Расчет платы за проживание в общежитии учебного заведения

В избранном В избранное
Печать
Левичев Александр, заведующий сектором контроля учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции
Бюджетная бухгалтерия Март, 2016/№ 11
Для студентов общежитие — это беззаботная и веселая студенческая жизнь, а для бухгалтеров высших учебных заведений — головная боль и куча проблем. В последнее время на наш форум (http://budget.factor.ua) и в редакцию нашей газеты поступает немало вопросов по расчету стоимости проживания студентов в общежитиях высших учебных заведений. Что ж, спешим вам на помощь: в этой статье расскажем, как правильно осуществить такой расчет, и приведем его пример.

Принципы предоставления платных услуг учебными заведениями

Прежде всего напомним, что не все виды услуг могут предоставляться учебными заведениями за плату. Перечень услуг, которые могут предоставляться за плату, четко ограничен Перечнем № 796. Что касается такой услуги, как платное проживание в общежитиях, то волноваться не нужно, ведь этим Перечнем предусмотрено предоставление такой услуги за плату.

Так, п.п. 3 п. 7 указанного документа предусмотрено предоставление специально обустроенных помещений общежитий учебных заведений для проживания:

— лиц, которые обучаются или работают в соответствующем учебном заведении;

— абитуриентов соответствующего учебного заведения во время вступительных экзаменов;

— лиц, направленных в командировку в такие учебные заведения;

— лиц, обучающихся в других учебных заведениях и проживающих в общежитиях учебного заведения согласно решению его руководителя;

— работников других учебных заведений, учреждений и организаций.

Порядок предоставления «необразовательных» платных услуг регламентирован Порядком № 736.

В соответствии с этим Порядком учебное заведение обязано бесплатно предоставить заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления конкретной платной услуги, ее стоимости, порядке и сроке оплаты.

Для предоставления платных услуг могут определяться структурные подразделения учебных заведений с отражением указанной функции в положении, утверждаемом руководителем учебного заведения.

В данном случае таким структурным подразделением является общежитие.

Как определено в п. 1.6 разд. I Порядка № 736, платные услуги предоставляются на основании:

— письменного заявления, которое составляется в произвольной форме — для физического лица;

— договора (контракта) — для физического или юридического лица;

— по факту оплаты предоставления платной услуги в порядке, определенном законодательством.

В случае предоставления услуги по проживанию в общежитиях считаем целесообразным заключать договоры, в которых предусматривать все условия проживания и оплаты.

Как определено в п. 7 Положения об общежитиях, лицо, проживающее в общежитии, платит за такое проживание, а также за жилищно-коммунальные услуги, которые ему предоставляются в связи с проживанием в общежитии.

Размер платы за проживание в общежитии определяется в договоре найма жилого помещения в общежитии в соответствии с расчетом, утвержденным собственником общежития.

В договоре найма жилого помещения в общежитии также определяется порядок осуществления расчетов между собственником общежития и лицом, проживающим в общежитии.

Размер платы за жилищно-коммунальные услуги определяется в соответствии с установленными уполномоченным органом ценами/тарифами на такую услугу.

Кстати, отметим, что средства, полученные учебным заведением за нарушение заказчиком договорных обязательств, остаются согласно условиям договора (контракта, заявления) в распоряжении учебного заведения и используются для выполнения его уставных задач.

Формирование стоимости проживания в общежитии

Установление стоимости платной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

Размер платы за предоставление конкретной услуги определяется на основании ее стоимости, рассчитываемой на весь срок ее предоставления и в полном объеме.

При этом отметим, что учебное заведение самостоятельно определяет калькуляционную единицу по каждой платной услуге, по которой осуществляется расчет стоимости.

Составляющими расходов, которые необходимо включить в стоимость платной услуги по проживанию в общежитии, являются:

— расходы на оплату труда работников;

— начисление ЕСВ на оплату труда в соответствии с законодательством;

— непосредственные расходы и оплата услуг другой организации;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, прочие расходы в соответствии с действующим законодательством.

Рассмотрим по очереди эти составляющие расходов.

Расходы на оплату труда

В расходах на оплату труды работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, должна учитываться как основная, так и дополнительная заработная плата.

Так, в таких расходах учитываются размеры должностных окладов, ставки заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

При формировании расходов на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, могут учитываться выплаты, имеющие поощрительный характер, материальная помощь в порядке, установленном законодательством и коллективным договором.

Кроме того, в расходах на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной услуги, учитывается оплата труда работников, не находящихся в штате учебного заведения, но привлеченных к ее предоставлению.

Оплата труда таких работников осуществляется на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера по тем же размерам и условиям оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.

Количество ставок (штатных единиц) работников, привлекаемых к предоставлению платной услуги, определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, которые непосредственно связаны с организацией предоставления каждой конкретной платной услуги заказчикам.

Для этого могут использоваться утвержденные в установленном порядке штатные нормативы, установленные для учреждений и заведений разных типов, которые функционируют в соответствующей сфере деятельности (общественное питание, бытовое обслуживание, туризм, строительство, транспорт и т. п.), или штатные расписания учебных заведений, утвержденные вышестоящим учреждением в установленном порядке.

Также следует обратить внимание на вопрос формирования штатного расписания работников общежития.

Вопрос составления отдельных штатных расписаний по общему и специальному фондам уже неоднократно рассматривался на страницах нашего издания, и каждый раз мы отмечали, что при предоставлении платных услуг должно обязательно составляться отдельное штатное расписание по специальному фонду сметы. Консультации на эту тему вы можете посмотреть в газете «Бюджетная бухгалтерия»: 2009, № 47, с. 27 — «Штатное расписание по специальному фонду»; 2010, № 46, с. 12 — «Штатное расписание по спецфонду и отработка рабочего времени»; 2012, № 43, с. 16 — «Составление штатного расписания стоматологической поликлиники». Напомним, на чем именно построено такое утверждение.

Следует отметить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит конкретного требования о составлении отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы, но это следует из требований действующего бюджетного законодательства.

Так, согласно п. 28 Порядка № 228 нижестоящие распорядители уточняют проекты смет, составляют проекты планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств и подают данные документы главным распорядителям для уточнения показателей проектов сводных смет и составления проектов сводных планов ассигнований общего фонда бюджета, сводных планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета и сводных планов специального фонда, планов использования бюджетных средств (кроме планов использования бюджетных средств получателей), помесячных планов использования бюджетных средств, а также проектов сводных планов использования бюджетных средств и сводных помесячных планов использования бюджетных средств.

При этом численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда.

Таким образом, исходя из вышеизложенного и того, что расчеты к смете по специальному и общему фондам составляются отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда, штатные расписания по специальному фонду целесообразнее составлять отдельно.

Платежи за счет специального фонда бюджета осуществляются в пределах средств, фактически поступивших в этот фонд на соответствующую цель. Это определено в п. 8 ст. 13 БКУ.

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, относится в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ ко второй подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности). Расходовать средства этой подгруппы можно на организацию дополнительной (хозяйственной) деятельности, хозяйственные потребности бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей. Расходовать средства специального фонда сметы на цели, предусмотренные по общему фонду сметы, возможно только в случаях, указанных в п. 23 Порядка № 228.

Таким образом, должно быть четкое разграничение расходов общего и специального фондов.

В свое время ГлавКРУ в Методических рекомендациях № 115 отмечало: учитывая отсутствие четкого нормативного урегулирования этого вопроса, при проведении ревизии необходимо исследовать документальные доказательства выполнения работниками обязательств по должности, которую они занимают согласно штатному расписанию по общему фонду бюджета, и отдельно документацию, подтверждающую время и объем работы, выполняемой в рамках предоставления платных услуг. И хотя эти Методические рекомендации уже не действуют, подход к проверке данного вопроса не изменился.

Отсутствие отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы может привести к тому, что платные услуги будут предоставляться основным штатным составом бюджетного учреждения без отработки работниками дополнительного рабочего времени при предоставлении платных услуг, что приведет к лишним расходам на выплату заработной платы.

Итак, подведем итог: составлять отдельные штатные расписания по общему и специальному фондам сметы нужно обязательно.

Также заметим, что для штатного расписания по специальному фонду применяются те же штатные нормативы, что и по общему.

Следует отметить: существует проблема в том, что на сегодняшний день не утверждены штатные нормативы для высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации и каждое высшее учебное заведение самостоятельно должно определять количество необходимых должностей исходя из потребности в них и фонда оплаты труда. Это действительно усложняет процесс составления штатных расписаний.

На практике могут возникнуть ситуации, когда один работник общежития обслуживает и платный контингент, и бесплатный (студентов, имеющих право согласно законодательству на бесплатное проживание в общежитиях). И здесь не следуют забывать о четком разграничении расходов общего и специального фондов.

Расходы на заработную плату работников, непосредственно предоставляющих платные услуги, включаются в стоимость платных услуг. Такая зарплата выплачивается работникам из специального фонда сметы.

Заработная плата работников, обслуживающих льготный контингент и не предоставляющих платные услуги, планируется и выплачивается из общего фонда сметы.

Если же один работник (кастелян, электрик и др.) обеспечивает проживание как льготного контингента студентов, так и студентов, проживающих за плату, то его заработная плата должна выплачиваться как из специального, так и из общего фонда сметы пропорционально такому контингенту.

Начисления на оплату труда

В стоимости проживания в общежитии обязательно учитывается ЕСВ.

Начисление ЕСВ на фонд оплаты труда осуществляется в размерах, предусмотренных действующим законодательством. Напомним: если ранее для бюджетников ставка ЕСВ в части начислений составляла 36,3 %, то с 1 января 2016 года она изменилась и составляет 22 %.

Непосредственные расходы и оплата услуг других организаций

К непосредственным расходам и оплате услуг других организаций относятся материальные расходы, используемые при предоставлении платных услуг заказчикам, в том числе на приобретение сырья, материалов, инвентаря, инструментов, запасных частей, медикаментов, расходных материалов к компьютерной и оргтехнике, канцелярских товаров, бланочной и другой документации, используемой при предоставлении платных услуг, горюче-смазочных материалов, химикатов, белья, спецодежды, обмундирования и фурнитуры к нему, спортивной одежды, коммунальных услуг и энергоносителей, защитных устройств, питания, в случаях, предусмотренных законодательством, проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, используемых для предоставления услуг, служебные командировки, связанные с предоставлением платных услуг, оплата услуг связи, средств сигнализации, лицензий для предоставления платных услуг.

Расходы на оплату услуг других организаций, привлекаемых учебными заведениями для предоставления заказчикам услуг на надлежащем уровне, включают оплату выполнения обязательных работ, которые не могут быть выполнены работниками учебных заведений и которые должны быть осуществлены профессиональными специалистами других организаций (в том числе субъектами хозяйствования).

К таким расходам, в частности, относят оплату всех банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание), ветеринарных услуг, за услуги охраны, установку пожарной и охранной сигнализации, за юридические и информационные услуги, аренду, установку счетчиков и специального оборудования и их проверку, гарантийное и послегарантийное обслуживание, текущий ремонт, осуществляемый привлеченными юридическими лицами, установку и дальнейшее сопровождение программного обеспечения, услуг связи (в том числе мобильной), за услуги интернет-провайдеров.

Также обратим внимание на то, что к этой категории расходов относятся отчисления, которые рассчитываются от общего размера расходов на оплату труда, не включаемые в начисления на оплату труда (в частности отчисления профсоюзным организациям), плата за получение лицензий, разрешений, получение которых является необходимым условием для предоставления заказчикам того или иного вида платных услуг, расходы на обязательный медицинский осмотр работников, мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, страхованию транспортных средств, используемых при предоставлении платных услуг и т. п.

Отметим, что стоимость непосредственных расходов и оплата услуг других организаций исчисляются прямым расчетом на основании установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок арендной платы, срока предоставления той или иной платной услуги, площади, используемой для ее предоставления; прочих расходов, которые необходимы для предоставления заказанных услуг, норм расходов и тарифов, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами, порядком расчета за коммунальные услуги и потребленные энергоносители (за отопительный сезон или равномерно в течение года).

В случаях, когда прямой расчет стоимости непосредственных расходов на оплату услуг других организаций осуществить невозможно, их стоимость определяется исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной услуги, сложившейся в учебном заведении за прошлый отчетный период, и индекса инфляции.

Капитальные расходы на приобретение (создание) основных средств

В состав таких расходов включаются расходы на приобретение или создание основных средств, в частности лабораторного, спортивного, производственного оборудования, оборудования для заведений культуры, общественного питания, общежитий, гостиниц, прачечных, химчисток; выпуск учебной литературы; приобретение приборов, механизмов, сооружений, мебели, компьютерной и оргтехники, обновление библиотечных фондов; капитальное строительство, приобретение, ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, транспортных средств (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации); приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

При этом следует отметить, что такие расходы включаются в стоимость платной услуги не прямо, а учитываются в размере до 10 % в пределах стоимости платной услуги.

Ограничение стоимости проживания в общежитии

Также обратим особое внимание на то, что стоимость проживания в общежитии ограничена не только теми расходами, которые связаны с предоставлением услуг по проживанию, но и другими рамками.

Так, приказом № 284 установлено, что предельный размер платы за проживание в студенческих общежитиях высших учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности, относящихся к сфере управления МОН и Минздрава, с учетом НДС, установленного в соответствии с законом, исходя из норматива 6 кв. м. жилой площади (для вновь построенных общежитий — 8 кв. м жилой площади), не может превышать:

— для студентов, абитуриентов высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации — 40 % размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации;

— для клинических ординаторов, аспирантов, докторантов — 40 % их академической стипендии;

— для курсантов дневной формы обучения высших учебных заведений гражданской авиации, морского и речного транспорта, Севастопольского национального института ядерной энергии и промышленности, находящихся на государственном иждивении и получающих бесплатное питание, — 20 % размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации;

— для студентов индустриально-педагогических высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, обучающихся по программе подготовки мастеров производственного обучения и обеспечиваемых бесплатным трехразовым питанием, — 20 % размера минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации, а для лиц, обеспечиваемых бесплатным одноразовым питанием, — 30 % минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений соответствующего уровня аккредитации.

На сегодняшний день размеры минимальной ординарной (обычной) академической стипендии высших учебных заведений установлены постановлением № 165.

Согласно п. 15 данного постановления для студентов высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, обучающихся по образовательно-квалификационному уровню «младший специалист» или «бакалавр», размер минимальной ординарной (обычной) академической стипендии равен 622,00 грн. в месяц; для студентов высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, обучающихся по образовательно-квалификационному уровню «бакалавр», «специалист» или «магистр», — 825,00 грн. в месяц.

Поэтому предельный размер стоимости проживания в студенческом общежитии высших учебных заведений I — II уровней аккредитации составляет 248,80 грн., для высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации — 330,00 грн. в месяц.

В том случае, если при расчете всех расходов, связанных с проживанием студентов в общежитии, стоимость проживания превысит установленный предельный уровень, учреждение должно минимизировать свои расходы. Это можно сделать, например, путем пересмотра штатного расписания по специальному фонду. То есть следует решить вопрос о целесообразности содержания существующего количества штатных единиц обслуживающего персонала.

Но отметим, что нельзя минимизировать расходы по спецфонду путем их переложения на общий фонд.

Помните, что в любом случае высшее учебное заведение при формировании стоимости проживания студентов в общежитии должно выполнить все требования действующего законодательства, а именно: рассчитать стоимость проживания в общежитии с учетом всех расходов, не допуская расходования средств общего фонда на цели, которые должны быть обеспечены средствами специального фонда, и не превышая предельную стоимость проживания в общежитии, установленную действующим законодательством.

Пример расчета стоимости проживания в общежитии высшего учебного заведения ІV уровня аккредитации

Ну что ж, пора перейти от слов к делу.

Рассмотрим пример расчета стоимости проживания в общежитии.

Пример. Для расчета нам нужны исходные данные:

1) общая площадь общежития — 742,6 м2;

2) количество койко-мест — 75;

3) тариф* на электроэнергию — 1,92 грн./кВт·ч;

* Учтите, что тарифы в разных регионах Украины разные.

4) тариф на теплоснабжение — 1247,57 грн. за 1 Гкал;

5) тариф на водоснабжение — 6,30 грн./м3;

6) тариф на водоотведение — 3,36 грн./м3;

7) среднее потребление тепла общежитием за предыдущие периоды — 42,1 Гкал;

8) среднее потребление электроэнергии общежитием за предыдущие периоды — 17620 кВт;

9) среднее потребление воды общежитием за предыдущие периоды — 102 м3;

10) количество белья, выстиранного за предыдущий год, — 730 кг;

11) стоимость стирки 1 кг белья (согласно договору) — 10,70 грн.;

12) среднее количество мусора, вывозимого за год, — 15,83 м3;

13) тариф на вывоз мусора — 90,89 грн./м3;

14) расходы на дератизацию и дезинсекцию согласно договору за год — 802,40 грн.;

15) расходы на охрану общежития согласно договору за год — 3350,00 грн.

Начнем с расчета расходов на заработную плату.

Данные о заработной плате возьмем из штатного расписания высшего учебного заведения и тарификации.

Фонд оплаты труда по штатному расписанию

Должность

Разряд

Количество штатных единиц

Средний оклад за месяц, грн.

Фонд заработной платы на год, грн. (гр. 4 х гр. 3 х 12)

1

2

3

4

5

Комендант

5

1

1413,00

16956,00

Уборщик помещений

1

1

1378,00

16536,00

Уборщик территории

1

0,5

1378,00

8268,00

Швейцар

1

4

1378,00

66144,00

Кастелян

2

0,5

1383,00

8298,00

Электромонтер

3

0,5

1393,00

8358,00

Всего на год:

7,5

124560,00

Начисление ЕСВ на фонд оплаты труда составит 27403,20 грн. (124560,00 грн. х 22 %).

Теперь высчитаем расходы на оплату коммунальных услуг:

Вид коммунальной услуги

Среднее потребление по общежитию

Тариф, грн. за единицу

Сумма, грн. (гр. 2 х гр. 3)

1

2

3

4

Теплоснабжение

42,1 Гкал

1247,57

52522,70

Электроснабжение

17620 кВт·ч

1,92

33830,40

Водоснабжение

102 м3

6,30

642,60

Водоотведение

102 м3

3,36

342,72

Всего:

87338,42

Далее рассчитаем расходы на стирку белья.

Согласно исходным данным — количество белья, которое было выстирано за предыдущий год, составляет 730 кг, а стоимость стирки 1 кг белья — 10,70 грн.

Таким образом, расходы на стирку белья составляют — 7811,00 грн. (730 кг х 10,70 грн).

Теперь рассчитаем расходы на вывоз мусора.

Так, по исходным данным за год по общежитию вывозится 15,83 м3 мусора, а тариф на вывоз мусора составляет 90,89 грн./м3.

Таким образом, расходы на вывоз мусора составляют 1438,79 грн. (15,83 м3 х 90,89 грн).

Теперь перейдем к расчету потребности в мягком инвентаре.

Отметим, что утвержденных норм обеспечения мягким инвентарем студентов в общежитиях не существует. Поэтому каждое заведение должно определить потребность в инвентаре самостоятельно. При этом считаем целесообразным использовать для расчета потребности норму материального обеспечения, утвержденную приказом № 763.

Учитывая количество койко-мест в общежитии (75), рассчитаем потребность в мягком инвентаре на 2016 год:

№ п/п

Наименование инвентаря

Норма на 1 место

Количество (гр. 3 х 75)

Цена одного комплекта, грн.

Стоимость приобретения нового инвентаря, грн. (гр. 4 х гр. 5)

1

2

3

4

5

6

1

Матрас

1

75

98,00

7350,00

2

Одеяло полушерстяное

1

75

42,00

3150,00

3

Подушка

1

75

18,50

1387,50

4

Простыня

3

225

43,00

9675,00

5

Одеяло синтепоновое

1

75

33,00

2475,00

6

Наволочка

3

225

12,00

2700,00

7

Полотенце

3

225

19,00

4275,00

8

Пододеяльник

2

150

36,50

5475,00

Всего:

36487,50

Рассчитаем расходы на пополнение белья и мягкого инвентаря на одно койко-место в общежитии на 2016 год:

№ п/п

Наименование мягкого инвентаря

Сумма, необходимая для пополнения, грн.

Срок носки, лет

Норма износа на год, %

Расходы, необходимые для пополнения мягкого инвентаря на год, грн. (гр. 3 х гр. 5 (%))

1

2

3

4

5

6

1

Матрас

7350,00

6

17

1249,50

2

Одеяло полушерстяное

3150,00

6

17

535,50

3

Подушка

1387,50

8

13

180,38

4

Простыня

9675,00

2

50

4837,50

5

Одеяло синтепоновое

2475,00

4

25

618,75

6

Наволочка

2700,00

2

50

1350,00

7

Полотенце

4275,00

2

50

2137,50

8

Пододеяльник

5475,00

3

33

1806,75

Всего:

36487,50

12715,88

Теперь приведем общий расчет калькуляции.

Калькуляция платы проживания в общежитии на 2016 год

№ п/п

Наименование показателя

Сумма, грн.

1

Заработная плата

124560,00

2

Начисление ЕСВ

27403,20

3

Коммунальные услуги

87338,42

4

Стирка белья

7811,00

5

Вывоз мусор

1438,79

6

Дератизация и дезинсекция

802,40

7

Охрана

3350,00

8

Мягкий инвентарь

12715,88

9

Всего текущих расходов (стр. 1 + стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 + стр. 6 + + стр. 7 + стр. 8)

265419,69

10

Капитальные расходы (стр. 9 x 10 %)

26541,97

Всего стоимость проживания в год ((стр. 9 + стр. 10) : 75 койко-мест)

3892,82

Таким образом, стоимость проживания в общежитии на одного студента в месяц составляет 324,40 грн. (3892,82 грн. : 12 мес.).

НДС и плата за проживание в общежитии

Операции по поставке услуг по проживанию учащихся или студентов в общежитиях освобождены от обложения НДС. Основание — п.п. 197.1.2 НКУ.

Но не совсем понятным моментом по обложению НДС для некоторых наших читателей является ситуация, когда студенты оформляют субсидию и, соответственно, плата за общежитие поступает частично от таких студентов и частично от управлений труда и социальной защиты населения. При этом средства от студентов поступают с назначением платежа «плата за общежитие», а средства от управлений труда и социальной защиты населения — с назначением «за квартплату», «за водоснабжение», «за электроэнергию» и т. п. Каким же образом выписывать налоговую накладную на средства, поступающие от управлений труда и социальной защиты населения? Освобождаются ли такие средства от налогообложения, как и те, которые поступают непосредственно от студентов?

Отвечая на эти вопросы, отметим, что от налогообложения освобождена общая стоимость платы за проживание студентов в общежитии.

В п.п. 197.1.2 НКУ нет никаких ограничений по этому поводу. Поэтому вся сумма начисленной платы освобождена от обложения НДС. Налоговую накладную при этом следует выписывать общую в конце дня на сумму начисленной платы за проживание по дате начисления такой платы (т. е. на дату первого события).

При получении средств как от студентов, так и от управлений труда и социальной защиты населения, никаких дополнительных документов выписывать не нужно.

Кроме того, обратим внимание на обложение НДС платы за проживание в общежитиях не студентов или проживания студентов не в общежитиях.

В свое время налоговики, отвечая на такой вопрос, пришли к выводу, что услуги по размещению другой категории граждан в общежитиях или размещению учащихся либо студентов в ином, нежели общежития, жилищном фонде (гостиницы, пансионаты, базы отдыха), подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 20 %.

Кстати, консультация по этому поводу была опубликована в журнале «Вестник налоговой службы Украины» (2005 г., октябрь № 37). С тех пор позиция фискалов по этому вопросу не изменилась.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Постановление № 165 — постановление КМУ «Некоторые вопросы стипендиального обеспечения» от 05.03.2008 г. № 165.

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящихся к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Порядок № 736 — Порядок предоставления прочих платных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом Минобразования, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению сметы бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Методические рекомендации № 115 — Методические рекомендации по инспектированию полноты поступления и правильности использования средств специального фонда сметы бюджетного учреждения (заведения здравоохранения и социальной защиты населения), утвержденные приказом ГлавКРУ от 31.03.2006 г. № 115.

Приказ № 284 — совместный приказ Минобразования, Минфина и Минздрава «Об установлении предельного размера платы за проживание в студенческих общежитиях высших учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности» от 28.03.2011 г. № 284/423/173.

Приказ № 763 — приказ Минобразования «Об утверждении норм материального и нормативов финансового обеспечения детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, а также воспитанников школ-интернатов» от 17.11.2003 г. № 763.

Положение об общежитиях — Положение об общежитиях, утвержденное приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27.04.2015 г. № 84.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить