Работа в зоне АТО требует от работника более высокого профессионализма, более эффективной и напряженной работы, повышенной эмоциональной нагрузки в отличие от работы в обычных условиях. Эти факторы должны быть учтены в том числе и при проведении оплаты труда. На что может рассчитывать работник (невоеннослужащий), направленный руководителем в зону АТО? Ответ на этот вопрос зависит от цели такого направления и документального оформления.
Документальное оформление
Для правильных расчетов с работником следует исходить из того, что в зону АТО работник воинской части направляется в служебную командировку. Причем работник может быть откомандирован в район проведения АТО для:
— непосредственного участия в обеспечении проведения АТО;
— выполнения служебных заданий и поручений, т. е. в обычную служебную командировку.
В обоих случаях работника направляют в командировку на основании приказа руководителя (командира воинской части). В нем указывают пункт назначения, наименование учреждения, куда направляется работник, срок и цель командировки. В соответствии с внутренними регламентами организации (воинской части) работнику может выдаваться командировочное удостоверение.
Порядок направления в командировку приведем в таблице на с. 18.
Показатель | Содержание | Нормативная база |
Основание направления работника для непосредственного участия в АТО | Приказы, директивы, распоряжения, решения соответствующего руководителя высшего органа управления (в том числе и военного), которому подчинена организация (воинская часть); письменные указания руководства Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины (приказы, распоряжения, ходатайства о направлении); другие распорядительные (первичные) документы, которые определяют задания, связанные с антитеррористической деятельностью | Порядок привлечения личного состава для участия в АТО, утвержденный приказами Первого заместителя руководителя АТЦ при СБУ Украины |
Направление в командировку в зону АТО для решения служебных заданий | Работники, которые отбыли в командировки на основании решений органов управления всех уровней (в том числе и военного) с целью оказания методической помощи в подготовке и проверке подразделений, изучения морально-психологического состояния личного состава, обобщения опыта, уточнения данных и т. п., — считаются направленными в обычную командировку | |
Срок нахождения в командировке | Срок командировки работников, которые направляются для участия в АТО, не должен превышать периода проведения такой операции |
И в том, и в другом случае работники направляются в командировку. Следовательно, оплата труда за выполненную в командировке работу должна осуществляться с соблюдением требований ст. 121 КЗоТ. Ее размер не может быть ниже среднего заработка командированного работника.
Вместе с тем работники, которые направляются для непосредственного участия в обеспечении проведения АТО, могут рассчитывать на дополнительные «денежные бонусы». О них — далее.
Премия работникам воинских частей
С целью социальной защиты работников, которые непосредственно участвуют в АТО и обеспечивают ее проведение, Министром обороны Украины было принято решение о поощрении таких работников путем премирования (доведено до воинских формирований распоряжением Департаментом финансов Минобороны от 07.11.2014 г. № 248/3/9/3/270). Установлен следующий порядок выплаты премии:
— выплата премии должна быть внесена в коллективный договор и Положение о премировании, где должны быть определены показатели и условия премирования работников за непосредственное участие в АТО, обеспечении ее проведения (вносятся изменения в коллективный договор в соответствии с действующим законодательством);
— размер премии не может превышать двух должностных окладов работника на месяц. Конкретный размер премии может быть установлен в абсолютной величине или в процентах от должностного оклада;
— конкретный размер премии устанавливается руководителем воинского формирования в границах сметных назначений на оплату труда соответствующего года;
— премия устанавливается с начала участия работника в АТО за каждый месяц, в котором работник выполнял соответствующие задания, и по дату убытия работника из зоны АТО;
— выплата премии при наличии соответствующего финансового ресурса проводится после возвращения работника из командировки в зону АТО.
Повышенная зарплата
С 29 июля 2015 года вступило в силу постановление № 522. Этим постановлением работникам бюджетных организаций, которые принимают участие в обеспечении проведения АТО непосредственно в районах ее проведения, заработная плата за фактическое время пребывания в таких районах повышается на 50 % (при наличии документов, подтверждающих такое участие)*.
* См. также разъяснение специалиста Минсоцполитики по применению постановления № 522 в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 33, с. 21.
Таким образом, для того чтобы бюджетная организация (воинская часть) имела право на выплату работнику заработной платы в повышенном размере, должны одновременно выполняться следующие три условия:
1) участие работника (невоеннослужащего) в обеспечении проведения АТО должно быть подтверждено документально;
2) работник находился в населенном пункте, который входит в зону АТО;
3) время фактического пребывания в районе проведения АТО подтверждено соответствующими документами.
Несоблюдение хотя бы одного из вышеприведенных условий не даст возможности провести выплату заработной платы (а также и дополнительной премии в случае ее выплаты) в повышенном размере.
Важно! Повышение заработной платы, предусмотренное постановлением № 522, гарантировано государством. Сумма такого повышения входит в состав дополнительной заработной платы. Его начисляют после возвращения работника из зоны АТО и предоставления документов, подтверждающих его фактическое время нахождения в районе проведения АТО.
На наш взгляд, такими документами могут быть транспортные билеты или транспортные счета (багажные квитанции), счета на оплату жилья, отметка в удостоверении о командировке про прибытие (убытие) работника в пункт (из пункта) назначения, справки, подписанные уполномоченным лицом принимающей стороны. Кроме того, учитывая, что в данную командировку работники направляются с учетом решений (приказов, ходатайств) Антитеррористического центра при Службе безопасности Украины, подтверждающим документом могут быть также и другие документы, форма которых утверждается ответственным уполномоченным органом: списки, справки, выписки из приказов и т. п.
Ясное дело, что повышение зарплаты и установление премии АТО-работникам должно быть зафиксировано в «трудовых» документах. О них расскажем далее.
Вносим изменения в колдоговор и Положение о премировании
В связи с выплатой зарплаты в повышенном размере АТО-работникам необходимо внести изменения в коллективный договор (раздел 2 «Оплата труда»). Кроме того, воинским формированиям, получившим распоряжение Департамента финансов Минобороны от 07.11.2014 г. № 248/3/9/3/270, придется подкорректировать текст Положения о премировании. Приведем примерный текст таких изменений.
В раздел 2 «Оплата труда» коллективного договора
«1. Працівники частини, які беруть безпосередню участь у забезпеченні проведення АТО, за наявності підтверджуючих документів мають право на отримання премії за безпосередню участь в АТО та забезпечення її проведення в розмірі до двох посадових окладів з моменту початку участі працівника в АТО та по дату закінчення такої участі. Конкретний розмір премії визначається командиром військової частини залежно від розміру затвердженого фонду оплати праці на поточний рік. У разі коли працівник брав безпосередню участь в АТО неповний місяць, розмір премії визначається пропорційно робочим дням безпосередньої участі в такому місяці порівняно з премією, яка сплачується за повний місяць. Виплата премії здійснюється за весь період участі в АТО після повернення працівника до військової частини. 2. Заробітна плата працівників, які беруть безпосередню участь в АТО або забезпечують її проведення, за час фактичного перебування в зоні АТО підвищується на 50 %. Розрахунок суми підвищення здійснюється із денної ставки працівника, розрахованої відповідно до чинного законодавства. Виплата здійснюється після повернення працівника у військову частину з виконання завдань у районі проведення АТО за умови наявності документів, які підтверджують його безпосередню участь у забезпеченні проведення АТО та час фактичного перебування в зоні АТО. Час фактичного перебування в зоні АТО визначається згідно з виписками з наказів відповідних штабів секторів про дату фактичного залучення працівника до участі у виконанні завдань забезпечення проведення АТО та дату вибуття з відповідного сектору після завершення покладених на працівника завдань.» |
В Положение о премировании (по соответствующим разделам)
«1. Працівники частини, які беруть безпосередню участь в АТО або забезпеченні її проведення, при успішному виконанні покладених на них завдань можуть преміюватись на підставі наказу командира військової частини. Розмір премії визначається за рішенням командира військової частини в абсолютному розмірі, але не більше двох посадових окладів працівника в розрахунку на місяць у межах кошторисних призначень на оплату праці на поточний рік. 2. Виплата премії проводиться після повернення працівника до військової частини. Період, який підлягає преміюванню, визначається на підставі виписок з наказів керівників відповідних секторів АТО про дати прибуття і залучення працівника до безпосередньої участи в АТО та дати вибуття після виконання відповідних завдань.3. При перебуванні працівника в зоні АТО неповний місяць розмір премії визначається пропорційно робочим дням виконання обов’язків в зоні АТО у такому місяці. 4. Показники преміювання працівників за безпосередню участь в АТО такі: — якісне виконання покладених обов’язків та завдань, для виконання яких (за своєю посадою) працівник був направлений в зону АТО; — відсутність порушень трудової дисципліни під час виконання обов’язків у зоні АТО; — відсутність негативних наслідків діяльності працівника в зоні АТО (за напрямками покладених завдань). 5. За рішенням командира військової частини працівник може бути позбавлений премії частково або повністю в таких випадках: — неякісне виконання покладених на працівника завдань у зоні АТО (наявність зауважень та повідомлень керівного складу секторів АТО або командування військових формувань, до яких був відряджений працівник, що надійшли до військової частини листами цих органів); — порушення трудової дисципліни у вигляді зловживання алкогольними, наркотичними та токсичними речовинами в зоні АТО; — дострокове повернення працівника із зони АТО у зв’язку з порушеннями, які він здійснив під час виконання завдань, на підставі повідомлень відповідних керівних структур, до яких був відряджений працівник. 6. Премія не виплачується в разі відсутності (нестачі) кошторисних призначень на оплату праці.» |
Осуществляем расчет
Общим сроком служебной командировки считается период с даты выбытия работника из учреждения (воинской части) и по дату его возвращения обратно в учреждение (воинскую часть).
Периодом фактического пребывания в районе проведения АТО будет период с даты прибытия работника в такой район с целью обеспечения проведения АТО и по дату выбытия из этого района (включительно). Данный период должен быть подтвержден выписками из приказов руководителя соответствующего сектора.
Таким образом, период командировки и период пребывания в районе АТО могут отличаться.
При использовании командировочного удостоверения, кроме выписок, на нем должны быть отметки о прибытии в зону АТО и выбытии из нее, заверенные подписями должностных лиц и печатью соответствующих секторальных штабов. При выполнении задач непосредственного участия в обеспечении проведения АТО работник должен предоставить выписки из приказов о прибытии и выбытии в каждый и из каждого сектора АТО, также на командировочном удостоверении должны быть отметки штабов каждого сектора, в котором находился работник.
Мы уже указывали выше, что дни работы в командировке, независимо от ее цели, должны быть оплачены в общем порядке, с соблюдением требований ст. 121 КЗоТ (не ниже среднего заработка). Поэтому на нем останавливаться не будем. Давайте лучше поговорим о повышении зарплаты на 50 % работникам, которые принимают участие в обеспечении проведения АТО, за фактическое время пребывания в районе ее проведения (см. постановление № 522).
Эта выплата гарантирована государством. Она входит в состав дополнительной заработной платы. Следовательно, при отсутствии необходимого фонда заработной платы организация (воинская часть) должна потребовать дополнительные денежные средства и внести изменения в смету для своевременного проведения выплаты.
Представим пошаговый алгоритм расчета такого повышения.
Шаг 1. Определяем дневной заработок в месяце, в котором работник находился в районе проведения АТО. Его исчисляем исходя из полностью отработанного месяца. При расчете дневного заработка учитывайте все составляющие зарплаты, которые работник получит согласно условиям трудового, коллективного договора в таком месяце (т. е. оклад, доплаты, надбавки, премии, которые не носят разового характера, суммы индексации и т. д.). А вот разовые премии, материальную помощь на оздоровление и материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов, начисленные в месяце пребывания в командировке в районе АТО, при расчете дневного заработка учитывать не нужно.
Шаг 2. Определяем сумму повышения заработной платы за дни участия в АТО. Для этого сумму дневного заработка в месяце, в котором работник находился в районе проведения АТО с целью обеспечения ее проведения, умножаем на количество фактически отработанных рабочих дней в районе АТО в таком месяце (подтвержденное документально) и на повышающий коэффициент 0,5.
Важно! Если работник привлекался к работе в выходные (праздничные, нерабочие) дни, то такие дни нужно оплачивать по правилам ст. 72 и 107 КЗоТ. При этом 50-процентное повышение зарплаты рассчитывается отдельно и не влияет на оплату выходных (праздничных, нерабочих) дней.
Кроме того, сумму повышения учитываем:
— при определении средней зарплаты согласно Порядку № 100 — для исчисления отпускных и выплат, рассчитываемых исходя из заработка за последние 2 календарных месяца;
— при определении максимального размера месячной заработной платы (денежного обеспечения) руководящих работников органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти и органами местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, установленного п. 13 постановления № 65. Отметим, что он ограничивается 15 размерами минимальной заработной платы.
Заметьте: АТО-повышение, а также выплата АТО-премии носят разовый характер. Следовательно, базовый месяц в целях индексации доходов меняться не будет.
Нормативные документы
КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.
Постановление № 65 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.
Постановление № 98 — постановление КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г. № 98.
Постановление № 522 — постановление КМУ «Об особенностях оплаты труда работников, которые принимают участие в обеспечении проведения антитеррористической операции» от 22.07.2015 г. № 522.
Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.