Присвоение квалификационных категорий и педзваний по новому Порядку: рассматриваем проблемные вопросы

В избранном В избранное
Печать
Малышева Ольга, главный специалист отдела государственно-общественного управления образования Департамента общего среднего и дошкольного образования
Бюджетная бухгалтерия Февраль, 2016/№ 6
При детальном изучении нового постановления, которым регламентировано присвоение квалификационных категорий и педагогических званий педагогическим работникам, возникают вопросы, касающиеся практической реализации его норм*. Рассмотрим проблемные ситуации и приведем объяснения для каждой из них.

* Постановление КМУ от 23.12.2015 г. № 1109 см. на с. 4, а с комментарием редакции к нему ознакомьтесь на с. 5 этого номера. — Примеч. ред.

Педзвание «старший вожатый — методист»: изучаем реалии

В Перечне № 1109 указано педагогическое звание «старший вожатый — методист». Однако в Типовом положении № 930 оно не упоминается. Из этого напрашивается вывод: педагогический работник, занимающий должность «старший вожатый», не может аттестоваться с целью присвоения ему педагогического звания «старший вожатый — методист», а из-за этого не может получить повышение оклада за такое педагогическое звание. На самом ли деле это так?

Каким образом педагогический работник, занимающий должность старшего вожатого (например, во внешкольном учебном заведении), может получить педагогическое звание «старший вожатый — методист»?

Действительно, в соответствии с Перечнем № 1109 по результатам аттестации педагогическим работникам, занимающим должность старшего вожатого, как и раньше, может присваиваться педагогическое звание «старший вожатый — методист».

Вопросы аттестации педагогических работников, в том числе и старших вожатых, одновременно регулируют два нормативно-правовых акта — Перечень № 1109 и Типовое положение № 930.

Учитывая, что Типовое положение № 930 не противоречит Перечню № 1109 в части решения вопроса относительно присвоения педагогического звания «старший вожатый — методист», вышеуказанные нормативно-правовые акты применяются одновременно. Таким образом, присвоение этого педагогического звания осуществляется согласно Перечню № 1109 по результатам аттестации, которая проводится в соответствии с Типовым положением № 930.

Со вступлением в силу постановления КМУ от 23.12.2015 г. № 1109 педагогическим работникам присваиваются педагогические звания, определенные Перечнем № 1109.

Типовыми штатными нормативами общеобразовательных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, предусмотрено введение в общеобразовательных учебных заведениях только должности педагога-организатора. Это и понятно, ведь педагогов, занимавших должности старших пионервожатых, еще в 1991 году следовало перевести на должности педагогов-организаторов, а при зачислении педагогических работников на работу с этого времени их должность должна была называться не «старший пионервожатый», а «педагог-организатор».

Неправильное наименование должности педагогического работника лишает его права на зачисление периода работы в должности старшего вожатого в специальный стаж и в дальнейшем неблагоприятно влияет на возможность назначения пенсии за выслугу лет. Поэтому для обеспечения трудовых прав педагогических работников местным органам управления образования и руководителям общеобразовательных учебных заведений не рекомендовано вводить должность старших вожатых.

В соответствии с Типовыми штатными нормативами внешкольных учебных заведений, утвержденными приказом МОН от 31.10.2012 г. № 1230, должность вожатого и старшего вожатого может вводиться в оздоровительных заведениях для детей и молодежи, кроме заведений, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Типовым положением о детском заведении оздоровления и отдыха, утвержденным постановлением КМУ от 28.04.2009 г. № 422: детско-юношеские лагеря (городки, комплексы) — оздоровительные, загородные, профильные, труда и отдыха, санаторного типа, с дневным пребыванием и туристские базы.

Однако в таких заведениях также предусмотрено вместо этих должностей вводить должности воспитателей и старших воспитателей.

Теперь о повышении должностного оклада за педагогическое звание «старший вожатый — методист». В соответствии с п.п. «д» п. 24 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102, повышение должностного оклада на 10 % осуществляют лицам, которым присвоено это звание. Повышение ставок заработной платы за звания, присвоенные по результатам аттестации, осуществляется только за период работы на должностях, на которых были присвоены соответствующие звания.

Таким образом, педагогическому работнику, назначенному на должность старшего вожатого, при условии соответствия требованиям, установленным п. 5.2 Типового положения № 930, по результатам аттестации может присваиваться педагогическое звание «старший вожатый — методист».

Педагог после вуза: как установить квалифкатегорию

В абз. 2 п. 5 Порядка № 1109 указано: квалификационная категория «специалист» присваивается в случае назначения на должность педагогического работника, лица с образовательной степенью магистра, которое впервые назначается на такую должность. Согласно Типовому положению № 930 присвоение квалификационных категорий осуществляется по результатам аттестации. Должно ли быть решение аттестационной комиссии для применения абз. 2 п. 5 указанного Порядка?

Определенные трудности на местах возникали при решении вопроса относительно присвоения педагогическому работнику квалификационной категории «специалист». Некоторые руководители учебных заведений даже считали, что первой категорией, которую должны присваивать аттестационные комиссии по результатам аттестации работнику с полным высшим образованием, должна быть квалификационная категория «специалист». Впрочем, такое мнение является ошибочным и противоречит существующим нормативным актам в области образования и трудового права.

Согласно абз. 2 п. 5 Порядка № 1109 лицу с образовательной степенью магистра, которое впервые назначается на должность педагогического работника, присваивается квалификационная категория «специалист», если на этой должности предусмотрено присвоение квалификационных категорий.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 Заключительных и переходных положений Закона Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII высшее образование по образовательно-квалификационному уровню специалиста (полное высшее образование) после вступления в силу этого Закона приравнивается к высшему образованию степени магистра.

Важно! Педработнику без проведения аттестации присваивают квалификационную категорию «специалист», если он впервые назначается на эту должность и имеет диплом «специалиста» или «магистра».

Об этом свидетельствует и п. 4.3 Типового положения № 930, согласно которому выпускникам высших учебных заведений, получившим полное высшее образование, при приеме на работу устанавливается квалификационная категория «специалист».

По результатам первой аттестации такого молодого специалиста, которая обычно проводится через 2 — 3 года после начала педагогической деятельности, аттестационная комиссия может присвоить ему квалификационную категорию «специалист второй категории».

Необходимо отметить, что аттестационной комиссией I уровня по результатам аттестации педагогического работника квалификационная категория «специалист» может быть присвоена только в случае признания его несоответствующим ранее присвоенной квалификационной категории «специалист второй категории» или более высокой квалификационной категории.

На должность педработника — лицо с ученой степенью: нужна ли аттестация

В абз. 3 п. 5 Порядка № 1109 указано: квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается в случае назначения на должность педагогического работника, на которой предусмотрено присвоение квалифкатегории, лица, имеющего ученую степень. Лицо с ученой степенью принимают в школу на должность учителя. Можно ли с целью выполнения этого предписания присвоить квалификационную категорию «специалист высшей категории» без проведения аттестации?

С целью привлечения к работе в общеобразовательных и других учебных заведениях высококвалифицированных работников и их материального поощрения Порядком № 1109 установлено: лицу, имеющему ученую степень, при назначении на должность педагогического работника присваивается квалификационная категория «специалист высшей категории», если на этой должности предусмотрено присвоение квалификационных категорий.

Указанная норма применяется только при назначении на педагогические должности лиц, имеющих ученые степени. Таким работникам присваивается квалификационная категория «специалист высшей категории», которая более всего согласуется с высокой квалификацией и профессиональным опытом приглашенного на работу специалиста.

Согласно ч. 2 ст. 26 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV назначение на должность педагогических работников государственного и коммунального общеобразовательного учебного заведения осуществляется соответствующим органом управления образования по представлению руководителя общеобразовательного учебного заведения. Так, в случае назначения на должность педагогического работника общеобразовательного учебного заведения лица, имеющего ученую степень, местный орган управления образования в приказе о назначении указывает о присвоении квалификационной категории «специалист высшей категории», как это предусмотрено п. 5 Порядка № 1109.

Обычно квалификационные категории педагогическим работникам присваиваются по результатам аттестации. Назначение на должность педагогического работника лица с ученой степенью с присвоением ему наивысшей квалификационной категории — особый случай, являющейся исключением из общего правила.

Важно! При назначении на должность педработника лица, имеющего ученую степень, квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается без проведения аттестации и принятия решения аттестационной комиссией. В дальнейшем аттестация такого специалиста осуществляется по общим правилам.

Необходимость установления такого порядка обусловлена тем, что нужно создать предпосылки для обеспечения надлежащих условий оплаты труда высококвалифицированных специалистов, в услугах которых остро нуждаются некоторые учебные заведения, а также избежать излишнего бюрократизма при присвоении квалификационной категории таким работникам при заключении с ними трудового договора. Хорошо известно, что раньше нередко встречались случаи, когда таким специалистам после заключения трудового договора присваивалась квалификационная категория «специалист». Это, безусловно, не способствовало материальной заинтересованности и вызывало справедливое возмущение специалиста высокой квалификации.

Лицу с ученой степенью установлена самая высокая квалифкатегория: что с дальнейшей аттестацией

Учебное заведение приняло на педагогическую должность лицо, имеющее только ученую степень (т. е. оно не имеет квалификационной категории или педагогического звания по педагогической должности). Воспользовавшись абз. 3 п. 5 Порядка № 1109, такому работнику присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории». Если по результатам последующей аттестации аттестационная комиссия выявит, что работник не соответствует присвоенной квалификационной категории «специалист высшей категории», то имеет ли она право установить ему более низкую квалификационную категорию?

В ходе процедуры аттестации нередко случается, что работник понижает уровень профессиональной деятельности и показатели в работе, а работа такого педагога характеризуется как неудовлетворительная. Вследствие этого аттестационная комиссия вынуждена признать работника не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории и установить ему категорию, отвечающую его квалификации и качеству выполняемой им работы.

В п. 3.13 Типового положения № 930 определено, какие решения могут принимать аттестационные комиссии всех уровней. Подпунктом 3 этой нормы установлено, что аттестационная комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии работника ранее присвоенной квалификационной категории. Следовательно, своим решением аттестационная комиссия вправе признать работника не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории и присвоить ему более низкую квалификационную категорию.

Аттестационные комиссии могут принимать решение о несоответствии работника только тем квалификационным категориям, которые они имеют право присваивать. Так, аттестационная комиссия I уровня может принять окончательное решение о признании работника не соответствующим ранее присвоенным квалификационным категориям «специалист второй категории» и «специалист первой категории».

Если аттестационная комиссия I уровня по результатам аттестации работника, имеющего квалификационную категорию «специалист высшей категории», приняла решение о признании работника не соответствующим ранее присвоенной такой квалификационной категории, она должна возбудить ходатайство перед комиссией вышестоящего уровня о признании педагога не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории. Такое право дано аттестационным комиссиям I уровня п. 2.12 Типового положения № 930. Окончательное решение в таких случаях принимает аттестационная комиссия II или III уровня.

По решению аттестационной комиссии квалификационная категория может быть понижена не только на одну степень, но и до самой низкой квалификационной категории «специалист». При этом критерием присвоения более низкой квалификационной категории должно быть только соответствие работника требованиям, установленным пп. 4.3 — 4.6 Типового положения № 930.

Резолютивная часть решения аттестационной комиссии должна согласовываться с описательной частью аттестационного листа. То есть, если работник признается не соответствующим ранее присвоенной квалификационной категории, в описательной части решения должно быть четко и обоснованно указано, в чем именно его уровень профессиональной деятельности не соответствует требованиям к той категории, которую ему установили раньше, и по каким критериям его профессиональная деятельность не соответствует требованиям к той или иной квалификационной категории.

Как видим, аттестация — это проверка на соответствие работника профессиональной квалификации. Он должен своим трудом в межаттестационный период доказать соответствие ранее присвоенной квалификационной категории, а в случае несостоятельности подтвердить существующую на момент аттестации категорию — она должна быть понижена.

Внимание! При проведении аттестации работника, которому раньше при приеме на работу была установлена квалификационная категория «специалист высшей категории» благодаря наличию ученой степени на основании п. 5 Порядка № 1109, аттестационная комиссия может принять решение о несоответствии педработника этой квалификационной категории. Это вполне допустимо и не противоречит требованиям Порядка № 1109.

На должность педработника — лицо с ученой степенью: искать ли соответствие профиля педдеятельности и степени

В п. 5 Порядка № 1109 при назначении на должность педработника лица, имеющего ученую степень, не выдвинуто требование относительно соответствия профиля его деятельности по педагогической должности имеющейся ученой степени. На самом ли деле этой нормой можно воспользоваться при отсутствии указанного соответствия? Если можно, то не противоречит ли это п. 4.7 Типового положения № 930, которым предусмотрено присвоение квалификационных категорий не в установленной последовательности, в частности, педагогическим работникам, имеющим ученые степени, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью?

Действительно, в абз. 3 п. 5 Порядка № 1109 не выдвинуты требования относительно установления соответствия ученой степени профилю деятельности педагогического работника, которого назначают на педагогическую должность.

Отметим, что такое соответствие должно быть при установлении доплаты за наличие ученой степени, предусмотренной приказом МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557 (ср. 025069200). Так, как указано в п.п. «г» п.п. 3 п. 4 этого приказа, соответствие ученой степени профилю деятельности работника на занимаемой должности определяется руководителем учебного заведения, учреждения образования и научного учреждения. То есть право установления соответствия ученой степени работника профилю его деятельности возлагается на руководителя учебного заведения.

Но в нашем случае речь идет не об установлении доплаты, а об условиях при приеме на работу. И потому согласно п. 5 Порядка № 1109 лицу, имеющему ученую степень, при назначении на должность педагогического работника присваивается квалификационная категория «специалист высшей категории» независимо от того, соответствует ученая степень профилю деятельности работника или нет.

Несмотря на то что Порядком № 1109 не выдвинуты требования относительно установления соответствия ученой степени профилю деятельности педагогического работника, органы управления образования и руководители учебных заведений при назначении на педагогические должности специалистов с ученой степенью заинтересованы, чтобы ученая степень работника соответствовала профилю его деятельности.

В п. 4.7 Типового положения № 930 сказано: педагогические работники, имеющие ученые степени, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся ученой степенью, аттестуются без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации.

Внимание! Со вступлением в силу Порядка № 1109 указанная норма п. 4.7 Типового положения № 930 требует внесения изменений. Однако уже с 12.01.2016 г. можно при приеме на педагогическую должность устанавливать высшую квалификационную категорию лицам, имеющим ученую степень, несмотря на то, есть ли соответствие между профилем педдеятельности и ученой степенью.

С какой даты применять нормы п. 5 Порядка № 1109

Постановление КМУ, которым утвержден Порядок № 1109, вступило в силу 12.01.2016 г. Означает ли это, что абз. 3 п. 5 этого Порядка относительно назначения квалификационных категорий следует применять только к работникам, которые принимаются на работу начиная с 12.01.2016 г.?

Присвоение квалификационной категории «специалист высшей категории» лицам с ученой степенью осуществляется только при назначении таких лиц на педагогические должности, на которых предусмотрено присвоение квалификационных категорий ( абз. 3 п. 5 Порядка № 1109).

Указанная норма применяется лишь после вступления в силу постановления КМУ от 23.12.2015 г. № 1109, т. е. начиная с 12.01.2016 г.

Педагогическим работникам с ученой степенью, которые были назначены на должности до вступления в силу Порядка № 1109, квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается только по результатам аттестации на основании п. 4.7 Типового положения № 930.

Нормативные документы

Перечень № 1109 — Перечень квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 23.12.2015 г. № 1109.

Порядок № 1109 — Порядок присвоения квалификационных категорий и педагогических званий педагогических работников, утвержденный постановлением КМУ от 23.12.2015 г. № 1109.

Типовое положение № 930 — Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить