В соответствии с Законом Украины от 24 декабря 2015 года № 914-VIII «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины», Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 20 августа 2014 года № 375, приказываю:
1. Внести в Порядок составление финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 24 января 2012 года № 44, зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 09 февраля 2012 года под № 196/20509 (с изменениями), следующие изменения:
в тексте Порядка:
после слов «если таким заведениям законом дано соответствующее право» дополнить словами «; средства, которые получают государственные и коммунальные высшие учебные заведения, государственные научные учреждения, государственные и коммунальные заведения культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими в соответствии с основной деятельностью, благотворительные взносы и гранты»;
слова «(обязательными платежами)» исключить;
в приложениях 2 и 3 к Порядку после слов «если таким заведениям законом дано соответствующее право» дополнить словами «; средства, которые получают государственные и коммунальные высшие учебные заведения, государственные научные учреждения, государственные и коммунальные заведения культуры как проценты, начисленные на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими в соответствии с основной деятельностью, благотворительные взносы и гранты»;
в приложении 6 к Порядку после слов «если таким заведениям законом дано соответствующее право» дополнить словами «; государственных и коммунальных высших учебных заведений, государственных научных учреждений, государственных и коммунальных заведений культуры как процентов, начисленных на остаток средств на текущих счетах, открытых в банках государственного сектора для размещения собственных поступлений, полученных как плата за услуги, предоставляемые ими в соответствии с основной деятельностью, благотворительные взносы и гранты».
<…>
4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
<…>
Министр Н. Яресько
СОГЛАСОВАНО:
Председатель Государственной казначейской службы Украины Т. Слюз
Комментарий редакции
Изменения в Порядок составления отчетности для вузов, научных учреждений и заведений культуры
Напомним, что в прошлом году вузам, научным учреждениям и заведениям культуры было разрешено размещать собственные поступления на текущих счетах в банках государственного сектора. Этот вопрос был урегулирован благодаря принятию таких документов:
— Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 24.12.2015 г. № 914-VIII,
которыми были внесены изменения в Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI;
— Порядка размещения высшими и профессионально-техническими учебными заведениями на вкладных (депозитных) счетах в учреждениях банков государственного сектора экономики временно свободных бюджетных средств, полученных за предоставление платных услуг, утвержденного постановлением КМУ от 26.08.2015 г. № 657 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 35, с. 4).
Отметим, что для размещения собственных поступлений на счетах в банках государственного сектора вузам, научным учреждениям и заведениям культуры необходимо выполнить определенные условия:
1) иметь соответствующее решение заведения или учреждения относительно размещения собственных поступлений в государственном банке. Такое решение должно приниматься ежегодно по каждой бюджетной программе и каждому виду поступлений отдельно. Оно должно быть согласовано с главным распорядителем бюджетных средств до 25 декабря года, предшествующего плановому, и в течение такого периода не изменяется.
Для размещения собственных поступлений коммунальным учебным заведениям и заведениям культуры одного решения самого учреждения или заведения не достаточно. Для этого еще должно быть соответствующее решение местного совета, которое он должен принять в ходе утверждения местного бюджета на следующий бюджетный период. Такое решение также принимается не позже 25 декабря года, предшествующего плановому, и в течение такого периода не изменяется.
При этом соответствующий бюджет на начало бюджетного периода не должен иметь задолженность по займам, полученным на покрытие временных кассовых разрывов, или по среднесрочным займам, полученным с единого казначейского счета, или задолженность по средствам, размещенным на вкладных (депозитных) счетах в банках. Если же соответствующий бюджет имеет хотя бы одну из указанных задолженностей, то заведение, к сожалению, теряет право на размещение на текущих счетах в банках собственных поступлений до конца такого бюджетного периода независимо от наличия согласования органа местного самоуправления;
2) иметь смету (план использования бюджетных средств), утвержденную согласно Порядку составления, рассмотрения, утверждения и основным требованиям к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденному постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228;
3) иметь правильно составленный договор между заведением (учреждением) и банком. Этот договор должен содержать обязательные условия, касающиеся:
— открытия в банке отдельных текущих счетов для зачисления и осуществления расходов для собственных поступлений, полученных как плата за услуги, благотворительные взносы и гранты;
— права заведения, учреждения на возврат средств в полном объеме на соответствующие специальные регистрационные счета, открытые в органе Казначейства, или на текущие счета, открытые заведением, учреждением в другом банке, по первому требованию заведения, учреждения без уплаты банку неустойки;
— запрета договорного списания банком средств с текущих счетов заведения, учреждения;
— ответственности банка согласно законодательству в случае нарушения договорных обязательств. Указанная ответственность может быть установлена в форме уплаты банком в пользу заведения, учреждения штрафа по прогрессивной шкале начиная с первого дня задержки;
— обязанности (права) заведения, учреждения обратиться в суд в случае отказа банка в возврате средств в объеме и в сроки, определенные заведением, учреждением;
— приема банком к исполнению платежных поручений заведения, учреждения в пределах фактического остатка на соответствующем счете;
4) размещать собственные поступления только в национальной валюте;
5) не иметь на начало бюджетного периода кредиторской задолженности по заработной плате, ЕСВ, стипендиям, обеспечению продуктами питания, приобретению медикаментов, а также за потребленные коммунальные услуги и энергоносители по общему фонду и по аналогичным направлениям использования средств спецфонда заведения, учреждения;
6) осуществлять плату за услуги по обслуживанию средств в банке с соответствующего текущего счета заведения, учреждения, открытого в банке.
Конечно, принятие вышеупомянутых нормативно-правовых актов дало больше прав и самостоятельности для вузов, научных учреждений и заведений культуры при размещении собственных поступлений на счетах в банках. Но несмотря на то, что обслуживание указанных счетов осуществляется учреждениями банков, а не Казначейством, в назначении платежа расчетного документа должна содержаться вся та информация, что и в документах при обслуживании Казначейством. То есть следует указывать информацию о кодах временной (программной) классификации расходов и кредитования бюджета, экономической классификации расходов бюджета, экономическую сущность платежа и т. п.
При расходовании собственных поступлений со счетов банков следует соблюдать все требования действующего законодательства относительно расходования бюджетных средств, в том числе и требования относительно осуществления государственных закупок.
Но для полноценного отражения операций с собственными поступлениями в учете вузов, научных учреждений и заведений культуры такая цепочка нормативов была неполной. Поскольку не хватало заключительного этапа — правильного отражения операций в финансовой и бюджетной отчетности.
И вот наконец комментируемым приказом Минфин внес изменения в Порядок составления финансовой, бюджетной и другой отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, а именно в порядок заполнения:
1) таких строк Баланса (формы № 1):
— 262 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений»;
— 302 «Расходы и предоставление кредитов по прочим источникам собственных поступлений»;
— 462 «Доходы по прочим источникам собственных поступлений»;
2) Отчета о результатах финансовой деятельности (форма № 9д, № 9м) — в строку 123;
3) Отчета о движении денежных средств — в строку 223;
4) Отчета о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений (форма № 4-2д, № 4-2м), — в строку 040.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик