Темы статей
Выбрать темы

Об обложении и начислении ЕСВ на сумму среднего заработка работнику, уволенному с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжающему военную службу по контракту

Письмо от 12.02.2016 г. № 3036/6/99-95-42-02-16

Государственная фискальная служба Украины рассмотрела письмо <…> о налогообложении и начислении единого взноса на общеобязательное социальное страхование (далее — единый взнос) на сумму среднего заработка, которая начислена (выплачена) работнику, призванному на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, и уволенному с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжающему военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, и сообщает следующее.

Ответ предоставляется согласно нормам, действовавшим до вступления в силу Закона Украины от 24 декабря 2015 года № 909-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» и № 911-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Гарантии для работников на время исполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены ст. 119 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ), частями третьей и четвертой которой определено, что за работниками, в частности, принятыми на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения сроком до окончания особого периода или до дня фактической демобилизации, и за работниками, которые были призваны во время мобилизации, на особый период, и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, но не более чем на срок заключенного контракта, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц — предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка проводится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 04 марта 2015 года № 105 утвержден Порядок выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период или принятых на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения, а также работникам, которые были призваны на военную службу во время мобилизации, на особый период и которые подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту (далее — Порядок).

Пунктом 1 Порядка определен механизм выплаты указанной компенсации за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных в государственном бюджете по программе 2501350.

Главным распорядителем бюджетных средств и ответственным исполнителем бюджетной программы является Минсоцполитики ( п. 2 Порядка).

Выплата компенсации проводится предприятиями, учреждениями, организациями в сроки, определенные ст. 115 КЗоТ ( п. 6 Порядка).

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что налогообложение, начисление и уплата единого социального взноса на компенсацию осуществляются в соответствии с Налоговым кодексом Украины (далее — Кодекс) и Законом Украины от 08 июля 2010 года № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» (далее — Закон № 2464).

Налогообложение доходов физических лиц регламентируется разделом IV Кодекса, в соответствии с п.п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 которого в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включается, в частности, сумма компенсаций, которые получает плательщик налога из бюджетов, в том числе компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период ( п.п. «и» п.п. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Кодекса).

Кроме того, в соответствии с п.п. 1.7 п. 161 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса от налогообложения военным сбором освобождаются доходы, которые согласно разделу IV Кодекса не включаются в общий налогооблагаемый доход физических лиц (не подлежат налогообложению, облагаются налогом по нулевой ставке), кроме доходов, указанных в пп. 165.1.2, 165.1.18, 165.1.25, 165.1.52 п. 165.1 ст. 165 Кодекса.

Следовательно, не облагается налогом на доходы физических лиц и военным сбором доход в виде компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работника указанной в вашем письме категории.

Вместе с тем в соответствии с п.п. 164.2.1 п. 164.2 ст. 164 Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются доходы в виде заработной платы, начисленные (выплаченные) плательщику налога в соответствии с условиями трудового договора (контракта).

Согласно п.п. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, в который включается доход в виде заработной платы.

Начисление, удержание и уплата (перечисление) военного сбора в бюджет осуществляются в порядке, установленном ст. 168 Кодекса ( п.п. 1.4 п. 161 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Кодекса).

Налоговый агент, начисляющий (выплачивающий, предоставляющий) налогооблагаемый доход в пользу плательщика налога, обязан удерживать налог (сбор) из суммы такого дохода за его счет ( п.п. 168.1.1 п. 168.1 ст. 168 Кодекса).

В то же время п.п. 169.4.3 п. 169.3 ст. 169 Кодекса предусмотрено, что работодатель и/или налоговый агент имеют право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет ли плательщик налога право на применение налоговой социальной льготы.

Также, поскольку обязанность по начислению (удержанию) военного сбора возлагается наналогового агента, он имеет право осуществлять перерасчет сумм удержанного военного сбора.

Согласно части седьмой ст. 7 Закона № 2464 не начисляется на выплаты и не удерживается единый взнос с выплат, компенсируемых из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.

Пунктом 1 части первой ст. 7 Закона № 2464 предусмотрено, что базой начисления единого взноса для работодателей и наемных работников является сумма начисленной каждому застрахованному лицу заработной платы по видам выплат, включающих основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в том числе в натуральной форме, которые определяются согласно Закону Украины от 24 марта 1995 года № 108/95-ВР «Об оплате труда».

Учитывая указанное, поскольку частью седьмой ст. 7 Закона № 2464 предусмотрено освобождение от начисления и удержания единого взноса на выплаты, компенсируемые из бюджета в пределах среднего заработка работников, которые были призваны во время мобилизации, на особый период, то указанные компенсационные выплаты работнику, который с февраля 2015 года продолжил военную службу по контракту, являются базой начисления и удержания единого взноса.

Первый заместитель Председателя С. Билан

Комментарий редакции

Отголоски прошлого года: НДФЛ, ВС и ЕСВ со среднего заработка срочников и контрактников

Комментируемое письмо интересно выводами фискалов относительно порядка налогообложения начисленного в 2015 году среднего заработка, сохраняемого за работником, принятым на военную службу по контракту (далее — контрактник). Кстати, эти же выводы можно отнести и к порядку налогообложения среднего заработка, сохраняемого за работником, призванным на срочную военную службу (далее — срочник). Ведь с позиции налогообложения это, как говорится, «одна и та же песня».

Итак, начнем разбираться. Но прежде вкратце напомним, как облагается средний заработок, начисленный срочникам, контрактникам и мобилизованным работникам начиная с 1 января 2016 года.

Такой заработок не подлежит компенсации из бюджета. Это значит, что он облагается как обычная зарплата — единым взносом на общеобязательное государственного социальное страхование (далее — ЕСВ), налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) и военным сбором (далее — ВС).

А какова же судьба налогообложения среднего заработка срочников и контрактников, начисленного и выплаченного до 01.01.2016 г.?

НДФЛ и ВС. Отметим, что действующие в прошлом году нормы Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) относительно освобождения от обложения НДФЛ среднего заработка солдатов учреждения звучали так:

«165.1. В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога не включаются следующие доходы:

165.1.1 сумма государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг в соответствии с законом, жилищными и другими субсидиями или дотациями, компенсациями (включая денежные компенсации инвалидам, на детей-инвалидов при реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, суммы пособия по беременности и родам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов согласно закону, в том числе (но не исключительно):

‹…›

и) сумма денежной помощи (в том числе в натуральной форме), предоставляемой физическим лицам или членам их семей (дети, жена, родители), военнослужащим, призванным на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей», и/или компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период.»

Естественно, что при такой конкретной формулировке относительно освобождения от НДФЛ компенсационных выплат из бюджета в пределах среднего заработка только мобилизованных работников никто не мог взять на себя ответственность утверждать, что компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка срочников и контрактников также не облагаются НДФЛ и, соответственно, ВС. Поэтому на практике бухгалтеры облагали средний заработок срочников и контрактников НДФЛ и ВС даже после того, как появилась возможность компенсировать этот заработок из бюджета (для принятых на военную службу по контракту с 08.02.2015 г., а для призванных на срочную военную службу, а также для призванных на военную службу по мобилизации и подлежащих демобилизации, но продолживших военную службу по контракту — с 11.06.2015 г.).

И вот в комментируемом письме фискалы высказали свою достаточно либеральную позицию. Компенсационные выплаты из бюджета в пределах среднего заработка контрактников (а значит, и срочников) за период до 01.01.2016 г. не облагаются НДФЛ и ВС. В связи с этим работодатели могут вернуть излишне удержанные НДФЛ и ВС.

Такая позиция весьма похвальна. Однако с практической точки зрения хотелось бы акцентировать внимание на следующих моментах.

Во-первых, в своих разъяснениях фискалы очень часто любят указывать следующее: «…информируем, что налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому дана такая консультация ( п. 52.2 ст. 52 НКУ)…».

Поэтому наша рекомендация такова: получите такое «хорошее» разъяснение в свой адрес (т. е. индивидуальное) и тогда смело, а самое главное для бухгалтера — нештрафоопасно, можете возвращать удержанный и уплаченный НДФЛ и ВС с компенсированных из бюджета сумм среднего заработка срочников и контрактников.

Во-вторых, как следует из звонков в редакцию наших читателей, далеко не всем работодателям компенсировали средний заработок работников — солдат учреждения, начисленный до 01.01.2016 г., даже при соблюдении всех необходимых процедурных моментов. Объяснения работников органов социальной защиты населения просты — нет денег. Сумму НДФЛ и ВС, удержанную и уплаченную со среднего заработка работников — солдат учреждения, которая осталась не компенсированной из бюджета, мы бы не рекомендовали возвращать из бюджета.

ЕСВ. В отношении возможности перерасчета сумм ЕСВ, уплаченных с начисленного и возмещенного из бюджета среднего заработка срочникам и контрактникам, фискалы заняли жесткую позицию — средний заработок, начисленный срочникам и контактникам в 2015 году, должен быть обложен ЕСВ без всяких перерасчетов в дальнейшем.

Татьяна ОНИЩЕНКО, эксперт по вопросам оплаты труда

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше