(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 20/1
  • № 20
  • № 19
  • № 18
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/12
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Май , 2015/№ 17

Об оплате труда водителей выездных бригад

http://tinyurl.com/yyvmg7bp
Письмо от 02.12.2014 г. № 1559/13/84-14

Департамент заработной платы и условий труда Министерства социальной политики Украины рассмотрел письмо об оплате труда водителей выездных бригад территориального медицинского объединения экстренной медицинской помощи и в пределах компетенции сообщает.

Оплата труда водителя, работающего в выездной бригаде территориального медицинского объединения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, осуществляется согласно приказу Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 «Об упорядочении условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения» (далее — Условия).

В штатных расписаниях должностные оклады (тарифные ставки) работникам устанавливаются с учетом повышений.

Так, в соответствии с подпунктом 2.4.4 Условий водителям санитарных автомобилей месячные тарифные ставки (оклады) повышаются на 20 процентов.

Перечень автомобилей, отнесенных к санитарным, утвержден приказом Минздрава от 02.10.2000 г. № 232 «Об утверждении Перечня специальных и специализированных транспортных средств области здравоохранения Украины, относящихся к составу (категории) санитарных».

Согласно этому перечню к специальным санитарным транспортным средствам относятся: скорая медицинская помощь; неотложная медицинская помощь; автомобили реанимационный; оперативный медицины катастроф; оперативно-спасательный чрезвычайных ситуаций; специальные перевозки (трупов, анатомических материалов, другие).

В соответствии с подпунктом 4.5.3 Условий водителям автотранспортных средств устанавливается ежемесячная надбавка за классность к тарифной ставке (окладу) в следующих размерах:

— водителям II класса — 10 процентов;

— водителям I класса — 25 процентов.

Указанная надбавка устанавливается за фактически отработанное водителем время к тарифной ставке (окладу), определенной согласно пунктам 2.1 и 2.2 Условий, без учета повышения за управление санитарным транспортом.

Если водитель работал в ночное время (с 22:00 до 06:00), то согласно подпункту 3.2.2 Условий производится доплата в размере 50 процентов часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый отработанный час в ночное время.

Перечень должностей и подразделений, за работу в которых производится указанная доплата, утверждается руководителем заведения по согласованию с профсоюзным комитетом. В случае необходимости в него могут вноситься изменения и дополнения.

Доплата за работу в ночное время начисляется на должностной оклад с учетом повышения.

Продолжительность ежедневной работы (смены) работников, в том числе водителей выездных бригад, определяется правилами внутреннего трудового распорядка. Под рабочим временем водителя следует понимать время, в течение которого водитель обязан выполнять работу, определенную трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно подпункту 3.4.4 Условий руководители заведений по согласованию с профсоюзными комитетами могут устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи с доплатой 25 процентов тарифной ставки за отработанное время.

Доплаты устанавливаются к должностному окладу с учетом повышения. Должность водителя должна быть включена в перечень профессий и должностей, определенных в коллективном договоре, для которых применяется ненормированный рабочий день, а факт работы в режиме ненормированного рабочего дня зафиксирован в заключенном с водителем трудовом договоре.

Работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени водителю в повышенном размере не оплачивается, а компенсацией за ненормированный рабочий день является предоставление дополнительного отпуска продолжительностью до 7 календарных дней согласно списку должностей, работ и профессий, определенных коллективным договором.

Конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда устанавливается коллективным или трудовым договором в зависимости от времени занятости работника в этих условиях.

Таким образом, для водителей, которые задержались на выезде и отработали сверх нормальной продолжительности рабочего времени, применяется такой вид компенсации, как доплата к тарифной ставке (окладу) за ненормированный рабочий день.

Доплата за ненормированный рабочий день не может предоставляться водителю выездной бригады, для которого в соответствии со статьей 61 КЗоТ введен суммированный учет рабочего времени.

На период ремонта автомобиля водителя (с его согласия) приказом руководителя могут временно перевести на ремонтные работы, т. е. на должность слесаря по ремонту автомобилей (при условии, что в штатном расписании имеется такая должность и на тот момент она вакантна и если водитель имеет квалификационный разряд по этой специальности). В этом случае труд водителя оплачивается согласно выполненной работе, но не ниже среднего заработка по предыдущей работе ( ст. 33, 34 КЗоТ). Средний заработок исчисляется согласно Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 08.02.95 г. № 100.

Если приказ о временном размещении автотранспорта на ремонт не издавался и время простоя в табеле учета рабочего времени не отражено, т. е. водитель отремонтировал автомобиль в свое рабочее время, оплата труда водителя специального санитарного автотранспортного средства осуществляется согласно действующим условиям оплаты труда водителей, определенным в трудовом договоре.

Если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал, т. е. не управлял автотранспортным средством, надбавка за классность не выплачивается, поскольку при выполнении других видов работ квалификация II или I класса водителя не требуется. Также за эти часы не осуществляется доплата за ненормированный рабочий день.

Что касается надбавки за стаж непрерывной работы, то в соответствии с подпунктом 4.1.1 (6) Условий водителям выездных бригад устанавливается надбавка за продолжительность непрерывной работы в размере до 60 процентов должностного оклада.

Указанная надбавка начисляется на тарифную ставку (оклад) водителя без учета других повышений, надбавок и доплат.

Директор Департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Водители выездных бригад скорой помощи: нюансы оплаты труда

В комментируемом письме Минсоцполитики рассмотрело вопросы, связанные с оплатой труда водителей выездных бригад территориального медицинского объединения центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф (далее — ТМО ЦЭМПМК).

Давайте рассмотрим их подробнее, опираясь на нормы Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519 (далее — Условия № 308/519).

Повышение оклада за управление санитарным транспортом

Водителям санитарных автомобилей месячные тарифные ставки (оклады) повышают на 20 % ( п.п. 2.4.4 Условий № 308/519).

Перечень специальных и специализированных транспортных средств сферы здравоохранения Украины, относящихся к составу (категории) санитарных, утвержден приказом Минздрава от 02.10.2000 г. № 232 (далее — Перечень № 232).

К примеру, согласно этому документу к специальным санитарным автомобилям относят скорую медицинскую помощь. Но одной лишь надписи на транспортном средстве мало.

Внимание! Как предусмотрено п. 2 вышеуказанного приказа, руководители заведений должны осуществлять регистрацию (перерегистрацию) санитарных транспортных средств, включенных в Перечень № 232.

Следовательно, для того чтобы установить водителю санитарного автомобиля рассматриваемое повышение, транспортное средство, которым он управляет, должно быть надлежащим образом оборудовано и зарегистрировано в органах ГАИ как «специальное» или «специализированное».

Надбавка за классность

Тарифный разряд водителям устанавливают исходя из наличия у них III квалификационного класса. Для тех же работников, которым присвоены I или II классы, предусмотрена надбавка к зарплате. Ее размеры установлены п.п. 4.5.3 Условий № 308/519 и составляют для:

— водителей II класса — 10 %;

— водителей I класса — 25 %.

Возьмите на заметку: надбавку за классность устанавливают в процентах к должностному окладу, определенному согласно п.п. 2.2.23 Условий № 308/519, т. е. без учета повышения за санитарный транспорт ( п. 4.6 этих Условий).

При этом выплачивают ее за фактически отработанное водителем время.

Доплата за работу в ночное время

Ночным считается время с 22:00 до 6:00 ( ст. 54 КЗоТ). За работу в такое время водителям санитарных автомобилей устанавливают доплату в размере 50 % часовой тарифной ставки (должностного оклада) с учетом повышений за каждый час работы в ночное время ( п.п. 3.2.2 Условий № 308/519).

Минсоцполитики подчеркнуло: руководителем учреждения по согласованию с профсоюзом должен быть утвержден перечень должностей и подразделений, за работу в которых проводится указанная доплата.

При этом заметим, что доплата за работу в ночное время является обязательной выплатой и производится независимо от режима работы водителя.

Доплата за ненормированный рабочий день

Подпунктом 3.4.4 Условий № 308/519 руководителям заведений по согласованию с профсоюзом предоставлено право устанавливать ненормированный рабочий день для водителей легковых и санитарных автомобилей, автомобилей скорой медицинской помощи.

Интересно, что порядок введения такого режима работы законодательством не установлен. Как правило, в этом вопросе руководствуются Рекомендациями относительно порядка предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы, утвержденными приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (ср. 025069200).

Из этого документа следует, что:

1) ненормированный рабочий день — это особый режим работы;

2) выполнять работу на условиях ненормированного рабочего дня могут только отдельные работники, для которых невозможно нормировать время трудового процесса (время работы нельзя учесть точно).

Важно! Как подчеркнуло Минсоцполитики в комментируемом письме, список профессий и должностей, на которых может применяться ненормируемый рабочий день, определяется коллективным договором, а факт работы в таком режиме фиксируют в трудовом договоре.

3) к работе на условиях ненормированного рабочего дня работника можно привлекать только при необходимости и эпизодически;

4) ненормированный рабочий день означает выход за пределы нормальной продолжительности рабочего времени. Такая работа не является сверхурочной и дополнительно не оплачивается. Но в качестве компенсации предоставляют ежегодный дополнительный отпуск и устанавливают доплату.

Согласно п.п. 3.4.4 Условий № 308/519 размер доплаты составляет 25 % тарифной ставки с учетом повышений. Ее устанавливают за фактически отработанное время.

Важно! Ненормированный рабочий день не может быть установлен работникам, относительно которых применяется суммированный учет рабочего времени.

Объясним, почему это так. Дело в том, что суммированный учет рабочего времени осуществляется по табелю выходов на работу и утвержденному графику работы (сменности) за учетный период, т. е. в таком случае у работников нет возможности работать сверх нормальной продолжительности рабочего времени. При суммированном учете рабочего времени время, отработанное сверх нормы продолжительности рабочего времени за учетный период, считается сверхурочным и оплачивается согласно ст. 106 КЗоТ.

Поэтому если водители выездных бригад ТМО ЦЭМПМК работают в режиме суммированного учета рабочего времени, то для установления им ненормированного рабочего дня (с выплатой соответствующей доплаты) нет оснований.

Автомобиль на ремонте: как платить зарплату водителю

Если автомобиль находится на ремонте, то оплата труда водителя зависит от того, как оформлены с ним трудовые отношения на этот период. Возможны два варианта:

1) оформление простоя;

2) перевод водителя на другую работу;

Конечно, по просьбе водителя ему может быть предоставлен ежегодный отпуск или отпуск без сохранения зарплаты. При этом помните, что принудительно направлять работников в отпуск без сохранения зарплаты запрещено, а его продолжительность не может превышать 15 календарных дней.

Рассмотрим каждый из вышеприведенных вариантов подробнее.

Оформление простоя. Для фиксации простоя не по вине работника должны быть оформлены:

— соответствующий акт (в нем указываются причины, которые обусловили приостановку работы);

— приказ руководителя.

Простой подлежит обязательной оплате в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 113 КЗоТ, т. е. из расчета не ниже 2/3 тарифной ставки установленного работнику разряда (оклада). При этом заметим, что надбавку за классность и доплату за ненормированный рабочий день не начисляют.

Перевод на другую работу. В ст. 34 КЗоТ указано следующее: в случае простоя работники могут быть переведены по их согласию с учетом специальности и квалификации на другую работу в том же учреждении на все время простоя сроком до одного месяца.

Временный перевод на другую работу по причине простоя оформляют приказом руководителя, в котором должна быть указана работа, на которую переводится работник (должность, профессия, специальность, квалификация или конкретные трудовые обязанности), срок начала и окончания перевода на другую работу, конкретная причина перевода. Для осуществления такого перевода необходимо согласие работника. Такое согласие в обязательном порядке необходимо зафиксировать документально.

Внимание! Перевод на другую должность возможен, если в штатном расписании есть нужная должность и она вакантна (кроме того, водитель должен иметь по ней специальность).

Статей 34 КЗоТ не установлен порядок оплаты труда в случае перевода работника в связи с простоем на другую работу. В комментируемом письме Минсоцполитики говорит о том, что производить оплату нужно не ниже чем средний заработок по предыдущей работе, т. е. в порядке, установленном ст. 33 КЗоТ.

К примеру, на период ремонта автомобиля водитель переведен на должность слесаря по ремонту автомобилей. В этом случае ему производится оплата труда за выполненную работу по должности слесаря, но не ниже, чем средний заработок по предыдущей работе (на должности водителя). Средний заработок рассчитывают согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100, исходя из выплат за последние 2 месяца, предшествующие месяцу перевода на другую работу.

Это значит, что необходимо сравнить суммы дневного заработка по должности слесаря и среднедневного заработка по должности водителя, и если дневной заработок:

— выше среднего заработка, то период временного перевода оплачивается исходя из условий труда по должности слесаря;

— ниже среднего заработка, то период временного перевода оплачивается исходя из средней зарплаты.

Сведения о временном переводе на другую работу в трудовую книжку не записывают.

Кроме описанных выше вариантов, Минсоцполитики в комментируемом письме рассмотрело еще один — если водитель выполнял работы по ремонту автотранспортного средства самостоятельно в свое рабочее время, приказ о временном перемещении автомобиля на ремонт не издавался и водителю не оформлялся простой.

В таком случае, оплата труда за время выполнения таких работ проводится в соответствии с установленными условиями оплаты труда водителей. При этом, по мнению специалистов этого министерства, в таком случае ему не выплачивают надбавку за классность и доплату за ненормированный рабочий день. Такой позиции Минсоцполитики придерживается уже давно. Но и мы также остаемся при своем мнении. Согласны, оснований для выплаты доплаты за ненормированный рабочий день, действительно, нет. Ведь в этот период водителя не привлекают к труду сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Но с отсутствием надбавки за классность не можем согласиться.

Минсоцполитики настаивает: если водитель в рабочее время находился на работе, но не выезжал, то надбавку за классность за эти часы не выплачивают, поскольку при выполнении других видов работ классность не требуется.

Но если быть объективными, в должностные обязанности водителей входит не только лишь управление автотранспортным средством. Кроме этого, водитель ежедневно должен проверять техническое состояние автотранспортного средства, обеспечивать исправность оборудования в соответствии с требованиями стандартов, касающихся безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды, выполнять работы по ежедневному техническому обслуживанию, а также устранять технические неисправности, возникающие при работе автотранспортного средства и пр. Поэтому, если водитель на работу пришел, но не выезжал, а выполнял другую работу, предусмотренную его должностными обязанностями, или простаивал, то этот период считается им отработанным. И свою «классность» он при этом не утрачивает.

Кроме того, основанием для табелирования работника являются данные о его приходе на работу и уходе с нее. Подчеркнем: ошибочно считать, что фактически отработанное водителем время подтверждается путевыми листами, поскольку путевые листы не являются основанием для начисления зарплаты водителям. Поэтому считаем, что в этом случае надбавка за классность должна выплачиваться на общих основаниях.

Надбавка за продолжительность непрерывной работы

Водители бригад ТМО ЦЭМПМК имеют право на указанную надбавку на основании п.п. 4.1.1 Условий № 308/519. Ее процентный размер зависит от стажа непрерывной работы: от 3 до 5 лет — 20 %, от 5 до 7 лет — 40 %, свыше 7 лет — 60 % тарифной ставки (должностного оклада) без учета повышений ( п. 4.6 Условий № 308/519).

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
водитель, оплата труда добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье