Темы статей
Выбрать темы

Об обнародовании нулевого годового плана закупок и приложения к нему

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАТ «АК «Киевводоканал»
В 2014 году в учреждении был создан комитет по конкурсным торгам, а я назначен его секретарем. Наше учреждение никогда не проводило тендеров, и ожидаемая стоимость предметов закупок ни разу не превышала предельные суммы, указанные в Законе о закупках. Ежегодно мы оформляли протокол, ставили подписи, проставляли прочерки в годовом плане закупок и заполняли приложение к нему, на основании сметы указывали стоимость предметов закупки. В 2015 году также оформлен годовой план закупок с прочерками, но он не был обнародован на веб-портале Уполномоченного органа. Возможно, с самого начала не нужно было создавать такой комитет в учреждении, а достаточно было подписывать нулевой годовой план закупок вместе с приложением? А может вообще не обязательно было обнародовать эти документы на веб-портале ни в 2014, ни в 2015 годах?
Как лучше нам действовать:
1) ликвидировать комитет задним числом (начало 2015 года) и переделать план на реестр закупок для того, чтобы избежать наказаний;
2) документы, оформленные в 2015 году, оставить, а уже в 2016 году ликвидировать комитет и составить реестр закупок;
3) ничего не ликвидировать, а в этом году обнародовать годовой план закупок на текущий 2016 год с прочерками вместе с приложением (поскольку ожидаемая стоимость предметов закупки не превышает предельные суммы, предусмотренные в Законе о закупках)?
И еще один вопрос: имеет ли право начальник учреждения (госслужба) быть председателем комитета?

Как предусмотрено ч. 1 ст. 11 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197), комитет по конкурсным торгам создается заказчиком (генеральным заказчиком) для организации и проведения процедур закупок.

Состав комитета по конкурсным торгам и его положение заказчик (генеральный заказчик) утверждают своим решением ( ч. 2 ст. 11 Закона № 1197). При этом комитет по конкурсным торгам планирует проведение процедур закупок, составляет и утверждает годовой план государственных закупок.

Одновременно следует обратить внимание: п. 1 Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 (далее — Инструкция), предусмотрено, что годовой план закупок составляется по закупкам, на которые распространяется действие Закона № 1197.

В годовой план включаются закупки, ожидаемая стоимость которых равна или превышает стоимостные пределы, установленные этим Законом.

Так, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 1197 этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 200 тыс. грн., а работ — 1 млн 500 тыс. грн.

При этом ожидаемая стоимость предмета закупки указывается на момент, предшествующий проведению соответствующей процедуры закупки, и не требует корректировки по результатам осуществления такой процедуры закупки.

В то же время следует отметить: в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки меньше сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, такой предмет закупки отражается в приложении к годовому плану, которое является его неотъемлемой частью. Такое приложение составляется по форме годового плана закупок, которые осуществляются без проведения процедур закупок, и подписывается уполномоченным лицом заказчика (председателем комитета по конкурсным торгам или лицом, исполняющим его обязанности).

Вместе с тем в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки меньше сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, и заказчиком не создается комитет по конкурсным торгам, составляется реестр таких закупок в произвольной форме за подписью уполномоченного лица заказчика. Заметим: в Инструкции не определено, что при меньших стоимостных порогах закупок, нежели предусмотрено Законом № 1197, заказчик вообще не создает конкурсный комитет.

Учитывая указанное, можно сделать вывод, что реестр закупок заказчик составляет в случае, если есть в наличии такие два обстоятельства:

— стоимость предмета закупки меньше стоимостных порогов, определенных Законом № 1197;

— заказчиком не создан комитет по конкурсным торгам.

Как следствие, в случае, если заказчик создал конкурсный комитет, но ожидаемая стоимость закупок меньше законодательно предусмотренных стоимостных порогов, комитет составляет нулевой годовой план закупок с приложением к нему, в котором указывает данные закупки. При этом заказчику следует соблюдать в таком случае требования по обнародованию годового плана закупок и приложения к нему.

Так, согласно ст. 4 Закона № 1197 годовой план обнародуют на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана. Заметим, что указанные требования к сроку обнародования этих документов были предусмотрены Законом № 1197 в 2014 — 2015 годах.

При этом в соответствии с Инструкцией приложение к годовому плану обнародуется заказчиком на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств ежеквартально. Добавим, что такие требования к обнародованию приложения к годовому плану вступили в силу с 07.11.2014 г., а до этого момента не были установлены отдельные требования по срокам обнародования приложения к годовому плану.

Следует также напомнить, что до 07.11.2014 г. у заказчика вообще отсутствовала обязанность составлять реестр закупок, если ожидаемая стоимость закупки была меньше сумм, начиная с которых необходимо было проводить процедуры закупок, и если заказчик не создавал комитет по конкурсным торгам.

Таким образом, если заказчик создал комитет по конкурсным торгам, при этом решением такого комитета утвержден годовой план закупок с приложением к нему, с указанием показателей только в приложении о допороговых закупках, то он должен был бы обнародовать годовой план закупок и приложение в предусмотренном законодательством порядке.

Напомним, что административная ответственность за нарушение законодательства о государственных закупках (в частности, за необнародование или нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства) предусмотрена ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Но в любом случае мы не советуем сейчас заказчику что-либо исправлять задним числом, поскольку за подделку документов соответствующие лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Теперь относительно действий в 2016 году. Как было указано выше, в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки меньше сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, заказчиком не создается комитет по конкурсным торгам и составляется реестр таких закупок. Поэтому если в учреждении в 2016 году создан комитет, необходимо составить и обнародовать годовой план и приложение к нему. Отдельно приложение к годовому плану закупок без самого годового плана существовать не может.

И только в случае, если комитет будет расформирован, заказчик может составить реестр закупок.

Что касается вопроса о праве начальника учреждения (госслужба) быть председателем комитета, необходимо отметить следующее.

Комитет по конкурсным торгам (далее — конкурсный комитет) — это служебные (должностные) и другие лица заказчика (генерального заказчика), назначенные ответственными за организацию и проведение процедур закупки согласно Закону № 1197.

Особенности создания и порядок работы конкурсного комитета предусмотрены в ст. 11 Закона № 1197 и Типовом положении о комитете по конкурсным торгам, утвержденном приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 916.

Так, создают конкурсный комитет из числа служебных (должностных) лиц и других лиц заказчика в количестве не менее 5 человек.

В ч. 2 ст. 11 Закона № 1197 предусмотрен перечень лиц, которых заказчик не имеет права включать в состав конкурсного комитета, а именно: народных депутатов Украины, депутатов городского, районного в городе, районного, областного совета, а также должностных лиц и представителей участников, членов их семей.

Учитывая это, действующее законодательство не ограничивает заказчика назначить председателем конкурсного комитета начальника учреждения (госслужба).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше