Текущий или капитальный ремонт: как разобраться

В избранном В избранное
Печать
Крот Юлия, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Май, 2016/№ 19
В бюджетном учреждении возникла необходимость провести ремонт в санузле, в частности, нужно выполнить: частичное штукатурение стен и потолка, частичную окраску стен, установку выпавшей облицовочной плитки, а также ремонт отдельных кранов и смесителей. При этом площадь штукатурения стен в отдельных местах превышает 1 м2.
К какому виду ремонта отнести такие работы? Какой из вариантов выбрать:
1) классифицировать все перечисленные работы как текущий ремонт;
2) отдельные работы отнести к текущему ремонту, а остальные — к капитальному; 3) все работы рассматривать как капремонт здания?
По какому КЭКР в таком случае планировать и производить расходы, связанные с выполнением этих работ?

Вопрос, касающийся классификации ремонтных работ, не нов. Он возникает у бухгалтеров бюджетных учреждений каждый раз при планировании ремонта. И не зря, поскольку от вида ремонта (капитальный или текущий) напрямую зависит порядок применения КЭКР при оплате ремонтных работ.

Напомним: в свое время Госкомстройархитектуры в письме от 30.04.2003 г. № 7/7-401 предоставил разъяснение по поводу отнесения ремонтно-строительных работ к капитальному и текущему ремонтам. Кстати, несмотря на то, что этому письму уже более десяти лет, свою актуальность оно не утратило и поныне. Так, в нем указано, что под капитальным ремонтом здания следует понимать комплекс работ, направленных на замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью. Целью проведения таких работ также может быть улучшение эксплуатационных показателей здания, его планировки и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности). В свою очередь, проведение текущего ремонта предусматривает систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования.

Чтобы определиться, какие работы относятся к текущему ремонту, а какие к капитальному, необходимо обратиться к Примерному перечню услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 10.08.2004 г. № 150 (далее — Перечень № 150).

Открыв этот нормативный документ, видим, что все указанные в вопросе виды работ относятся к текущему ремонту здания ( пп. 1.2.9.1, 1.2.9.3, 1.2.9.6 и 1.2.12.12 Перечня № 150). Но в этом Перечне четко не определено, что следует понимать под частичным штукатурением стен и потолка. В то же время, если объем таких работ превышает 1 м2, то согласно п.п. 2.9.1 Перечня № 150 их уже следует классифицировать как капремонт здания. Следовательно, в рамках запланированного ремонта будут выполняться работы, относящиеся как к текущему ремонту, так и к капремонту здания. Как же поступать в такой ситуации? Действующее законодательство конкретного и обоснованного ответа на этот вопрос не дает.

Вместе с тем в письме от 30.04.2003 г. № 7/7-401 Госкомстройархитектуры указывает на такой важный момент. В частности, если здание в целом не подлежит капремонту, то комплекс работ по текущему ремонту может учитывать отдельные работы, классифицируемые как капитальный ремонт. Исключение составляют работы, которые предусматривают замену и модернизацию конструктивных элементов здания. Это означает, если большинство запланированных ремонтных работ относится к текущему ремонту, за исключением одного-двух видов работ, которые можно отнести к капремонту, то весь комплекс работ следует рассматривать как текущий ремонт здания. И наоборот, если среди таких работ будет больше тех, которые классифицируются как капремонт, тогда ремонт в целом следует считать капитальным. Конечно, в каждом конкретном случае прежде всего необходимо тщательным образом проанализировать перечень запланированных работ на предмет того, к какому виду ремонта они относятся. И только после этого можно сделать вывод по поводу отнесения всего комплекса работ к капитальному или текущему ремонту.

Очевидно, в вышеописанной ситуации речь идет о текущем ремонте здания. Почему? В первую очередь потому, что все виды отмеченных работ, кроме одного, относятся к текущему ремонту. Еще одним аргументом в пользу этого является то, что ремонту подлежит только одно помещение (санузел), а не все здание. К тому же целью такого ремонта является не восстановление или замена конструкций, а только поддержание их эксплуатационных качеств.

Что касается применения КЭКР, то в соответствии с п.п. 5 п.п. 2.2.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (далее — Инструкция № 333), расходы на приобретение строительных материалов для текущего ремонта здания и благоустройства территории необходимо проводить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». Преимущественно этот КЭКР применяют, когда здание (помещение) ремонтируют собственными силами. Если же вы решили для выполнения работ по текущему ремонту обратиться к сторонней организации, то расходы на оплату этих услуг следует осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» ( п.п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333). А вот расходы на капитальный ремонт здания бюджетного учреждения (в том числе на оплату строительно-монтажных работ, приобретение строительных материалов и оборудования, изготовление проектно-сметной документации) следует планировать по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Таким является требование п.п. 3.1.3.2 Инструкции № 333.

И в конце напомним об особенностях финансирования ремонта, а точнее об ограничении расходования бюджетных средств на такие цели. На сегодняшний день существует запрет проведения ремонтов помещений бюджетных учреждений за счет средств госбюджета. Указание на это содержит п. 1 Мероприятий по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением КМУ от 01.03.2014 г. № 65 (ср. 025069200). Такой запрет не касается ремонта помещений, находящихся в аварийном состоянии, а также помещений учебных заведений, ремонт которых осуществляется за счет средств специального фонда с целью соблюдения требований санитарных норм и норм пожарной безопасности. Кроме того, бюджетные учреждения могут отремонтировать здание (помещение), находящееся в их собственности, временном пользовании, за счет средств спецфонда. Но это должны быть не любые средства специального фонда, а только полученные на конкретно указанные цели как гранты, международная техническая помощь или благотворительные взносы.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить