Темы статей
Выбрать темы

О применении законодательства в сфере закупок

Письмо от 25.11.2016 г. № 3302-06/38247-06

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения по поводу применения законодательства в сфере государственных и публичных закупок сообщает.

Об обнародовании уведомления о внесении изменений в договор и отчета о выполнении договора согласно Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок»

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197-VII) устанавливал правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Согласно статье 10 Закона № 1197-VII заказчик безвозмездно подавал для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном этим Законом, информацию о закупке, а именно, в частности, уведомление о внесении изменений в договор в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 4, 5 и 8 части пятой статьи 40 этого Закона, и отчет о выполнении договора.

Кроме того, с учетом статьи 13 Закона № 1197-VII, которая предусматривала закупку по рамочным соглашениям и на основании порядка, установленного в рамочном соглашении, заказчик заключал договоры о закупке с победителем отбора или конкурентного отбора и должен был подавать указанную выше информацию о заключенных в результате договорах о закупке.

Наряду с этим приказом Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 «Об утверждении Порядка размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок» официальный общегосударственный веб-портал «Государственные закупки» по адресу в сети Интернет: www.tender.me.gov.ua был определен веб-порталом Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок и был утвержден Порядок размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок (далее — Порядок).

Вместе с тем согласно части пятой раздела IX «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках» с 1 августа 2016 года Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» признан утратившим силу.

В свою очередь, приказ Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 с 1 августа 2016 года утратил силу на основании приказа Минэкономразвития от 18.03.2016 г. № 477 «Об утверждении Порядка размещения информации о публичных закупках».

Таким образом, основания для обнародования уведомления о внесении изменений в договор и отчета о выполнении договора с 1 августа 2016 года отсутствуют в связи с утратой силы Законом № 1197-VII и Порядком.

Об обнародовании уведомления о внесении изменений в договор и отчета о выполнении договоров в понимании Закона Украины «О публичных закупках»

Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

Закон применяется к заказчикам при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает соответствующие стоимостные пределы, установленные в абзацах втором и третьем части первой статьи 2 Закона.

Учитывая требования статьи 10 Закона, заказчики самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки обнародуют на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном Уполномоченным органом и этим Законом, уведомление о внесении изменений в договор и отчет о выполнении договора.

В свою очередь, исходя из содержания пункта 5 части первой статьи 1 Закона, договор о закупке заключается между заказчиком и участником по результатам проведения одной из процедур закупок, предусмотренных статьей 12 Закона. Поэтому форма уведомления о внесении изменений в договор, утвержденная приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490, предусматривает указание случаев для внесения изменений в существенные условия договора согласно части четвертой статьи 36 Закона.

Учитывая изложенное, уведомление о внесении изменений в договор и о выполнении такого договора в случае окончания срока его действия, выполнения или расторжения обнародуется заказчиком согласно статье 10 Закона именно в отношении договоров о закупке в понимании Закона, т. е. заключенных по результату проведения одной из процедур закупок, предусмотренных статьей 12 Закона, и в случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 36 и статьей 10 Закона.

Об информации о конечном бенефициарном владельце

Учитывая требования пункта 29 части первой статьи 1 Закона, тендерная документация разрабатывается и утверждается заказчиком и должна содержать перечень составляющих, определенных частью второй статьи 22 Закона.

Вместе с тем тендерное предложение подается заказчику согласно требованиям тендерной документации (пункт 30 части первой статьи 1 Закона).

Согласно пункту 9 части первой статьи 17 Закона заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника в случае, если в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований отсутствует информация, предусмотренная пунктом 9 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».

Согласно части третьей статьи 17 Закона, в частности, заказчик не требует документального подтверждения информации, содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

В свою очередь, согласно пункту 9 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» в Едином государственном реестре содержатся следующие сведения о юридическом лице, кроме государственных органов и органов местного самоуправления как юридических лиц:

информация о конечном бенефицарном владельце (контролере) юридического лица, в том числе конечном бенефициарном владельце (контролере) его учредителя, если учредитель — юридическое лицо (кроме общественных формирований, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, объединений совладельцев многоквартирных домов, религиозных организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, их ассоциаций, государственных и коммунальных предприятий, учреждений, организаций): фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортного документа иностранца, место проживания, регистрационный номер учетной карточки плательщика налогов (при наличии), дата рождения, а также полное наименование и идентификационный код (для резидента) учредителя юридического лица, в котором это лицо является конечным бенефицарным владельцем (контролером). При отсутствии у юридического лица конечного бенефициарного владельца (контролера) юридического лица, в том числе конечного бенефициарного владельца (контролера) его учредителя, если учредитель — юридическое лицо, вносится отметка о причине его отсутствия.

Если учредителями юридического лица являются исключительно физические лица, которые являются бенефицарными владельцами (контролерами) юридического лица, информация о конечном бенефицарном владельце (контролере) юридического лица не подается.

При этом заказчик отклоняет тендерное предложение в случае, если имеются основания, указанные в статье 17 и части седьмой статьи 28 этого Закона.

Учитывая изложенное, решение об отклонении тендерного предложения принимается заказчиком с соблюдением требований законодательства, в частности учитывая требования абзаца второго пункта 9 части второй статьи 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований».

Наряду с этим отмечаем, что письма Министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий специалиста

Когда необходимо обнародовать документы о выполненных договорах о закупке и о внесении изменений в них

Минэкономразвития в комментируемом письме обращает внимание на вопросы обнародования документов по «старым» договорам, которые заказчики заключили еще по «бумажным» закупкам, а также на вопрос подтверждения участниками отсутствия оснований для отказа в части отсутствия/наличия информации о конечном бенефициарном владельце в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований (далее — ЕГР).

Ввиду того, что это письмо не устанавливает норм права, а носит исключительно рекомендательный и информативный характер, проанализируем подробнее вопрос обнародования документов по «старым» и «новым» договорам, поскольку в закупочном сообществе существуют различные мнения по этому вопросу. Вдобавок приближение окончания бюджетного года еще и увеличивает актуальность вопроса обнародования документов по договорам, срок действия которых завершается 31 декабря этого года. При этом напомним, что Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) было предусмотрено, что ответственность за полноту и достоверность информации, обнародуемой на веб-портале Уполномоченного органа, несут председатель и секретарь комитета по конкурсным торгам заказчика.

Но, как известно, по состоянию на сегодняшний день Закон № 1197 уже не действует. Так, согласно п. 5 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922) Закон № 1197 признан утратившим силу с 01.08.2016 г. Вместе с тем согласно п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 922 процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые заказчиками до введения в действие данного Закона, они должны завершать согласно порядку, действовавшему до введения в действие данного Закона.

Напомним, что Закон № 1197 предусматривал обязанность обнародовать соответствующие документы по закупкам, в том числе и в отношении заключенных договоров. Но при этом обратите внимание: процедура закупки завершается обнародованием отчета о результатах проведения процедуры закупки, а не документами, которые заказчик составляет по закупочному договору и обнародует. Так, ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 установлено, что заказчик безвозмездно подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном данным Законом, такую информацию о закупке, как:

уведомление о внесении изменений в договор в случаях, предусмотренных пп. 1, 2, 4, 5 и 8 ч. 5 ст. 40 этого Закона, — в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений (далее — Уведомление);

отчет о выполнении договора — в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора либо его расторжения (далее — Отчет).

Следует отметить, что для обнародования документов по «бумажным» закупкам был другой веб-портал, не Prozorro. Так, п. 2 приказа Минэкономразвития «Об утверждении Порядка размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок» от 25.06.2014 г. № 743 (далее — приказ № 743) веб-порталом Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок был определен официальный общегосударственный веб-портал «Государственные закупки» по адресу в сети Интернет: www.tender.me.gov.ua. Но по состоянию на сегодняшний день приказ № 743 уже не действует. Так, п. 3 приказа Минэкономразвития «Об утверждении Порядка размещения информации о публичных закупках» от 18.03.2016 г. № 477 определено, что приказ № 743 утратил силу (с 01.08.2016 г.).

Как видим, по состоянию на сегодняшний день не действует ни Закон № 1197, который содержал обязанность заказчика обнародовать Уведомление и Отчет, ни приказ № 743, которым определялось, на каком веб-портале заказчик должен был обнародовать Уведомление и Отчет.

Вместе с тем до сих пор еще является действующим приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106 (далее — приказ № 1106), которым утверждены формы Уведомления и Отчета. При этом п. 5 приказа Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490 (далее — приказ № 490) предусмотрено, что приказ № 1106 утратит силу с 01.01.2017 г. Поэтому утвержденные формы Уведомления и Отчета еще будут действовать до конца этого года. Некоторые заказчики (и контролеры в том числе) задают вопросы:

1) может, до конца года все-таки нужно еще обнародовать Уведомление и Отчет по старым действующим формам?

2) может, необходимо обнародовать такую информацию по «старым» договорам уже по новым формам, утвержденным приказом № 490, в соответствии с Законом № 922?

Сразу отвечаем на первый вопрос: нет, не нужно обнародовать Уведомление и Отчет по старым действующим формам, поскольку в настоящее время не действует Закон № 1197, который предусматривал обязанность для заказчика обнародовать эти документы и во исполнение которого был издан такой подзаконный нормативно-правовой акт, как приказ № 1106.

Что же касается вопроса: должен ли заказчик обнародовать информацию о внесении изменений в «старые» договоры и об их выполнении по новым правилам, установленным Законом № 922, т. е. распространяются ли нормы данного Закона на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, разберемся далее.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 10 Закона № 922, заказчик самостоятельно и безвозмездно через авторизованные электронные площадки обнародует на веб-портале Уполномоченного органа в порядке, установленном этим Уполномоченным органом и данным Законом, такую информацию о закупке, как:

Уведомление — в течение 2 календарных дней со дня внесения изменений;

Отчет — в течение 3 календарных дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора либо его расторжения.

Во-первых, как видим, по сравнению с Законом № 1197 в Законе № 922 законодатель не различает случаи внесения изменений в договор.

Вместе с тем обратите внимание: законодатель предусмотрел и другие условия, касающиеся обнародования Уведомления и Отчета по новым правилам. И это не только срок обнародования (который, кстати, отличается от срока, указанного в Законе № 1197), но и то, что эти документы обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа, и то, что их необходимо обнародовать в порядке, установленном Уполномоченным органом.

На сегодняшний день веб-порталом Уполномоченного органа для выполнения требований Закона № 922 (для проведения электронных публичных закупок) является www.prozorro.gov.ua. Так, согласно п. 1 приказа Минэкономразвития «Об определении веб-портала Уполномоченного органа по вопросам закупок в составе электронной системы закупок и обеспечении его функционирования» от 18.03.2016 г. № 473 информационно-телекоммуникационная система Prozorro по адресу в сети Интернет: www.prozorro.gov.ua определена веб-порталом Уполномоченного органа по вопросам закупок в составе электронной системы закупок.

Как видим, веб-портал для обнародования документов согласно Закону № 922 теперь абсолютно другой, отличающийся от предыдущего.

Во-вторых, порядок обнародования документов тоже другой. Так, под новый Закон № 922 нормотворец приказом № 490 утвердил и новые формы Уведомления и Отчета.

Заметьте, что большинство полей в обеих формах должны заполнять не заказчики, а электронная система закупок автоматически. Такие поля обозначены в формах звездочкой (*). В частности, система автоматически указывает номер процедуры закупки в электронной системе закупок. То есть закупка, по которой заполняются эти две формы, должна быть проведена в электронной системе закупок, а не в «бумажной» форме, как было предусмотрено Законом № 1197.

Также система автоматически заполняет в обеих формах информацию, касающуюся договора о закупке (в частности, его номер и дату заключения).

Как предусмотрено п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, договор о закупке — это договор, заключаемый между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривающий предоставление услуг, выполнение работ либо приобретение права собственности на товары. При этом согласно требованиям ч. 1 ст. 10 Закона № 922 договор о закупке заказчик должен обнародовать в электронной системе закупок.

Кроме того, обратите внимание: п. 11 Уведомления предусмотрено указание случаев для внесения изменений в существенные условия договора согласно ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

Учитывая указанное, в публичных электронных закупках установлен совсем другой механизм обнародования Уведомления и Отчета. При этом такие документы касаются только электронных публичных закупок и заключенных по их результатам договоров в порядке, предусмотренном Законом № 922.

В-третьих, не лишним будет также отметить, что по общему правилу законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени. В то же время согласно положениям Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. При этом актами гражданского законодательства являются также законы Украины. А предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе либо другом нормативно-правовом акте.

Отметим, что в Законе № 922 отсутствует положение о распространении его действия на договоры о закупке, заключенные заказчиками по результатам «бумажных» закупок.

Таким образом, нормы Закона № 922 не распространяются на «старые» договоры, заключенные согласно Закону № 1197. Как следствие, по договорам, заключенным согласно Закону № 1197, у заказчиков отсутствует обязанность обнародовать Уведомление и Отчет в порядке, предусмотренном Законом № 922.

Вместе с тем есть еще один интересный нюанс, о котором не упоминается в комментируемом письме, но на который во избежание ошибок стоит обратить внимание.

Так, ч. 1 ст. 10 Закона № 922 не различает случаи внесения изменений в существенные условия договора как основание для обнародования Уведомления (как было раньше в Законе № 1197). Поэтому для соблюдения требований Закона № 922 советуем заказчикам обнародовать Уведомление и в других случаях внесения изменений в договор (т. е. не только в случае изменения существенных условий).

Обратите внимание: форма Уведомления, утвержденная приказом № 490, не содержит поля для заполнения информации о других изменениях договора, кроме предусмотренных ч. 4 ст. 36 Закона № 922 (пункт 11 формы). Поэтому чтобы соблюсти требования Закона № 922 в комплексе, советуем в случае, если заказчик вносит изменения в договор, но такие изменения не касаются случаев, указанных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922 (например, изменение реквизитов стороны договора), указывать такую информацию о внесении изменений в договор в поле «другая информация», если такое поле реализовано в интерфейсе электронной площадки, на котором работает заказчик для проведения электронных закупок, или же путем присоединения документа с соответствующей информацией.

Что касается последнего вопроса, а именно относительно информации о конечном бенефициарном владельце, о котором идет речь в комментируемом письме, следует добавить следующее.

Как предусмотрено п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона № 922, заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить тендерное предложение участника в случае, если в ЕГР отсутствует информация, предусмотренная п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далее — Закон № 755).

Действительно, в этом Законе № 755 предусмотрены случаи, когда правомерно такая информация отсутствует в ЕГР. При этом в случае отсутствия у юридического лица конечного бенефициарного владельца (контролера) юридического лица, в том числе конечного бенефициарного владельца (контролера) его учредителя, если учредитель — юридическое лицо, в ЕГР должна быть отметка о причине его отсутствия. А в случае, когда учредителями юридического лица являются исключительно физические лица, являющиеся бенефициарными владельцами (контролерами) юридического лица, то информация о конечном бенефициарном владельце (контролере) юридического лица вообще не подается.

Но как в этом разобраться заказчику: правомерно или нет отсутствует информация о конечном бенефициаре в ЕГР? Также не забываем: согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 922 заказчик не требует документального подтверждения информации, содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

На помощь заказчикам придет положение ч. 3 ст. 22 Закона № 922, а именно: тендерная документация может содержать также другую информацию согласно законодательству, которую заказчик считает необходимым в нее включить.

Поэтому в разделе тендерной документации, касающемся ст. 17 Закона № 922, не советуем требовать информацию из указанного ЕГР. А вот в разделе тендерной документации «другая информация» заказчик с целью соблюдения в комплексе требований действующего законодательства может прописать следующее требование для участников: при отсутствии в ЕГР информации, предусмотренной п. 9 ч. 2 ст. 9 Закона № 755, участник должен предоставить в составе тендерного предложения справку или пояснение причин отсутствия указанной информации в ЕГР. Наряду с этим заказчику следует прописать, что он самостоятельно проверяет данные о наличии информации о конечном бенефициарном владельце (контролере) юридического лица — резидента Украины, являющегося участником, в ЕГР.

Ярослава ДУБРОВА, консультант по вопросам публичных закупок

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше