Для того чтобы найти ответы на эти вопросы, в первую очередь следует обратиться к Закону Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197), регулирующему вопросы осуществления процедур государственных закупок.
Сначала выясним правильность определения предмета закупки услуг по текущему ремонту.
Как предусмотрено п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197, предмет закупки — это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на которые участникам разрешено подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) либо предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).
Заметим, что законодатель относит текущий ремонт к услугам. Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 услуги — это любой предмет закупки (кроме товаров и работ), в частности, транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-технические (экспериментальные) разработки, медицинское и бытовое обслуживания, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.
В соответствии с требованиями Закона № 1197 предмет закупки заказчик должен определять в порядке, установленном Уполномоченным органом по вопросам государственных закупок. По данному вопросу основным документом является Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок).
Как предусмотрено абз. 1 п. 2.1 разд. ІІ Порядка, предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пп. 20 и 27 ч. 1 ст. Закона № 1197 и на основании Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457 (далее — ДК 016:2010), по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки в соответствии с показателями третьей — пятой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденного приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749 (далее — ДК 021:2015), а также конкретного названия товара или услуги.
Заметим, что определению предмета закупки такого вида услуг, как услуги по текущему ремонту, Минэкономразвития посвятил в Порядке отдельный пункт. Так, согласно п. 2.2 разд. ІІ Порядка при осуществлении закупки услуг по текущему ремонту предмет закупки определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии Государственных строительных норм ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163 (далее — ДБН А.2.2-3:2014), и/или Отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301 (далее — ГБН Г.1-218-182:2011).
Здесь важно обратить внимание на две следующие особенности.
Во-первых, определять предмет закупки услуг по текущему ремонту заказчик может только по объектам строительства, перечень которых указан в п. 2.2 разд. ІІ Порядка, а именно: дом, здание, сооружение, линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры. Определять же предмет закупки услуг по текущему ремонту по другим объектами строительства либо их частям заказчик не может, поскольку ссылка в п. 2.2 разд. ІІ Порядка на ДБН А.2.2-3:2014 всего лишь указывает заказчику на то, что терминология этого перечня объектов содержится в данных ДБН.
Отметим, что в отличие от текущего ремонта при капитальном ремонте такие работы, как восстановление внутренней штукатурки с дальнейшей покраской стен после проведенного капитального ремонта этих конструкций, ремонт кровли (ремонт мягкой, шиферной, металлической и других кровель с использованием новых материалов либо сплошная замена их другими материалами), будут отнесены уже не к услугам, а к работам, и заказчик сможет определить предмет закупки в том числе и по частям объекта строительства согласно ДБН А.2.2-3:2014.
Во-вторых, Порядок не содержит требования для заказчика при определении такого предмета закупки, как услуги по текущему ремонту, в названии этого предмета указывать какие-либо другие ссылки, кроме названия объекта строительства, например:
— показатель пятого знака ДК 016:2010;
— показатели третьей — пятой цифр ДК 021:2015;
— ДБН А.2.2-3:2014;
— ГБН Г.1-218-182:2011.
Вместе с тем ссылку на упомянутые выше классификаторы и строительные нормы также нельзя считать ошибкой, поскольку такого запрета Порядок не содержит.
Далее приведем определение объектов строительства, по которым заказчик имеет право определить предмет закупки услуг по текущему ремонту, согласно терминологии ДБН А.2.2-3-2014:
— дом — это разновидность здания, предназначенного, как правило, для проживания и обслуживания людей;
— здание — это разновидность сооружения, состоящее из несущих и ограждающих или соединенных (несуще-ограждающих) конструкций, которые образуют наземные или подземные помещения, предназначенные для жизнедеятельности людей и производства продукции;
— сооружение — это искусственно созданный объемный, плоскостной или линейный объект, который имеет естественные или искусственные пространственные пределы, предназначенный для достижения определенных целей;
— линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры — наземные, надземные или подземные линейные объекты для передвижения людей, транспортных средств, грузов, перемещения жидких и газообразных продуктов, передачи электроэнергии и т. п.
Заказчик может ознакомиться с ДБН А.2.2-3-2014 на официальном сайте Минрегиона или же в сети Интернет по ссылке: http://dbn.at.ua/ld/11/1168__.2.2-3-2014.pdf.
Также следует отметить, что текущий ремонт — это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическое, своевременное поддержание эксплуатационных качеств, а также предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Для разграничения работ, относящихся к текущему или капитальному ремонту больниц, учебных заведений, административных зданий, бюджетные учреждения могут пользоваться Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150.
Учитывая указанное, поскольку заказчик при определении предмета закупки услуг по текущему ремонту должен определять такой предмет по объекту здания в целом, в нашей ситуации он должен исходить из общей (ожидаемой) стоимости такого предмета закупки. Для этого необходимо суммировать стоимость услуг по текущему ремонту по такому объекту строительства, как больница, а не делить их на части во избежание проведения процедуры.
Таким образом, если по такому объекту строительства, как больница, заказчику необходимо провести текущий ремонт, а именно покраску стен, штукатурные работы и ремонт кровли, на общую сумму 230 тыс. грн., превышающую стоимостные пределы применения Закона № 1197 для закупки услуг, то заказчику необходимо применять одну из процедур закупок, предусмотренных данным Законом.
При этом, как предусмотрено ч. 1 ст. 4 Закона № 1197, закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Поэтому перед объявлением торгов заказчику следует внести указанную закупку услуг по текущему ремонту в годовой план закупок, указав общую ожидаемую стоимость текущего ремонта (230 тыс. грн.), а предмет закупки назвать, например, так: «Текущий ремонт здания больницы».
Напомним, что форма годового плана закупок утверждена приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106.
Следует отметить, что в рамках единой процедуры закупки заказчик может разделить предмет закупки на части (лоты) по разным видам услуг по текущему ремонту.
В заключение напомним, что с 01.04.2016 г. центральные органы исполнительной власти должны будут осуществлять закупки, руководствуясь Законом Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), а все прочие заказчики-бюджетники будут применять требования данного Закона с 01.08.2016 г. Имейте в виду, что согласно Закону № 922 текущий ремонт относится к услугам, т. е. сохраняется подход к определению такого предмета закупки, как услуги, который сейчас предусмотрен Законом № 1197. При этом определение предмета закупки услуг по текущему ремонту, указанное в Порядке, также не изменяется. Поэтому со вступлением в действие Закона № 922 для заказчиков ничего не изменится в части определения такого предмета закупки, как текущий ремонт.