Авторский и технический надзор: обязанность или сознательный выбор?

В избранном В избранное
Печать
Константин НОВИКОВ, консультант
Бюджетная бухгалтерия Август, 2016/№ 31
Бюджетное учреждение намеревается провести капитальный ремонт помещений. Обязательно ли в таком случае должен осуществляться авторский и технический надзор? Зависит ли осуществление авторского и технического надзора от стоимости капитального ремонта? (вопрос с форума для работников бюджетной сферы: http://budget.factor.ua)

К сожалению, не всегда в нашем законодательстве можно найти прямые ответы на вопросы, которые каждый день возникают в рабочем процессе. Именно с такими вопросами мы будем сегодня разбираться.

Сначала рассмотрим, что именно представляют собой авторский и технический надзор.

Механизм осуществления авторского надзора во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений, а также технического переоснащения действующих предприятий определен Порядком осуществления авторского надзора во время строительства объекта архитектуры, утвержденным постановлением КМУ от 11.07.2007 г. № 903 (далее — Порядок осуществления авторского надзора).

В частности, авторский надзор предусматривает контроль за соответствием строительно-монтажных работ проекту, который осуществляется архитектором — автором проекта объекта архитектуры, другими разработчиками утвержденного проекта или уполномоченными лицами в соответствии с законодательством и договором с заказчиком (застройщиком) в течение всего периода строительства.

Обязательность проведения авторского надзора не предусмотрена ни вышеупомянутым Порядком осуществления авторского надзора, ни Руководством по проведению авторского надзора за строительством ДСТУ-Н Б А.22.2-11:2014, принятым приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 31.12.2014 г. № 393, и относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.

По нашему мнению, при проведении капитального ремонта помещений осуществление авторского надзора не обязательно, а вот при проведении строительства, реконструкции, реставрации объектов осуществление авторского надзора не будет лишним и, в свою очередь, сохранит заказчику (застройщику) нервы и средства на исправление ошибок, допущенных в результате несоблюдения проекта.

Механизм осуществления технического надзора во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений, а также технического переоснащения действующих предприятий определен Порядком осуществления технического надзора во время строительства объекта архитектуры, утвержденным постановлением КМУ от 11.07.2007 г. № 903.

Так, технический надзор обеспечивает заказчик (застройщик) в течение всего периода строительства объекта с целью осуществления контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством и объемами работ, выполненных при строительстве или изменении (в частности, путем снесения) такого объекта.

То есть обеспечение осуществления технического надзора на объекте строительства является обязанностью его заказчика (застройщика).

Заказчик (застройщик) может обеспечить осуществление технического надзора на подконтрольных объектах строительства двумя способами:

1) собственными силами при наличии в его структуре соответствующих квалифицированных работников, имеющих выданный в соответствии с законодательством архитектурно-строительной аттестационной комиссией квалификационный сертификат;

2) путем привлечения на договорных началах третьих лиц (субъектов хозяйствования, которые имеют полученную в установленном порядке лицензию на осуществление такой деятельности).

Именно такое мнение Государственная архитектурно-строительная инспекция изложила в письме «Об осуществлении технического надзора» от 16.01.2009 г. № 22/7-195.

Также Минрегионразвития, строительства и ЖКХ в письме от 11.01.2014 г. № 8/15-7-14 отметило, что осуществление технического надзора за строительством объектов является составляющей функций заказчика. В соответствии с ДСТУ Б Д. 1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», который носит обязательный характер при определении стоимости строительства объектов, сооружаемых за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии, содержание службы заказчика строительства (в том числе технадзор) осуществляется за счет средств, предусмотренных в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства.

При отсутствии у заказчика специалистов, которые могли бы выполнять функции технического надзора за строительством объектов, заказчик может привлекать специалистов сторонних организаций на договорной основе. Оплата за выполнение указаных работ осуществляется за счет средств на содержание службы заказчика в размере, определенном на основании соответствующих расчетов, составленных в произвольной форме, исходя из обоснованных трудозатрат специалистов технадзора и согласованного сторонами показателя стоимости человеко-дня.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить