Темы статей
Выбрать темы

Возмещение коммунальных услуг

Новиков Константин, консультант
Библиотека для хранения части библиотечного фонда арендует в здании нежилое помещение площадью 186 кв. м, размер арендной платы составляет 1 грн. в год. Балансодержателем этого здания является министерство. Одновременно с бюджетным учреждением большую часть этого здания арендует частный университет, который возмещает балансодержателю все коммунальные услуги в этом здании, т. е. платит и за ту площадь, которую арендует бюджетное учреждение.
Заключить договор с балансодержателем о возмещении коммунальных услуг бюджетное учреждение не может, поскольку в смете на 2015 год средства на указанные цели не предусмотрены. Может ли бюджетное учреждение возместить частному университету его расходы на оплату коммунальных услуг, потребленных учреждением, в виде предоставления бесплатных информационных услуг, которые оно обычно предоставляет своим пользователям за плату?

Для ответа на этот вопрос давайте заглянем в Методику расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденную постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. В п. 3 этого документа указано, что в плату за аренду индивидуально определенного имущества не включаются расходы на содержание арендованного имущества и плата за услуги, которые в соответствии с заключенными соглашениями обязуются предоставлять арендатору государственное предприятие, организация, хозяйственное общество, на балансе которых находится это имущество.

Указанное свидетельствует о том, что стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором, не может быть включена в сумму арендной платы, поэтому она должна уплачиваться арендатором отдельно.

Таким образом, арендатор должен оплачивать коммунальные услуги на основании отдельного договора, заключенного исключительно с арендодателем. Примерная форма такого Договора утверждена приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

При заключении такого договора арендодатель и арендатор определяют порядок расчетов за потребленные коммунальные услуги.

Поскольку возмещение за потребленные коммунальные услуги по всему зданию осуществляется исключительно частным университетом, можно предположить, что договор о возмещении коммунальных услуг заключен частным университетом с арендодателем на всю площадь здания, что само по себе уже неправильно.

Но это уже забота частного университета. В случае проведения проверки его финансово-хозяйственной деятельности вопрос, касающийся безосновательного возмещения университетом средств за фактически потребленные коммунальные услуги другим юридическим лицом, будет только к нему, поскольку имеется договор, заключенный между ним и арендодателем. В этом случае такие расходы частного университета будь признаны безосновательными.

Учитывая вышеупомянутое, бюджетное учреждение не имеет законодательных оснований заключить договор о возмещении коммунальных услуг с частным университетом, поскольку он не является арендодателем или поставщиком коммунальных услуг. Тем более что нельзя заменить плату за коммунальные услуги предоставлением информационных услуг. Основание — п. 6 ст. 45 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (ср. ). Именно он запрещает проведение расчетов с бюджетом в неденежной форме, в том числе путем взаимозачета, применения векселей, бартерных операций и зачисления встречных платежных требований в финансовых учреждениях (за исключением операций, связанных с государственным долгом, и случаев, предусмотренных законом о Государственном бюджете Украины).

Следовательно, для перевода ситуации в законодательную плоскость необходимо сделать следующее:

1. Внести изменения в существующий договор о возмещении коммунальных услуг, заключенный между арендодателем и частным университетом, в части приведения расчетов за потребление коммунальных услуг в соответствие с занимаемой университетом площадью, количеством и мощностью электроприборов и количеством работающих в университете лиц.

2. Бюджетному учреждению заключить соответствующий договор о возмещении коммунальных услуг с арендодателем.

3. Предусмотреть в смете бюджетного учреждения средства на оплату коммунальных услуг.

В конце отметим: если частный университет такая ситуация устраивает, он не требует от арендодателя изменений в части оплаты за коммунальные услуги, в том числе потребленные бюджетным учреждением, и согласен в дальнейшем оплачивать коммунальные услуги в полном объеме, то такую оплату следует оформить как предоставление университетом благотворительной помощи бюджетному учреждению.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше