Темы статей
Выбрать темы

Предмет закупки при текущем ремонте: определяйте правильно

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАО «АК «Киевводоканал»
В январе 2016 года в учреждении был проведен текущий ремонт помещения больницы: покрашены двери и пол. Стоимость такого ремонта составила 150 тыс. грн. Учреждением определены коды предмета закупки: по ДК 016:2010 — 41.00.40-00.00 — строительство нежилых зданий (новое строительство, реконструкция, капитальный и текущие ремонты), а по ДК 021:2015 — 45442180-2 — работы по перекрашиванию.
В апреле 2016 года учреждение запланировало провести текущий ремонт помещения больницы, а именно: покрасить стены в коридорах и кабинетах. Стоимость такого ремонта составляет 110 тыс. грн. При этом учреждение определило, что коды такого предмета закупки: по ДК 016:2010 — 43.34.1 — работы малярные, а по ДК 021:2015 — 45442100-8 — малярные работы.
Поскольку для таких работ в Классификаторе ДК 021:2015 предусмотрены разные коды, правильно ли действовало учреждение-заказчик, когда отнесло такие работы к различным кодам предметов закупки? Правильно ли определены коды предмета закупки при проведении текущего ремонта? На самом ли деле для осуществления таких ремонтных работ не нужно проводить закупку?
Есть ли в такой ситуации нарушения со стороны учреждения, а именно: можно ли считать такие действия разделением предмета закупки на части для избежания процедуры закупки?

Сразу заметим, что проведение текущего ремонта относится к разновидности услуг, а не работ.

Так, согласно п. 20 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) услуги — это любой предмет закупки (кроме товаров и работ), в частности, транспортные услуги, освоение технологий, научные исследования, научно-технические (экспериментальные) разработки, медицинское и бытовое обслуживания, лизинг, наем (аренда), а также финансовые и консультационные услуги, текущий ремонт.

Таким образом, для решения вопроса, нужно для осуществления указанных ремонтных работ проводить процедуру закупки или нет, заказчик должен исходить из стоимостного предела, установленного для закупки услуг (в частности, по текущему ремонту), в размере 200 тыс. грн. Поскольку ч. 1 ст. 2 Закона № 1197 предусмотрено, что требования данного Закона применяются к закупке услуг, если стоимость закупки равна или превышает 200 тыс. грн. (с НДС).

При этом п. 2.2 разд. ІІ Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921, предусмотрено, что предмет закупки услуг по текущему ремонту определяется по каждому отдельному дому, зданию, сооружению, линейному объекту инженерно-транспортной инфраструктуры согласно терминологии Государственных строительных норм ДБН А.2.2-3:2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденных приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163, и/или Отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечни работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301.

То есть предмет закупки услуг по текущему ремонту определяют именно по таким объектам строительства, как дом, здание, сооружение, линейный объект инженерно-транспортной инфраструктуры, а не по показателям (цифровым кодам) государственных классификаторов ДК 016:2010 и ДК 021:2015.

Таким образом, если заказчику было необходимо провести текущий ремонт в помещениях одного и того же здания учреждения, то все работы по такому текущему ремонту этого здания (покраска дверей и пола в январе 2016 года и покраска стен в коридорах и кабинетах в апреле 2016 года) — это один предмет закупки услуг по текущему ремонту здания. При этом такой порядок определения предмета закупки не зависит даже от того, что такой ремонт необходимо провести в разных помещениях, входящих в состав этого здания.

Таким образом, если в январе 2016 года (момент первичной закупки) у заказчика была потребность осуществить весь указанный в вопросе объем текущего ремонта (покраска дверей, пола, стен в коридорах и кабинетах) на общую ожидаемую стоимость 260 тыс. грн., то заказчик, учитывая стоимостный предел применения Закона № 1197, должен был провести соответствующую процедуру закупки.

Добавим, что согласно требованиям ч. 1 ст. 4 Закона № 1197 закупка осуществляется в соответствии с годовым планом. Поэтому проведение процедуры закупки услуг по текущему ремонту на ожидаемую стоимость 260 тыс. грн. заказчик должен был заранее предусмотреть в годовом плане закупок на 2016 год.

Учитывая указанное, можно допустить, что в связи с неправильным определением предмета закупки услуг по текущему ремонту заказчик разделил предмет закупки на части. При этом цель такого разделения предмета закупки устанавливается контролирующими органами при проведении контрольного мероприятия. Поскольку такое разделение может быть сделано осознано для избежания процедуры закупки.

Но такая ситуация могла возникнуть и из-за элементарного незнания того, как правильно определять предмет закупки услуг по текущему ремонту. Напомним, что госзакупочное законодательство не содержит обязанности проходить обучение по вопросам проведения закупок членам комитета по конкурсным торгам. При этом члены конкурсного комитета — это не отдельные штатные единицы, а, так сказать, дополнительная «общественная нагрузка».

Вместе с тем именно такая ситуация в учреждении могла существовать в связи с тем, что в январе 2016 года заказчик не мог объективно предусмотреть потребность в апрельской закупке услуг по текущему ремонту. Например, такое было бы возможно в случае, если бюджетному учреждению-заказчику в январе 2016 года не были утверждены бюджетные ассигнования на проведение такого ремонта и согласно Бюджетному кодексу Украины от 08.06.2010 г. № 2456-VI заказчик не мог брать соответствующие бюджетные обязательства. Поэтому в данном случае отсутствуют основания считать такие действия заказчика разделением предмета закупки. При этом в любом случае у заказчика должно быть документальное подтверждение своих действий.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше