Темы статей
Выбрать темы

Об обжаловании, осуществлении контроля и мониторинга закупок

Министерство экономического развития и торговли Украины
Письмо от 02.08.2016 г. № 3302-06/24156-06

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные жалобы и обращения субъектов сферы публичных закупок о возможных нарушениях при осуществлении закупок сообщает.

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Об обжаловании

В соответствии с пунктом 14 части первой статьи 1 Закона органом обжалования является Антимонопольный комитет Украины.

Согласно части третьей статьи 8 Закона Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью непредвзятой и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок. Решения постоянно действующей административной коллегии (коллегий) принимаются от имени Антимонопольного комитета Украины.

В соответствии с пунктом 27 части первой статьи 1 Закона субъект обжалования в органе обжалования (далее — субъект обжалования) — физическое лицо, обратившееся к органу обжалования с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и вследствие которых нарушено право либо законные интересы такого лица.

Порядок обжалования процедур закупок определен статьей 18 Закона.

Так, в соответствии со статьей 18 Закона жалоба в орган обжалования подается субъектом обжалования в форме электронного документа через электронную систему закупок. После размещения жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка. Жалоба вместе с регистрационной карточкой в день размещения субъектом обжалования автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа.

Жалоба субъекта обжалования подается в орган обжалования с учетом требований по ее содержанию и срокам, предусмотренным частями первой и второй статьи 18 Закона.

Сразу после внесения в реестр жалоб жалоба с сопроводительными документами и ее регистрационная карточка автоматически направляются органу обжалования и заказчику.

При этом частью четвертой статьи 18 Закона предусмотрено, что орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если заказчиком в соответствии с данным Законом устранены нарушения, указанные в жалобе.

Жалобы по поводу заключенных договоров о закупке рассматриваются в судебном порядке.

Таким образом, физическое или юридическое лицо с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право либо законные интересы такого лица, имеет право обращения в орган обжалования или суд.

О разрешении споров, связанных с проведением допороговых закупок

Порядок осуществления допороговых закупок утвержден приказом государственного предприятия «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 (далее — Порядок).

Порядок применяется в случае проведения заказчиком отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ с использованием электронной системы закупок при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, стоимость которых меньше стоимости, которая установлена в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона (пункт 1.1 Порядка).

Вместе с тем пунктом 13 Порядка установлено, что все споры между участником допороговой закупки и заказчиком, возникшие при проведении допороговой закупки, разрешаются согласно положениям, приведенным в Порядке, или согласно действующему законодательству Украины. При этом пунктом 14 Порядка определен порядок устранения нарушений в процессе проведения допороговой закупки.

В то же время, поскольку Порядком установлено, что при осуществлении закупок заказчики должны придерживаться таких принципов, как добросовестная конкуренция среди участников, максимальная экономия и эффективность, открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, недискриминация участников, объективная и непредвзятая оценка предложений, предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений, субъекты, считающие, что заказчик не соблюдает указанные принципы, могут применять механизмы общественного контроля, пользуясь правами, предусмотренными законами Украины «Об общественных объединениях», «Об обращениях граждан», «Об информации» и т. п.

В свою очередь, отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, отчетности об их исполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, регулируются Бюджетным кодексом Украины, исходя из содержания норм которого управление бюджетными средствами предусматривает совокупность действий участника бюджетного процесса, которые направлены на достижение целей, задач и конкретных результатов своей деятельности и обеспечение эффективного, результативного и целевого использования бюджетных средств.

При исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны придерживаться принципа эффективности и результативности, т. е. хотеть достижения целей, запланированных на основе национальной системы ценностей и задач инновационного развития экономики, путем обеспечения качественного предоставления услуг, гарантированных государством, Автономной Республикой Крым, местным самоуправлением, при привлечении минимального объема бюджетных средств и достижения максимального результата при использовании определенного бюджетом объема средств.

Ответственный исполнитель бюджетных программ в процессе их исполнения обеспечивает, в частности, целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Статьей 113 Бюджетного кодекса Украины установлено, что к полномочиям органов государственного финансового контроля по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и местных бюджетов (включая проведение государственного финансового аудита).

Об осуществлении контроля и мониторинга закупок

В соответствии с абзацем первым части третьей статьи 7 Закона контроль в сфере публичных закупок в пределах своих полномочий, определенных Конституцией и законами Украины, осуществляют Счетная палата, Антимонопольный комитет Украины, центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля.

При этом согласно абзацу второму части четвертой статьи 7 Закона мониторинг закупок проводит центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, и его органы на местах.

Порядок проведения мониторинга определяется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику.

Таким образом, поскольку в соответствии с частью второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основе, в пределах полномочий и способом, предусмотренными Конституцией и законами Украины, к компетенции Минэкономразвития не относится рассмотрение жалоб, в том числе по допороговым закупкам, осуществление контроля в сфере публичных закупок, а также проведение мониторинга закупок.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий специалиста

Минэкономразвития разъясняет нюансы обжалования закупок

С 1 августа текущего года все госзакупочное сообщество перешло на электронные рельсы в проведении закупок. Вместе с тем при применении Закона Украины «Об осуществлении публичных закупок» от 25.12.2016 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) у заказчиков возникают многочисленные вопросы. На отдельные из них Уполномоченный орган по вопросам публичных закупок — Минэкономразвития предоставил ответы в комментируемом письме.

Так, Минэкономразвития рассмотрело следующие актуальные вопросы:

1) об обжаловании публичных (послепороговых) закупок;

2) об обжаловании проведения допороговых закупок;

3) об осуществлении контроля и мониторинга закупок.

Далее обратим внимание на определенные моменты проанализированных Минэкономразвития вопросов и нюансы, оставшиеся вне поля зрения Уполномоченного органа в этом письме.

Об обжаловании публичных (послепороговых) закупок

Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, органом обжалования является Антимонопольный комитет Украины (далее — АМКУ).

Для рассмотрения жалоб в сверхпороговых торгах АМКУ создает Постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее — Коллегия). Отметим, что решения Коллегии принимаются от имени АМКУ.

Обращаем внимание: распоряжением АМКУ от 05.04.2015 г. № 6-рп создана Постоянно действующая административная коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

Следует отметить, что член Коллегии, который является связанным лицом с субъектом обжалования или заказчиком, не может принимать участия в рассмотрении и принятии решений по жалобе и должен быть заменен на время рассмотрения и принятия решения по жалобе другим государственным уполномоченным АМКУ, которого определяет Голова АМКУ.

Напомним, что за подачу жалобы в орган обжалования взимается плата. Размер платы определен постановлением КМУ от 23.03.2016 г. № 291 и составляет:

— в случае обжалования процедуры закупки товаров или услуг — 5 тыс. грн.;

— в случае обжалования процедуры закупки работ — 15 тыс. грн.

Средства за подачу жалобы зачисляют на соответствующие счета, открытые в органах Государственной казначейской службы Украины (далее — ГКСУ), для зачисления поступлений по коду классификации доходов бюджета 24061800 по местонахождению плательщика налогов.

При этом на официальном сайте АМКУ в рубрике «Деятельность в сфере публичных закупок» размещен перечень счетов ГКСУ, открытых по балансовому счету 3111 и коду классификации доходов бюджета 24061800. С указанной информацией можно ознакомиться в сети Интернет по адресу: http://www.amc.gov.ua/amku/doccatalog/document?id=113100&schema=main.

Порядок обжалования процедур закупок определен в ст. 18 Закона № 922.

В соответствии со ст. 1 этого Закона субъект обжалования — это физическое или юридическое лицо, обратившееся в орган обжалования с целью защиты своих прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия либо бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица.

При этом в публичных закупках жалобу в орган обжалования подают в форме электронного документа через электронную систему закупок «Прозорро» (далее — ЭСЗ).

Жалоба, размещенная субъектом обжалования в ЭСЗ, в день размещения автоматически обнародуется на веб-портале Минэкономразвития: https://prozorro.gov.ua/.

Имейте в виду, что к жалобе прилагают документы и материалы в электронной форме (в том числе в виде pdf-файла), подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий либо бездействия заказчика, и документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.

Сразу после внесения в реестр жалоб жалоба с сопроводительными документами ЭСЗ автоматически направляется в орган обжалования и заказчику.

При этом орган обжалования должен разместить в ЭСЗ решение о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и места рассмотрения жалобы или обоснованном решении об оставлении жалобы без рассмотрения либо решение о прекращении рассмотрения жалобы. В то же время ЭСЗ автоматически обнародует решения, принятые органом обжалования, на веб-портале: https://prozorro.gov.ua/, и рассылает сообщения субъекту обжалования и заказчику.

Обратите внимание: в отличие от обжалования государственных закупок, когда на сайте АМКУ можно было по поиску найти жалобы и решения по результатам их рассмотрения, теперь в публичных закупках нет такой функции. Зато для того, чтобы ознакомиться с той или иной жалобой, проанализировать практику рассмотрения жалоб АМКУ, нужно открывать все закупки и смотреть, не обжалована ли какая-либо из них.

Например, сейчас подана жалоба на закупку услуг по абонентскому обслуживанию потребителей ПАО «АК «Киевводоканал» — жильцов многоэтажных домов. При этом ЭСЗ заблокировано проведение закупки в системе. Решения по жалобе пока нет. Желающие могут ознакомиться с жалобой по адресу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA - 2016-06-13-000479-b/.

Как и ранее, в публичных закупках споры по заключенным договорам рассматриваются в судебном порядке.

Учитывая это, в комментируемом письме Минэкономразвития обратило внимание на то, что лицо, чье право и законный интерес в публичных послепороговых закупках нарушены действиями либо бездействием заказчика, может обратиться за защитой в АМКУ или же в суд.

Об обжаловании проведения допороговых закупок

Что касается второго вопроса, рассмотренного в комментируемом письме, Минэкономразвития преимущественно сделал ссылки на нормы Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI, но без соответствующих выводов по результатам анализа вопроса.

Поэтому следует обратить внимание заказчиков на то, что органы государственного финансового контроля в Украине — Государственная аудиторская служба Украины и ее подразделения (далее — ГАСУ), имеют право проводить не только такое контрольное мероприятие, как проверка государственных закупок, когда контролем охватываются только сверхпороговые госзакупки (в соответствии с постановлением КМУ от 01.08.2013 г. № 631, в которое пока что не внесены изменения), но и государственный финансовый аудит и инспектирование (ревизию), когда контролируют законность расходования средств и по другим закупкам. Следовательно, действенной защитой для участников при допороговых закупках может быть обращение в ГАСУ.

Вместе с тем заметьте: приказ ГП «Внешторгиздат Украины» «Об утверждении Порядка осуществления допорогових закупок» от 13.04.2016 г. № 35 (далее — приказ № 35) не является нормативно-правовым актом, обязательным для применения заказчиками. Приказ № 35 — это локальный акт указанного госпредприятия, который распространяется на его работников. К тому же несоблюдение заказчиком требований этого приказа не может считаться нарушением.

В то же время не забывайте о том, что согласно Закону № 922 при проведении допороговых закупок заказчик должен придерживаться принципов публичных закупок, закрепленных в данном Законе. Так, одним из таких принципов является открытость и прозрачность на всех стадиях закупок.

Вместе с тем в случае осуществления закупок товаров, работ и услуг без использования ЭСЗ, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и является меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, заказчики обязательно обнародуют отчет о заключенных договорах в ЭСЗ в соответствии со ст. 10 данного Закона. Срок для обнародования такого отчета согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 922 — один календарный день со дня заключения договора. Форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490.

Также следует напомнить о том, что ныне имеем обновленную ст. 16414 «Нарушения законодательства о закупках» Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Так, согласно требованиям ч. 1 ст. 16414 этого Кодекса одним из правонарушений, в частности, является необнародование либо нарушение порядка обнародования информации о закупках в соответствии с требованиями законодательства.

Отметим, что согласно п. 50 Порядка проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550 (напомним, что ГАСУ является правопреемником Госфининспекции Украины), по результатам проведенной ревизии в пределах данных им прав контролирующие органы принимают меры для обеспечения, в частности, привлечения к ответственности виновных в допущении нарушений работников объектов контроля.

Поэтому совершение служебными (должностными), уполномоченными лицами заказчика указанных правонарушений при допороговых торгах может иметь последствием привлечение к административной ответственности таких работников заказчика.

Об осуществлении контроля и мониторинга закупок

В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона № 922 мониторинг закупок проводит центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственного финансового контроля, и его органы на местах (ГАСУ).

При этом согласно п.п. 3 п. 4 Положения о Государственной аудиторской службе Украины, утвержденного постановлением КМУ от 03.02.2016 г. № 43 (далее — Положение), ГАСУ в соответствии с возложенными на нее задачами реализует государственный финансовый контроль путем осуществления:

— государственного финансового аудита;

— проверки государственных закупок;

— инспектирования (ревизии);

— мониторинга закупок;

— контроля за состоянием внутреннего аудита.

Отметим, что на сегодняшний день порядок проведения мониторинга не определен центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную финансовую политику (т. е. Минфином). Учитывая это, в настоящее время отсутствуют основания для проведения мониторинга закупок ГАСУ.

Несмотря на это обратите внимание: в соответствии с п. 11 ст. 10 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII органу государственного финансового контроля предоставлено право получать от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей информацию, документы и материалы, необходимые для исполнения возложенных на него задач.

В свою очередь, согласно п.п. 2 п. 6 Положения ГАСУ для исполнения возложенных на нее задач имеет право получать безвозмездно от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей, а также граждан и их объединений информацию, документы и материалы, необходимые для исполнения возложенных на нее задач, в том числе сведения, необходимые для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений.

Следовательно, ГАСУ для исполнения возложенных на нее задач может обращаться, в том числе и к заказчикам, для получения документов и материалов.

Ярослава ДУБРОВА, консультант по вопросам публичных закупок

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше