(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
8/11
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Май , 2016/№ 19

Проведение аккредитации в высших учебных заведениях

http://tinyurl.com/y5zc93ao
В редакцию газеты «Бюджетная бухгалтерия» поступили вопросы, касающихся проведения расходов, связанных с аккредитацией высших учебных заведений. А именно: какие расходы должно осуществить учебное заведение за свой счет; по каким КЭКР произвести оплату труда членов аккредитационной комиссии и расходы, связанные с их пребыванием в населенном пункте, где находится учебное заведение, и т. п. В этой статье ответим на эти и другие вопросы, связанные с аккредитацией высших учебных заведений.

Принципы проведения аккредитации

Прежде всего отметим, что новый закон о высшем образовании ( Закон № 1556) предусматривает проведение только одного вида аккредитации, а именно аккредитацию образовательной программы.

Аккредитация образовательной программы — это оценивание образовательной программы и/или образовательной деятельности высшего учебного заведения по этой программе на предмет:

— соответствия стандарту высшего образования;

— возможности выполнить требования стандарта и достичь заявленных в программе результатов обучения;

— достижения заявленных в программе результатов обучения.

Важно! Аккредитация проводится по инициативе учебного заведения.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Закона № 1556 высшее учебное заведение, желающее провести аккредитацию образовательной программы, подает в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие его образовательной деятельности стандарту высшего образования по соответствующей специальности.

Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования в течение двух месяцев со дня подачи заявления по результатам аккредитационной экспертизы принимает решение об аккредитации или отказе в аккредитации соответствующей образовательной программы.

Решение относительно аккредитации образовательной программы принимается на основании экспертного заключения соответствующего отраслевого экспертного совета, которое представляет председатель этого экспертного совета.

В течение трех рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации образовательной программы Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования выдает высшему учебному заведению соответствующий сертификат.

В сертификате об аккредитации указываются:

1) наименование и адрес высшего учебного заведения;

2) специальность и уровень высшего образования, по которым аккредитована образовательная программа;

3) дата выдачи сертификата.

Сертификат об аккредитации впервые выдается по каждой аккредитованной образовательной программе сроком на пять лет, а при второй и следующих аккредитациях — сроком на 10 лет. Информация о выдаче сертификата вносится в Единую государственную электронную базу по вопросам образования.

Форма сертификата об аккредитации, порядок его оформления, переоформления, выдачи, хранения и учета утверждаются Кабмином.

Основаниями для переоформления сертификата об аккредитации являются:

1) изменение наименования или местонахождения высшего учебного заведения;

2) реорганизация юридических лиц, имеющих сертификаты об аккредитации, путем слияния или присоединения одного юридического лица к другому;

3) ликвидация или реорганизация, а также изменение наименования (местонахождения) структурного подразделения высшего учебного заведения, осуществляющего образовательную деятельность по соответствующей специальности (отрасли) и уровню высшего образования.

Сертификат подтверждает соответствие образовательной программы высшего учебного заведения по соответствующей специальности и уровню высшего образования стандарту высшего образования и дает право на выдачу диплома государственного образца по этой специальности.

В то же время другой «образовательный» закон, а именно, Закон № 1060, предусматривает такие виды аккредитации, как аккредитация высшего учебного заведения и аккредитация направления подготовки (специальности).

Такие же виды аккредитации предусматривает и единственный нормативный документ, определяющий на сегодняшний день порядок проведения аккредитации, — Положение № 978.

Поэтому, как видим, по этому вопросу существует явное несогласование норм законодательства.

Нашей редакцией направлен запрос в Минобразования по поводу разъяснения того, какие именно виды аккредитации проводятся на сегодняшний день и какими нормативными документами руководствоваться при определении порядка проведения аккредитации.

Как только мы получим ответ на него, сразу проинформируем вас.

Расходы на проведение аккредитации

Расходы на проведение аккредитации можно условно разделить на три направления:

— расходы на оплату труда членов экспертной комиссии;

— расходы, связанные с пребыванием членов экспертной комиссии в населенном пункте, где находится вуз;

— оплата услуг организационного характера.

Все эти расходы должны быть осуществлены за счет учебного заведения, заявившего о своей аккредитации ( п. 20 Положения № 978).

Рассмотрим подробнее все виды расходов, связанные с прохождением аккредитации.

Расходы на оплату труда экспертов

В соответствии с абз. 2 п. 20 Положения № 978 оплата труда экспертов производится из расчета 6 часов в день, но не более 14 часов (председателей экспертной комиссии — 8 часов в день, но не более 18 часов), за период проведения аккредитационной экспертизы из расчета ставки почасовой оплаты труда профессоров, проводящих занятия со студентами высших учебных заведений III IV уровней аккредитации.

И хотя для высших учебных заведений Законом № 1556 уже не предусмотрены уровни аккредитации, другой норматив определения почасовой оплаты труда профессоров действующим законодательством не предусмотрен.

Отметим, что в то же время согласно п. 1.14 Положения № 16 оплата труда экспертов осуществляется по ставкам почасовой оплаты труда, предусмотренным для работников всех отраслей экономики за проведение учебных занятий со студентами, учащимися в соответствующих типах учебных заведений, из расчета 5 часов в день, но не более 15 часов за срок проведения аккредитационной экспертизы, руководителю экспертной комиссии — 6 часов в день, но не более 18 часов за срок проведения аккредитационной экспертизы.

Принимая во внимание расхождение между нормами, определенными в абз. 2 п. 20 Положения № 978 и п. 1.14 Положения № 16, считаем целесообразным в первую очередь соблюдать именно требования п. 20 Положения № 978, утвержденного постановлением КМУ.

Такая целесообразность, в частности, подтверждается и письмом МОН от 21.10.2013 г. № 1/9-733.

Поэтому как для председателя комиссии, так и ее членов используют ставки почасовой оплаты труда профессоров, которые проводят занятия со студентами высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации.

Такие ставки можно найти в приложении 16 к приказу № 557. Так, согласно этому приложению ставка почасовой оплаты труда работников всех отраслей экономики за проведение профессорами учебных занятий со студентами высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации составляет 9,35 грн.

Расходы на оплату труда экспертов следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Некоторые наши читатели интересуются: почему не по КЭКР 2110 «Оплата труда»? По этому КЭКР производятся расходы на оплату труда штатных работников или внештатных работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера.

Ответ таков: в данном случае эксперты не являются штатными работниками вуза и договоры гражданско-правового характера с ними не заключаются.

Более того, как указано в п. 1.7 Положения № 16, в состав экспертной комиссии не могут входить эксперты, местом работы которых является учебное заведение, в котором проводится аккредитационная экспертиза.

Учитывая тот факт, что в состав экспертной комиссии в соответствии с п. 1.2 Положения № 16 могут входить ведущие специалисты учебных заведений и научных учреждений независимо от форм собственности и подчиненности, специалисты предприятий, учреждений и организаций, вуз, заказавший проведение аккредитации, может осуществлять возмещение расходов на оплату труда экспертов и единого социального взноса на основании поданных с их основных мест работы обоснованных расчетов в пределах, определенных абз. 2 п. 20 Положения № 978, с учетом запланированного срока пребывания экспертов в заведении.

Считаем, что именно таким образом вуз может соблюдать принципы бюджетной системы и выполнять требования абз. 5 п. 20 Положения № 978 относительно перечисления средств непосредственно эксперту.

Расходы, связанные с пребыванием экспертов в населенном пункте, где находится вуз

В соответствии с абз. 3 п. 20 Положения № 978 оплата расходов, связанных с пребыванием в учебном заведении для проведения аккредитационной экспертизы иногородних экспертов, проводится в размерах, определенных приложением 1 к постановлению № 98, а также расходов на проезд таких экспертов к учебному заведению и в обратном направлении — в размере, который подтверждается соответствующими платежными документами.

Напомним, что согласно приложению 1 к постановлению № 98 сумма суточных расходов по Украине составляет 30 грн., а предельная сумма расходов на наем жилого помещения за сутки (не более чем) — 250 грн.

И здесь есть интересный момент.

В соответствии с п. 2.2 Положения № 16 аккредитационная экспертиза проводится по предварительному возмещению расходов, связанных с проведением аккредитации, за счет учебных заведений, заявивших о своей аккредитации.

Соблюдать эти требования можно только в случае, если по основному месту работы экспертов составлен и подан в вуз, который аккредитуется, соответствующий расчет с указанием стоимости билетов в оба направления, стоимости расходов по найму жилья на период командировки и количества дней такой командировки.

В случае отсутствия соответствующего расчета предварительное перечисление средств не возможно провести с соблюдением осмотрительности как одного из основных принципов бухгалтерского учета.

Однако с целью минимизации для экспертов негативных последствий от пребывания в населенном пункте, где находится вуз, считаем возможным оплатить их проживание на основании договора, заключенного между вузом и организацией, предоставляющей соответствующие услуги (общежитие, гостиница и т. п.).

Расходы, связанные с пребыванием экспертов в населенном пункте, где находится ВУЗ, следует проводить по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

И снова вопрос: почему не по КЭКР 2250 «Расходы на командировку»?

Потому что по этому КЭКР производятся расходы на командировки штатных работников, которыми эксперты не могут быть, учитывая требования п. 1.7 Положения № 16.

Кстати, в случае наличия у вуза, проводящего аккредитацию, жилых помещений (общежития, квартиры и т. п.), их также можно использовать для проживания экспертов.

Оплата услуг организационного характера

В соответствии с абз. 4 п. 20 Положения № 978 оплата услуг организационного характера, связанных с проведением аккредитации заведения (направления подготовки, специальности) и оформлением сертификата об аккредитации заведения (направления подготовки, специальности), производится в размере одной минимальной заработной платы, а с переоформлением, выдачей копии, дубликата сертификата об аккредитации заведения (направления подготовки, специальности), — в размере пяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Такие расходы следует осуществлять по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы», по которому согласно Инструкции № 333 производится плата за аккредитацию в соответствии с законодательством.

Как указано в п. 2.1 Положения № 16 средства на организационное обеспечение проведения аккредитации перечисляются на счет Государственной аккредитационной комиссии в соответствии с нормативом, установленным МОН по согласованию с Минфином.

При этом согласно п. 9 Положения № 1380 организация работы Аккредитационной комиссии обеспечивается Государственным образовательным учреждением «Учебно-методический центр по вопросам качества образования» (далее — Центр) путем предоставления услуг организационного характера, связанных с проведением лицензирования, аттестации и аккредитации.

Средства, полученные Центром в качестве платы за услуги организационного характера, связанные с проведением аккредитации, зачисляются в специальный фонд государственного бюджета как собственные поступления бюджетного учреждения на счет Центра, открытый в территориальном органе Казначейства.

По результатам деятельности Центра за 11 месяцев текущего бюджетного периода МОН подает до 10 декабря Минфину информацию об объеме средств, полученных от учебных заведений за предоставление услуг организационного характера для оплаты расходов, необходимых для обеспечения проведения аккредитации, и фактическом объеме средств, которые должны направляться на осуществление Центром указанных расходов до конца текущего бюджетного периода, а также в случае необходимости — предложения по перечислению в доход государственного бюджета разницы между объемом полученных и использованных средств.

Указанная разница перечисляется Центром в доход государственного бюджета не позже чем за 10 дней до завершения текущего бюджетного периода, что подтверждается территориальным органом Казначейства.

Нормативные документы

Закон № 1556 — Закон Украины «О высшем образовании» от 01.07.2014 г. № 1556-VII.

Закон № 1060 — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Постановление № 98 — постановление КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02.2011 г. № 98.

Положение № 978 — Положение об аккредитации высших учебных заведений и специальностей в высших учебных заведениях и высших профессиональных училищах, утвержденное постановлением КМУ от 09.08.2001 г. № 978.

Положение № 16 — Положение об экспертной комиссии и порядке проведения аккредитационной экспертизы, утвержденное приказом МОН от 14.01.2002 г. № 16.

Положение № 1380 — Положение об Аккредитационной комиссии, утвержденное постановлением КМУ от 29.08.2003 г. № 1380.

Приказ № 557 — приказ МОН «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
аккредитация, высшие учебные заведения добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье