Темы статей
Выбрать темы

Объединение территориальных громад: спрашивали — отвечаем (ч. 1)

Федченко Леся, главный редактор газеты «Местное самоуправление», Замазий Светлана, главный редактор газеты «Бюджетная бухгалтерия», Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия», Брусенцова Яна, юрист-аналитик, Матвеева Виктория, экономист-аналитик, Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Мы живем в очень непростое время — время эпохальных перемен. Государство взяло курс на децентрализацию, которая влечет за собой реформирование органов местного самоуправления и территориальной организации власти, — фактически полное переформатирование действующей системы управления.
На сегодняшний день уже достаточно большое количество громад откликнулось на реформы, став первопроходцами объединения. Конечно же, этот процесс не простой и требует не только желания объединиться, но и солидного багажа знаний законодательства, поскольку действовать следует в четком правовом поле.
В связи с этим в редакцию нашей газеты поступает много обращений от органов местного самоуправления с просьбой помочь решить вопросы, возникающие в процессе объединения территориальных громад. Охотно поможем вам в этом.
Прежде всего нужно досконально изучить базовый закон, который регулирует отношения, возникающие в процессе добровольного объединения территориальных громад сел, поселков, городов, — Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад»*. В этой же консультации мы ответим на наиболее актуальные вопросы, полученные от заинтересованных голов и бухгалтеров советов, находящихся на стадии реформирования.

* См. с. 7 этого номера.

Юридические вопросы, связанные с процедурой реорганизации органов местного самоуправления после добровольного объединения

Реорганизуется ли сельский совет (находящийся в административном центре), к которому присоединяются другие советы (расположенные вне административного центра)?

Реорганизации сельского совета (находящегося в административном центре), к которому присоединились по факту другие сельские советы, не происходит. Изменяются только сведения о нем, содержащиеся в Едином государственном реестре.

Так, ч. 4 ст. 8 Закона об ОТГ предусмотрено осуществление реорганизации соответствующих юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, избранных территориальными объединившимися громадами и расположенных вне административного центра объединенной территориальной громады, путем их присоединения к юридическому лицу — сельскому, поселковому, городскому совету, находящемуся в административном центре объединенной территориальной громады.

Из этой нормы прямо следует, что реорганизация происходит именно тех советов, которые присоединились к «головной усадьбе» (совету, расположенному в административном центре).

Что же касается сельского совета — «головной усадьбы», то относительно него осуществляется только государственная регистрация изменений к сведениям о нем, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований. Такие изменения вносятся государственным регистратором на основании заявления, поданного сельским головой, избранным ОТГ, или уполномоченным им лицом.

Форма такого заявления утверждена приказом Минюста «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц предпринимателей и общественных формирований» от 06.06.2016 г. № 15/5 (ср. ).

Требуется ли принятие решения о прекращении сельских и поселковых советов, присоединившихся к совету — «головной усадьбе»? Если требуется, то кем (каким органом) принимается такое решение?

Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОТГ полномочия сельских, поселковых, городских советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных объединившимися территориальными громадами, завершаются в день обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ.

Частью 4 ст. 8 Закона об ОТГ определено, что со дня обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ, осуществляется реорганизация соответствующих сельских, поселковых, городских советов, расположенных вне административного центра ОТГ. Реорганизация осуществляется путем присоединения этих советов к совету — «головной усадьбе».

По завершении реорганизации присоединяющиеся советы прекращаются.

Таким образом, вам не надо принимать решения о прекращении — «малые» советы как юридические лица прекращаются в силу закона. Но вам необходимо на первом же пленарном заседании вновь избранного совета ОТГ принять решение о реорганизации этих юридических лиц.

Нужно ли совету ОТГ вносить какую-либо информацию о начале процедуры реорганизации местных советов в связи с объединением громад?

Нет, в этом случае не нужно.

По общему правилу, установленному ст. 105 ГКУ, орган, принявший решение о прекращении юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с даты принятия решения в письменном виде уведомить орган, осуществляющий государственную регистрацию. Также, согласно ГКУ по общему правилу надо устанавливать порядок и срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается.

Однако в нашем случае реорганизация происходит по специальным правилам, определенным Законом об ОТГ.

Так, ч. 6 ст. 8 Закона об ОТГ установлено, что реорганизация юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов и их исполнительных комитетов в случаях, предусмотренных этим Законом, осуществляется без уведомления о ней органа, осуществляющего государственную регистрацию, а также без сбора требований кредиторов, получения их согласия.

Иногда правила и процедуры, установленные советами, которые прекратились в связи с объединением, необходимо изменить. Можно ли это делать? Если можно, то кто может принимать такие решения и в каком порядке?

Да, в большинстве случаев можно.

В частности, абз. 1 ч. 8 ст. 8 Закона об ОТГ предусмотрено, что после прекращения полномочий сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами, их исполнительных комитетов, сельского головы, единолично выполнявшего функции исполнительного органа сельского совета территориальной громады, вошедшей в ОТГ, изданные ими нормативно-правовые акты, невыполненные акты индивидуального действия сохраняют силу на соответствующих территориях и для соответствующих лиц.

А абз. 2 этой нормы права предусмотрено, что сельский, поселковый, городской совет, избранный ОТГ, его исполнительный комитет могут вносить изменения, признавать утратившими силу или отменять акты соответствующих органов местного самоуправления и должностных лиц.

Напомним только несколько правил.

Правило 1. Решение местных советов, которые прекратились, может отменить, изменить или приостановить только совет ОТГ. Другой орган местного самоуправления или соответствующий голова таких полномочий не имеют.

Решение исполнительных комитетов советов, которые прекратились, по вопросам, относящимся к компетенции исполнительных органов совета, могут быть отменены, изменены или приостановлены исполнительным комитетом совета ОТГ или самим советом ОТГ.

Распоряжение сельских, поселковых, городских голов советов, которые прекратились, может изменить, отменить соответствующий голова ОТГ, лицо, временно исполняющее его обязанности, или (в некоторых случаях) сам совет.

Также все эти типы актов могут быть отменены в судебном порядке.

Правило 2. Так свободно можно обращаться только с нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и их должностных лиц. Акты же ненормативного характера (или, как их еще называют, акты индивидуального действия) можно отменять или изменять только при условии, что лицо, которого они касались, еще не приступило к их исполнению.

Также обратите внимание на абз. 2 ч. 9 ст. 8 Закона об ОТГ, которым предусмотрено, что сельский, поселковый, городской совет, избранный ОТГ, может вносить изменения в решения о местных бюджетах, принятые сельскими, поселковыми, городскими советами, избранными ОТГ.

Должно ли в названии совета ОТГ применяться словосочетание «объединенная территориальная громада»?

Требования относительно наименования совета определены в абз. 3 ч. 4 ст. 8 Закона об ОТГ.

В соответствии с этой нормой наименование представительского органа местного самоуправления ОТГ как юридического лица состоит из части, являющейся производной от собственного наименования населенного пункта, определенного ее административным центром, в форме прилагательного и соответствующего общего наименования представительского органа местного самоуправления (сельский, поселковый, городской совет).

То есть в названии совета не указывается словосочетание «объединенная территориальная громада».

Нужно ли проводить инвентаризацию земли в объединенной громаде? Как это оформляется?

Законодательством не предусмотрена обязанность проведения инвентаризации земли по результатам объединения территориальных громад. Однако провести ее в интересах самой ОТГ.

Наличие полной информации обо всех земельных участках — это не последний шаг на пути к наполнению местного бюджета.

Порядок проведения инвентаризации земельных участков определен в Порядке проведения инвентаризации земель, утвержденном постановлением КМУ от 23.05.2012 г. № 513.

Кадровые вопросы

Как предупредить о дальнейшем высвобождении работников сельского совета, вошедшего в состав ОТГ?

Работники сельского совета, его исполкома, занимающие невыборные должности, работают до окончания процедуры реорганизации. Предупреждение о дальнейшем высвобождении вовсе не означает, что все предупрежденные работники будут обязательно уволены с работы по п. 1 ст. 40 КЗоТ (в связи с реорганизацией), часть из них, возможно:

— будет переведена на должности в ОТГ;

— приобретет право на пенсию и уволится в связи с выходом на пенсию;

— трудоустроится самостоятельно в других учреждениях или на других предприятиях.

По п. 1 ст. 40 КЗоТ расторгаются трудовые договоры, заключенные на неопределенный срок, а также срочные трудовые договоры до окончания срока их действия собственником или уполномоченным им органом в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата работников.

Увольнение по этим основаниям называют высвобождением. В соответствии со ст. 492 КЗоТ о дальнейшем высвобождении работников персонально предупреждают не позже чем за 2 месяца.

Важным является то, что издать распоряжение о предупреждении необходимо в срок не позже чем за 2 месяца до предполагаемого высвобождения (т. е. закон позволяет предупреждать раньше и категорически запрещает работодателю сокращать этот срок). В случае, если точная дата фактического высвобождения работников неизвестна, никакого нарушения в заблаговременном предупреждении не будет.

Распоряжение должно содержать ссылку на ч. 4 ст. 8 Закона об ОТГ, согласно которой со дня приобретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ, в порядке, определенном этим Законом, осуществляется реорганизация соответствующих юридических лиц — сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами и расположенных вне административного центра ОТГ, путем их присоединения к юридическому лицу — сельскому, поселковому, городскому совету, находящемуся в административном центре ОТГ. По завершении реорганизации соответствующие юридические лица — сельские, поселковые, городские советы прекращаются в порядке, определенном этим Законом.

Распоряжение выдается сельским, поселковым, городским головой ОТГ.

Образец распоряжения и письма-ознакомления можно найти на портале «Децентрализация власти» (http://decentralization.gov.ua/legalhelp) в теме «Інформація. Правова допомога» (справа сверху на панели закладок), «Частина 1. Зразки документів».

Кого нужно предупреждать о высвобождении в связи с реорганизацией путем присоединения: только работников совета, который прекращается, или и работников совета ОТГ?

Работников совета — «головной усадьбы» не нужно предупреждать только в случае, если у них не происходит никаких изменений существенных условий труда.

В соответствии со ст. 32 КЗоТ существенными условиями труда являются изменение систем и размеров оплаты труда, льгот, режима работы, установление или отмена неполного рабочего времени, совмещение профессий, изменение разрядов и наименования должностей и др. Как видите, перечень не является исчерпывающим, существенными могут быть и другие условия труда, не указанные в нем.

Можно ли работника, предупрежденного распоряжением сельского головы ОТГ за два месяца о дальнейшем высвобождении, уволить с работы до окончания этого срока? Если можно, то каким образом это правильно оформить?

Да, можно, но исключительно по инициативе работника.

В случае когда работник органа местного самоуправления, который вошел в состав ОТГ и находится в процессе реорганизации, желает уволиться до окончания 2- месячного срока предупреждения, он имеет на это полное право.

Обратите внимание: в отличие от работника, работодатель, т. е. совет, не имеет права по собственной инициативе уволить работника раньше 2-месячного срока предупреждения — это запрещено действующим КЗоТ.

Например, работник принял для себя решение уволиться с работы раньше 2-месячного срока предупреждения (нашел себе другую работу) и ожидать окончания этого срока он не желает. В таком случае он должен подать работодателю соответствующее заявление. Это заявление будет подтверждать, что именно работник выразил желание уволиться раньше, потому что, как помните, работодателю подобные шаги не разрешено предпринимать.

Сразу отметим: работник может уволиться до окончания 2-месячного срока предупреждения не только в связи с реорганизацией ( п. 1 ст. 40 КЗоТ), но и по собственному желанию ( ст. 38 КЗоТ) либо по соглашению сторон ( п. 1 ст. 36 КЗоТ — возможен, но применяется преимущественно к срочным трудовым договорам).

Заявление подается на имя соответствующего головы ОТГ. Приведем образец такого заявления.

Образец заявления работника

img 1

Обратите внимание: в случае увольнения работника на основании п. 1 ст. 40 КЗоТ ему надлежит выплатить выходное пособие (ст. 44 КЗоТ) так же, как и работникам, которые увольняются по п. 1 ст. 40 КЗоТ по окончании 2-месячного срока предупреждения.

В трудовую книжку работника вносится запись: «Звільнений з роботи у зв’язку із реорганізацією, п. 1 ст. 40 КЗпП України».

А вот в случае увольнения работника по другим основаниям — собственное желание ( ст. 38 КЗоТ), соглашение сторон ( п. 1 ст. 36 КЗоТ) — выходное пособие не выплачивается.

В трудовую книжку работника вносится запись: «Звільнений з роботи за власним бажанням, ст. 38 КЗпП України».

В графе 4 трудовой книжки следует указать дату и номер распоряжения об увольнении.

Запись удостоверяется подписью лица, ответственного за кадровую работу в совете ОТГ (указывается его должность, фамилия и инициалы), и печатью совета ОТГ.

Нужно ли в письменном виде уведомлять службу занятости о высвобождении работников сельского совета, вошедшего в состав ОТГ в связи с объединением?

В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о занятости вы обязаны предоставить соответствующую письменную информацию в службу занятости (ваш районный или горрайонный центр занятости) о массовом высвобождении работников.

Согласно ч. 1 ст. 48 этого Закона массовым высвобождениям работников считается единовременное в течение:

1) одного месяца:

высвобождение 10 и более работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 20 до 100 работников;

высвобождение 10 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации с численностью от 101 до 300 работников;

2) трех месяцев — высвобождение 20 и более процентов работников на предприятии, в учреждении и организации независимо от численности работников.

Поэтому подавать такую информацию обязаны только советы ОТГ, подпадающие под указанные нормы Закона.

Поскольку распоряжение о дальнейшем высвобождении принимается уже в совете ОТГ его головой, количество высвобождаемых работников определяется в целом по ОТГ, а не по каждому сельскому, поселковому совету отдельно.

Какие записи необходимо внести в трудовую книжку сельского, поселкового головы, полномочия которого истекли и на которого возложено исполнение обязанностей старосты до проведения первых выборов старост?

На образце, приведенном ниже, покажем, как сделать записи в трудовой книжке на примере вымышленных персонажей: Гайдамацкого сельского головы, который возглавляет сельский совет, вошедший в состав Казацкого поселкового совета в результате добровольного объединения территориальных громад.

ВІДОМОСТІ ПРО РОБОТУ

№ запису

Дата

Відомості про прийом на роботу, переведення на іншу роботу і звільнення (із зазначенням причин і посиланням на статтю, пункт закону)

На підставі чого внесено запис (документ, його дата і номер)

число

місяць

рік

1

2

3

4

7

18

11

2015

Повноваження Гайдамацького сільського голови закінчилися

Рішення

на підставі ч. 1 ст. 42 Закону України «Про місцеве

Козацької

самоврядування в Україні» та ч. 2 ст. 8 Закону України

селищної ради

«Про добровільне об’єднання територіальних громад».

___ скликання

Козацький селищний голова (підпис) (Прізвище, ініціали)

від 18.11.2015 р.

(печатка)

№ 1.

Козацька селищна рада N-ського району N-ської області

 

8

19

11

2015

Покладено виконання обов’язків старости на території

Рішення

сіл Байрачне, Волока, Гайдамаки до проведення перших

Козацької

виборів старост на території Козацької селищної

селищної ради

об’єднаної територіальної громади.

____ скликання

від 18.11.2015 р.

№ 11.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о местном самоуправлении полномочия сельского, поселкового, городского головы заканчиваются в день открытия первой сессии соответствующего сельского, поселкового, городского совета, избранного на следующих очередных местных выборах, или, если совет не избран, с момента вступления на эту должность другого лица, избранного на следующих местных выборах, кроме случаев досрочного прекращения его полномочий в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 79 этого Закона.

Прямая норма содержится в ч. 2 ст. 8 Закона об ОТГ, согласно которой полномочия сельских, поселковых, городских советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных объединившимися территориальными громадами, завершаются в день обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ.

Запись об окончании полномочий сельского головы вносится в совете ОТГ, заверяется ответственным за кадровую работу в совете ОТГ лицом и удостоверяется печатью совета ОТГ.

Можно ли возложить исполнение обязанностей старосты до проведения первых выборов старосты на секретаря сельского совета?

Да, можно, только в случае, если секретарь сельского совета осуществлял полномочия сельского головы в соответствии с Законом о местном самоуправлении до объединения территориальных громад.

В соответствии с п. 3 Заключительных положений Закона об ОТГ в селах, поселках, в которых находились органы местного самоуправления объединившихся территориальных громад, обязанности старосты до избрания на первых выборах старосты исполняет лицо, осуществлявшее полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения.

Таким образом, совет ОТГ должен принять решение, которым возложить исполнение обязанностей старосты до избрания на первых выборах старосты на лицо, осуществлявшее полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения.

В случае, если полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения осуществлял согласно Закону о местном самоуправлении секретарь соответствующего совета — исполнение обязанностей старосты до избрания на первых выборах старосты возлагаются на секретаря соответствующего совета.

В трудовую книжку секретаря совета в таком случае вносятся такие записи:

ВІДОМОСТІ ПРО РОБОТУ

№ запису

Дата

Відомості про прийом на роботу, переведення на іншу роботу і звільнення (із зазначенням причин і посиланням на статтю, пункт закону)

На підставі чого внесено запис (документ, його дата і номер)

число

місяць

рік

1

2

3

4

7

18

11

2015

Повноваження секретаря Гайдамацької сільської ради

Рішення

закінчилися на підставі ст. 50 Закону України «Про місцеве

Козацької

самоврядування в Україні» та ч. 2 ст. 8 Закону України

селищної ради

«Про добровільне об’єднання територіальних громад».

___ скликання

Козацький селищний голова (підпис) (Прізвище, ініціали)

від 18.11.2015 р.

(печатка)

№ 1.

Козацька селищна рада N-ського району N-ської області

 

8

19

11

2015

Покладено виконання обов’язків старости на території

Рішення

сіл Байрачне, Волока, Гайдамаки до проведення перших

Козацької

виборів старост на території Козацької селищної

селищної ради

об’єднаної територіальної громади.

____ скликання

 

від 18.11.2015 р.

 

№ 11.

Может ли староста быть депутатом городской объединенной громады?

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о статусе депутатов депутат местного совета, состоящий в должности руководителя местного органа исполнительной власти или в другой должности, на которую распространяются требования Конституции и законов Украины относительно ограничения совместительства, не может совмещать свою служебную деятельность на этой должности с должностью:

1) сельского, поселкового, городского головы;

2) секретаря сельского, поселкового, городского совета;

3) головы и заместителя головы районного в городе, районного, областного совета;

4) а также с другой работой на постоянной основе в советах, их исполнительных органах и аппарате.

Поскольку в соответствии с ч. 6 ст. 141 Закона о местном самоуправлении староста является членом исполнительного комитета совета ОТГ по должности, то согласно ст. 51 этого Закона на него как на члена исполкома распространяются все ограничения относительно совмещения и совместительства как на голову сельского, поселкового и городского совета.

Следовательно, если лицо, на которое возложены обязанности старосты, было избрано депутатом совета ОТГ, то оно должно сложить полномочия депутата.

Должен ли быть уволен секретарь объединившегося сельского совета на основании ст. 50 Закона о местном самоуправлении, если он является одновременно секретарем исполнительного комитета?

Да, полномочия секретаря должны быть прекращены.

К тому же не во всех сельских советах секретарь совета является одновременно секретарем его исполнительного комитета, хотя ч. 4 ст. 50 Закона о местном самоуправлении допускает возможность такого совмещения, отмечая, что секретарь сельского совета может по решению совета одновременно осуществлять полномочия секретаря исполнительного комитета соответствующего совета.

Полномочия секретаря сельского совета прекращаются на основании ст. 50 Закона о местном самоуправлении, поскольку выборная должность секретаря совета — его основная работа (должность). Основанием этого является ч. 2 ст. 8 Закона об ОТГ, в соответствии с которой полномочия сельских, поселковых, городских советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных объединившимися территориальными громадами, завершаются в день обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ. По завершении полномочий сельских, поселковых, городских советов, избранных объединившимися территориальными громадами, их исполнительные комитеты продолжают осуществлять свои полномочия до утверждения сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ, персонального состава его исполнительного комитета. В течение указанного срока сельский, поселковый, городской голова, избранный ОТГ, возглавляет такие исполнительные комитеты и входит в их персональный состав.

Можно ли секретаря сельского совета перевести на должность начальника отдела в совете ОТГ?

Именно «перевести» — нельзя.

Ведь ст. 3 Закона о службе в органах МС определяет три вида должностей в органах местного самоуправления:

1) выборные, на которые лица избираются громадой;

2) выборные, на которые лица избираются или утверждаются советом;

3) должности, на которые лица назначаются соответствующим головой по определенной процедуре (конкурсу).

В соответствии со ст. 10 этого же Закона прием на службу в органы местного самоуправления на должность секретаря совета осуществляется путем избрания советом. На должности руководителей отделов, управлений и других работников органов местного самоуправления — путем назначения соответствующим головой на конкурсной основе.

Следовательно, должность секретаря совета является выборной (лицо на нее избирается советом из числа его депутатов), а должность руководителя отдела — невыборной (лица на нее назначаются соответствующим головой на конкурсной основе).

Поэтому сначала должны быть прекращены полномочия этого лица как секретаря совета на основании ст. 50 Закона о местном самоуправлении, а затем возможен его прием на любую должность в ОТГ, в том числе руководителя отдела.

Лицо работало сельским головой в сельском совете, вошедшем в состав ОТГ с центром в другом населенном пункте. На первой сессии вновь избранного совета ОТГ полномочия этого лица как сельского головы заканчиваются. На этой же сессии это лицо утверждается заместителем сельского головы ОТГ и отказывается от исполнения обязанностей старосты. В таком случае записи в трудовой книжке этого лица о прекращении полномочий сельского головы и утверждении заместителем сельского головы ОТГ вносятся одним днем? Если одним день, то как ему этот день оплачивать — как сельскому голове или как заместителю сельского головы ОТГ?

Нет, однозначно не одним днем, поскольку по общему правилу трудового законодательства день увольнения работника является последним днем его работы.

Сначала вносится запись о прекращении полномочий сельского головы. Основанием для этого будет решение сессии ОТГ о результатах выборов и признании полномочий вновь избранного совета ОТГ. Удостоверяется эта запись печатью совета, в котором он был головой, и подписью лица, ответственного за кадровую работу в этом сельском совете.

Следующую запись начинаем с указания полного названия сельского совета ОТГ (лицо уже будет работать в другом юридическом лице). После этого на следующий рабочий день вносим запись об утверждении этого лица на должность заместителя сельского головы ОТГ, основанием будет решение совета ОТГ о его утверждении на должность. Удостоверять эту запись печатью ОТГ и подписью должностного лица не нужно, поскольку это делается исключительно в случае увольнения с работы.

Следовательно, последний день работы в должности сельского головы будет оплачиваться сельским советом, где лицо работало головой, а первый день работы в должности заместителя сельского головы ОТГ — советом ОТГ со следующего рабочего дня после прекращения им полномочий сельского головы объединившегося совета.

Как оформить трудовую книжку сельского головы совета, вошедшего в ОТГ, в случае его избрания сельским головой ОТГ?

В таком случае надо внести в его трудовую книжку две записи:

1) о завершении им полномочий сельского головы совета, вошедшего в ОТГ:

— в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона об ОТГ полномочия сельских, поселковых, городских советов, сельских, поселковых, городских голов, избранных объединившимися территориальными громадами, завершаются в день обретения полномочий сельским, поселковым, городским советом, избранным ОТГ;

— основанием для этого будет решение совета ОТГ о результатах выборов совета ОТГ и признании его полномочий, принятое на первой сессии ОТГ;

2) об избрании его на должность сельского головы ОТГ:

— в соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о местном самоуправлении полномочия сельского, поселкового, городского головы начинаются с момента объявления соответствующей сельской, поселковой, городской избирательной комиссией на пленарном заседании совета решения о его избрании;

— основанием для этого будет решение совета ОТГ о результатах выборов сельского головы ОТГ и признании его полномочий, принятое на первой сессии ОТГ.

Таким образом, в трудовой книжке указываем следующее:

1) под следующим порядковым номером:

— в графе «Дата внесення запису» — дату проведения первой сессии ОТГ;

— в графе «Відомості про роботу...» — «Повноваження ______ сільського голови завершено, ч. 2 ст. 8 Закону України «Про добровільне об’єднання територіальних громад...»;

— в графе «Підстава...» — дату и номер решения совета ОТГ об объявлении результатов выборов совета ОТГ и признании полномочий депутатов совета ОТГ;

— удостоверяем эту запись подписью лица, ответственного за кадровую работу сельского совета, вошедшего в ОТГ, и его печатью.

Под следующим порядковым номером указываем:

— « ____________ рада» — полное название совета ОТГ (это обязательно, ведь отныне он будет работать на другое юридическое лицо);

— в графе «Дата внесення запису» — также дату проведения первой сессии ОТГ;

— в графе «Відомості про роботу...» — «Обраний на посаду _________ сільського голови» (полное название его должности в ОТГ);

— в графе «Підстава...» — дату и номер решения совета ОТГ об объявлении результатов выборов сельского головы ОТГ и признании его полномочий;

— удостоверять эту запись ни подписью должностного лица совета ОТГ, ни печатью совета ОТГ не нужно (это делается только в случае увольнения с работы).

На кого можно возложить исполнение обязанностей старосты, если тот сложил полномочия в связи с переходом на другую должность (например, заместителя головы ОТГ)? Или до проведения первых выборов старост населенный пункт остается без старосты?

Из текста п. 3 Заключительных положений Закона об ОТГ следует, что ОТГ имеет право возложить исполнение обязанностей старосты до проведения первых выборов старост на конкретно определенных лиц — «...обязанности старосты до избрания на первых выборах старосты исполняет лицо, осуществлявшее полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения».

Как видите, других вариантов нет. Поэтому в случае, если лицо, на которое ОТГ возложено исполнение обязанностей старосты до первых выборов, увольняется с должности по каким-либо основаниям, населенные пункты, на которые распространялась его компетенция, останутся без исполняющего обязанности старосты до проведения первых выборов старост, если речь идет исключительно о должности «исполняющий обязанности старосты».

Какое должно быть распоряжение головы ОТГ о переводе работников в связи с реорганизацией и какие записи следует сделать в их трудовых книжках?

Что касается перевода работников сельских, поселковых советов, вошедших в состав ОТГ, в штат совета ОТГ, то следует обратить внимание на такие важные моменты:

1) поскольку прекращение сельских, поселковых советов как юридических лиц осуществляется путем реорганизации (присоединения), то категорически запрещено увольнять с работы работников, находящихся в отпусках для ухода за ребенком до трех или шести лет (увольнение этих категорий работников допускается исключительно в случае полной ликвидации юридического лица (т. е. когда нет правопреемника, а в нашем случае правопреемником всех советов-юрлиц является совет ОТГ). Таких работников обязательно следует перевести в совет ОТГ, а после окончания их отпуска уже появится право их уволить либо предложить им другую работу;

2) конечно, вряд ли совет ОТГ имеет реальные возможности трудоустроить всех без исключения работников сельских, поселковых советов, вошедших в состав ОТГ, потому все же кого-то придется уволить с работы. Однако следует знать, что увольнение с работы в связи с реорганизацией возможно только в случае сокращения численности или штата работников;

3) прежде чем начинать процесс перевода работников, следует разработать и утвердить структуру совета ОТГ.

Теперь перейдем непосредственно к самому распоряжению о переводе работников.

Если этим распоряжением осуществляется не только перевод работников в совет ОТГ, но и, возможно, увольнение некоторых работников, рекомендуем назвать распоряжение, например, «О кадровых вопросах» и т. п.

Образец распоряжения

img 2

Относительно записей в трудовых книжках работников, переведенных в совет ОТГ. Поскольку в советах, вошедших в ОТГ, проходит процесс реорганизации путем присоединения, об этом также должно быть указано в трудовых книжках работников.

Приведем образцы записей, которые вносятся в трудовую книжку работника, переведенного в совет — «головную усадьбу» ОТГ:

о реорганизации:

в графе 3 «Відомості про прийом на роботу...»: __________________ (назва ради, яка увійшла до ради ОТГ) реорганізовано шляхом приєднання до ____________________ (назва ради ОТГ);

в графе 4 «Підстава…» указываем дату и номер решения совета ОТГ о реорганизации (датой внесения записи является дата принятия решения о реорганизации).

Удостоверять эту запись подписью должностного лица ОТГ и печатью совета ОТГ не нужно;

о переводе работника в совет ОТГ:

в графе 3 «Відомості про прийом на роботу...»: Назначен на должность ____________ (название должности в совете ОТГ) по переводу с ______________________ (название сельского, поселкового совета, где лицо работало до реорганизации);

графе 4 «Підстава...» указываем дату и номер распоряжения головы ОТГ о назначении этого лица на должность (датой внесения записи является дата издания распоряжения).

Удостоверять эту запись подписью ответственного за кадровую работу должностного лица совета ОТГ и печатью совета ОТГ не нужно — это будет осуществляться при увольнении работника.

Как быть с трудоустройством работников коммунальных предприятий, учреждений и организаций, находившихся в управлении местных советов, которые прекратились в связи с объединением? Надо ли их увольнять и принимать заново на должности?

Нет. В отношении коммунальных учреждений, учредителем которых был совет, который прекратился, происходит изменение собственника — теперь это коммунальное предприятие (учреждение, организация) принадлежит жителям всей объединенной громады, а функции лица, уполномоченного собственником, по отношению к работникам этих объектов коммунальной собственности выполняет совет ОТГ.

В соответствии с ч. 4 ст. 36 КЗоТ в случае смены собственника предприятия, а также в случае его реорганизации (слияния, присоединения, деления, выделения, преобразования) действие трудового договора работника продолжается. Прекращение трудового договора по инициативе собственника или уполномоченного им органа возможно только в случае сокращения численности или штата работников ( п. 1 ч. 1 ст. 40 КЗоТ).

До момента объединения трудовые книжки руководителей коммунальных заведений (школ, детсадов и т. п.) хранились в профильных отделах РГА. Теперь эти коммунальные заведения передаются в собственность ОТГ и будут финансироваться за счет соответствующего местного бюджета. Что делать с контрактами и трудовыми книжками этих должностных лиц?

Трудовые книжки передаются по актам в уполномоченное подразделение органа местного самоуправления ОТГ. Больше для руководителей в кадровых вопросах ничего не изменяется до момента, пока совет не примет решение изменить условия управления соответствующим заведением, что повлечет за собой изменение условий контракта.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше