Передача работ по реконструкции школы

В избранном В избранное
Печать
Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Май, 2016/№ 19
На базе сельской общеобразовательной школы решением райсовета был создан Учебно-воспитательный комплекс «Дошкольное учебное заведение — общеобразовательная школа 1 ступени» (УВК ДУЗ-ООШ). С целью надлежащего функционирования этого заведения была начата его реконструкция. В качестве заказчика проведения реконструкции выступило Главное управление градостроительства, архитектуры и ЖКХ облгосадминистрации. После проведения реконструкции УВК ДУЗ-ООШ решением райсовета был передан на баланс сельсовета.
Через несколько месяцев согласно акту приемки-передачи Главным управлением градостроительства, архитектуры и ЖКХ облгосадминистрации проведена бесплатная передача сельсовету объема выполненных работ со всеми подтверждающими документами (актами, накладными, справками). В декларации о готовности объекта к эксплуатации указана сумма расходов на строительно-монтажные работы, а также на машины, оборудование и инвентарь.
Бухгалтерией сельсовета на основании вышеуказанного акта и декларации о готовности объекта к эксплуатации проведено увеличение стоимости основных фондов, а именно: помещения УВК ДУЗ-ООШ на сумму строительно-монтажных работ и расходов на машины, оборудование и инвентарь. Однако при этом в стоимость оборудования включены товарно-материальные ценности, находящиеся в помещениях (парты, столы для учителей, классные доски, кровати детские, личные шкафы детские, матрасы и т. п.). Являются ли правильными такие действия бухгалтерии сельсовета?

Нет, такие действия ошибочны. Рассмотрим все по порядку.

Для ответа на этот вопрос следует обратиться к Национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ
«Основные средства»
), и Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденным приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11 (далее — Методрекомендации № 11).

В соответствии с п. 1 разд. ІІ НП(С)БУ «Основные средства» и п. 3 разд. І Методрекомендаций № 11 единицей учета основных средств является объект основных средств, а именно:

— законченное устройство со всеми приспособлениями и принадлежностями к нему;

— конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

— обособленный комплекс конструктивно соединенных предметов одинакового или разного назначения, которые имеют для их обслуживания общие приспособления, принадлежности, управление и единый фундамент, вследствие чего каждый предмет может выполнять свои функции, а комплекс — определенную работу только в составе комплекса, а не самостоятельно;

— другой актив, отвечающий определению основных средств, или часть такого актива, контролируемая субъектом государственного сектора.

Как следует из вопроса, речь идет об основных средствах и других необоротных материальных активах, которые были переданы сельскому совету в составе работ по реконструкции здания школы.

Согласно п.п. 3.2.3 разд. ІІ НП(С)БУ «Основные средства» в редакции, действовавшей до 10.05.2016 г., субъекты госсектора зачисляли в малоценные необоротные материальные активы предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 2500 грн., срок использования которых превышает 1 год, и сценично-постановочные средства стоимостью, не превышающей 5000 грн. за единицу (после 10.05.2016 г. cубъекты госсектора зачисляют к малоценным необоротным материальным активам предметы стоимостью (без налога на добавленную стоимость), не превышающей 6000 грн., и срок использования которых превышает 1 год).

Поэтому отдельные объекты основных средств и малоценных необоротных материальных активов, которые были приобретены подрядной организацией и переданы в сельский совет в составе расходов на проведение реконструкции здания школы, должны быть оприходованы как отдельные объекты. Увеличивать стоимость здания на стоимость таких объектов не следует.

При этом отметим, что виды и стоимость строительных материалов и товарно-материальных ценностей, использованных при проведении реконструкции, должны быть указаны в Ведомости ресурсов, прилагаемой к Акту приемки выполненных строительных работ формы № КБ-2в.

Именно в этой Ведомости ресурсов должна быть указана стоимость всех таких товарно-материальных ценностей.

Что касается расходов на проведение непосредственно работ по реконструкции, то по этому поводу отметим следующее.

В соответствии с п. 1 разд. ІІІ НП(С)БУ «Основные средства» расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) увеличивают его первоначальную стоимость в течение всего срока использования, если существует вероятность получения субъектом государственного сектора будущих экономических выгод, превышающих первоначально оцененный уровень его производительности, и/или увеличения потенциала полезности этого объекта.

То есть расходы на строительно-монтажные работы во время реконструкции были правильно добавлены к стоимости здания.

Обратим также внимание на то, что в случаях, когда в результате выполнения ремонтных работ оприходуются основные средства, на них следует открывать новые инвентарные карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет), форма которых утверждена Инструкцией по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, которые принадлежат учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70 (далее — приказ № 125/70), и присваивать им инвентарные номера.

Для малоценных необоротных материальных активов открываются инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет), и им присваиваются номенклатурные номера.

Напоминаем: если на существующих объектах проводились работы по их достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации или капитальному ремонту, то дата проведения таких работ и их стоимость должны быть отражены в инвентарных карточках учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет), открытых на такие объекты. В инвентарную карточку также вносят все качественные и количественные изменения характеристики объекта, произошедшие в результате его реконструкции или модернизации. Об этом речь идет в п. 6 разд. V Методрекомендаций № 11.

Также отметим, что при приемке-передаче основных средств после окончания их реконструкции следует оформлять Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), утвержденной приказом № 125/70.

Как указано в письме Госказначейства от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196, акт составляет комиссия, созданная приказом руководителя учреждения, которая принимает объект, в двух экземплярах: один — для учреждения, которое сдает, второй — для учреждения, которое принимает.

Акт утверждается руководителем учреждения, принимающего объект. После оформления акт вместе с технической документацией передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Такой акт тоже должен быть передан в бухгалтерию сельского совета.

Также помните, что при передаче объектов необоротных материальных активов, оприходованных после проведения реконструкции, в пользование, следует начислить амортизацию в размере 50 % их первоначальной стоимости. Остальные 50 % первоначальной стоимости вы начислите позже — в месяце их изъятия из активов (списания с баланса).

Рассмотрим пример отражения указанных в вопросе операций в бухгалтерском учете.

Пример. Стоимость здания школы, числящегося на балансе сельсовета, составляет 45768 тыс. грн. В марте 2016 года сельсовету переданы работы по реконструкции здания на общую сумму 1952 тыс. грн.

При этом согласно данным Акта приемки выполненных строительных работ формы № КБ-2в и приложенной к нему Ведомости ресурсов расходы на строительно-монтажные работы составили 1860 тыс. грн., расходы на оборудование и инвентарь — 92 тыс. грн. (в том числе парты школьные на сумму 12,3 тыс. грн. (30 шт.), доски школьные — 9,5 тыс. грн. (3 шт.), кровати детские — 45,3 тыс. грн. (30 шт.), шкафы индивидуальные детские — 24,9 тыс. грн. (30 шт.)).

В бухгалтерском учете эти операции надо было отразить так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Бесплатно переданы работы по реконструкции школы*

324

712

1952000

364

324

1952000

2

Увеличена стоимость здания школы на стоимость проведенных в ходе реконструкции строительно-монтажных работ

103

364

1860000

Одновременно

812

401

1860000

3

Оприходованы парты школьные

113

364

12300

Одновременно

812

401

12300

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости

841

132

6150

401

841

6150

4

Оприходованы доски школьные

106

364

9500

Одновременно

812

401

9500

5

Оприходованы кровати детские

113

364

45300

Одновременно

812

401

45300

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости

841

132

22650

401

841

22650

6

Оприходованы шкафы детские

113

364

24900

Одновременно

812

401

24900

Начислена амортизация в размере 50 % первоначальной стоимости

841

132

12450

401

841

12450

* Поскольку эта операция осуществлена без оплаты, т. е. в натуральной форме, не позже последнего рабочего дня отчетного месяца следует составить и подать в орган Казначейства Справку о поступлениях в натуральной форме по форме приложения 27 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить