Местная пожарная охрана

В избранном В избранное
Печать
Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Август, 2016/№ 31
По просьбе наших читателей мы решили осветить тему открытия подразделения местной пожарной охраны. Как правильно создать такое подразделение? Сколько человек должно входить в состав пожарной команды? Чем руководствоваться при выплате заработной платы работникам? Можно ли финансировать местную пожарную охрану как за средства местного бюджета, так и за добровольные взносы граждан? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в настоящей статье.

Принципы функционирования

Общегосударственный анализ состояния противопожарной безопасности свидетельствует о том, что значительное количество пожаров приходится на сельскую местность. При этом состояние противопожарной защиты объектов и населенных пунктов в сельской местности усложняется значительным расстоянием от подразделения государственной пожарно-спасательной части до наиболее отдаленных населенных пунктов и состоянием сельских дорог.

С целью усиления противопожарной защиты сельских и поселковых населенных пунктов в сельской местности создаются подразделения местной пожарной охраны.

Право местных органов самоуправления создавать подразделения местной пожарной охраны следует из ст. 26 Закона № 280.

Вопрос создания местных пожарно-спасательных подразделений регламентирован ст. 62 Кодекса гражданской защиты.

Так, в селах, поселках, где нет пожарно-спасательных подразделений, сельские и поселковые советы по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты, создают пожарно-спасательные подразделения для обеспечения местной пожарной охраны.

Финансирование и материально-техническое обеспечение пожарно-спасательных подразделений для обеспечения местной пожарной охраны осуществляются за счет средств местных бюджетов и прочих источников, не запрещенных законодательством. В частности, прочими источниками могут быть добровольные взносы жителей, проживающих на территории, где будет обеспечивать противопожарный надзор местная пожарная охрана.

Если в населенном пункте, расположенном на соответствующей территории и соединенном с другими населенными пунктами подъездными путями общего пользования, создано пожарно-спасательное подразделение для обеспечения местной пожарной охраны, которое способно выполнять задачи по назначению на территории населенных пунктов, где нет таких подразделений, в соответствующих местных бюджетах могут предусматриваться расходы на материально-техническое обеспечение таких подразделений.

Порядок обеспечения местной пожарной охраны, права и обязанности работников пожарно-спасательных подразделений определяются положением о местной пожарной охране, которое утверждается создавшим его органом по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере гражданской защиты.

Ранее существовала типовая форма такого положения — Положение № 202.

Но 15.01.2016 г. данное Положение утратило силу, поэтому теперь каждый орган местного самоуправления сам решает, как будет выглядеть их положение о местной пожарной охране.

Приведем условный пример такого положения.

УТВЕРЖДЕНО

решением N-ского

сельского совета

от 16 июня 2016 года № 26-2/VII

Председатель N-ского

сельского совета

Кошевой О. Б. Кошевой


ПОЛОЖЕНИЕО МЕСТНОЙ ПОЖАРНОЙ КОМАНДЕ МЕСТНОЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ
N-СКОГО
СЕЛЬСКОГО СОВЕТА


Правовая основа

1. В своей деятельности Местная пожарная команда N-ского сельского совета (далее — МПК) руководствуется Конституцией Украины, Кодексом гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI, другими законами Украины, постановлениями Кабинета Министров Украины, указами и распоряжениями Президента Украины и настоящим Положением.

1.1. Учредителем МПК является N-ский сельский совет.

1.2. МПК подотчетна и подконтрольна N-скому сельскому совету.

1.3. Подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение N-ского сельского совета предложений народных депутатов, касающихся создания, реорганизации или ликвидации МПК, осуществляются по согласованию с МЧС Украины в N-ской области.

1.4. МПК является юридическим лицом, имеет свой самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, бланки и печать с изображением своего названия.


Цель

2. МПК создана с целью реализации государственной политики, направленной на обеспечение защиты населения и территории, материальных и культурных ценностей и окружающей среды от негативных последствий чрезвычайных ситуаций в мирное время и в особый период.

Кроме того, целью создания МПК является защита жизни и здоровья граждан, частной собственности, коллективных и государственных ценностей от пожаров, аварий, катастроф, стихийного бедствия, поддержание надлежащего уровня пожарной безопасности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного характера, связанных с реагированием на другие чрезвычайные ситуации, ликвидацией их последствий, защитой населения и территории от их негативного влияния.


Задачи МПК

3. МПК в пределах своей компетенции решает задачи мобилизационной подготовки:

— предотвращение пожаров и несчастных случаев на них, защита населения и территории села N от их негативного влияния;

— тушение пожаров, спасание людей и предоставление помощи в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийного бедствия;

— решение отдельных задач мобилизационной подготовки;

— разработка и осуществление мероприятий предотвращения пожаров, аварий, катастроф и несчастных случаев на них;

— ведение разъяснительной работы среди населения по соблюдению правил пожарной безопасности, правил поведения на воде, правил поведения при авариях и пр.;

— контроль за соблюдением и выполнением руководителями объектов (собственниками) и гражданами требований правил пожарной безопасности, отдельных распоряжений, предписаний органов государственного пожарного надзора;

— обеспечение постоянной готовности сил и средств для тушения пожаров и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия.


Функции МПК

4. МПК в соответствии с возложенными на нее задачами:

— проводит безотлагательные работы по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и жизнеобеспечению пострадавшего населения;

— участвует в решении вопросов организации пожарно-спасательной службы;

— осуществляет надзор за выполнением организациями, предприятиями, учреждениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства по вопросам пожарной безопасности, противопожарных требований, стандартов, норм и правил;

— организует и осуществляет тушение пожаров, спасание людей, оказывает помощь в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийного бедствия;

— проводит на договорной основе занятия со специалистами предприятий, учреждений и организаций по правилам пожарной безопасности, правилам поведения на воде и при ликвидации аварий и стихийного бедствия;

— использует бесплатно государственные средства массовой информации для оперативного извещения населения о возникновении или возможной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций через системы централизованного оповещения;

— ведет учет пожаров, аварий, катастроф, чрезвычайных событий и их последствий на подконтрольных ей объектах;

— приостанавливает дальнейшую эксплуатацию приборов, оборудования, находящихся в пожароопасном состоянии, а также предоставление лицензированных услуг противопожарного назначения, если они не соответствуют требованиям стандартов;

— составляет протоколы об административных правонарушениях в сфере пожарной безопасности, участвует в расследовании пожаров и их последствий;

— запрещает продажу (поставку) юридическим лицам и гражданам пожарной техники и противопожарного оборудования, не прошедших сертификационных испытаний и не соответствующих требованиям стандартов;

— заключает договоры с физическими и юридическими лицами о предоставлении платных услуг противопожарного назначения. Средства, полученные от предоставления указанных услуг, использует в установленном законом порядке.


Организация несения службы и тушения пожаров

5. Основной боевой задачей личного состава МПК во время пожара, несчастного случая, стихийного бедствия, аварий и катастроф является спасание людей в случае угрозы их жизни, ликвидация пожара, стихийного бедствия, аварии в том объеме, который он приобрел к моменту прибытия личного состава дежурного караула МПК.

6. В МПК организовано круглосуточное несение службы, порядок которой устанавливается боевым Уставом. Личный состав дежурного караула МПК выезжает для тушения пожаров, ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийного бедствия на все объекты независимо от формы собственности.

7. При тушении пожара, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийного бедствия работник МПК имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и прочие помещения, а также принимать любые меры, направленные на спасание людей, предотвращение распространения чрезвычайной ситуации.

8. Личный состав МПК, привлекаемый к ликвидации чрезвычайной ситуации, подчиняется руководителю областного отдела МЧС в N-ской области. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц МПК и их прямых начальников в МЧС области, не имеет права вмешиваться в его действия. Он принимает в пределах своей компетенции при ликвидации чрезвычайной ситуации решения, обязательные для исполнения предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

9. Для участия в тушении пожара, ликвидации аварий, катастроф, стихийного бедствия исполкомы местных советов, предприятия, учреждения и организации по требованию руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации обязаны предоставлять бесплатно в его распоряжение огнетушительные вещества, технику, горюче-смазочные материалы, человеческие ресурсы, оборудование, средства связи и т. п., а в случае, когда чрезвычайная ситуация длится свыше трех часов, — продукты питания, помещения для отдыха и реабилитации личного состава МПК и лиц, привлеченных для ликвидации чрезвычайной ситуации.

10. Материальные убытки, связанные с повреждением имущества при ликвидации чрезвычайных ситуаций, МПК не возмещает.


Служба в МПК

11. На службу в МПК принимаются граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста, и годные по своим способностям, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на них обязанности.

12. Все штатные работники МПК проходят начальную и дальнейшую подготовку в учебных подразделениях государственной пожарной охраны в соответствии с порядком, установленным для личного состава Государственной пожарной охраны.

13. Трудовые отношения личного состава МПК регулируются законодательством о труде. Дежурные смены несут службу круглосуточно. После суток дежурства — трое суток отдыха.

14. Работники МПК обеспечиваются форменной одеждой и специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты по нормам, предусмотренным для личного состава МЧС Украины.

15. Работники МПК при исполнения возложенных на них обязанностей руководствуются настоящим Положением и подчиняются только своим непосредственным начальникам.


Финансовое обеспечение деятельности МПК и содержание ее работников

16. Финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности МПК осуществляется за счет средств местного бюджета и поступлений от предоставления платных услуг, добровольных взносов юридических и физических лиц и прочих источников, не запрещенных законодательством.

17. Смета расходов на содержание МПК рассматривается и утверждается решением сельского совета и включает:

— строительство пожарного депо, благоустройство его территории;

— содержание пожарного депо (текущий ремонт, отопление, освещение, телефонная и радиосвязь и т. п.);

— приобретение и эксплуатацию пожарной техники и оборудования (ремонт, техническое обслуживание, приобретение горюче-смазочных материалов и т. п.);

— заработную плату работников МПК, их денежные вознаграждения, оплату труда в ночное время, выходные и праздничные дни, материальную помощь, а также другие доплаты, предусмотренные действующим законодательством, начисления на зарплату;

— приобретение обмундирования, спецодежды;

— расходы на обучение и переподготовку;

— страхование работников МПК;

— прочие необходимые расходы.

18. Размеры денежного содержания работников местной пожарной охраны устанавливаются местными органами государственной исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии со ст. 126 Кодекса гражданской защиты.

19. Государственная пожарная охрана предоставляет практическую помощь местной пожарной охране в приобретении и ремонте пожарной техники, пожарно-технического оборудования, форменной и специальной одежды, в подготовке личного состава.


Социальная защита работников МПК

20. Работники МПК подлежат обязательному страхованию на случай гибели, ранения, заболевания, полученных при ликвидации пожаров или последствий аварий.

21. Страхование работников МПК осуществляется за счет юридических или физических лиц, содержащих подразделения этой охраны, либо за счет местного бюджета.

22. За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.


Начальник МПК Маслий М. И. Маслий


СОГЛАСОВАНО


Начальник

отдела ГСЧС Украины

в N-ской области Загорулько полковник О. М. Загорулько

Заметим, что критерии создания местных пожарно-спасательных подразделений (частей, команд) местной пожарной охраны законодательством не установлены.

Но считаем, что за основу можно взять Критерии создния государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах, утвержденные постановлением № 874.

Так, критериями, по которым создаются государственные пожарно-спасательные подразделения (части) Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах, являются:

1) количество жителей населенного пункта*;

* С учетом количества жителей в населенном пункте определяются согласно требованиям государственных строительных норм количество и тип пожарных автомобилей.

2) радиус обслуживания одним государственным пожарно-спасательным подразделением (частью)**;

** Определяется государственными строительными нормами. По дорогам общего пользования радиус обслуживания не должен превышать 3 километра. Если в зоне выезда подразделения (части) размещаются промышленные предприятия, радиус обслуживания в зависимости от категории производства составляет до 2 или 4 километров.

3) нормативы прибытия государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) к месту вызова***.

*** Применяются для определения мест расположения пожарных депо. Нормативы прибытия государственных пожарно-спасательных подразделений к месту вызова не должны превышать: на территории городов — 10 минут; в населенных пунктах за пределами города — 20 минут. С учетом метеорологических условий, сезонных особенностей и состояния дорог нормативы прибытия могут быть превышены, но не более чем на 5 минут.

Страхование членов местной пожарной охраны

Страхование членов местной пожарной охраны является обязательным.

В частности, в п. 3 ст. 7 Закона о страховании предусмотрено, что к обязательным видам страхования относится личное страхование работников ведомственной (кроме тех, которые работают в учреждениях и организациях, финансируемых из Государственного бюджета Украины) и сельской пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд).

Давайте рассмотрим порядок проведения такого страхования.

Так, согласно п. 1 Положения № 232 страхование работников ведомственной пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд) осуществляется с целью защиты их жизни и здоровья при исполнении своих обязанностей за счет средств, предусмотренных в сметах на их содержание, предприятий, учреждений и организаций, где они созданы, а работников местной пожарной охраныза счет юридических лиц, которые содержат подразделения этой охраны, либо за счет местного бюджета.

Страхователями являются предприятие, учреждение, организация (юридическое лицо), которые содержат подразделения ведомственной и местной пожарной охраны и добровольные пожарные дружины (команды), и исполнительный комитет соответствующего совета, за счет бюджета которого содержится подразделение местной пожарной охраны.

Застрахованный — это работник ведомственной и местной пожарной охраны, член добровольной пожарной дружины (команды), который выполняет согласно действующему законодательству функции по тушению пожаров и ликвидации последствий аварии.

Страховщиком является страховая организация, получившая соответствующую лицензию в Нацкомфинуслуг.

Страховым случаем считается гибель (смерть), ранение (контузия, травма или увечье), заболевание, полученные при ликвидации пожара или последствий аварии застрахованным, исполнявшим свои обязанности согласно приказу или поручению.

Максимальный объем ответственности страховщика устанавливается в размере десятилетней заработной платы застрахованного по его должности на день страхования.

Максимальный страховой тариф составляет 2 % страховой суммы за каждого застрахованного.

Учет поступлений страховых платежей и выплат страховых сумм должен вестись по каждому страхователю отдельно от поступлений и выплат по другим видам страхования.

Срок страхования составляет один год.

Отметим, что страховщик имеет право отказать в выплате страховой суммы, если:

а) застрахованный предоставил страховщику заведомо ложную информацию;

б) страховой случай произошел, когда застрахованный находился в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, что документально подтверждено в установленном порядке;

в) страховой случай произошел в результате действий, не связанных с тушением пожаров или ликвидацией последствий аварии.

Поскольку страхование осуществляется за счет бюджетных средств, важным становится вопрос: по каким КЭКР проводить расходы на страхование членов местной пожарной охраны?

Как мы уже отмечали выше, этот вид страхования является обязательным. При этом в соответствии с п. 21 п.п. 2.5.3 Инструкции № 333 оплата расходов на государственное обязательное личное страхование в соответствии с законодательством осуществляется по КЭКР 2730 «Прочие выплаты населению».

Штат и оплата труда членов подразделений местной пожарной охраны

Местную пожарную охрану, как мы уже отмечали, создает орган местного самоуправления. Логичным является то, что этот же орган определяет и утверждает штат подразделений местной пожарной охраны.

Как правило, в штат команды местной пожарной охраны входят: начальник, пожарные и водители.

Состав и количество штатных единиц команды определяет орган местного самоуправления с учетом имеющихся возможностей финансирования фонда оплаты труда из местного бюджета и объективной потребности в них с учетом территории обслуживания.

Что касается оплаты труда, отметим следующее.

Как определено в п. 1 ст. 126 Кодекса гражданской защиты оплата труда работников, обеспечивающих ведомственную и местную пожарную охрану, осуществляется в соответствии с законодательством.

Достаточно сложно понять, что под этим имел в виду законодатель, ведь никакого специального нормативного документа об установлении должностных окладов работникам подразделений местной пожарной охраны нет.

Поэтому при таких условиях в качестве отправной точки при установления должностных окладов считаем целесообразным ориентироваться на Условия № 975.

Кроме должностных окладов, разумеется, можно устанавливать доплаты, надбавки и другие поощрительные выплаты, предусмотренные этими Условиями, — за высокие достижения в труде и за выполнение особо важной работы, за работу в ночное время, за выслугу лет и т. п. Также, если позволяет имеющийся фонд оплаты труда, можно выплачивать работникам премии и материальную помощь.

Поскольку часто бывает, что численность работников местной пожарной охраны небольшая, читатели у нас спрашивают: может ли водитель быть одновременно и пожарным?

По этому поводу отметим следующее.

Квалификационные требования к должности пожарного-спасателя определены Справочником № 808.

Так, пожарный-спасатель осуществляет тушение пожаров и розыск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации, их транспортировку, эвакуацию из опасной зоны и оказание им доврачебной помощи, подготовку и применение противопожарной техники, пожарного оборудования, аварийно-спасательного инструмента и снаряжения для выполнения работ при тушении пожаров, участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Участвует в разборке конструкций, завалов, естественных препятствий, укреплении или разрушении неустойчивых строительных конструкций и т. п., в санитарной обработке техники, зданий, сооружений, технологического оборудования и т. п. Производит техническое обслуживание и мелкий ремонт пожарно-технического оснащения, аварийно-спасательного инструмента и снаряжения. Применяет средства защиты органов дыхания и специальное снаряжение в условиях задымленного, загазованного и загрязненного воздуха, средства оперативной связи.

Как видим, должностными обязанностями пожарного-спасателя управление пожарным авто не предусмотрено.

Не предусмотрены должностные обязанности пожарного-спасателя и в квалификационных требованиях к должности водителя автотранспортного средства, которые определены Справочником № 136.

Поэтому быть одновременно водителем и пожарным возможно лишь на условиях внутреннего совмещения профессий.

Напомним: совмещением профессий является выполнение работником наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительной работы по другой профессии (должности).

За совмещение профессий в соответствии с п. 1 разд. 3 Условий № 975 предусмотрена доплата в размере до 50 % должностного оклада (тарифной ставки).

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

За нарушение требований пожарной безопасности действующим законодательством предусмотрена ответственность. О чем здесь речь?

Согласно ст. 140 Кодекса гражданской защиты лица, виновные в нарушении законодательства в сфере гражданской защиты, несут ответственность в соответствии с законом.

Так, административная ответственность установлена КУоАП.

В соответствии со ст. 175 этого Кодекса нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, а также использование пожарной техники и средств пожаротушение не по назначению влекут за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностные лица — от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Кроме того, в соответствии со ст. 1888 КУоАП неисполнение предписаний и постановлений должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о пожарной и техногенной безопасности, или создание препятствий для их деятельности влечет за собой предупреждение либо наложение штрафа на граждан от 0,5 до 7 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностные лица — от 2 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Уголовная ответственность за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности предусмотрена ст. 270 УКУ.

Так, нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, если оно повлекло возникновение пожара, которым причинен ущерб здоровью людей или имущественный ущерб в крупном размере, наказывается штрафом от 50 до 120 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей, имущественный ущерб в особо крупном размере либо иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

При этом имущественный ущерб считается причиненным в крупных размерах, если прямые убытки составляют сумму, в триста и более раз превышающую не облагаемый налогом минимум доходов граждан, а в особо крупных размерах — если прямые убытки составляют сумму, в тысячу и больше раз превышающую не облагаемый налогом минимум доходов граждан.

Таким образом, за нарушение правил пожарной безопасности наступает административная ответственность при условии, что такое нарушение не привело к возникновению пожара.

В случае же, если нарушение правил безопасности привело к возникновению пожара, предусмотрена уголовная ответственность.

Нормативные документы

Кодекс гражданской защиты — Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

УКУ — Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-ІІІ.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон о страховании — Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР.

Постановление № 874 — постановление КМУ «Об утверждении критериев создания государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) Оперативно-спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах и перечне субъектов хозяйствования, где создаются такие подразделения (части)» от 27.11.2013 г. № 874.

Положение № 202 — Положение о местной пожарной охране, утвержденное постановлением КМУ от 24.02.2003 г. № 202.

Положение № 232 — Положение о порядке и условиях обязательного личного страхования работников ведомственной и местной пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин (команд), утвержденное постановлением КМУ от 03.04.95 г. № 232.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Справочник № 808 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников МЧС Украины, утвержденный приказом МЧСУ от 01.12.2009 г. № 808.

Справочник № 136 — Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 69 «Автомобильный транспорт»), утвержденный приказом Минтранса и связи от 14.02.2006 г. № 136.

Условия № 975 — Условия оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, утвержденные приказом МВСУ от 14.08.2015 г. № 975.

Теги пожарные
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить