Предоставление платных услуг медицинскими учреждениями (ч. 2)

В избранном В избранное
Печать
Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2015/№ 36

Теперь рассчитаем стоимость анализа крови на сахар.

Расчет расходов
на проведение анализа крови на сахар
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : : гр. 3 : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Фельдшер-лаборант

2140,38

150,60

0,237

7

1,66

Начисления на заработную плату (36,3 %)

0,60

Накладные расходы (45,5 %)

1,03

Всего

3,29

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Количество на 1 исследование

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 исследование, грн.

Скарификатор

1 шт.

200 шт.

51,54

0,258 (51,54 грн. : 200 шт.)

Вата

3 г

100 г

6,00

0,180 (3 г х 6,00 грн. : 100 г)

Спирт 70 %

2,5 г

кг

138,45

0,346 (2,5 г х 138,45 грн. : : 1000 г)

Перчатки нестерильные

1 пара

1 пара

1,29

1,29

Всего

2,07

Следовательно, стоимость одного анализа крови на сахар составляет 5,36 грн. (3,29 + 2,07).

Далее рассчитаем стоимость 1 процедуры флюорографии.

Расчет расходов
на проведение 1 процедуры флюорографии
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач-рентгенолог (по флюорографу)

2668,92

125,50

0,354

7

2,48

Рентген-лаборант

1767,21

125,50

0,235

10

2,35

Итого

4,83

Начисления на заработную плату (36,3 %)

1,75

Накладные расходы (45,5 %)

3,00

Всего

9,58

Стоимость 1 процедуры флюорографии составляет 9,58 грн.

Теперь рассчитаем стоимость 1 осмотра гинеколога.

Расчет расходов
на проведение 1 осмотра гинеколога
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач-акушер-гинеколог

2514,20

161,06

0,260

12

3,12

Начисления на заработную плату (36,3 %)

1,13

Накладные расходы (45,5 %)

1,93

Всего

6,18

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Количество на 1 исследование

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 исследование, грн.

Набор гинекологический

1 шт.

1 шт.

15,53

15,53

Следовательно, стоимость 1 осмотра гинеколога составляет 21,71 грн. (6,18 + 15,53).

Теперь рассчитаем стоимость 1 осмотра врача-хирурга в смотровом мужском кабинете.

Расчет расходов
на проведение 1 осмотра врача-хирурга в смотровом мужском кабинете
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач-хирург

2514,20

161,06

0,260

10

2,60

Итого

2,60

Начисления на заработную плату (36,3 %)

0,94

Накладные расходы (45,5 %)

1,61

Всего

5,15

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Количество на 1 исследование

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 исследование, грн.

Перчатки стерильные

1 пара

1 пара

2,99

2,99

Шпатель деревянный

1 шт.

1 шт.

0,74

0,74

Всего

3,73

Следовательно, стоимость 1 осмотра хирурга составляет 8,88 грн. (5,15 + 3,73).

Далее проведем расчет стоимости 1 процедуры аудиометрии.

Расчет расходов
на проведение 1 процедуры аудиометрии
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад,

грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Сестра медицинская

1916,20

161,06

0,198

30

5,94

Начисления на заработную плату (36,3 %)

2,16

Накладные расходы (45,5 %)

3,68

Всего

11,78

Стоимость 1 процедуры аудиометрии составляет 11,78 грн.

Теперь рассчитаем стоимость проведения электрокардиограммы.

Расчет расходов
на проведение 1 процедуры электрокардиограммы
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач по функциональной диагностике

1861,20

161,06

0,193

17

3,28

Сестра медицинская

1916,20

161,06

0,198

13

2,57

Итого

5,85

Начисления на заработную плату (36,3 %)

2,12

Накладные расходы (45,5 %)

3,63

Всего

11,60

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Расходы

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 услугу, грн.

Спирт 96 % (для обработки аппарата)

1 г

кг

157,48

0,157 (157,48 грн. : 1000 г)

Бинт 7х14 (7 м)

1 м

шт.

7,94

1,134 (7,94 грн. : 7 м)

Бумага 57 мм х 25 м (кардио)

2,5 м

1 рул.

8,20

0,82 (2,5 м х 8,20 грн. : 25 м)

Всего

2,11

Следовательно, стоимость 1 процедуры электрокардиограммы составляет 13,71 грн. (11,60 + 2,11).

Рассчитаем стоимость 1 процедуры реовазограммы.

Расчет расходов
на проведение 1 процедуры реовазограммы
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач по функциональной диагностике

1861,20

161,06

0,193

27

5,21

Сестра медицинская

1916,20

161,06

0,198

22

4,36

Итого

       

9,57

Начисления на заработную плату (36,3 %)

       

3,47

Накладные расходы (45,5 %)

       

5,93

Всего

18,97

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Расходы

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 услугу, грн.

Спирт 96 % (для обработки аппарата)

1 г

кг

157,48

0,157 (157,48 грн. : 1000 г)

Бинт 7х14 (7 м)

1 м

шт.

7,94

1,134 (7,94 грн. : 7 м)

Всего

1,29

Стоимость 1 процедуры реовазограммы составляет 20,26 грн. (18,97 + 1,29).

Далее проведем расчет стоимости 1 процедуры рентгена легких.

Расчет затрат
на проведение 1 процедуры рентгена легких
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач-рентгенолог

2891,33

125,50

0,384

10

3,84

Рентген-лаборант

2203,63

125,50

0,293

15

4,40

Итого

8,24

Начисления на заработную плату (36,3 %)

2,99

Накладные расходы (45,5 %)

5,11

Всего

16,34

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Расходы

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 услугу, грн.

Пленка 30х40

1 кадр

1 лист

11,52

11,52

Стоимость 1 процедуры рентгена легких составляет 27,86 грн. (16,34 + 11,52).

И последняя составляющая — процедура функции внешнего дыхания. Рассчитаем ее стоимость.

Расчет расходов
на проведение 1 процедуры функции внешнего дыхания
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Расчет заработной платы

Должность

Оклад, грн.

Норма времени, ч

Зарплата в минуту (гр. 2 : гр. 3 : : 60), грн.

Расходы времени на 1 процедуру (путем измерения), мин.

Стоимость затрат на услугу (гр. 4 х гр. 5), грн.

1

2

3

4

5

6

Врач-пульмонолог

2013,60

161,06

0,208

15

3,12

Сестра медицинская пульмонологического кабинета

1916,20

161,06

0,198

15

2,97

Итого

6,09

Начисления на заработную плату (36,3 %)

2,21

Накладные расходы (45,5 %)

3,78

Всего

12,08

Расходы медикаментов и материалов

Наименование

Расходы

Ед. измерения

Цена, грн.

Стоимость на 1 услугу, грн.

Перчатки нестерильные

1 пара

1 пара

2,00

2,00

Вата

0,4

100 г

6,00

0,024 (0,4 г х 6,00 грн. : 100 г)

Спирт 70 %

1,1 г

кг

138,45

0,152 (1,1 г х 138,45 грн. : 1000 г)

Бинт нестерильный 7х14 (7 м)

0,1

м

5,10

0,073 (0,1 м х 5,10 грн. : 7 м)

Санифект

1

1000 мл

260,00

0,26 (1 мл х 260,00 грн. : 1000 мл)

Всего

2,51

Итак, стоимость 1 процедуры функции внешнего дыхания составляет 14,59 грн. (12,08 + 2,51).

Сгруппируем все расходы в окончательную калькуляцию.

«Утверждаю»
Главный врач
Городской поликлиники
Иванов О. И.
«03» августа 2015 года

КАЛЬКУЛЯЦИЯ
на медицинскую услугу: Медицинский осмотр работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма

Наименование статьи затрат

Стоимость одного осмотра, грн.

1

2

Врач-профпатолог

2,71

Врач-хирург

1,95

Врач-невропатолог

3,12

Врач-отоларинголог

1,68

Врач-офтальмолог

2,77

Врач-дерматовенеролог

4,80

Врач-онколог

2,88

Врач-уролог

2,69

Врач-эндокринолог

2,32

Врач-инфекционист

3,54

Итого

28,46

Начисления на заработную плату

10,33

Накладные расходы

17,65

Клинический анализ крови

27,10

Клинический анализ мочи

18,68

Анализ крови на сахар

5,36

Флюорообследование

9,58

Осмотр гинеколога

21,71

Осмотр мужчин

8,88

Аудиометрия

11,78

Электрокардиограмма

13,71

Реовазография

20,26

Рентген легких

27,86

Функция внешнего дыхания

14,59

Итого

179,51

Всего

235,95

Рентабельность (25 %)

58,99

Итого

294,94

НДС

Стоимость услуги

294,94

Таким образом, стоимость Медицинского осмотра работников определенных категорий с целью профилактики профессиональных заболеваний и производственного травматизма составляет 294,94 грн.

Амбулаторный прием врача-хирурга

Теперь предлагаем рассмотреть пример расчета другой платной медицинской услуги, а именно: амбулаторного приема врача-хирурга.

Возможность предоставления такой услуги предусмотрена пп. 21 и 22 Перечня № 1138. То есть амбулаторный прием врача-хирурга в данном случае проводится в рамках медицинского обслуживания по договорам с субъектами хозяйствования, страховыми организациями или медицинского обслуживания иностранных граждан, временно находящихся на территории Украины, в том числе по договорам страхования.

Итак, приступим. Сначала рассчитаем заработную плату врача-хирурга на 1 прием. Допустим, оклад врача-хирурга с учетом категории, выслуги лет и хирургической активности составляет 3752,84 грн. Продолжительность одного осмотра врача-хирурга составляет 1 час. Среднемесячное количество рабочих часов — 161,06.

Расчет расходов по заработной плате
на меди

Должность

Оклад, грн.

Среднемесячное количество рабочих часов

Среднечасовая тарифная ставка, грн. (гр. 2 : гр. 3)

1

2

3

4

Врач-хирург высшей категории

3752,84

161,06

23,30

цинскую услугу: Амбулаторный прием врача-хирурга

Следовательно, заработная плата врача-хирурга, которую необходимо включить в стоимость услуги, составляет 23,30 грн.

Начисление ЕСВ на заработную плату — 8,46 грн. (23,30 грн. х 36,3 %).

Теперь, аналогично предыдущему примеру, рассчитаем сумму накладных расходов, приняв процент накладных расходов на уровне 45,5 %.

Итак, накладные расходы, которые необходимо включить в расчет, составляют 14,45 грн. ((23,30 грн. + 8,46 грн.) х 45,5 %).

Теперь проведем расчет потребности в твердом инвентаре. При этом допустим, что запланированное количество осмотров в месяц составляет 75. Наименование инвентаря возьмем исходя из фактического его наличия в кабинете врача-хирурга. Данные о стоимости инвентаря — по данным бухгалтерского учета.

Расчет расходов потребности в твердом инвентаре
на медицинскую услугу: Амбулаторный прием врача-хирурга

Наименование

Ед. измерения

Количество, шт.

Стоимость единицы, грн.

Стоимость инвентаря (гр. 3 х х гр. 4), грн.

Срок службы, лет

Стоимость инвентаря в год (гр. 5 : : гр. 6), грн.

Стоимость инвентаря в месяц (гр. 7 : : 12), грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

Стол

шт.

2

80,00

160,00

7

22,86

1,91

Стул

шт.

2

45,00

90,00

3

30,00

2,50

Шкаф

шт.

1

250,00

250,00

7

35,71

2,98

Карниз

шт.

3

27,50

82,50

10

8,25

0,69

Светильник

шт.

3

50,00

150,00

10

15,00

1,25

Всего

9,33

Потребность на 1 осмотр равняется отношению месячной стоимости инвентаря к количеству выполненных осмотров в месяц, а именно 0,12 грн. (9,33 грн. : 75 осмотров).

Теперь проведем расчет потребности в мягком инвентаре.

Наименование

Ед. измерения

Количество, шт.

Стоимость единицы, грн.

Стоимость инвентаря (гр. 3 х х гр. 4), грн.

Срок службы, лет

Стоимость инвентаря в год (гр. 5 : : гр. 6), грн.

Стоимость инвентаря в месяц (гр. 7 : : 12), грн.

1

2

3

4

5

6

7

8

Халат медицинский

шт.

5

25,00

125,00

3

41,67

3,47

Полотенце

шт.

1

50,00

50,00

3

16,67

1,39

Штора

шт.

1

50,00

50,00

3

16,67

1,39

Всего

6,25

Потребность на 1 осмотр равняется отношению месячной стоимости инвентаря к количеству выполненных осмотров в месяц, а именно 0,08 грн. (6,25 грн. : 75).

Кроме того, в калькуляцию необходимо включить стоимость бланка справки об осмотре — 0,30 грн.

Рентабельность не предусмотрена.

Сгруппируем все расходы в окончательную калькуляцию.

«Утверждаю»
Главный врач
Городской поликлиники
Иванов О. И.
«03» августа 2015 года

КАЛЬКУЛЯЦИЯ
на медицинскую услугу: Амбулаторный прием врача-хирурга

Наименование статьи затрат

Стоимость одного приема, грн.

Заработная плата врача-хирурга

23,30

ЕСВ

8,46

Накладные расходы

14,45

Твердый инвентарь

0,12

Мягкий инвентарь

0,08

Стоимость бланка

0,30

Стоимость услуги

46,71

Таким образом, платная медицинская услуга «Амбулаторный прием врача-хирурга» стоит 46,71 грн.

Государственное регулирование цен на платные медицинские услуги и установление предельного уровня рентабельности

В соответствии с п. 12 постановления № 1548 тарифы на платные услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, регулируют (устанавливают) Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона № 5007 государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установления обязательных для применения субъектами хозяйствования:

— фиксированных цен;

— предельных цен;

— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);

предельных нормативов рентабельности;

— размера снабженческого вознаграждения;

— размера доплат, скидок (понижающих коэффициентов).

Таким образом, государственное регулирование цен не означает буквально, что администрации должны провести калькулирование тарифов. Стоимость платных услуг определяет само лечебно-профилактическое заведение исходя из тех расходов, которые оно фактически понесет на предоставление соответствующей услуги.

Администрации, как правило, реализуют свои полномочия по регулированию цен и тарифов путем установления предельного уровня рентабельности, а также рассматривают и утверждают тарифы, установленные лечебно-профилактическими заведениями.

Установить цены на все платные услуги лечебно-профилактических заведений администрации даже физически не могут, ведь невозможно учесть специфику деятельности каждого из заведений и специфику предоставления той или иной платной услуги.

Также следует учитывать положение ст. 15 Закона № 5007, в которой указано, что Кабмин, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, установившие государственные регулируемые цены на товары в размере, ниже экономически обоснованного, обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов.

Установление Кабмином, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления государственных регулируемых цен на товары в размере, ниже экономически обоснованного, без определения источников для возмещения разницы между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.

Кроме того, как указано в письме № 1799, если государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, предоставляемые лечебно-профилактическими государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, в регионе не введено, то тарифы на такие услуги устанавливаются на рыночных основах.

Также отметим, что ГНАУ в свое время не возражала против того, чтобы рентабельность закладывалась в стоимость платных медицинских услуг. Так, в своем письме № 1316 она отмечала, что не будет нарушением действующего законодательства закладка неприбыльными организациями — заведениями здравоохранения предельных размеров рентабельности при формировании стоимости платных медицинских услуг с последующим зачислением средств, полученных от их предоставления, в состав смет (на спецсчет) на содержание таких неприбыльных организаций, в случае если размеры рентабельности для формирования тарифов на медицинские услуги будут установлены соответствующим нормативным актом Министерства здравоохранения.

Таким образом, себестоимость платной медицинской услуги определяется каждым лечебно-профилактическим заведением самостоятельно и указывается в калькуляции, которая обязательно утверждается руководителем заведения.

Изменения в тарифе на платную медицинскую услугу, которые могут вноситься в связи с изменением тарифов на коммунальные услуги, уровня заработной платы, стоимости материалов и т. п., вносятся на основании приказов руководителя лечебно-профилактического заведения.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 28 Закона № 280 к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся такие делегированные полномочия, как осуществление контроля за соблюдением цен и тарифов.

Налогообложение

С 2015 года произошли значительные изменения в порядке уплаты налога на прибыль. Кроме того, недавно Законом № 652 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 32) были внесены очередные изменения в НКУ, касающиеся налогообложения неприбыльных организаций.

Так, согласно п. 133.4 этого Кодекса не являются плательщиками налога неприбыльные предприятия, учреждения и организации в порядке и на условиях, установленных данным пунктом.

Эти условия таковы. Неприбыльной организацией (предприятием, учреждением) является организация (предприятие, учреждение), которая одновременно соответствует следующим требованиям:

— создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

— учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

— учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида или зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (вследствие его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования);

— внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

В случае несоблюдения неприбыльной организацией этих требований, такая неприбыльная организация обязана подать в срок, определенный для месячного налогового (отчетного) периода, отчет об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации за период с начала года по последний день месяца, в котором совершено такое нарушение, и указать сумму самостоятельно начисленного налогового обязательства по налогу на прибыль.

Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции нецелевого использования средств.

Такая неприбыльная организация исключается контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций.

При этом с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором совершено такое нарушение, до 31 декабря налогового (отчетного) года неприбыльная организация обязана ежеквартально подавать в контролирующий орган квартальную финансовую и налоговую отчетность (с нарастающим итогом) по налогу на прибыль и уплачивать налог в срок, определенный для квартального периода.

Со следующего налогового (отчетного) года такая неприбыльная организация подает финансовую и налоговую отчетность и уплачивает налог на прибыль в порядке, установленном ст. 57 НКУ для неприбыльных организаций — плательщиков налога на прибыль.

В п.п. 133.4.6 НКУ, в частности, определено, что к неприбыльным организациям могут быть отнесены бюджетные учреждения.

Поэтому бюджетные учреждения, в том числе и медицинские, не являются плательщиками налога на прибыль при указанных выше условиях.

Что касается НДС, то с 01.01.2015 г. порог для обязательной регистрации плательщиком НДС составляет 1 млн грн.

То есть обязательная регистрация плательщиками НДС касается тех учреждений, у которых общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС).

Напомним, что до 01.01.2015 г. этот предел составлял 300 тыс. грн. Таким образом, те медицинские учреждения — плательщики НДС, у которых объем облагаемых НДС операций за последние 12 календарных месяцев не превышает 1 млн грн., имеют право аннулировать регистрацию плательщика НДС.

При решении вопроса, облагаются ли НДС те или иные платные услуги, предоставляемые заведениями здравоохранения, необходимо руководствоваться п.п. 197.1.5 НКУ.

Согласно этому подпункту освобождены от налогообложения операции по поставке услуг по охране здоровья заведениями здравоохранения, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также поставке услуг реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, имеющими лицензию на поставку таких услуг в соответствии с законодательством.

Но обратите внимание — исключение из этого правила касается таких услуг, как:

а) предоставление косметологической помощи, кроме оказываемой по медицинским показаниям;

б) массаж для укрепления здоровья взрослого населения, коррекции осанки и т. п.;

в) проведение профилактических медицинских осмотров с подготовкой заключения о состоянии здоровья по просьбе граждан;

г) проведение гигиенической экспертизы проектных материалов и предварительных проектных предложений, в том числе по размещению объекта, а также нормативной документации на новые технологии производства продукции и новые виды продукции по заявке заказчика, гигиеническая оценка образцов новых видов продукции;

д) предоставление консультационной помощи по вопросам проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы;

е) обследование по заявке заказчика строящихся, реконструируемых или функционирующих объектов с целью их соответствия санитарному законодательству;ё) проведение по заявке заказчика токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических, физиологичных и других обследований с целью определения безопасности продукции для здоровья человека;

ж) выдача субъектам хозяйствования разрешений на производство, использование, транспортировку, хранение, реализацию, захоронение, уничтожение, утилизацию продукции и веществ отечественного и импортного производства, потенциально опасных для здоровья человека;

з) предоставление юридическим и физическим лицам консультационной помощи по вопросам применения законодательства о здравоохранении, в том числе по обеспечению санитарного и эпидемического благополучия населения;

и) проведение медицинского осмотра лиц для выдачи:

— разрешения на право получения и ношения оружия гражданам, кроме военнослужащих и должностных лиц, ношение оружия которыми предусмотрено законодательством;

— соответствующих документов на выезд граждан за границу по вызову родственников, проживающих в зарубежных странах, оздоровление в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в служебные командировки (кроме государственных служащих, работа которых связана с такими выездами и которые имеют соответствующие медицинские документы);

— удостоверение водителя транспортного средства;

к) медицинское обслуживание съездов, конференций, симпозиумов, фестивалей, совещаний, соревнований и т. п.;

л) медицинское обслуживание граждан по их желанию в медицинских заведениях с улучшенным сервисным обслуживанием;

м) организация медицинского контроля лиц, занимающихся физической культурой и спортом в оздоровительных заведениях;

н) проведение профилактических прививок гражданам, уезжающих за границу по вызову, для оздоровления в зарубежных лечебных или санаторных заведениях по собственному желанию, а также в туристические путешествия (кроме выезжающих на лечение и в служебные командировки);

о) составление по заявкам заказчиков санитарных паспортов радиотехнических объектов и проведение исследований для их подтверждения;

п) проведение по заявкам заказчиков государственной санитарно-гигиенической экспертизы по аккредитации и аттестации предприятий, учреждений, организаций на право проведения токсиколого-гигиенических, медико-биологических, санитарно-гигиенических и других исследований;

р) определение по заявкам заказчика вредных и опасных факторов производственной среды, технологического и трудового процессов, проведение исследований для разработки средств и мер по устранению или уменьшению их опасного действия;

с) обучение по заявкам заказчиков на рабочих местах специалистов предприятий, учреждений, организаций в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, государственных научно-исследовательских институтах гигиенического и эпидемиологического профиля, а также специалистов предприятий, учреждений, организаций, проведение санитарно-гигиенических и бактериологических исследований;

т) предоставление по заявкам заказчиков услуг по организации работы ведомственных санитарных лабораторий, оснащению их медицинской техникой (оборудованием, аппаратурой, приборами); обучение на месте специалистов таких лабораторий методике проведения санитарно-гигиенических исследований.

Перечисленные платные услуги, предоставляемые заведениями здравоохранения, подлежат обложению НДС по ставке 20 %.

Направления использования средств, полученных в качестве платы за услуги

В заключение статьи напомним, на какие цели можно расходовать средства, полученные в качестве платы за услуги.

В соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Расходовать средства этой подгруппы можно на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, предоставляемых бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности.

Нередко у наших читателей возникает вопрос — а куда можно тратить средства, оставшиеся после покрытия всех необходимых расходов? Действительно, после покрытия всех необходимых расходов могут оставаться «лишние» средства. В данном случае это обусловлено тем, что в калькуляцию включается рентабельность.

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к Порядку № 228, в котором приведена очередность расходования средств специального фонда сметы.

Так, согласно пп. 49 и 23 этого Порядка расходы специального фонда сметы осуществляются в следующей последовательности:

1) по установленным направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, не обеспеченных (или частично обеспеченных) расходами общего фонда.

Вот именно в такой последовательности и можно расходовать средства, поступившие в виде платы за услуги.

Нормативные документы

Конституция — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2801 — Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII.

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 652 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по налогообложению неприбыльных организаций» от 17.07.2015 г. № 652-VIII.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Решение № 10 — Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному представлению 53 народных депутатов Украины об официальном толковании положения части третьей статьи 49 Конституции Украины «в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно» (дело о бесплатной медицинской помощи) от 29.05.2002 г. № 10-рп/2002.

Перечень № 1138 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденный постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138.

Постановление № 1548 — постановление КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548.

Штатные нормативы № 33 — Штатные нормативы медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь республиканской АР Крым и областных больниц, утвержденные приказом Минздрава от 23.02.2000 г. № 33.

Методические рекомендации № 90 — Методические рекомендации по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90.

Порядок № 736/902/758 — Порядок предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318.

Письмо № 4520 — письмо Госказначейства от 13.04.2007 г. № 3.3-07/877-4520.

Письмо № 2970 — письмо Госказначейства от 14.10.2011 г. № 16-04/918-2970.

Письмо № 8023 — письмо Минфина от 18.04.2007 г. № 31-16020-01-9/8023.

Письмо № 3131 — письмо Минздрава от 15.10.2010 г. № 10.03.67/3131.

Письмо № 22626 — письмо Минфина от 14.09.2011 г. № 31-07320-16-9/22626.

Письмо № 1799 — письмо Госинспекции по контролю за ценами от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799.

Письмо № 1316 — письмо ГНАУ от 18.02.2004 г. № 1452/5/15-1316.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить