Темы статей
Выбрать темы

Применение электронной цифровой подписи в публичных закупках

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
Наверное, почти все заказчики знают о том, что публичные (государственные) закупки должны проходить в электронном формате. В связи с этим возникает целый ряд вопросов, касающихся именно реализации механизма е-торгов. Каким образом заказчик будет создавать электронные документы? Какие из этих документов обнародовать? Кому из работников заказчика необходимо получить электронную цифровую подпись? Каков порядок ее получения и куда обращаться? Ответы на эти вопросы вы найдете в данном материале.

Как проводят е-торги

Электронные публичные закупки заказчик должен проводить в электронной системе закупок (далее — ЭСЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 922 предоставление информации в ходе проведения процедуры закупки осуществляется в электронном виде через ЭСЗ.

При этом ЭСЗ — это информационно-телекоммуникационная система, обеспечивающая проведение процедур закупок, создание, размещение, обнародование и обмен информацией и документами в электронном виде. В то же время ЭСЗ должна быть общедоступной и гарантировать недискриминацию, равные права во время регистрации всем заинтересованным лицам и равный доступ к информации всем лицам. Обмен и сохранение информации и документов должны происходить с гарантированием неприкасаемости данных об участниках и их предложений в ходе проведения процедуры закупки и их конфиденциальности до момента раскрытия тендерных предложений.

В состав ЭСЗ входят веб-портал Уполномоченного органа (www.prozorro.gov.ua), авторизованные электронные площадки, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией и документами.

Вместе с тем заказчик будет подавать для обнародования информацию и документы в ЭСЗ через авторизованные электронные площадки. Именно через такие площадки заказчик и будет получать предложения от участников торгов, другую информацию (например, от органа обжалования), которую также подают через электронную площадку. Доступ к площадкам осуществляется с помощью сети Интернет.

Электронный документ

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Закона № 922 при использовании ЭСЗ с целью подачи тендерных предложений и осуществления их оценки документы и данные создаются и подаются с учетом требований Закона № 851.

Справка. В соответствии с Законом № 851 электронный документ — это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.

При этом в ст. 1 Закона № 851 предусмотрено, что обязательный реквизит электронного документа — это обязательные данные в электронном документе, без которых он не может быть основанием для его учета и не будет иметь юридической силы. Состав и порядок размещения обязательных реквизитов электронных документов определяется законодательством.

Вместе с тем положениями этого Закона предусмотрено, что для идентификации автора электронного документа может использоваться электронная подпись. Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

Важно! Согласно ч. 1 ст. 207 ГКУ сделка считается такой, которая совершенена в письменной форме, если ее содержание зафиксировано, в частности, в одном или нескольких документах (в том числе электронных).

В соответствии с ч. 2 в. 207 ГКУ сделка считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью, в частности, электронного средства связи.

Электронная цифровая подпись — обязанность для заказчика

Как предусмотрено в ст. 7 Закона № 851, оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной подписью автора или подписью, приравненной к собственноручной подписи в соответствии с Законом № 852 (ср. ). При этом отношения, связанные с использованием электронных цифровых подписей (далее — ЭЦП), регулируются Законом № 852.

Как предусмотрено в п. 4 Порядка размещения информации о публичных закупках, утвержденного приказом Минэкономразвития от 18.03.2016 г. № 477, заказчик/участник/орган обжалования для получения доступа к автоматизированному рабочему месту бесплатно проходит регистрацию на авторизованной электронной площадке или веб-портале путем осуществления одного из способов идентификации/авторизации в соответствии с порядком, установленным КМУ.

В соответствии с п. 3 Порядка функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденного постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 166, регистрация в ЭСЗ осуществляется одним из способов идентификации/авторизации при помощи:

1) использования ЭЦП в соответствии с Законом 852 (высокий уровень доверия (в случае использования усиленного сертификата открытого ключа) или средний уровень доверия (в случае использования сертификата открытого ключа));

2) использования сервисов идентификации, предоставляемых учреждениями банка в соответствии с законодательством (средний уровень доверия);

3) идентификации путем получения авторизованной электронной площадкой банковского платежа от пользователя. Оператор авторизованной электронной площадки предоставляет счет пользователю для оплаты. После проверки оператор авторизованной электронной площадки может или вернуть платеж пользователю, или зачесть его в виде платы за регистрацию в соответствии с условиями договора между пользователем и оператором авторизованной электронной площадки (средний уровень доверия);

4) идентификации через оператора мобильной связи в соответствии с законодательством (средний или незначительный уровень доверия);

5) идентификации через подписание договора между пользователем и оператором авторизованной электронной площадки (средний уровень доверия).

С целью обеспечения проведения электронных закупок заказчику-бюджетнику советуем прежде всего заключить договор с аккредитованной электронной площадкой.

Кроме того, для обеспечения законности проведения публичных электронных закупок заказчик должен быть идентифицирован в ЭСЗ путем использования ЭЦП.

Почему же для того чтобы проведение электронной закупки было в рамках законодательства, заказчик должен пройти идентификацию в ЭСЗ с помощью ЭЦП?

Так, к функциям тендерного комитета (уполномоченного лица) заказчика относятся обеспечение составления, утверждения и хранения соответствующих документов по вопросам публичных закупок, определенных Законом № 922, обеспечение обнародования информации и отчета о публичных закупках в соответствии с данным Законом.

При этом в Примерном положении о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557, предусмотрено, что секретарь тендерного комитета должен соблюдать требования законодательства по вопросам делопроизводства, а также осуществлять размещение информации о публичных закупках на веб-портале Уполномоченного органа через авторизованные электронные площадки.

Важно! Согласно приказу Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490, которым утверждены формы документов в сфере публичных закупок, после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа относительно публичных закупок, на нее накладывается ЭЦП.

Учитывая это, для того чтобы заказчик имел возможность полноценно и в соответствии с законодательством работать при осуществлении послепороговых закупок в ЭСЗ, он должен получить ЭЦП.

Заметим: для проведения в ЭСЗ «допороговых» торгов заказчику не обязательно иметь ЭЦП. По крайней мере, Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35, не содержит такого требования.

Однако, если заказчик не будет применять ЭСЗ для осуществления допороговых закупок, а будет заключать «прямые» договоры, в определенных случаях ему все равно необходимо будет обязательно обнародовать отчет о заключенных договорах. Имеются в виду закупки от 50 до 200 тыс. грн. — для товаров, услуг и до 1,5 млн грн. — для работ.

Поскольку в соответствии с приказом № 490 такой отчет должен быть скреплен ЭЦП, то заказчику все равно необходимо ее иметь.

Справка. В соответствии с требованиями ст. 5 Закона № 852 органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации государственной формы собственности для удостоверения действия открытого ключа используют только усиленный сертификат ключа.

Другие юридические и физические лица могут на договорных началах удостоверять действие открытого ключа сертификатом ключа, сформированным центром сертификации ключей, а также использовать ЭЦП без сертификата ключа.

На кого следует получить ЭЦП

Советуем заказчикам оформить ЭЦП для секретаря тендерного комитета и еще одного его члена. Это целесообразно сделать на тот случай, когда секретарь будет отсутствовать, а председателю комитета необходимо будет определить нового секретаря. Также не помешает на всякий случай получить ЭЦП и для председателя тендерного комитета.

Например, может возникнуть ситуация, когда и секретарь, и заменяющий его член тендерного комитета отсутствуют на работе, а необходимо обнародовать соответствующий документ в ЭСЗ. При этом у другого члена комитета, «временного» секретаря, назначенного председателем комитета, ЭЦП нет. Поэтому необходимый для обнародования документ можно скрепить ЭЦП председателя тендерного комитета, принимая во внимание то, что именно председатель организует всю работу комитета и несет ответственность за указанное.

Вместе с тем, если процедуры закупок у заказчика будет проводить не тендерный комитет, а уполномоченное лицо (лица), то ЭЦП необходимо получить для уполномоченного лица, поскольку документы в ЭСЗ будет обнародовать такое лицо с наложением ЭЦП.

Заметим: ни функциями тендерного комитета, ни функциями уполномоченного лица согласно законодательству не предусмотрена обязанность проводить допороговые закупки, а также обнародовать отчет о заключенных договорах (если он заключен без применения ЭСЗ). Поэтому для обнародования такого отчета заказчик может получить ЭЦП на любого своего работника, который не входит в состав тендерного комитета и не назначен уполномоченным лицом (для проведения торгов в соответствии с Законом № 922). Советуем решением (приказом, распоряжением) заказчика определить ответственное лицо (лиц) за обнародование в ЭСЗ отчета о заключенных договорах.

Где и каким образом получить ЭЦП

Перечень аккредитованных центров сертификации ключей (далее — АЦСК), которые выдают ЭЦП в Украине, ведется Центральным удостоверяющим органом Минюста. Информацию об АЦСК можно найти на официальном веб-сайте указанного органа в сети Интернет по адресу: http://czo.gov.ua/ca-regіstry.

При этом советуем заказчику выяснить в службе поддержки электронной площадки, через которую заказчик планирует осуществлять электронные закупки, какие именно АЦСК поддерживает эта площадка. Например, на указанных ниже электронных площадках такую информацию можно найти по адресу:

zakupkі.prom.ua — zakupkі.prom.ua/purchases faq;

— SmartTender.bіz — smarttender.bіz/webparts/(S(coopr0oqnl1xr3jfhju1bwіu))/?іd=_ FAQ&іtLanguage=uk&іdFaqMenuGroup=20;

— Госзакупки.Онлайн — www.dzo.com.ua/helpful/ECP.

В частности, все площадки поддерживают АЦСК Государственной фискальной службы (далее — ГФС) и АЦСК органов юстиции Украины.

Что касается процедуры получения ЭЦП, то это заказчик может выяснить непосредственно в АЦСК, в частности на его веб-портале.

Например, на официальном сайте АЦСК Информационно-справочного департамента ГФС можно найти информацию и формы документов, необходимых для получения заказчиком ЭЦП (формы регистрационных документов и образцы их заполнения, перечень документов, необходимых для регистрации, и т. п.), по адресу: acskіdd.gov.ua/r kor.

Соответствующую информацию найдем на официальном сайте государственного предприятия «Национальные информационные системы» АЦСК органов юстиции в сети Интернет по адресу: ca.іnformjust.ua.

Что представляет собой ЭЦП

ЭЦП — это блок информации, который добавляется к файлу данных автором (подписантом) и защищает файл от несанкционированной модификации, а также указывает на подписанта (владельца подписи).

При этом для функционирования ЭЦП используют 2 ключа защиты, которые хранят в разных файлах, а именно:

секретный ключ, который хранится у подписанта (на дискете, Smart-карте и т. п.);

открытый ключ, который, как правило, публикуют в общедоступном или специализированном справочнике.

Заметим: для наложения ЭЦП используют секретный ключ, а уже для того, чтобы его проверить, — пользуются открытым ключом.

При этом работа системы организована таким образом, что когда пользователь, не являющийся владельцем ЭЦП, имеет доступ к открытому ключу, то он все равно не сможет воспроизвести секретный ключ или поставить ЭЦП. Он сможет только проверить наложенную ЭЦП.

Что касается того, нужно ли заказчику изготовлять электронный ключ печати, следует обратить внимание на следующее. Приказом № 490 предусмотрено, что после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на нее накладывается ЭЦП.

Поэтому, как видим, наложение электронного ключа печати заказчика на документы, обнародуемые в ЭСЗ, не предусмотрено. Следовательно, нет необходимости заказчику изготовлять электронный ключ печати.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Закон № 851 — Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон № 852 — Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше