Осуществляем закупку работ: особенности проведения закупок

В избранном В избранное
Печать
Ярослава ДУБРОВА, главный специалист отдела операционного аудита Управления операционного анализа Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2015/№ 43
Количество торгов на закупку работ в процентном соотношении к закупкам товаров и услуг ниже. Вместе с тем на практике проблем, касающихся особенностей таких закупок, не меньше, а иногда даже и больше. Достаточно часто на возникающие вопросы сложно найти квалифицированные ответы. Сегодня мы проанализируем актуальные вопросы осуществления закупок работ и дадим практические рекомендации по проведению таких закупок.

Поскольку проведению любой закупки предшествует ее планирование, то в первую очередь разберемся с тем, как правильно спланировать закупку работ.

При этом для правильного планирования необходимо правильно определить сам предмет закупки работ, чтобы не произошло уклонение от применения процедур государственных закупок, предусмотренных действующим законодательством, путем деления предмета закупки. И судя по практике, на этом этапе у заказчика и начинаются сомнения относительно правильности определения предмета и процедуры закупки, поскольку принятые им неправомерные решения затем будут основанием для установления контролерами правонарушения и составления административного протокола. Итак, дальше рассмотрим все по порядку.

Планирование и определение предмета закупки работ

Как предусмотрено ч. 1 ст. 4 Закона № 1197, заказчик осуществляет закупки в соответствии с годовым планом.

Заметим, что полномочия по планированию осуществления процедур госзакупок принадлежат комитету по конкурсным торгам заказчика. То есть конкурсный комитет в конце предыдущего или в начале следующего года должен определиться с предметами закупок работ и, в зависимости от их ожидаемой стоимости, указать информацию о закупке или в годовом плане, или же в приложении к нему. От правильности такого определения будет зависеть, нужно ли заказчику проводить определенную процедуру закупки, которая отложит во времени заключение договора, или можно заключить сразу договор без проведения торгов.

Справка. Форма годового плана государственных закупок, по которой он должен быть составлен, утверждена приказом № 1106.

Итак, сначала рассмотрим, какая же в настоящее время, с учетом последних изменений, должна быть ожидаемая стоимость предмета закупки работ, для того, чтобы он «попал» в годовой план закупок.

Так, Инструкцией по заполнению формы годового плана закупок / годового плана закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок, утвержденной приказом № 1106, предусмотрено, что в годовой план заказчики включают закупки, ожидаемая стоимость которых:

— без учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС) равна или превышает суммы, указанные в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197;

— с учетом НДС не превышает сумму, указанную в ч. 1 ст. 35 этого же Закона, — в случае планирования процедуры запроса ценовых предложений;

— с учетом НДС равна или превышает суммы, которые указаны в ч. 3 ст. 2 Закона № 4851.

То есть заказчики должны составлять годовой план закупок по тем закупкам, на которые распространяется действие указанных законов.

Следует отметить, что на сегодняшний день Минэкономразвития еще не внесло соответствующие изменения в приказ № 1106, а поэтому в нем мы видим ссылку на устаревшие стоимостные пределы Закона № 1197 и ранее действовавший подход по их применению.

Внимание! Подзаконные нормативно-правовые акты, среди которых приказ № 1106, должны быть приведены в соответствие с обновленным Законом № 1197 в трехмесячный срок со дня вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере государственных закупок относительно приведения их в соответствие с международными стандартами и принятии мер по преодолению коррупции» от 15.09.2015 г. № 679 (т. е. 30.09.2015 г.) и применяются в части, не противоречащей Закону № 1197.

Таким образом, на сегодняшний день с учетом требований ч. 1 ст. 2 Закона № 1197 в годовой план закупок заказчик должен включить закупки тех работ, ожидаемая стоимость которых равна или превышает 1 млн 500 тыс. грн. (с учетом НДС).

Напомним, что ожидаемую стоимость предмета закупки работ указывают на момент, предшествующий проведению определенной процедуры закупки. При этом такая ожидаемая стоимость не требует корректировки по результатам осуществления соответствующей процедуры закупки.

А если ожидаемая стоимость предмета закупки работ у заказчика будет ниже 1,5 млн грн., то такой предмет закупки отражают в приложении к годовому плану.

Подведем итоги: чтобы ответить на вопрос, стоит ли проводить процедуру государственных закупок перед заключением договора для закупки работ, заказчик должен исходить из размера ожидаемой стоимости предмета закупки работ.

В то же время, что интересно, участники госзакупочного процесса (часто заказчики, а иногда и контролеры) путаются с определением предмета закупки работ. А это является важным моментом, ведь от правильности такого определения зависит, соблюдал ли заказчик требования законодательства, не пытался ли избежать проведения торгов путем деления предмета закупки.

Чтобы разобраться в этом вопросе, сначала рассмотрим определение общего понятия «предмет закупки».

Так, предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки). Такое определение законодатель предусмотрел в п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197.

Заметим, что каждый из указанных нами выше предметов закупок, т. е. и «работы» в том числе, имеет еще и отдельное определение в Законе № 1197. И именно в понимании термина «работы» видим неоднозначность при реализации указанного Закона на практике. Поэтому дальше детально проанализируем, что же имеет в виду законодатель под таким понятием, как «работы».

Так, в п. 23 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 указано:

работы — это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и услуги, сопровождающие работы, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и другие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ.

Из анализа составляющих, которые включил законодатель в термин «работы», видим, что работами в понимании Закона № 1197 являются как непосредственно проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, реставрация объектов и сооружений, техническое переоснащение предприятий, так и услуги, сопровождающие работы. При этом указанные услуги включаются в сметную стоимость работ, если их стоимость не превышает стоимость таких работ.

При этом указанные работы будут отдельными предметами закупок, о чем мы подробно поговорим ниже.

Подведем итоги: изготовление проектно-сметной документации, строительство объекта, реконструкция объекта, капитальный ремонт здания, реставрация объекта, геологоразведочные работы — это все отдельные работы в понимании Закона № 1197.

Как следствие, ответ на вопрос относительно применения Закона № 1197 зависит от ожидаемой стоимости каждой из указанных отдельных работ, в закупке которых существует потребность у заказчика. Почему же вышеупомянутые виды работ — это отдельные предметы закупок, и как с учетом их ожидаемой стоимости правильно определить такой предмет закупки? Рассмотрим ниже эти вопросы.

По общему правилу предмет закупки заказчик определяет в порядке, установленном Уполномоченным органом в сфере государственных закупок (Минэкономразвития).

Так, согласно разд. III «Определение предмета закупки работ» Порядка № 921 определение предмета закупки работ заказчик осуществляет в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, а также Ведомственных строительных норм ВБН Г.1-218-182:2006 «Классификация работ по ремонтам автомобильных дорог общего пользования», утвержденных решением коллегии Государственной службы автомобильных дорог от 10.04.2006 г. № 16.

Справка. ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 устанавливает основные правила определения стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации памятников архитектуры и градостроения.

Помните: ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 является обязательным при определении стоимости строительства объектов, которые сооружаются за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Заметим, что ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 не содержит определения термина «объект строительства». Вместе с тем в разд. 3 этого Стандарта предусмотрено, что в нем термины употребляются в соответствии с ДБН А.2.2-3.

Следует отметить, что на замену ДБН А.2.2-3-2012 «Состав и содержание проектной документации на строительство» приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163 (вступил в силу 01.10.2014 г.) утверждены ДБН А.2.2-3-2014.

Как предусмотрено в п. 3.12 разд. 3 ДБН А.2.2-3-2014: объект строительства — это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

При этом часть дома, здания, сооружения — это определенная проектной документацией на реконструкцию или капитальный ремонт часть существующего объекта, введенного в эксплуатацию в установленном порядке.

Справка. ДБН А.2.2-3-2014 размещены на официальном сайте Минрегионразвития по адресу: http://www.minregion.gov.ua/attachments/files/bydivnitstvo/texnichne-regulyuvannya/normuvannja/DBN/2014/A223-14 %20(1).pdf.

Подведем итоги: при определении предмета закупки работ необходимо исходить из понятия «объект строительства» с учетом ожидаемой стоимости для всего объема работ по каждому отдельному виду работ, перечень которых приведен в п. 23 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197.

При этом услуги, сопровождающие работы (если их стоимость не превышает стоимость работ), тоже считаются работами, и поэтому для них применяется стоимостный предел — 1 млн 500 тыс. грн. (с учетом НДС).

Следовательно, при определении предмета закупки работ действуем следующим образом:

— работы по капитальному ремонту по одному зданию суммируем для определения ожидаемой стоимости всего объема работ. Такие работы являются одним предметом закупки;

— изготовление проектно-сметной документации, геологоразведочные работы по одному объекту являются отдельными работами и отдельными предметами закупок;

— расходы на проектные работы, экспертизу проектной документации, осуществление технического надзора по одному объекту являются разными видами работ и отдельными предметами закупок.

Дальше рассмотрим, как применять указанные положения на практике.

Практические ситуации при определении предмета закупки работ

Ситуация 1. Заказчику необходимо изготовить проектную документацию (ожидаемая стоимость предмета закупки работы 225 тыс. грн.) и провести капитальный ремонт здания, в частности выполнить утепление фасадов (ожидаемая стоимость работы 420 тыс. грн.) и их отделку (ожидаемая стоимость работы 580 тыс. грн.), а также заменить в здании окна (ожидаемая стоимость работы 930 тыс. грн.).

Как здесь разобраться с определением понятия «работы»?

Решение. Как мы указывали выше, отдельными работами будут как проектные работы, так и капитальный ремонт. То есть заказчик рассматривает ожидаемую стоимость работ по проектированию (изготовлению проектно-сметной документации) и работ по капитальному ремонту здания (утепление, отделка фасадов, замена окон) как отдельные предметы закупки работ, каждый из которых он определяет по объекту строительства, т. е. по его зданию.

Таким образом, заказчик, исходя из ожидаемой стоимости предмета закупки проектных работ, принимает решение о применении Закона № 1197. Поскольку в нашей ситуации ожидаемая стоимость работ по проектированию ниже стоимостного порога в 1 млн 500 тыс. грн. (а именно, 225 тыс. грн.), то заказчик включает эту закупку в приложение к годовому плану закупок и заключает «прямой» договор без проведения торгов.

Что касается работ по капитальному ремонту, то такой ремонт предусматривает замену или восстановление конструкций либо инженерных систем и оборудования в связи с их физической изношенностью и разрушением. Следовательно, указанные выше работы по капитальному ремонту здания (утепление и отделка фасадов, замена окон) включают в общие объемы работ по капитальному ремонту здания. При этом вопрос применения Закона № 1197 решают в зависимости от ожидаемой стоимости всех работ по капитальному ремонту здания.

То есть в нашей ситуации общая ожидаемая стоимость предмета закупки работ по капитальному ремонту составляет 1 млн 930 тыс. грн., а следовательно, превышает стоимостный порог 1 млн 500 тыс. грн. Таким образом, заказчик включает закупку работ по капитальному ремонту в годовой план закупок и выбирает процедуру закупки в соответствии с требованиями Закона № 1197. Поэтому договор о закупке таких работ должен быть заключен заказчиком по результатам торгов.

Ситуация 2. В смету на реконструкцию объекта включены такие расходы (без НДС):

— строительно-монтажные работы 900 тыс. грн.;

— товары/материалы 300 тыс. грн.;

— другие расходы (проектные работы, экспертиза проектной документации, осуществление технического надзора) 50 тыс. грн.

При этом сводная смета на реконструкцию объекта составляет 1 млн 250 тыс. грн. (без НДС). В то же время с НДС такая сводная смета составляет 1 млн 500 тыс. грн.

Должен ли заказчик проводить торги на общую стоимость сводной сметы (т. е. и по материалам для работ, и по самим работам)? По каким предметам закупок и на какую стоимость заказчик должен провести торги?

Решение. Как указано в условиях, сводная смета на реконструкцию объекта составляет 1 млн 500 тыс. грн. (с НДС). Казалось бы, заказчик должен применить Закон № 1197, выбрать для проведения одну из процедур государственных закупок, поскольку стоимость закупки работ равна стоимостному пределу, установленному этим Законом. Однако это не так. Объясним наш вывод.

Как было указано выше, к работам относят как проектные работы и реконструкцию (строительно-монтажные работы) объекта, так и услуги, сопровождающие такие работы. Поэтому для решения этой ситуации будем исходить из общей ожидаемой стоимости всего объема работ по каждому отдельному виду таких работ, определенных по объекту строительства.

В нашей ситуации ожидаемая стоимость строительно-монтажных работ составляет 900 тыс. грн. (без НДС), а с НДС — 1 млн 80 тыс. грн., т. е. не превышает стоимостный порог применения Закона № 1197 к закупке работ. Это означает, что заказчик включает эту закупку в приложение к годовому плану закупок и заключает «прямой» договор без проведения торгов.

Теперь относительно других расходов (проектные работы, экспертиза проектной документации, осуществление технического надзора), общая стоимость которых в смете составляет 50 тыс. грн. (без НДС), а с НДС — 60 тыс. грн.

Вопрос о применении Закона № 1197 к таким работам следует решать, ориентируясь на ожидаемую стоимость каждого отдельного вида таких работ по объекту строительства. Понятно, что в нашей ситуации стоимость каждого вида работ, а именно: отдельно проектных работ, отдельно экспертизы проектной документации, отдельно осуществления технического надзора, будет ниже стоимостных порогов применения Закона № 1197 к закупке работ. Следовательно, это будет закупка трех разных видов работ, информацию о которых заказчику необходимо указать в приложении к годовому плану закупки. При этом для закупки проектных работ, работ по экспертизе проектной документации, работ по осуществлению технического надзора заказчик заключит три «прямых» договора.

Для обоснования такой позиции не лишним будет также напомнить, что проектные работы, работы по экспертизе проектной документации и работы по осуществлению технического надзора за выполнением работ по объекту строительства — это разные по своей сути работы, выполняемые в разных временных диапазонах и последовательности, для выполнения которых привлекаются разные учреждения (организации).

Относительно того, обязан ли заказчик включать стоимость материалов (360 тыс. грн. с НДС) в стоимость работ по капитальному ремонту и проводить торги на общую сумму этих закупок, необходимо отметить следующее.

Для осуществления работ по капитальному строительству могут заключаться договоры подряда:

— на капитальное строительство (в том числе субподряда);

— на выполнение проектных и изыскательских работ;

— на выполнение геологических, геодезических и других работ, необходимых для капитального строительства;

— другие договоры.

Указанное предусмотрено ч. 2 ст. 317 ХКУ.

Напомним, что общие условия договоров подряда определяют в соответствии с положениями ГКУ о договоре подряда, если иное не предусмотрено ХКУ.

Вместе с тем в ч. 3 ст. 317 этого Кодекса определено, что хозяйственные отношения в сфере материально-технического обеспечения капитального строительства регулируются соответствующими договорами подряда, если иное не предусмотрено законодательством или договором сторон. С согласия сторон строительные поставки могут осуществляться на основании договоров поставки.

Согласно ч. 3. ст. 318 ХКУ обеспечение строительства материалами, технологическим, энергетическим, электротехническим и другим оборудованием возлагается на подрядчика, если иное не предусмотрено законодательством или договором.

С указанной нормой ХКУ корреспондирует положение ч. 1 ст. 839 ГКУ, где предусмотрено следующие: подрядчик обязан выполнить работу, определенную договором подряда, из своего материала и своими средствами, если иное не установлено договором.

Справка. Согласно ст. 840 ГКУ, если работа выполняется частично или в полном объеме из материала заказчика, то подрядчик отвечает за неправильное использование этого материала. Подрядчик обязан предоставить заказчику отчет об использовании материала и вернуть его остаток.

При этом если работа выполняется из материала заказчика, в договоре подряда должны быть установлены нормы расхода материала, сроки возврата его остатка и основных отходов, а также ответственность подрядчика за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Порядок заключения и выполнения договоров подряда на проведение работ по новому строительству, реконструкции зданий и сооружений и техническому переоснащению, а также комплексов и видов работ, связанных с капитальным строительством объектов, определен Общими условиями.

Так, в п. 56 Общих условий предусмотрено, что сторона, которая в соответствии с договором подряда обеспечивает работы материальными ресурсами, отвечает за их качество и соответствие требованиям, установленным нормативными документами и проектной документацией. Договором подряда может предусматриваться согласование с другой стороной вопроса выбора продавцов (поставщиков) материальных ресурсов.

В случае когда обязательство по обеспечению работ материальными ресурсами возложено на заказчика, подрядчик обязан определить и принять меры по их сохранности (п. 56 указанных Общих условий).

Следовательно, как видим из анализа кодифицированных норм ХКУ и ГКУ и положений Общих условий, в договоре подряда стороны определяют, на кого именно (подрядчика или заказчика) возлагается обеспечение строительства материалами.

Таким образом, в нашей ситуации возможны два варианта ее решения:

1. Заказчик может при закупке строительно-монтажных работ одновременно предусмотреть и закупку необходимых для выполнения работ материалов, т. е. осуществить закупку на общую сумму стоимости строительно-монтажных работ (1 млн 80 тыс. грн. (с НДС)) и материалов (360 тыс. грн. (с НДС)), а именно: 1 млн 440 тыс. грн. Как видим, общая ожидаемая стоимость предмета закупки ниже стоимостных пределов, при которых необходимо проводить процедуру закупки. Таким образом, заказчик отражает такой предмет закупки в приложении к годовому плану закупок и заключает «прямой» договор.

2. Заказчик может приобрести отдельно материалы для выполнения строительно-монтажных работ. Для принятия решения, стоит ли в таком случае проводить торги, следует исходить из размера ожидаемой стоимости материалов, учитывая стоимостный предел применения Закона № 1197 для закупки товаров — 200 тыс. грн. (с НДС).

Напомним, что в нашем случае стоимость материалов составляет 360 тыс. грн. (с НДС). Следовательно, заказчик отражает предмет закупки материалов в годовом плане закупок и проводит процедуру закупки в соответствии с Законом № 1197.

Ситуация 3. Для реконструкции больницы заказчику, кроме закупки работ по изготовлению проектной документации (ожидаемая стоимость 130 тыс. грн. с НДС), необходимо закупить услуги по изготовлению медицинского задания (ожидаемая стоимость 80 тыс. грн. с НДС), которое является основой для разработки проектной документации. Нужно ли суммировать стоимость изготовления медицинского задания и стоимость изготовления проектной документации для определения предмета закупки?

Решение. Сразу напомним, что изготовление проектной документации для реконструкции больницы — это работа, а не услуга.

При этом, чтобы разрешить ситуацию, обратимся к определению термина «услуги». Так, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 услуги — это любой предмет закупки (кроме товаров и работ), в частности, транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-исследовательские или опытно-конструкторские разработки, медицинское и бытовое обслуживание, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.

Следовательно, подготовка медицинского задания на разработку проектно-сметной документации для реконструкции больницы является услугой, а не работой в понимании Закона № 1197.

Поэтому, принимая во внимание то, что ожидаемая стоимость закупки услуг по разработке медицинского задания составляет 80 тыс. грн., т. е. не превышает стоимостные пределы применения Закона № 1197, заказчик планирует эту закупку в приложении к годовому плану закупок и заключает «прямой» договор.

Вместе с тем ожидаемая стоимость работ по изготовлению проектной документации для реконструкции больницы составляет 130 тыс. грн. (с НДС), т. е. меньше стоимостного порога для применения Закона № 1197 к закупке работ, поэтому эту закупку заказчик также планирует в приложении к годовому плану закупок и заключает «прямой» договор.

Ситуация 4. Для проведения реконструкции здания школы (укрепление фундамента) из областного бюджета выделено 980 тыс. грн. На указанную сумму заключен «прямой» договор. Затем для проведения реконструкции здания школы (работы по капитальному ремонту кровли и помещений школы) выделено 900 тыс. грн. из другого источника финансирования. Необходимо ли проводить процедуру закупки на сумму 900 тыс. грн. или же в этой ситуации можно заключить «прямой» договор?

Решение. Как предусмотрено ч. 5 ст. 2 Закона № 1197, запрещается заключение договоров, предусматривающих оплату заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом. Заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью уклонения от проведения процедуры открытых торгов или применения этого Закона.

Как видим, средства для проведения работ по капитальному ремонту кровли и помещений школы выделены заказчику после заключения договора на закупку работ по укреплению фундамента школы. То есть можно считать, что такие средства являются так называемыми «дополнительными», а предмет закупки работ по капитальному ремонту кровли и помещений школы будет новым предметом закупки. Поэтому вопрос, необходимо проводить торги или нет, решается в зависимости от ожидаемой стоимости такого нового предмета закупки. В нашей ситуации ожидаемая стоимость нового предмета закупки работ составляет 900 тыс. грн., т. е. является ниже стоимостных порогов применения Закона № 1197 для закупки работ. Как следствие, заказчик заключает «прямой» договор.

Одновременно заметим, что заказчик планирует осуществление закупок в зависимости от потребности и ожидаемой стоимости предметов закупок. Чтобы не избегать применения Закона № 1197, планирование проведения таких закупок заказчику следует осуществлять с соблюдением требований действующего законодательства. Вместе с тем, советуем заказчикам правильно определять потребность в закупках различного вида работ и их ожидаемую стоимость непосредственно на этапе составления расчетов к смете в случае существования такой потребности.

Ведь при анализе правомерности принятия заказчиком соответствующих решений относительно применения или неприменения Закона № 1197 при закупке работ, контролер, скорее всего, будет анализировать: мог ли заказчик на момент осуществления закупки работ по реконструкции здания школы (укреплению фундамента) на сумму 980 тыс. грн. предусмотреть существование потребности в закупке работ по реконструкции здания школы (работы по капитальному ремонту кровли и помещений школы) на сумму 900 тыс. грн. и возможность поступления средств на такую закупку.

То есть если заказчик объективно мог предусмотреть и запланировать одновременно закупку указанных работ в полном объеме и это подтверждается документально, то в таком случае не будет нового предмета закупки на сумму 900 тыс. грн.

А поскольку общая ожидаемая стоимость работ по реконструкции по одному объекту строительства (а именно по зданию школы) составляет 1 млн 880 тыс. грн., что превышает стоимостные пределы, предусмотренные в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197 для закупки работ, то факт непроведения соответствующей процедуры закупки в таком случае является рискованным и может привести к составлению должностным лицом Госфининспекции административного протокола.

Ситуация 5. По заказу управления образования изготовлена проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания учебного заведения по таким конструктивным элементам:

— капитальный ремонт кровли крыши с утеплением — 1 млн 90 тыс. грн.;

— капитальный ремонт фасада с утеплением — 1 млн 20 тыс. грн.;

— капитальный ремонт здания с заменой оконных и дверных блоков металлопластиковыми 600 тыс. грн.;

— капитальный ремонт системы отопления и вентиляции 800 тыс. грн.

Считается ли уклонением от проведения процедуры открытых торгов, если такие работы будут выполнять разные подрядные организации по «прямым» договорам на каждый отдельный конструктивный элемент проектно-сметной документации? Возможно, в данном случае необходимо проводить процедуру закупки?

Решение. Для решения указанной ситуации исходим из того, что заказчику необходимо закупить определенные работы по капитальному ремонту одного и того же объекта строительства (в данном случае — здания учебного заведения). Поскольку все указанные работы являются капитальным ремонтом одного объекта строительства, то ожидаемая стоимость таких работ должна рассматриваться в целом по этому объекту.

То есть в данной ситуации предметом закупки будут работы по капитальному ремонту здания учебного заведения, ожидаемая стоимость которого составляет 3 млн 540 тыс. грн. (1 млн 90 тыс. грн. + + 1 млн 50 тыс. грн. + 600 тыс. грн. + 800 тыс. грн.). Как видим, ожидаемая стоимость закупки превышает стоимостный предел для применения Закона № 1197 при закупке работ, следовательно, заказчик должен провести соответствующую процедуру закупки.

При этом обращаем внимание на то, что предмет закупки заказчик определяет на основании требований Порядка № 921 ср. 025069200 .

Так, согласно абз. 2 п. 2.1 этого Порядка заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков ДК 016:2010, а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Справка. В соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 часть предмета закупки (лот) — это определенная заказчиком часть товаров, работ или услуг, на которую в пределах единой процедуры закупки участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов, или ценовые предложения, или предложения на переговорах в случае применения переговорной процедуры закупки.

Учитывая указанное, если по результатам проведенного заказчиком мониторинга рынка выполнение работ по капитальному ремонту, которые он планирует закупить, окажется, что виды такого ремонта могут выполнять разные организации-подрядчики, то с целью обеспечения наибольшей конкуренции заказчик может определить лоты по этой закупке, например:

— лот 1 (капитальный ремонт кровли крыши с утеплением);

— лот 2 (капитальный ремонт фасада с утеплением);

— лот 3 (капитальный ремонт — замена оконных и дверных блоков металлопластиковыми);

— лот 4 (капитальный ремонт системы отопления и вентиляции).

Ситуация 6. Планом капитального ремонта объектов предусмотрено выполнение в административном здании таких видов работ:

— замена оконных блоков на фасадах здания (согласно экспертному отчету стоимость 780 тыс. грн.);

— замена пассажирского лифта в здании (согласно экспертному отчету стоимость — 1 млн 110 тыс. грн.).

Указанные работы планируется выполнить в разное время. При этом на работы по замене пассажирского лифта в здании разработан рабочий проект, а ввод в эксплуатацию нового пассажирского лифта будет осуществляться на основании заключения экспертизы. Вместе с тем работы по замене оконных блоков на фасадах здания будут выполняться по дефектному акту и составленной на его основании смете. На смонтированные оконные блоки будет оформлена и зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации.

Являются ли указанные работы двумя отдельными объектами строительства?

Решение. Как мы указывали выше, предмет закупки работ определяется по объекту строительства. Напомним, что объект строительства — это дома, здания, сооружения любого назначения, их комплексы или части, линейные объекты инженерно-транспортной инфраструктуры.

Как указано в ситуации, выполнение работ предусмотрено в административном здании.

При этом, как видим из определения понятия «объект строительства», таким объектом в том числе является и часть дома, здания, сооружения. Напомним, что часть дома, здания, сооружения — это определенная проектной документацией на реконструкцию или капитальный ремонт часть существующего объекта, введенного в эксплуатацию в установленном порядке.

То есть, чтобы предмет закупки определять по части объекта строительства, должны выполняться два условия:

— предмет закупки должен быть именно частью существующего объекта, введенного в эксплуатацию в установленном порядке;

— на такую часть объекта должна быть составлена проектная документация.

Итак, объектом строительства в данной ситуации будет административное здание. Таким образом, предмет закупки определяется совокупностью всех видов работ по капитальному ремонту в административном здании. То есть суммируем ожидаемую стоимость работ по замене оконных блоков на фасадах здания (780 тыс. грн.) и работ по замене пассажирского лифта в здании (1 млн 110 тыс. грн.). Поскольку общая ожидаемая стоимость предмета закупки работ составляет 1 млн 890 тыс. грн., что выше стоимостных пределов применения Закона № 1197 при закупке работ, то проводится процедура закупки. Такой предмет заказчик отражает в годовом плане закупок.

Как видим, при определении предмета закупки работ могут существовать различные нюансы. Поэтому заказчикам, во избежание ошибки, следует комплексно подходить к решению указанного вопроса и учитывать не только положения госзакупочного законодательства, но и нормы, регулирующие заключение и выполнение договоров подряда в строительстве.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 4851 — Закон Украины «Об особенностях закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности» от 24.05.2012 г. № 4851-VI.

Общие условия — Общие условия заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве, утвержденные постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

Порядок № 921 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921.

ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 — Правила определения стоимости строительства ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013, принятые приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293.

ДБН А.2.2-3-2014 Состав и содержание проектной документации на строительство, утвержденные приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163.

Приказ № 1106 приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

ДК 016:2010 Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить