Темы статей
Выбрать темы

Помещение для патрульных: как оформить взаимоотношения

Новиков Константин, консультант
В связи с реформированием полиции и созданием групп реагирования патрульной полиции, которые будут обслуживать территориальную громаду, начальник полиции обратился в сельский совет с просьбой о закреплении рабочего кабинета за группой реагирования патрульной полиции без заключения договора аренды.
В этой связи возникли вопросы: надо ли заключить договор аренды на помещение, которое будет передано полиции, с размером арендной платы 1 грн. в год, как указано в Методике расчета арендной платы за государственное имущество и пропорциях ее распределения? Нужно ли будет полиции возмещать средства за потребленные коммунальные услуги?

Для ответа на поставленный вопрос прежде всего обратимся к Закону Украины «О Национальной полиции» от 02.07.2015 г. № 580-VIII (далее — Закон № 580).

В частности, в соответствии со ст. 105 этого Закона финансирование и материально-техническое обеспечение полиции осуществляются за счет средств Государственного бюджета Украины, а также других источников, не запрещенных законом.

При этом, как указано в ч. 5 ст. 105 Закона № 580, исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов предоставляют безвозмездно органам и подразделениям полиции служебные помещения, оборудованные мебелью и средствами связи, транспорт и другие материально-технические средства.

Как видим, вопрос о заключении договора аренды с размером годовой арендной платы 1 грн. на этом исчерпан.

Выходит, что исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов обязаны предоставить безвозмездно в пользование указанное выше имущество, безусловно, если имеется соответствующее обращение органов полиции, ведь такая формулировка, как «предоставляют», сама по себе исключает возможность выбора.

По нашему мнению, взаимоотношения по передаче имущества в безвозмездное пользование должны быть оформлены договором, заключенным между исполнительным комитетом соответствующего совета и органом национальной полиции, в котором следует предусмотреть условия передачи, возврата, а также использования и сохранности переданного имущества.

В связи с тем, что пользование имуществом будет безвозмездным, целесообразно оформить договор ссуды, ведь именно этот вид договора предусматривает безвозмездное пользование имуществом.

Сама же передача имущества в пользование должна быть осуществлена в присутствии представителей комиссий, как со стороны исполнительного комитета соответствующего совета, так и со стороны полиции, и оформлена соответствующим Актом передачи имущества в безвозмездное пользование, в котором будет указан полный перечень и состояние материальных ценностей, переданных в пользование.

Как указано выше, требования ч. 5 ст. 105 Закона № 580 предусматривают лишь предоставление в пользование оборудованных мебелью и средствами связи помещений, транспортных средств, а также других материально-технических средств, однако вовсе не проведение расходов на их содержание, оплату коммунальных услуг, приобретение горюче-смазочных материалов для транспорта и пр.

Такие расходы соответствующие советы проводить за счет средств, предусмотренных на их содержание, категорически не имеют права. Объясним почему.

Дело в том, что сельские, поселковые, городские советы содержатся за счет средств соответствующих местных бюджетов, в то время как финансирование и материально-техническое обеспечение полиции осуществляется за счет средств Государственного бюджета Украины.

При этом напомним: в соответствии с п. 2 ст. 85 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI запрещается планировать и осуществлять расходы, не отнесенные этим Кодексом к местным бюджетам, а также осуществлять на протяжении бюджетного периода расходы на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату или по решению Кабмина.

И это не единственный аргумент в пользу запрета таких расходов.

В частности, в соответствии с п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, при определении объемов расходов бюджета и/или предоставлении кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема производимой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

То есть исполнительные комитеты сельских, поселковых, городских советов имеют право планировать и осуществлять расходы лишь на свое содержание, учитывая объективную потребность в средствах.

Следовательно, расходование средств, предусмотренных на содержание исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских советов, на содержание имущества, переданного в пользование национальной полиции, невозможно и противоречит требованиям приведенных выше законодательных актов.

Учитывая указанное выше, исполнительному комитету сельского, поселкового, городского совета необходимо будет заключить с органом национальной полиции договор о возмещении расходов балансодержателя на содержание имущества и предоставление коммунальных услуг (далее — Договор).

Считаем, что для заключения такого Договора можно использовать форму Примерного договора о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору, утвержденного приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

Как и в случае с арендой, исполнительному комитету сельского, поселкового, городского совета необходимо будет провести расчет расходов на содержание недвижимого имущества, переданного в безвозмездное пользование.

Такой расчет, как правило, проводится исходя из наличия, количества, мощности, времени работы электроприборов, систем тепло- и водоснабжения, канализации по специальным счетам, а в неделимой части — пропорционально размеру занимаемой общей площади.

Следует отметить, что Договор может предусматривать и другие критерии распределения и оплаты потребленных услуг, которые избираются по взаимному согласию сторон, а именно: пропорционально количеству пользователей; по количеству источников электрооборудования.

При отсутствии счетчиков учета потребленных услуг либо по другим уважительным причинам применяется критерий — пропорционально занимаемой площади.

Что же касается расходов, связанных с использованием средств связи, то отметим следующее. Если органу национальной полиции будет выделен отдельный телефонный номер, то все расходы по нему, включая абонентскую плату и НДС, должен оплачивать такой орган.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше