Об утверждении перечня квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников и порядка их присвоения

В избранном В избранное
Печать
Кабинет Министров Украины
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2016/№ 6
Постановление от 23.12.2015 г. № 1109

В соответствии с частью четвертой статьи 54 Закона Украины «Об образовании» и частью восьмой статьи 55 Закона Украины «О высшем образовании» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников;

Порядок присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников.

2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Украины от 26 апреля 2003 г. № 632 «О реализации статьи 54 Закона Украины «Об образовании» и стати 48 Закона Украины «О высшем образовании».

Премьер-министр Украины А. Яценюк

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2015 г. № 1109

Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников

Квалификационные категории

Специалист высшей категории

Специалист первой категории

Специалист второй категории

Специалист

Педагогические звания

Преподаватель-методист

Учитель-методист

Воспитатель-методист

Педагог-организатор — методист

Практический психолог — методист

Руководитель кружка — методист

Старший вожатый — методист

Старший преподаватель

Старший учитель

Старший воспитатель

Мастер производственного обучения I категории

Мастер производственного обучения II категории

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 23.12.2015 г. № 1109

Порядок присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников

1. Настоящий Порядок регулирует вопросы присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников.

2. Квалификационные категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории» присваиваются педагогическим работникам с образовательной степенью магистра, которые занимают такие должности:

учитель;

преподаватель;

воспитатель;

социальный педагог по работе с детьми-инвалидами; социальный педагог;

логопед заведения здравоохранения и социального обеспечения; заведующий логопедическим пунктом;

методист;

педагог-организатор;

практический психолог;

концертмейстер;

художественный руководитель;

воспитатель-методист;

музыкальный руководитель;

инструктор по физкультуре, инструктор по труду, инструктор слухового кабинета.

3. Педагогическим работникам присваиваются следующие педагогические звания:

преподаватель-методист — преподавателям всех специальностей; педагогам профессионального обучения;

учитель-методист — учителям всех специальностей;

воспитатель-методист — воспитателям; музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре;

педагог-организатор — методист — педагогам-организаторам;

практический психолог — методист — практическим психологам;

руководитель кружка — методист — руководителям кружков, секций, студий, других форм кружковой работы;

старший вожатый — методист — старшим вожатым;

старший преподаватель — преподавателям всех специальностей;

старший учитель — учителям всех специальностей;

старший воспитатель — воспитателям-методистам;

мастер производственного обучения I (II) категории — мастерам производственного обучения.

4. Квалификационные категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории» присваиваются аттестационной комиссией учебных заведений независимо от подчиненности, типа и формы собственности, учебно-методических (научно-методических) учреждений и заведений последипломного образования, специальных учреждений для детей, а также заведений здравоохранения, культуры, социальной защиты, других заведений и учреждений, в штате которых имеются педагогические работники.

Квалификационная категория «специалист высшей категории» и педагогические звания присваиваются аттестационной комиссией соответствующего органа управления образования.

5. Квалификационная категория присваивается в случае назначения на должность педагогического работника, на которой предусмотрено ее присвоение:

лицу с образовательной степенью магистра, которое впервые назначается на такую должность, — «специалист»;

лицу, имеющему ученую степень, — «специалист высшей категории».

6. Квалификационные категории и педагогические звания присваиваются педагогическим работникам по результатам аттестации, которая проводится в порядке, установленном МОН.

Комментарий редакции

Изучаем правительственный регламент о присвоении педагогам квалифкатегорий и педзваний

Присвоенные квалификационная категория и педагогическое звание — это не только «авторитет» педагога. Они также влияют и на зарплату педработников: чем выше статус указанных регалий, тем выше зарплата. Как видим, здесь все взаимосвязано. Именно поэтому присвоение квалификационной категории и педзваний прописано на нормативно-правовом уровне. Свое слово в данном процессе высказал и КМУ.

Так, комментируемым постановлением утверждены:

— Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников (далее — Перечень);

— Порядок присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников (далее — Порядок).

Далее поговорим о нормах указанных документов, на которые стоит обратить внимание.

Квалифкатегории и педзвания: все спокойно

Самим Перечнем никого не удивишь, поскольку он пришел на смену своему предшественнику — Перечню квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников, утвержденному постановлением КМУ от 26.04.2003 г. № 632 (утратило силу 12.01.2016 г.).

Внимание! Список квалификационных категорий и педагогических званий согласно новому и старому перечням — идентичный, т. е. остался без изменений.

Более того, озвученные квалификационные категории и педагогические звания упоминаются в других нормативно-правовых актах, регулирующих оплатные аспекты, — приказе МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (далее — приказ № 557) и Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102).

Фигурируют они и в Типовом положении об аттестации педагогических работников, утвержденном приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930). Однако тут следует обратить внимание на один нюанс. Дело в том, что новым Перечнем (как, впрочем, и его предшественником) предусмотрено такое педагогическое звание, как «старший вожатый — методист». Но это педзвание отсутствует в Типовом положении № 930.

Вместе с тем должность «старший вожатый» является педагогической (см. Перечень должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963) и указана, к примеру, в Типовых штатных нормативах внешкольных учебных заведений, утвержденных приказом МОНмолодежьспорта от 31.10.2012 г. № 1230. Для такой должности во внешкольном учебном заведении предусмотрено установление должностного оклада на уровне 8 — 10-го тарифного разряда ( приложение 8 к приказу № 557) + по такой должности предусмотрено повышение оклада за наличие педзвания «старший вожатый — методист» на 10 % ( п.п. «д» п. 24 Инструкции № 102). То есть такая должность существует и оплатные тонкости в отношении нее урегулированы.

Естественно, старший вожатый может претендовать на присвоение ему педзвания «старший вожатый — методист» и, как следствие, рассчитывать на повышение оклада. Однако педагогические звания присваиваются по результатам аттестации согласно Типовому положению № 930, которым педзвание «старший вожатый — методист» не предусмотрено. Так вот, можно ли все-таки аттестоваться для получения педзвания «старший вожатый — методист» и в последствии рассчитывать на повышение оклада за наличие такого педзвания? Эти вопросы нам разъяснил специалист МОН (см. с. 24 этого номера).

Здесь мы приведем краткое резюме. Итак, МОН констатирует, что должность старшего вожатого больше не вводится в общеобразовательных ученых заведениях. Это неудивительно, ведь указанная должность не предусмотрена Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205. При этом специалист МОН не рекомендует вводить должность старшего вожатого даже в тех учебных заведениях, для которых она предусмотрена типовыми штатами. Дело в том, что на сегодняшний день для работников, занимающих эти должности, существуют нестыковки в области предоставления им гарантий как педагогам.

Вместе с тем специалист МОН не видит противоречий между Порядком и Типовым положением № 930 в отношении присвоения педзвания «старший вожатый — методист». Ведь п. 6 Порядка предусмотрено, что педзвания, предусмотренные Перечнем, присваивают по результатам аттестации, проводимой согласно Типовому положению № 930. Следовательно, при необходимости педработник может аттестоваться для присвоения ему педзвания «старший вожатый — методист» и впоследствии претендовать на повышение оклада за наличие такого звания (при выполнении прочих условий для назначения такого повышения).

Присвоение квалифкатегорий и педзваний

Мы уже говорили, что присвоение квалификационных категорий и педзваний осуществляется по результатам аттестации, которая проводится на основании Типового положения № 930. И вот неожиданно свое слово в этом вопросе высказал и КМУ в Порядке, утвержденном комментируемым постановлением. Порядок не содержит как такового механизма присвоения квалификационных категорий и педзваний. Более того, п. 6 Порядка также ссылается на необходимость проведения аттестации для присвоения квалификационных категорий и педзваний по механизму МОН (т. е. снова-таки не обойтись без Типового положения № 930).

Тогда что же содержит в себе Порядок? В п. 2 Порядка представлены должности, по которым может быть присвоена квалификационная категория. В нем, в отличии от п. 4.1 Типового положения № 930, представлена отдельно должность социального педагога по работе с детьми-инвалидами, но не выделены должности учителя-дефектолога и учителя-логопеда. В п. 3 Порядка приведено соответствие между должностями и педзваниями, а в п. 4 указана ссылка на аттестационные комиссии, которые могут присваивать квалификационные категории и педзвания. Отметим, что такая информация (порой в большем объеме) содержится и в Типовом положении № 930.

По-настоящему ценная информация приведена в п. 5 Порядка. Рассмотрим его подробно.

Квалифкатегория начинающим педагогам. Если лицо с образовательной степенью магистра впервые назначают на должность педработника, то ему присваивают квалификационную категорию «специалист» (абз. 2 п. 5 Порядка). Отметим, что к таким лицам также относят лиц с образовательно-квалификационным уровнем специалиста. Это связано с особыми предписаниями п.п. 2 п. 2 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII.

Поясним: без аттестации квалификационная категория «специалист» присваивается лицам, которые впервые назначаются на педдолжности и имеют диплом «магистра» или «специалиста». Уже после присвоения квалификационной категории «специалист» при первом приеме на педдолжность (без аттестации) педагог может аттестоваться для присвоения квалификационной категории «специалист второй категории». Это подтверждает и специалист МОН (см. с. 25 этого номера).

Такой подход согласован с п. 4.3 Типового положения № 930. Ранее МОН в своем письме от 22.02.2011 г. № 1/9-118 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11, с. 13) уже высказывало аналогичную позицию по этому поводу.

Квалифкатегория педагогу с «багажом» знаний. На практике не единичны случаи, когда лицо с ученой степенью доктора или кандидата наук трудоустраивается на должность педагога, не имея заслуг по самой педдолжности. Какую квалификационную категорию ему присвоить? В абз. 3 п. 5 Порядка сказано: лицу, которое имеет ученую степень (доктора или кандидата наук), при приеме на педдолжность присваивают квалификационную категорию «специалист высшей категории».

Такой подход вполне справедлив, но увы, не совсем согласуется с Типовым положением № 930. Вначале мы сталкиваемся с первой преградой. Дело в том, что квалификационная категория «специалист высшей категории» может быть присвоена аттестационной комиссией II и III уровней ( пп. 2.13 и 2.14 Типового положения № 930). Педагоги же, как правило, принимаются в общеобразовательные учебные заведения, на базе которых функционируют аттестационные комиссии I уровня, у которых нет полномочий по присвоению квалификационной категории «специалист высшей категории». Тогда как выполнить предписание абз. 3 п. 5 Порядка непосредственно при приеме на работу лица, имеющего ученую степень? А именно: должно ли выполняться в таком случае условие об аттестации? Специалист МОН считает, что квалификационную категорию «специалист высшей категории» без аттестации присваивают при приеме на педдолжность лицу, у которого есть ученая степень (см. с. 26 этого номера). В дальнейшем уже по результатам аттестации высшая квалификационная категория может быть снижена (см. с. 27).

Идем дальше. Действительно, п. 4.7 Типового положения № 930 предусмотрено присвоение квалификационных категорий без соблюдения последовательности в их присвоении, в частности, педработникам, у которых есть ученая степень. Однако для этого должно быть выполнено условие: по педдолжности деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью.

Вместе с тем абз. 3 п. 5 Порядка такого условия не содержит. Тогда возникает вопрос: можно ли применять указанную норму Порядка даже в случае, когда условие п. 4.7 Типового положения № 930 не выполняется? Специалист МОН уже предоставил ответ на этот вопрос (см. с. 27 этого номера). По его мнению, применение абз. 3 п. 5 Порядка возможно и без наличия соответствия между занимаемой педдолжностью и ученой степенью. Для полного согласования нормативных актов должны быть внесены изменения в п. 4.7 Типового положения № 930.

Обратите внимание! Предписание п. 5 Порядка может применяться лишь в отношении должностей, по которым предусмотрено присвоение квалификационных категорий. На этом МОН акцентирует в письме от 30.12.2015 г. № 1/9-632.

В завершение отметим: комментируемое постановление вступило в силу 12.01.2016 г. Оно не содержит особых предписаний по применению его отдельных норм. Это означает: требования п. 5 Порядка следует применять в отношении лиц, принимаемых на педдолжности с 12.01.2016 г. Это утверждение полностью поддерживает специалист МОН (см. с. 28 этого номера).

Людмила БЕЛЕВЦОВА, эксперт по вопросам оплаты труда

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить