Темы статей
Выбрать темы

Всегда ли хозяйственные сооружения, не зачисленные на баланс, являются излишками

Матвеева Виктория, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
По заказу учебного заведения БТИ произвело работы по технической инвентаризации и изготовлению технического паспорта на комплекс зданий и сооружений, принадлежащих заведению на праве оперативного управления.
На основании данных техпаспорта выявлены расхождения между перечнем объектов недвижимого имущества, указанных в техпаспорте, и данными об объектах основных средств, находящихся на балансе учебного заведения. В частности, на балансе заведения не учитываются такие объекты, как подвал и сооружения (ворота, ограждения, асфальтовые покрытия, резервуары для воды, колодцы, гаражная яма).
В связи с этим у нас возникли вопросы:
— необходимо ли такие объекты зачислить на баланс;
— как это правильно сделать?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего следует определить, с какой целью проводят техническую инвентаризацию недвижимого имущества, какие объекты подлежат такой инвентаризации, и выяснить, по каким причинам такие объекты не состоят на балансе учебного заведения.

Основным документом, регулирующим порядок и методику проведения технической инвентаризации построенных (реконструированных) домов, вспомогательных зданий и сооружений, в настоящее время является Инструкция о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, утвержденная приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики от 24.05.2001 г. № 127 (далее — Инструкция).

Как предусмотрено этой Инструкцией, техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества проводят в следующих случаях:

— перед приемкой в эксплуатацию завершенных строительством объектов, в том числе после проведения реконструкции и капитального ремонта;

— перед проведением государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства;

— перед проведением государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, образовавшегося в результате разделения, объединения объекта недвижимого имущества или выделения части из объекта недвижимого имущества, кроме случаев, когда вследствие такого разделения, объединения или выделения части завершенный строительством объект принимался в эксплуатацию.

В остальных случаях техническую инвентаризацию проводят по желанию заказчика.

Право на проведение технической инвентаризации объектов недвижимого имущества имеют субъекты хозяйствования, которые прошли профессиональную аттестацию в Минрегионе и получили квалификационный сертификат. Основными целями проведения такой инвентаризации являются:

— определение фактической площади и объема объектов недвижимого имущества (относительно проектных);

— обследование и оценка технического состояния имеющихся объектов;

— установление стоимости объектов.

Далее определим, какие именно объекты недвижимого имущества подлежат технической инвентаризации.

Так, согласно разд. 2 Инструкции к объектам, которые подлежат технической инвентаризации, в частности, относятся:

дома и сооружения общественного и производственного назначения, инженерные сети, элементы благоустройства и т. п.;

хозяйственные здания (сараи /хлева/, гаражи, летние кухни, мастерские, уборные, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции, мусоросборники и т. п.);

хозяйственные сооружения (колодцы, выгребные ямы, ограждения, ворота, калитки, замощения и т. п.).

На основании материалов технической инвентаризации составляют инвентаризационные дела и технические паспорта.

Как видим, приведение в технических паспортах данных не только о домах и сооружениях, но и о хозяйственных сооружениях, является неотъемлемой составляющей того огромного объема работ, который осуществляют специалисты БТИ при проведении технической инвентаризации недвижимости. Поэтому изображение в техническом паспорте не только домов и сооружений, но и разных объектов, которые в соответствии с Инструкцией являются разновидностью хозяйственных зданий и сооружений, полностью соответствует требованиям указанной Инструкции.

Итак, вопрос, который возник у нашего читателя, имеющего на руках технический паспорт на здания и сооружения, вполне понятен: что делать с теми объектами недвижимого имущества, которые изображены в техническом паспорте и относятся к разновидности хозяйственных сооружений, но не учитываются на балансе учреждения как отдельные объекты?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, по каким причинам такие хозяйственные сооружения не были взяты на учет бюджетным учреждением как отдельные инвентарные объекты.

Преимущественно такими причинами могут быть следующие.

Первая: в свое время расходы на сооружение и обустройство таких хозяйственных сооружений были отнесены на увеличение первоначальной стоимости зданий и сооружений.

Как это сейчас можно выяснить?

Дело в том, что информация о любых работах, связанных с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и капитальным ремонтом существующего объекта, должна быть занесена в Инвентарную карточку учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Такую информацию о произведенных работах записывают в инвентарную карточку на основании соответствующих актов приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (типовая форма № ОЗ-2 (бюджет)).

Поэтому необходимо внимательно просмотреть указанный документ (возможно, и старую инвентарную карточку на такой объект, которую необходимо хранить как справочный документ) и выяснить, есть ли среди таких работ затраты на сооружение и устройство хозяйственных сооружений.

Вторая: расходы на сооружение и устройство хозяйственных сооружений учреждение могло отнести на фактические расходы. В частности, это касается различных видов ремонтных работ, которые классифицированы как текущие ремонты. Например, к текущим расходам (а именно к текущему ремонту) могли быть отнесены работы, связанные с ремонтом покрытия тротуаров или дорожного покрытия проезжей части на придомовой территории.

Напомним, что при разграничении текущего и капитального ремонта бюджетным учреждениям следует руководствоваться Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденным приказом Государственного комитета по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

Конечно, при таких обстоятельствах бухгалтеру придется достаточно долго искать подтверждение того, были ли действительно отнесены на фактические расходы работы, связанные с сооружением хозяйственных сооружений. Поскольку не исключаем, что определенное количество подтверждающих документов в связи с окончанием сроков хранения уже передано в архив.

Как видим, для того чтобы окончательно решить судьбу таких хозяйственных сооружений, которые не взяты на учет как отдельные инвентарные объекты, и действительно считать их излишками, бухгалтеру необходимо будет проделать достаточно кропотливую работу.

А если случится так, что никакого документального подтверждения появления некоторых объектов не найдется? По нашему мнению, как раз такие объекты и целесообразно считать излишками объектов основных средств, которые необходимо зачислить на баланс учебного заведения.

Как правильно и достоверно оценить стоимость таких объектов?

Для ответа на этот вопрос следует вновь обратиться к положениям Инструкции.

Как мы уже указывали, при проведении технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, в частности, определяют стоимость таких объектов. В соответствии с п. 3.1 Инструкции определение стоимости объектов при проведении технической инвентаризации выполняют по желанию заказчика.

Поэтому если заказчик перед заключением договора на проведение работ по технической инвентаризации изъявит такое желание, что будет прописано в договоре отдельным пунктом, учреждение имеет возможность воспользоваться в дальнейшем такими данными.

Так, информацию о стоимости хозяйственных сооружений указывают в Оценочном акте о хозяйственных зданиях и сооружениях ( приложение 1.11 к Инструкции). Таким образом, именно по этой стоимости хозяйственные сооружения необходимо будет зачислить на баланс учебного заведения.

В заключение отметим: для того чтобы подобных вопросов возникало как можно меньше, учреждениям следует более ответственно относиться к такому контрольному мероприятию, как инвентаризация. Ведь одной из его задач является именно выявление фактического наличия активов и установление остатков или недостач активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета.

Напомним, что бюджетные учреждения при проведении инвентаризации должны руководствоваться Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879, и применять типовые формы для отражения результатов инвентаризации, утвержденные приказом Минфина от 17.06.2015 г. № 572.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше