Сложившаяся ситуация возникает достаточно часто при повышении должностных окладов. И если не выделят дополнительное финансирование, то придется «выкручиваться».
Напомним, что п. 2 постановления КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» от 06.04.2016 г. № 288 (далее — постановление № 288) определено следующее: «повышение должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы) работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы, предусмотренное подпунктом 1 настоящего пункта, осуществляется в пределах расходов на оплату труда, предусмотренных Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год», а работников 1 — 3 тарифных разрядов Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников — в том числе за счет выплат, связанных с индексацией, надбавок, доплат, премий».
Поэтому «выкручиваться» по замыслу законодателей придется только в рамках уже утвержденного фонда оплаты труда.
Обратимся к требованиям Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).
В соответствии с п. 5 этого Порядка учреждениям могут выделяться бюджетные средства только при наличии утвержденных смет, планов ассигнований общего фонда бюджета, планов предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планов специального фонда, а высшим учебным заведениям и научным учреждениям, заведениям здравоохранения, оказывающим первичную медицинскую помощь, а также заведениям здравоохранения, оказывающим вторичную (специализированную) и экстренную медицинскую помощь в пилотных регионах, также при наличии утвержденных планов использования бюджетных средств и помесячных планов использования бюджетных средств.
Учреждения имеют право брать бюджетные обязательства, расходовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами, планами ассигнований общего фонда бюджета, планами предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планами специального фонда, а высшие учебные заведения и научные учреждения, заведения здравоохранения, оказывающие первичную медицинскую помощь, а также заведения здравоохранения, оказывающие вторичную (специализированную) и экстренную медицинскую помощь в пилотных регионах, также установленных утвержденными планами использования бюджетных средств и помесячными планами использования бюджетных средств.
Это нам говорит о том, что на сегодняшний день, до внесения соответствующих изменений в смету, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства на выплату заработной платы только в рамках утвержденного фонда оплаты труда.
Об этом утверждают и законодатели ( п. 2 постановления № 288), но они, как видим, возможность выделения дополнительных средств на заработную плату в связи с повышением должностных окладов не предусматривают вообще.
Конечно, никто не запрещает вам обратиться к главному распорядителю с просьбой внести изменения в смету и выделить дополнительные средства в связи с повышением окладов, но вряд ли от этого будет толк. Поэтому придется повышать должностные оклады за счет премий и других поощрительных выплат. При этом закладывать в штатное расписание суммы обязательных выплат, таких как ночные, о которых идет речь в вопросе, в размере меньшем, чем необходимо, нельзя. Ведь эти выплаты являются обязательными, т. е. их выплата должна быть гарантирована в любом случае.
Теперь о расходовании средств специального фонда сметы на цели, не обеспеченные общим фондом сметы. Здесь не все так просто.
В первую очередь следует соблюдать очередность расходования средств специального фонда сметы, предусмотренную пп. 23 и 49 Порядка № 228. Так, расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются и проводятся в такой последовательности:
1) по установленным направлениям использования;
2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;
3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.
При этом нехватка бюджетного финансирования по общему фонду сметы может быть только тогда, когда в смете вся необходимая сумма на заработную плату предусмотрена, а выделенных средств не хватает.
А как мы уже отмечали, вряд ли удастся внести изменения в смету в этом случае, ведь законодатель предусмотрел проводить повышение должностных окладов в рамках уже утвержденного фонда оплаты труда.
Поэтому единственным спасением может быть только помощь со стороны, т. е. благотворительные взносы.
Благотворительные взносы в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений. Расходовать средства этой подгруппы можно на организацию основной деятельности бюджетных учреждений.
Согласно п. 2 Порядка получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденного постановлением КМУ от 04.08.2000 г. № 1222, благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями получателям в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также как товары, работы, услуги.
Если благотворителем конкретные целые использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения — получателей в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения.
Часть средств, полученных как благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования от юридических и физических лиц, может направляться на выплату заработной платы работников учреждений и заведений образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания в соответствии со сметами указанных учреждений и заведений в случае, когда такое направление расходов определено благотворителем.