Темы статей
Выбрать темы

ГБО на авто: учитываем правильно

Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетное учреждение планирует оборудовать служебный автомобиль газобаллонным оборудованием (далее — ГБО). В связи с этим возник ряд вопросов, в частности:
1. Относятся ли такие работы к модернизации авто?
2. По какому КЭКР следует производить оплату услуг по установке такого оборудования на автомобиль?
3. Как правильно в дальнейшем проводить заправку системы газом, по какому КЭКР осуществлять такие расходы и как правильно оформлять документально?
4. Какими нормами расхода топлива следует пользоваться при списании газа, израсходованного на работу автомобиля?

В Украине в течение последних лет четко прослеживается тенденция к снижению потребления бензина. Это обусловлено постоянным ростом цен на него. Как следствие — владельцы автомобилей в поисках альтернативы привычному виду горючего все чаще переходят на газ. Не являются исключением и бюджетные учреждения. Тем более, что современные технологии позволяют переоборудовать для работы на газу практически любой автомобиль с бензиновым двигателем. Цена вопроса зависит от типа ГБО и авто, на которое его устанавливают. Однако, учитывая значительное превышение цены бензина по сравнению с ценой на газ (в зависимости от марки бензина приблизительно в 2 раза), такое переоборудование автомобиля достаточно быстро окупит себя.

Напомним, что процедура переоборудования транспортных средств, предназначенных для эксплуатации на улично-дорожной сети общего пользования, для работы на газовом моторном топливе и альтернативных видах жидкого и газового топлива определена Порядком переоборудования транспортных средств, утвержденным постановлением КМУ от 21.07.2010 г. № 607.

Что касается конкретно ваших вопросов, отвечаем по очереди.

1. Считаем, что установку ГБО на автомобиль следует рассматривать как его модернизацию, ведь такое переоборудование авто, кроме очевидной экономии средств (за счет уменьшения расходов на горючее), имеет ряд других преимуществ. Например, в связи с высоким октановым числом газа (около 100 и даже выше в зависимости от состава) значительно снижается вероятность детонационных повреждений двигателя авто. Также при работе автомобиля на газу значительно уменьшается износ цилиндропоршневой группы. Все это, безусловно, увеличивает потенциал полезности автомобиля. А работы, выполнение которых приводит к увеличению экономических выгод от использования объекта основных средств в будущем и/или увеличению потенциала его полезности, и являются модернизацией такого объекта. Последнее следует из п. 1 разд. ІІІ Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 121 «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121).

Одновременно следует учитывать, что решение, касающееся характера и признака осуществляемых работ, принимает руководитель учреждения. Именно он решает, направлены работы на повышение технико-экономических возможностей объекта, что приведет к увеличению экономических выгод, или предусматривают только поддержание объекта в пригодном для использования состоянии. На это указывает п. 2 разд. VI Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации).

После решения вопроса относительно признания работ по установке ГБО модернизацией автомобиля следует увеличить его первоначальную стоимость на сумму дооборудования. Этого требует п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ 121.

Причем на увеличение первоначальной стоимости модернизированного объекта необходимо относить все расходы, связанные с проведением таких работ. Таким образом, в вашем случае первоначальную стоимость автомобиля следует увеличить не только на стоимость приобретенного ГБО и стоимость работ по его установке, но и на сумму услуг ГАИ по перерегистрации такого авто. Ведь без перерегистрации ездить на нем запрещено. Четкое указание на это содержит абз. 2 п. 7 Порядка государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов, утвержденного постановлением КМУ от 07.09.98 г. № 1388 (далее — Порядок № 1388), а также п. 30.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306.

Действующим законодательство для перерегистрации автомобиля отведено десять суток после осуществления его переоборудования (абз. 1 п. 7 Порядка № 1388). В течение этих десяти суток следует подготовить и подать в подразделение ГАИ по местонахождению юридического лица (вашего учреждения) пакет таких документов (п. 8 Порядка № 1388):

заявление владельца автомобиля о перерегистрации;

свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения (во исполнение п. 3 Порядка согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением КМУ от 21.07.2010 г. № 607);

акт технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (приложение 5 к Порядку № 1388);

акт приемки-передачи транспортного средства, переоборудованного для работы на сжиженном природном газе по форме согласно приложению 6 к Порядку № 1388;

свидетельство о государственной регистрации транспортного средства (техпаспорт).

Кроме того, придется заплатить за осмотр автомобиля экспертом, услуги ГАИ по перерегистрации автомобиля, а также за сам бланк нового техпаспорта (абз. 13 п. 8 Порядка № 1388). Кстати, размер платы за услуги подразделений ГАИ определен Перечнем платных услуг, которые предоставляются подразделениями Министерства внутренних дел и Государственной миграционной службы, и размером платы за их предоставление, утвержденным постановлением КМУ от 04.06.2007 г. № 795 (в редакции постановления КМУ от 26.10.2011 г. № 1098).

Результатом ваших усилий будет техпаспорт установленного образца с отметкой о том, что на автомобиле установлено ГБО.

Все расходы на модернизацию объекта основных средств следует накапливать на субсчете 141 «Капитальные инвестиции в основные средства». После завершения работ по модернизации (дооборудованию) соответствующего объекта эти расходы следует списать с указанного субсчета и отнести на увеличение первоначальной стоимости основного средства.

Пример 1. С целью экономии бюджетных средств в учреждении было принято решение о переоборудовании служебного легкового автомобиля ВАЗ-2109 для работы на сжиженном газе. Работы по установке ГБО выполнила сторонняя организация. Стоимость ГБО и работ по установке согласно акту приемки-передачи выполненных работ составляет 5100 грн. (в том числе НДС — 850 грн.).

Согласно счету-фактуре стоимость услуг МРЭО по перерегистрации автомобиля составляет 600 грн.

Руководителем учреждения принято решение о признании работ по переоборудованию автомобиля для работы на газу его модернизацией. Факт модернизации авто отразили в Акте приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), а также в соответствующей Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ- 6 (бюджет).

В бухгалтерском учете эти операции следует отражать так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Выполнены работы по переоборудованию автомобиля согласно акту приемки-передачи выполненных работ

141

675

5100

Одновременно отражены фактические расходы

801

402

5100

2

Перечислены средства за выполненные работы по установке ГБО на автомобиль

675

321

5100

3

Перечислены средства за услуги по перерегистрации автомобиля

364

321

600

4

Произведена перерегистрация автомобиля в МРЭО

141

364

600

Одновременно отражены фактические расходы

801

402

600

5

Увеличена стоимость автомобиля на стоимость дополнительного оборудования (5100 грн. + 600 грн.)

105

141

5700

Одновременно отражены изменения в капитале

402

401

5700

2. Оплату услуг по установке ГБО на автомобиль следует производить по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Почему? Потому что работы по улучшению объекта основных средств (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т. п.) необходимо осуществлять за счет капитальных расходов, предусмотренных в сметах на выполнение данных работ. Указание на это содержит п. 2 разд. VI Методрекомендаций. А конкретный код, по которому необходимо планировать и производить такие расходы, определен в п. 8 п.п. 3.1.3.2 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333).

При этом оплату услуг по перерегистрации автомобиля необходимо производить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п.п. 5 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333).

3. В смете по общему и специальному фондам расходы на горючее (в том числе и на газ) следует планировать по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Это предусмотрено п. 15 п.п. 2.2.1 Инструкции № 333.

Кстати, если ожидаемая сумма расходов на горючее на следующий год превышает 100 тыс. грн. (без учета НДС), такие расходы следует обязательно включить в годовой план закупок. Основанием для этого является ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (ср. ). При таких условиях договор купли-продажи горючего соответствующего вида будет заключен с победителем конкурсных торгов.

И еще несколько слов о порядке расчетов с поставщиком за горючее. В этом плане существуют определенные ограничения для распорядителей бюджетных средств. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 49 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI бюджетные учреждения проводят расчеты за товары, работы, услуги согласно условиям взятых обязательств после их фактического поступления. Тогда как реалии нынешнего времени диктуют несколько иные условия сотрудничества. Большинство контрагентов предпочитают работать на условиях «утром деньги — вечером стулья». Конечно, бюджетные учреждения могут прописать в договоре о закупке товаров их предварительную оплату, но только с разрешения главного распорядителя бюджетных средств. На это указывает п. 1 постановления КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее — постановление № 117).

Важно! Вы имеете право осуществлять предварительную оплату за горючее сроком до одного месяца, если его стоимость согласно условиям договора не превышает 100 тыс. грн. (абз. 12 п.п. 1 п. 1 постановления № 117).

Теперь о документальном оформлении оприходования газа, заправленного в автомобиль. Заправка автомобиля газом в этом плане не имеет никаких отличий от заправки любым другим видом горючего. Так, учреждение может получать горючее (в том числе и газ) на основании накладных, ведомостей, талонов и топливных карточек (смарт-карт). О применении талонов при приобретении горючего детально читайте в предыдущих номерах нашей газеты (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 5; 2015, № 13).

Единственное, что в силу объективных причин нельзя сделать, — это организовать хранение закупленного газового горючего в учреждении. Однако и другие виды горючего (в жидком состоянии), приобретенные на условиях предварительной оплаты, учреждения достаточно редко хранят на собственной территории. В отдельных случаях этот вопрос решают заключением договора об ответственном хранении с поставщиком горючего за отдельную плату. Однако в большинстве случаев горючее хранится у поставщика «по умолчанию» без какой-либо дополнительной платы. Более того, этот момент не всегда прописывают отдельно в договоре купли-продажи горючего. Хотя мы все же советуем это сделать.

На практике в приложении к договору купли-продажи горючего определяют размеры суточных и месячных лимитов получения горючего конкретного вида. Перечень АЗС, на которых покупатель может получить горючее, также приводят в приложении к договору. Для заправки автомобилей водители учреждения-покупателя предъявляют на АЗС бланк-разрешение или смарт-карту, в зависимости от условий конкретного договора. Подтверждением получения горючего является фискальный чек АЗС, подписанный водителем служебного автомобиля. Результаты месячного оборота горючего и денежных средств, как правило, отражают в акте приемки-передачи горючего с указанием ассортимента, количества и стоимости полученного в течение месяца горючего. Акт составляют в последний рабочий день текущего месяца и подписывают обе стороны договора (покупатель и поставщик).

Чтобы окончательно разобраться в вопросе оформления и отражения в учете операций по заправке служебных авто газовым топливом, предлагаем вашему вниманию условный пример.

Пример 2. Бюджетное учреждение заключило договор купли-продажи газового топлива с использованием пластиковых смарт-карт на общую сумму 10000 грн. Согласно условиям договора смарт-карта является собственностью поставщика и передается учреждению в пользование на платной основе. Залоговая стоимость карты (плата за пользование) составляет 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.). В последний день действия договора учреждение-покупатель обязано вернуть смарт-карту поставщику топлива. Залоговая стоимость не возвращается. Смарт-карта была передана представителю бюджетного учреждения (водителю) на основании акта приемки-передачи смарт-карты.

Расчеты с поставщиком за горючее и пользование смарт-картой были произведены на условиях 100-процентной предоплаты путем перечисления денежных средств на банковский счет поставщика.

Согласно чекам терминала АЗС в течение текущего месяца водитель бюджетного учреждения заправил 150 л сжиженного газа на сумму 1275 грн. (в том числе НДС — 212,50 грн.). В последний рабочий день месяца бюджетное учреждение и поставщик подписали акт приемки-передачи топлива за текущий месяц на сумму 1275 грн.

Стоимость фактически израсходованного газа на работу служебного автомобиля в соответствии с путевыми листами составляет 1020 грн.

В бухгалтерском учете эти операции отражают следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Перечислены средства поставщику на условиях предварительной оплаты: — за топливо согласно договору

675

321 (323)

10000

— залоговую стоимость смарт-карты

675

321 (323)

120

2

Списана сумма залоговой стоимости смарт-карты на фактические расходы учреждения

801 (802, 811)

675

120

3

Одновременно отражено получение смарт-карты в пользование на забалансовом счете

02

120

4

Оприходован газ, заправленный по смарт-карте

235

675

1275

5

Списана стоимость газа, использованного на работу служебного автомобиля, на основании путевых листов

801 (802, 811)

235

1020

4. Для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходом предназначены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — приказ № 43). Поэтому при списании горючего на работу автотранспорта следует руководствоваться именно этими нормами. При этом списывать горючее по контрольным расходам, указанным заводами — производителями автомобилей в технической документации, нельзя. Это обусловлено тем, что такие показатели не являются базовыми линейными нормами. Следует отметить также, что определенные приказом № 43 нормы распространяются только на модели автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Норма расхода газового топлива определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива для соответствующей модели автомобиля (или нормы жидкого топлива на выполнение транспортной работы) с применением переводных коэффициентов (п.п. 2 п.п. 2.1.4 приказа № 43):

— бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

бензин сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыскивания СНГ рекомендовано применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями);

— в случае газодизельного питания: дизтопливо (дизель) — СПГ 1:0,92.

Важно! Учреждениям предоставлено право самостоятельно устанавливать линейные нормы для газобаллонных, специальных автомобилей и для новых модификаций автомобилей (если существует норма для базового автомобиля). В этом случае линейные нормы устанавливаются на основании расчетов.

Это право подтверждается п.п. 11.11.3 Методических рекомендаций по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденных приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90.

Следовательно, чтобы определить норму расхода газового топлива, вы должны базовую линейную норму расхода жидкого топлива (бензина), установленную приказом № 43 для соответствующей модели (модификации) автомобиля, умножить на переводной коэффициент. И не волнуйтесь — никаких претензий со стороны контролирующих органов относительно использования самостоятельно рассчитанных норм не будет. Однако применять при списании топлива на работу служебного автомобиля определенную таким способом норму можно только после ее утверждения приказом руководителя учреждения.

Пример 3. Бюджетное учреждение переоборудовало служебный легковой автомобиль ВАЗ-2109 для работы на сжиженном газе. Согласно таблице А.21 (приложение А к приказу № 43) базовая линейная норма расхода бензина для автомобиля этой модели составляет 7,8 л/100 км. Для установления нормы расхода газового топлива на выполнение транспортных работ упомянутым автомобилем была проведена корректировка базовой линейной нормы с помощью переводного коэффициента 1,25.

В результате расчетов определено, что норма расхода газа для служебного автомобиля указанной модели равна 9,8 л/100 км (7,8 л/100 км х 1,25).

И в завершение напомним: для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в приказ № 43, их владельцы должны заказывать разработку временных норм расхода топлива в ГосавтотрансНИИпроекте (п.п. 2.1.5 приказа № 43).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше