Определенные категории граждан согласно действующему законодательству имеют право на льготное зубопротезирование. Перечень таких категорий в последнее время несколько изменился. Поэтому давайте рассмотрим все по порядку.
Напомним, что ранее многие граждане имели право на льготное зубопротезирование: от пенсионеров до ветеранов, инвалидов, чернобыльцев. При этом одни категории имели право на льготное зубопротезирование непосредственно при обращении, другим приходилось ожидать своей очереди.
В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VІІІ предоставление льгот по зубопротезированию предусмотрено для таких категорий граждан:
— участники войны и лица, на которых распространяется действие данного Закона ( ст. 14 и 15 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII (далее — Закон № 3551));
— лица, имеющие особые заслуги перед Родиной (награжденные орденом Героев Небесной Сотни, Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, лица, награжденные четырьмя и более медалями «За отвагу», а также Герои Социалистического Труда, удостоенные этого звания за труд в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.) ( ст. 16 Закона № 3551);
— ветераны труда ( ст. 7 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине» от 16.12.93 г. № 3721-XII (далее — Закон № 3721));
— лица, имеющие особые трудовые заслуги ( ст. 9 Закона № 3721);
— бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и других мест принудительного содержания и жены (мужья) умерших жертв нацистских преследований ( ст. 61 — 64 Закона Украины «О жертвах нацистских преследований» от 23.03.2000 г. № 1584-III).
В соответствии с законодательными изменениями льготы на зубопротезирование теперь предоставляют в зависимости от доходов указанных категорий граждан.
Так, с 1 июля 2015 года вступил в силу Порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан с учетом среднемесячного совокупного дохода семьи, утвержденный постановлением КМУ от 04.06.2015 г. № 389 (далее — Порядок № 389).
Этот Порядок определяет механизм реализации права на получение льгот по оплате услуг при пользовании жильем (квартирная плата, плата за услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий), коммунальных услуг (централизованная подача холодной воды, централизованная подача горячей воды, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов), топливом, сжиженным газом, телефоном, услуг по установке квартирных телефонов в зависимости от среднемесячного совокупного дохода семьи лиц, имеющих право на льготы согласно законодательным актам, а также подтверждения права на другие виды льгот, предоставляемых с учетом дохода (бесплатное получение лекарств, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения, зубопротезирование и т. п.), в соответствии с законодательством.
Действие Порядка № 389 распространяется на лиц, имеющих право на льготы по социальному признаку согласно действующему законодательству.
Обратим внимание, что в соответствии с п. 9 Порядка № 389 структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения с учетом полученной информации, указанной в пп. 6 — 8 этого Порядка, определяют в течение десяти дней со дня получения такой информации среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одного человека путем деления общей суммы денежных доходов каждого члена семьи льготника за предыдущие шесть месяцев на 6 и на количество членов семьи.
В случае когда среднемесячный доход семьи в расчете на одного человека не превышает величину дохода, дающего право на налоговую социальную льготу (с 01.07.2015 г. — 1710 грн. и на 2016 год — 1930 грн.), льготник имеет право на получение льгот в течение 12 месяцев с месяца определения соответствующего права.
Структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения подает ежемесячно до 25-го числа жилищно-эксплуатационным организациям, жилищно-строительным (жилищным) кооперативам, объединениям совладельцев многоквартирного дома, организациям, предоставляющим жилищно-коммунальные услуги, операторам (провайдерам) телекоммуникаций, газо- и электропоставщикам, поставщикам твердого топлива списки льготников, имеющих право на получение льгот, предоставляет в установленном порядке льготы наличными деньгами для приобретения твердого топлива и сжиженного газа, а также выдает льготникам справки для получения других видов льгот, предоставляемых с учетом дохода (бесплатное получение лекарств, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения, зубопротезирование и т. п.), в соответствии с законодательством ( п. 10 Порядка № 389).
В случае же когда среднемесячный доход семьи льготника в расчете на одного человека превышает величину дохода, дающего право на налоговую социальную льготу, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения в письменном виде информирует льготников о том, что они не имеют права на получение льгот.
В случае уменьшения дохода семьи льготник имеет право обратиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения для определения права на получение льгот с месяца обращения.
Таким образом, бесплатно протезировать без наличия справки от управления труда и социальной защиты населения стоматологические поликлиники не имеют права.
Также приведем перечень категорий граждан Украины, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на льготное зубное протезирование и не подпадают под действие Порядка № 389, т. е. получают льготы без справок из органов социальной защиты населения.
№ п/п | Категории | Очередность | Основание |
1 | Инвалиды войны (красное удостоверение), в том числе участники АТО, получившие такое удостоверение | Вне очереди | Закон № 3551 (ст. 13) |
2 | Участники боевых действий (синее удостоверение), в том числе участники АТО, получившие такое удостоверение | В первую очередь | Закон № 3551 (ст. 12) |
3 | Пенсионеры по возрасту | В первую очередь | Закон № 3721 (ст. 34) |
4 | Чернобыльцы I и II категорий, их вдовы | Вне очереди | |
5 | Инвалиды I и II категорий (на основании индивидуальных программ реабилитации, за счет средств фонда социальной защиты инвалидов) | Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (ст. 37 и 38) | |
6 | Ветераны военной службы и ветераны органов МВД, их вдовы | В первую очередь | |
7 | Почетные доноры Украины | Вне очереди | Закон Украины «О донорстве крови и ее компонентов» от 23.06.95 г. № 239/95-ВР (ст. 13) |
Указанным в перечне категориям граждан по медицинским показаниям зубные, зубочелюстные и лицевые протезы изготовляются бесплатно (за исключением протезирования из драгоценных металлов, керамики, металлокерамики, цельнолитых, металлопластмассы, нитрит-титанового покрытия, бюгельного протезирования, имплантатов).
В то же время отметим, что для пенсионеров по возрасту, указанных в перечне, в соответствии со ст. 34 Закона № 3721 в необходимых случаях предусмотрено обеспечение протезами, слуховыми аппаратами, зубопротезированием.
Указанные виды протезной помощи предоставляются им бесплатно или на льготных условиях (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов) в порядке, устанавливаемом Кабмином.
При этом пенсионеры по возрасту не подпадают под действие Порядка № 389, которым предусмотрена необходимость получения справки для получения других видов льгот, предоставляемых с учетом дохода.
Для того чтобы получить услугу бесплатного зубопротезирования, пациент может обратиться к врачу-стоматологу по месту регистрации и проживания, который проводит осмотр, лечение и формирует списки льготников.
Теперь перейдем к механизму проведения расчетов за зубопротезирование льготных категорий.
По этому поводу издано много писем-разъяснений как органами Госказначейской службы, так и Минфином (см. письма Госказначейской службы от 12.03.2013 г. № 17-08/573-6405, от 20.11.2007 г. № 3.4-10/2405-15605, от 26.02.2007 г. № 3.4-06/645-2567, письма Минфина от 28.01.2010 г. № 31-19020-12-24/1715, от 01.04.2009 г. № 31-19020-12-5/9216 и т. п.), но все они сводятся к следующему.
В соответствии с постановлением КМУ «Об утверждении перечня платных услуг, предоставляемых в государственных заведениях здравоохранения и высших медицинских заведениях образования» от 17.09.96 г. № 1138 протезирование зубов относится к платным услугам, предоставляемым в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения.
Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), трансферты населению — это текущие платежи физическим лицам или предоставление им материальной помощи в натуральном виде, предусмотренные для увеличения их дохода. Трансферты населению могут предоставляться как в наличной форме, так и путем оплаты счетов.
Оплата зубопротезирования и возмещение расходов, связанных с отпуском лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях гражданам, имеющим на это право в соответствии с законодательством, осуществляется за счет расходов, предусмотренных на эти цели в сметах заведений здравоохранения по общему фонду по КЭКР 2730 «Прочие выплаты населению» ( п.п. 9 п.п. 2.5.3 Инструкции № 333).
Средства за предоставленные стоматологические услуги (льготное зубопротезирование) зачисляются в специальный фонд медицинского заведения.
Выполненные работы могут быть оплачены распорядителем бюджетных средств за счет соответствующих бюджетных назначений общего фонда на основании документов, подтверждающих фактическое предоставление услуг.