратите внимание: факт приостановления досудебного расследования — это вовсе не основание для списания похищенных материальных ценностей с забалансового счета. В этом случае необходимо иметь документ, подтверждающий завершение уголовного производства — постановление прокурора или следователя о закрытии уголовного производства. Так, уголовное производство, по которому расследование было приостановлено, согласно ч. 4 ст. 515 УПКУ подлежит закрытию по окончании сроков давности привлечения к уголовной ответственности. Эти сроки определены ст. 49 и 106 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III, и в зависимости от степени тяжести совершенного преступления они составляют от 2 до 15 лет.

Таким образом, учреждение имеет право списать суммы недостач с забалансового субсчета 072 только при наличии документа, подтверждающего закрытие уголовного производства.

Если уголовное производство официально закрыто, а автомобиль не возвращен его законному владельцу, такое транспортное средство следует снять с учета в подразделении ГАИ (МРЭО). Эта процедура урегулирована Порядком государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденным постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388, а также Инструкцией о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них, утвержденной приказом МВД от 11.08.2010 г. № 379.

И несколько слов о получении страхового возмещения, конечно, если автомобиль вашего учреждения был застрахован от угона. В таком случае после установления факта угона автомобиля следует обратиться в страховую компанию в сроки, определенные условиями договора страхования. Основанием для выплаты страхового возмещения согласно ч. 1 ст. 25 Закона Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР являются такие документы, как:

— заявление страхователя (его правопреемника или третьих лиц, определенных условиями страхования);

— страховой акт (аварийный сертификат), который составляется страховщиком или уполномоченным им лицом (аварийным комиссаром) по форме, определяемой страховщиком.

Не следует забывать, что при получении полного возмещения убытков от виновного лица в страховой выплате учреждению будет отказано ( п. 4 ч. 1 ст. 26 этого Закона).

А в завершение напомним о нюансах налогообложение описанных выше операций. В частности, операции по ликвидации основных средств в связи с их хищением не облагаются НДС при условии, что факт их хищения надлежащим образом подтвержден. Эта норма зафиксирована в абз. 2 п. 189.9 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ). Причем для освобождения от налогообложения необходимо подать в орган Государственной фискальной службы соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению. Таким образом, вместе с декларацией по НДС за тот период, в котором произошла ликвидация угнанного автомобиля, вам следует подать Акт о списании автотранспортных средств по типовой форме № ОЗ-4 (бюджет). Полезно также знать, что сумма компенсации, полученная от страховой компании, не является объектом обложения НДС ( п.п. 196.1.3 НКУ).

В общем, это все, что нужно знать бухгалтеру бюджетного учреждения при оформлении угона автомобиля.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше