Темы статей
Выбрать темы

Предоставление платных услуг Государственной санитарно-эпидемиологической службой

Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Санитарное и эпидемическое благополучие населения Украины обеспечивает Государственная санитарно-эпидемиологическая служба. Большинство услуг, предоставляемых этой службой, являются платными. В редакцию издания «Бюджетная бухгалтерия» поступили многочисленные вопросы относительно видов услуг, которые может предоставлять Госсанэпидслужба, взимания плату за такие услуги и т. п. Рассмотрим в статье эти и другие вопросы, касающиеся предоставления платных услуг Госсанэпидслужбой.

Принципы деятельности санитарно-эпидемиологической службы

 

Общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан, порядок организации Государственной санитарно-­эпидемиологической службы (Госсан­эпидслужба) и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине регулирует Закон № 4004.

Кроме того, Госсанэпидслужба в своей деятельности руководствуется Положением № 400/2011.

Систему Госсанэпидслужбы составляют:

— центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения;

— соответствующие учреждения, заведения, части и подразделения центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах обороны и военного строительства, охраны общественного порядка, защиты государственной границы, исполнения уголовных наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины;

— государственные научные учреждения санитарно-­эпидемиологического профиля.

Должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, осуществляют свои полномочия на территориях соответствующих административно-территориальных единиц и объектах транспорта, а должностные лица Госсанэпидслужбы других государственных органов — на территориях, на которые распространяется их деятельность, подчиненных им объектах.

Структуру Госсанэпидслужбы представим в виде схемы (см. с. 24).

Согласно ст. 33 Закона № 4004 основными направлениями деятельности Госсанэпидслужбы являются:

— осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

— определение приоритетных мероприятий в профилактике заболеваний, а также в охране здоровья населения от вредного воздействия на него факторов окружающей среды;

— изучение, оценка и прогнозирование показателей здоровья населения в зависимости от состояния среды жизнедеятельности человека, установление факторов окружающей среды, вредно воздействующих на здоровье населения;

— подготовка предложений по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения, предотвращение занесения и распространения особо опасных (в том числе карантинных) и опасных инфекционных болезней;

— контроль за устранением причин и условий возникновения и распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений и радиационных поражений людей;

— государственный учет инфекционных и профессиональных заболеваний и отравлений;

— выдача заключений государственной санитарно-­эпидемиологической экспертизы относительно объектов обращения с отходами;

— установление санитарно-гигиенических требований к продукции, производящейся из отходов, и выдача гигиенического сертификата на нее;

— методическое обеспечение и осуществление контроля при определении уровня опасности отходов.

 

img 1 

 

Финансирование центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, осуществляется за счет средств государственного бюджета, в том числе специального фонда, а также других источников, предусмотренных законом.

Финансирование учреждений, заведений, частей и подразделений Госсанэпидслужбы центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сфере обороны и военного строительства, охраны общественного порядка, защиты государственной границы, исполнения уголовных наказаний, Государственного управления делами, Службы безопасности Украины осуществляется за счет ассигнований на здравоохранение, выделяемых указанным государственным органам из госбюджета.

Средства в специальный фонд госбюджета центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере санитарного и эпидемического благополучия населения, отчисляет за выполнение работ и предоставление услуг в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, не относящихся к медицинской помощи населению:

— подготовка и выдача разрешений, заключений, гигиенических сертификатов, предусмотренных ст. 12, 16, 17, 23 Закона № 4004;

— проведение лабораторных исследований, измерений, испытаний факторов среды жизнедеятельности человека;

— изучение, исследование, анализ проектов нормативных документов, проектной, технической, инструктивно-методической документации на соответствие требованиям санитарного законодательства;

— обоснование медицинских требований безопасности для жизни и здоровья человека, разработка гигиенических нормативов и санитарных норм;

— участие в аккредитации учреждений, организаций и заведений на право испытаний продукции относительно ее безопасности для жизни и здоровья человека;

— аттестация рабочих мест;

— гигиеническое обучения профессиональных групп работников;

— консультации по обращениям юридических и физических лиц;

— работы по профилактической дезинфекции, дезинсекции, дератизации;

— другие виды работ и услуг по перечню, определенному Кабмином.

Оплата указанных услуг осуществляется по тарифам и прейскурантам, утвержденным Кабмином. Об этом пойдет речь дальше.

 

Виды платных услуг и определение их стоимости

 

Как известно, бюджетные учреждения имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые им разрешено предоставлять законодательством. Так, для Госсанэпидслужбы таким нормативным документом является Перечень № 1544.

На самом деле таких видов платных услуг не так уж и много, поэтому приведем их полный список. Итак, учреждения Госсанэпидслужбы могут предоставлять следующие виды платных услуг:

1) оценка проектных предложений и материалов, в том числе относительно размещения объектов, а также нормативной документации на новые технологии и виды продукции;

2) проведение микробиологических, молекулярно-генетических диагностических исследований (кроме плановых исследований);

3) проведение лабораторных исследований при проведении предварительного (при приеме на работу) и периодического профилактического медицинского осмотра работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых может привести к распространению инфекционных болезней среди населения;

4) проведение бактериологических, вирусологических, паразитологических, санитарно-гигиенических, токсиколого-гигиенических, физических, радиологических, молекулярно-генетических и других исследований относительно безопасности сырья, продукции, объектов производственной среды, биоматериала и окружающей среды для здоровья человека (кроме плановых исследований);

5) проведение исследований и гигиеническая оценка факторов, которые могут опасно воздействовать на состояние здоровья человека в жилых домах, квартирах, усадьбах, определение качества и безопасности питьевой воды, почвы, воздуха, частных участков граждан (кроме плановых исследований); разработка рекомендаций;

6) централизованное изготовление и контроль качества питательных сред для микробиологических исследований;

7) определение вредных и опасных факторов производственной среды, технологического и трудового процесса, проведение исследований для разработки средств защиты и проработки мероприятий для устранения или уменьшения их опасного воздействия и для аттестации рабочих мест;

8) проведение гигиенического обучения граждан, профессиональная или другая деятельность которых связана с опасными факторами, обслуживанием населения, с целью предотвращения возникновения заболеваний, распространения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), в том числе пищевых;

9) обучение на рабочих местах специалистов ведомственных лабораторий методам проведения бактериологических, вирусологических, паразитологических, санитарно-гигиенических и других исследований;

10) обследование предприятий, учреждений и организаций с целью определения возможности осуществления ими деятельности с дезинфекционными, стерилизационными, дезинсекционными, дератизационными средствами (разработка, испытание, производство, фасовка, упаковка, хранение, транспортировка, оптовая и розничная торговля);

11) проведение дезинфекционных, стерилизационных, дезинсекционных и дератизационных работ по заказу предприятий, учреждений, организаций, граждан (кроме случаев, когда такие работы проводятся в очагах инфекционных болезней).

Все эти виды платных услуг могут выполняться и предоставляться учреждениями и заведениями Госсанэпидслужбы на добровольной основе по договорам с юридическими и физическими лицами.

Интересным моментом является то, что стоимость этих платных услуг определяется централизованно и одинакова для всех подразделений Госсанэпидслужбы.

Так, тарифы (прейскуранты) на работы и услуги, выполняемые и предоставляемые за плату учреждениями и заведениями Госсанэпидслужбы, утверждены постановлением № 1351.

Не следует забывать о том, что Госсанэпидслужба имеет право предоставлять и административные услуги.

Согласно Перечню № 1067-р Госсанэпидслужба, а также учреждения и заведения, относящиеся к сфере ее управления, могут предоставлять следующие виды административных услуг:

1) выдача и восстановление эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов;

2) выдача заключения государственной санитарно-­эпидемиологической экспертизы;

3) выдача разрешения (санитарного паспорта) на работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения.

Стоимость таких услуг, кроме выдачи разрешения (санитарного паспорта) на работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, также четко регламентирована законодательством, поэтому учреждения Госсанэпидслужбы ее сами не определяют.

Так, стоимость выдачи и восстановления эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов определена в Порядке № 712 и составляет 200 грн. (без учета НДС).

Стоимость комплексного изучения документов и подготовки проекта заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы определяется в соответствии с постановлением № 1351 и составляет 200 грн. (без учета НДС) за одно зак­лючение.

Также по поводу предоставления Госсанэпидслужбой административных услуг Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства дала интересное разъяснение в письме № 10672, на которое хотелось бы обратить ваше внимание.

Так, в этом разъяснении обращалось внимание на то, что согласно ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 5203 до вступления в силу закона, определяющего перечень административных услуг и размеры платы за их предоставление (административные сборы), плата за предоставление административных услуг (административный сбор) при обращении за получением платных административных услуг уплачивается в порядке и размерах, установленных законодательством. А ч. 4 ст. 11 данного Закона предусмотрено, что плата за предоставление административной услуги (административный сбор) зачисляется в государственный или соответствующий местный бюджет.

Отметим, что на сегодняшний день в соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 29 БКУ плата за предоставление административных услуг подлежит зачислению в доходы общего фонда госбюджета.

Кроме того, согласно п.п. 36 п. 1 ст. 64 БКУ плата за предоставление других административных услуг, взимаемая по месту их предоставления, зачисляется в доходы общего фонда бюджетов городов республиканского АР Крым и областного значения, городов Киева и Севастополя, районных бюджетов, бюджетов объединенных территориальных громад.

Также плата за предоставление других административных услуг, взимаемая по месту их предоставления, согласно п.п. 201 п. 1 ст. 69 БКУ зачисляется в доходы общего фонда бюджетов городов районного значения, сельских, поселковых бюджетов.

При этом, как определено в п. 1 ст. 43 БКУ, при выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Казначейство Украины обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.

В органах Казначейства бюджетным учреждениям открываются счета в установленном законодательством порядке.

Следовательно, как указано в вышеупомянутом письме, поскольку выдача заключений и разрешений Госсанэпидслужбой является административной услугой, плата за их выдачу должна зачисляться в государственный или соответствующий местный бюджет, на счета, открытые в органах Государственной казначейской службы Украины. В этой связи Госслужба по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства отметила, что требования относительно зачисления платы на другие счета и несоответствия заключения договоров между субъектами хозяйствования, получающими административные услуги, и органами Госсанэпидслужбы на предоставление административных услуг (в частности, комплексное изучение документов и подготовку проекта заключения) являются незаконными.

 

Заключение договоров на предоставление платных услуг

 

Условия предоставления Госсанэпидслужбой заказчикам услуг должны быть определены в договоре о предоставлении услуг.

Большинство вопросов, поступающих в редакцию газеты «Бюджетная бухгалтерия» относительно предоставления платных услуг Госсанэпидслужбой, касаются именно того, как правильно заключить такие договоры.

В связи с этим приведем пример договора о предоставлении услуг.

 

img 2
img 3

 

Обратим внимание на то, что такой договор может быть заключен как на разовую дезинфекционную обработку, так и на выполнение таких обработок в течение всего года. При этом, как следует из тарифов (прейскурантов) на работы и услуги, которые выполняются и предоставляются за плату учреждениями и заведениями Госсанэпидслужбы, утвержденных постановлением № 1351, стоимость этой услуги при заключении договора на год составляет — 0,63 ­грн./м2, а при разовом ее предоставлении — 1,13 грн./м2.

Оплата по договору производится на основании Акта выполненных работ. Приведем пример его оформления.

 

img 4 

Отражение в учете операций по предоставлению платных услуг

 

В Госсанэпидслужбе и ее подразделениях, как и в других бюджетных организациях, предоставляющих платные услуги, целесообразно вести не только бухгалтерский, но и оперативный учет. Под этим понимается ведение оборотных ведомостей по начислению и поступлению платы за услуги в разрезе каждого получателя услуг, что значительно облегчает дальнейшее ведение бухгалтерского учета. Такие оборотные ведомости могут вестись в отдельных журналах или книгах учета.

Внимание! Не допускается ведение бухгалтерского учета расчетов за предоставленные платные услуги «кассовым методом», т. е. по мере поступления платы за услуги.

Обязательно следует проводить начисление платы за услуги и отражать задолженность в бухгалтерском учете, если такая возникает.

Операции, осуществляемые за счет специального фонда, по расчетам с дебиторами ведутся в отдельном мемориальном ордере по форме мемориального ордера № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами» (форма № 408 (бюджет)), по расчетам с кредиторами — в отдельном мемориальном ордере по форме мемориального ордера № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с другими кредиторами» (форма № 409 (бюджет)).

Напомним: формы мемориальных ордеров утверждены приказом № 68.

Поступление денежных средств за предоставленные платные услуги может осуществляться путем безналичных расчетов или путем внесения наличности в кассу.

Следует заметить, что поступление средств за предоставленные платные услуги в кассу учреждения — более сложная операция и требует соблюдения большего количества нормативных документов, чем поступление средств безналичным путем. Помните, что после получения наличности в кассу ее обязательно следует зачислить на специальный счет учреждения.

Кассовые операции отражаются в мемориальном ордере № 1 «Накопительная ведомость по кассовым операциям» (форма № 380 (бюджет)), операции по движению денежных средств специального фонда — в мемориальном ордере № 3 «Накопительная ведомость движения денежных средств специального фонда в органах Государственного казначейства Украины (учреждениях банков)» (форма № 382 (бюджет)).

Учет операций по начислению доходов специального фонда ведется в мемориальном ордере № 14 «Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений» (форма № 409 (бюджет)).

Также отметим, что платные услуги отражаются в строке 020 (поступление средств за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности) Отчета о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги (форма № 4-1д, № 4-1м).

Если сумма по графе 8 «Начислено доходов за отчетный период (год)» превышает сумму по графе 9 «Поступило средств за отчетный период (год)», то имеет место дебиторская задолженность, если наоборот — кредиторская.

При этом задолженность отражается в Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7д, № 7м) в строке 010 «Доходы». Следует отметить, что отчетность по форме № 7д, № 7м по специальному фонду составляется отдельно от отчетности по общему фонду сметы.

Данные графы 8 «Начислено доходов за отчетный период (год)» (строка 010) формы № 4-1д, № 4-1м заносятся в строку 461 «Доходы по средствам, полученными как плата за услуги» формы № 1 «Баланс». Здесь приводятся суммы дохода, начисленного как плата за услуги, которые предоставляются бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности; от дополнительной (хозяйственной) деятельности; за аренду имущества бюджетных учреждений; поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества).

Все операции по собственным поступлениям, которые отражаются в бухгалтерском учете и соответствующих формах финансовой отчетности бюджетных учреждений, должны равняться аналогичным данным в формах финансовой отчетности органов Государственного казначейства.

 

Особенности списания дезсредств и химреактивов

 

Также немного остановимся на вопросах списания дезсредств и химреактивов, используемых при проведении различного рода лабораторных исследований, дезинфекций и т. п.

Так, при предоставлении платных услуг Госсан­эпидслужбой лаборантами проводятся исследования с применением разнообразных химических реактивов, питательных сред, бактериологических препаратов, которые в большинстве своем имеют высокую стоимость. При проведении дезинфекций используется также большое количество дезсредств.

При списании дезсредств соблюдают методические указания на каждое средство, предназначенное для заведений здравоохранения и других организаций, выполняющих работы по дезинфекции.

При списании химреактивов руководствуются стандартами и методиками определения веществ.

Кроме того, могут учитываться нормы использования реактивов на пробные запуски лабораторного оборудования и другие цели, предусмотренные стандартами лабораторных исследований.

Ситуация с дезсредствами аналогична. То есть при их списании следует соблюдать нормативы, утвержденные в инструкциях, предоставленных производителями.

Поэтому материально ответственным лицам лабораторий при составлении отчета об использовании химреактивов следует учитывать, что их использованное количество должно соответствовать количеству проведенных исследований (анализов) и другим нормативным фактам использования реактивов, указанным в журналах регистрации анализов, в соответствии с нормами их использования.

Ситуация аналогична и при представлении дезинфектором в бухгалтерию отчета об использованных дезсредствах.

 

Платные услуги и НДС

 

В соответствии с п.п. «б» п. 185.1 НКУ объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 данного Кодекса. То есть операции по предоставлению платных услуг Госсан­эпидслужбой являются объектом обложения НДС.

Согласно изменениям, внесенным Законом № 71 в НКУ, с 01.01.2015 г. обязательная регистрация плательщиками НДС касается только лиц, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС). Напомним: до 01.01.2015 г. этот предел составлял 300 тыс. грн.

Если учреждение Госсанэпидслужбы, предоставляющее платные услуги, раньше было зарегистрировано плательщиком НДС, но по состоянию на 01.01.2015 г. объем налогооблагаемых операций за последние 12 календарных месяцев не превышает 1 млн грн., то оно имеет право аннулировать регистрацию плательщика НДС.

 

Нормативные документы

 

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Закон № 5203 — Закон Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI.

Закон № 71 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII.

Постановление № 1351 — постановление КМУ «Об утверждении тарифов (прейскурантов) на работы и услуги, которые выполняются и предоставляются за плату учреждениями и заведениями государственной санитарно-эпидемиологической службы» от 27.08.2003 г. № 1351.

Положение № 400/2011 — Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины, утвержденное Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 400/2011.

Перечень № 1067-р — Перечень платных административных услуг, которые предоставляются Государственной санитарно-эпидемиологической службой и учреждениями и заведениями, относящимися к сфере ее управления, утвержденный распоряжением КМУ от 26.10.2011 г. № 1067-р.

Перечень № 1544 — Перечень работ и услуг в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, выполняемых и предоставляемых за плату, утвержденный постановлением КМУ от 15.10.2002 г. № 1544.

Порядок № 712 — Порядок выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, утвержденный постановлением КМУ от 12.05.2007 г. № 712.

Приказ № 68 — приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления» от 27.07.2000 г. № 68.

Письмо № 10672 — письмо Государственной службы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства от 15.11.2013 г. № 10672.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше