В соответствии с пунктом 26 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550 (далее — постановление № 550), и подпунктом 12 статьи 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII (с изменениями) (далее — Закон) органы государственного финансового контроля имеют право проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях встречные сверки с целью документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.
При этом в соответствии с пунктом 26 постановления № 550 в случае недопуска должностного лица контролирующего органа к проведению встречной сверки составляется за подписью должностных лиц контролирующего органа акт, в котором фиксируется такой факт, и безотлагательно в письменном виде информируются правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством. Кроме того, в отношении лиц объекта контроля, препятствующих проведению встречной сверки, принимаются меры по привлечению к административной ответственности.
В соответствии с нормами пункта 2.8 Порядка взаимодействия органов государственной контрольно-ревизионной службы, органов прокуратуры, внутренних дел, Службы безопасности Украины, утвержденного совместным приказом от 19.10.2006 г. № 346/1025/685/53, в случае недопуска должностных лиц службы к проведению встречной сверки, препятствования каким-либо иным образом в ее проведении правоохранительный орган в пределах своей компетенции решает вопросы допуска на объект контроля, предоставления необходимых документов, обеспечивает устранение препятствий и привлечение лиц, препятствовавших в проведении встречной сверки, к ответственности и применение других предусмотренных законодательством мер.
Одновременно обращаем внимание, что в обращении к правоохранительному органу по поводу оказания помощи в решении вопроса проведения встречной сверки обязательно следует указывать следующие данные:
— основание проведения ревизии;
— полное название объекта контроля, на котором проводится ревизия;
— полное название и адрес субъекта хозяйствования, на котором необходимо провести встречную сверку;
— факты, свидетельствующие о наличии правовых отношений между субъектом хозяйствования и объектом контроля;
— перечень вопросов, подлежащих исследованию;
— обоснованную суть финансовых операций (проведение работ, предоставление услуг, приобретение/реализация товаров и т. п.) и их объемы (суммы/стоимость);
— проблемные вопросы и факты, которые могут свидетельствовать о нарушении требований законодательства и/или определенным образом обосновывают проведение встречной сверки;
— последствия, которые вытекают из определенных хозяйственных/финансовых операций и которые негативно повлияли (могут повлиять) на финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля;
— сроки проведения встречной сверки.
В то же время обращаем внимание, что в соответствии с законодательством не допускаются:
— проведение встречной сверки по вопросам, не касающимся вида, объема и качества операций и расчетов с объектом контроля;
— исследование в ходе проведения встречной сверки всей финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования за определенный период.
И. о. Председателя М. Дыба
Комментарий редакции
Не допускать специалистов Госфининспекции к встречной сверке не советуем!
Уже давно не секрет, что органы Госфининспекции, кроме ревизий финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, имеют право проводить встречные сверки.
Такое право дано специалистам Госфининспекции п.п. 12 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII и п. 26 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок № 550).
Напомним, что встречная сверка — это метод документального и фактического подтверждения у предприятий, учреждений и организаций вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.
Сразу отметим, что не стоит бояться встречной сверки, ведь это не проверка и в результате ее проведения нарушения не устанавливаются.
Кроме того, в комментируемом письме обращается внимание на то, что специалисты Госфининспекции в ходе проведения встречных сверок не имеют права проводить сверки по вопросам, не касающимся вида, объема и качества операций и расчетов с объектом контроля.
Также не допускается исследование специалистами Госфининспекции в ходе проведения встречной сверки всей финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования, у которого проводится встречная сверка. Даже если организация или учреждение, у которого проводится встречная сверка, является объектом контроля Госфининспекции и содержится в плане проведения ревизий в определенный период.
Следовательно, как видим, при встречной сверке могут быть проверены только те документы, которые непосредственно касаются взаимоотношений с объектом контроля, на котором проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности.
Например, в больнице проводится ревизия финансово-хозяйственной деятельности. В ходе проведения ревизии установлено, что за ревизуемый период были проведены многочисленные работы по дезинфекции и дератизации подразделением государственной санитарной службы. При проведении встречной сверки в соответствующем подразделении государственной санитарной службы проверяются только акты выполненных работ по дезинфекции и дератизации и другие документы, непосредственно связанные с больницей, в которой проводится ревизия. Никакие другие документы государственной санитарно-эпидемической службы во время встречной сверки не проверяются.
Что касается недопуска инспекторов к встречной сверке, то смысла в этом нет, поскольку вопрос, касающийся допуска к встречной сверке, будет решен ими путем обращения в правоохранительные органы и такая сверка все равно будет проведена.
Так, в случае недопуска должностного лица контролирующего органа к проведению встречной сверки за подписью должностных лиц контролирующего органа составляется акт, в котором фиксируется такой факт. При этом о факте недопуска безотлагательно в письменном виде информируются правоохранительные органы для принятия мер, предусмотренных законодательством (п. 26 Порядка № 550).
В свою очередь, правоохранительный орган решает вопрос о допуске работников Госфининспекции к проведению встречной сверки, предоставлении им всех необходимых документов и устранении каких-либо препятствий в проведении встречной сверки.
Также правоохранительный орган решает вопрос о привлечении лиц, препятствовавших проведению встречной сверки, к ответственности.
Поэтому, учитывая все вышеизложенное, не допускать специалистов Госфининспекции к встречной сверке не советуем.
Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик