Публичные закупки: как бюджетникам подготовиться к применению нового Закона

Дуброва Ярослава, начальник отдела Департамента безопасности ПАТ «АК «Киевводоканал»
Бюджетная бухгалтерия Май, 2016/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Уже почти два месяца отдельные заказчики проводят электронные публичные закупки в соответствии с законом о публичных закупках. Какова же сейчас практика применения закупочных новаций и стало ли легче заказчикам закупать? На какие ключевые изменения в сфере государственных закупок следует обратить внимание уже сейчас заказчикам-бюджетникам, которые с 01.08.2016 г. должны перейти на е-торги? На эти и другие вопросы предоставим ответы в данном материале.

Прежде всего обратим внимание на порядок завершения процедур, начатых в соответствии с Законом № 1197, но уже в условиях действия Закона № 922.

Заказчики — бюджетные учреждения завершают процедуры закупок, которые были начаты ими до 01.08.2016 г. согласно требованиям Закона № 1197. При этом те новые торги, которые указанные заказчики будут объявлять с 01.08.2016 г., они должны проводить уже в соответствии с Законом № 922.

Новации, касающиеся допороговых закупок

Одной из новаций публичных закупок является то, что Закон № 922 в определенной части распространяется на закупки, ожидаемая стоимость которых ниже стоимости, определенной в ч. 1 ст. 2 этого Закона, т. е. стоимость ≥ 50 тыс. грн., но ≤ 200 тыс. грн. (товары/услуги) и 1,5 млн грн. (работы). Для того чтобы бюджетные учреждения с самого начала не допустили ошибок, схематически рассмотрим особенности применения Закона № 922.

Как следует из схемы, несмотря на то, что Закон № 922 регулирует осуществление именно процедурных закупок, он частично распространяется и на допороговые закупки: если их ожидаемая стоимость ≥ 50 тыс. грн. и ≤ приведенным выше на схеме стоимостным порогам.

Поэтому в случае, если заказчик настроен закупить товары (работы или услуги) по прямому договору и не проводит электронные торги, этот заказчик должен обнародовать отчет о заключенном по этому предмету закупки договоре в системе Prozorro. Срок для обнародования указанного отчета составляет 1 календарный день со дня заключения такого договора.

Особенности проведения допороговых закупок вы найдете в приказе Государственного предприятия «Внешторгиздат Украины» «Об утверждении порядка осуществления допороговых закупок» от 13.04.2016 г. № 35 (см. с. 30 этого номера).

Справка. Приказом № 490утверждена, кроме форм документов для процедур публичных закупок, также форма отчета о заключенных договорах (который составляют относительно допороговых закупок).

Заметим, что форма отчета о заключенных договорах, кроме информации о заказчике и реквизитов договора, содержит также требования об указании такой информации, как:

— конкретное название предмета закупки;

— наименование (номенклатура, ассортимент) товаров, работ или услуг;

— количество товаров, работ или услуг;

— место поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг;

— срок поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг;

— информация о технических и качественных характеристиках товаров, работ или услуг;

— цена договора;

— срок действия договора.

То есть фактически в таком отчете заказчик должен указать все существенные условия договора.

Заметим: п. 2 приказа № 490 предусмотрено, что в формах документов, указанных в п. 1 этого приказа, утверждены обязательные поля, которые заполняются заказчиком путем внесения в них имеющейся информации в электронной системе закупок (далее — ЭСЗ). В случае необходимости заказчик может указать дополнительную информацию о закупке, если заполнит необязательные поля, предусмотренные системой.

При этом следует отметить, что приказ № 490 не содержит инструкций по заполнению форм документов, как это было в приказе № 1106. Потому при заполнении указанной информации заказчик может в определенных полях приводить ссылку на содержание заключенного договора.

Важно! При осуществлении закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых ниже предусмотренной ч. 1 ст. 2 Закона № 922, без использования ЭСЗ, заказчик должен соблюдать принципы осуществления публичных закупок, установленные этим Законом.

Ключевые моменты процедур публичных закупок

С допороговыми закупками разобрались. Дальше проанализируем особенности изменений, касающихся проведения процедурных торгов.

Так, публичные закупки заказчик может осуществлять путем проведения таких видов процедур:

— открытые торги;

— конкурентный диалог;

— переговорная процедура закупки.

Организация и планирование торгов

Для того чтобы начать торги правильно, заказчику следует прежде всего не ошибиться на этапе планирования и обнародования информации. При этом такой момент является важным независимо от того, какой вид процедуры будет применять заказчик.

Обратим внимание на несколько важных моментов относительно годового плана.

Те процедуры закупок, которые были начаты в соответствии с Законом № 1197, бюджетные учреждения будут завершать после 01.08.2016 г. по тому же Закону. Кроме того, эти закупки так и остаются в годовом плане, составленном по форме, утвержденной приказом № 1106 (ср. 025069200). А вот новые процедуры публичных закупок, которые будут начаты с 01.08.2016 г. в соответствии с Законом № 922, бюджетные учреждения должны спланировать в годовом плане закупок, который составляют по форме, утвержденной приказом № 490.

Указанная форма годового плана закупок содержит такие обязательные поля для заполнения заказчиком:

1. Наименование заказчика*.

2. Код согласно ЕГРПОУ заказчика*.

* Поля, помеченные в форме годового плана звездочкой (*), заполняет сама электронная система закупок автоматически.

3. Конкретное название предмета закупки.

4. Коды соответствующих классификаторов предмета закупки (при наличии).

5. Код согласно КЭКР (для бюджетных средств).

6. Размер бюджетного назначения по смете или ожидаемая стоимость предмета закупки.

7. Процедура закупки.

8. Ориентировочное начало проведения процедуры закупки.

9. Примечания.

Также следует обратить внимание на то, что заказчику необходимо будет заполнять поля формы годового плана отдельно по каждому предмету закупки. То есть электронная форма годового плана закупок будет создаваться и обнародоваться как отдельный электронный документ по каждому из запланированных заказчиком предметов закупок, а не в целом как единый документ по всем запланированным заказчиком закупкам.

Это же касается и приложения к годовому плану закупок.

Кстати, в настоящее время на законодательном уровне, а именно в ст. 4 Закона № 922, предусмотрено существование приложения к годовому плану закупок.

В соответствии с п. 2 приказа № 490 приложение к годовому плану закупок, в которое вносится информация о закупках, ожидаемая стоимость которых не превышает сумм, указанных в абз. 2 и 3 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, составляется по форме годового плана закупок путем заполнения соответствующих полей в ЭСЗ.

Заметим: годовой план, приложение к нему (изменения к ним) заказчик должен обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам закупок в течение 5 календарных дней со дня их утверждения.

Справка. Порядок размещения информации о публичных закупках утвержден приказом Минэкономразвития от 18.03.2016 г. № 477.

Как годовой план закупок, так и другую информацию заказчик обнародует в ЭСЗ через автоматизированное рабочее место, а именно через электронный сервис на авторизованных электронных площадках, который обеспечивает создание, подачу, обработку, изменение и обнародование информации и документов для участия в процедурах закупок, получение информации и уведомлений о закупках, подачу жалоб в орган обжалования в ЭСЗ через сеть Интернет.

При этом датой и временем обнародования заказчиком информации в ЭСЗ являются дата и время внесения и заполнения ее через автоматизированное рабочее место заказчика. А вот размещением/обнародованием информации считается ее наличие в ЭСЗ в интерактивном режиме реального времени.

Следует отметить: информацию об электронных публичных закупках с 01.08.2016 г. бюджетные учреждения должны обнародовать на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам публичных закупок — Минэкономразвития (www.prozorro.gov.ua) через кабинет заказчика, зарегистрированный на одной из электронных площадок (т. е. автоматизированное рабочее место).

При этом процедуры государственных закупок, которые заказчики-бюджетники начали до 01.08.2016 г., они завершают на веб-портале www.tender.me.gov.ua.

Справка. Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок утвержден постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 166.

Администратором ЭСЗ является ГП «Внешторгиздат Украины».

Перечень площадок, которые прошли авторизацию и имеют право предоставлять кабинеты заказчиков в соответствии с Законом № 922, обнародуют на веб-портале www.prozorro.gov.ua.

Заметим: как и раньше, перед обнародованием годового плана закупок его необходимо утвердить протокольным решением тендерного комитета (или же решением уполномоченного лица (лиц)). Об особенностях выбора и регистрации в ЭСЗ (на электронной площадке) мы поговорим в следующих номерах газеты «Бюджетная бухгалтерия».

Справка. В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона № 922 тендерный комитет или уполномоченное лицо (лица) планирует закупки, составляет и утверждает годовой план закупок. Форма для утверждения годового плана закупок в бумажном формате в настоящее время не предусмотрена.

Об особенностях деятельности тендерных комитетов (уполномоченного лица или лиц) мы поговорим в следующих номерах газеты «Бюджетная бухгалтерия».

Объявление о торгах

Поскольку открытые торги и конкурентный диалог осуществляют с применением аукциона на понижение цены, то в объявлении о проведении открытых торгов и в объявлении о проведении конкурентного диалога заказчик должен указать размер минимального шага понижения цены в ходе электронного аукциона в процентах или денежных единицах, а также математическую формулу, которая будет применяться при проведении электронного аукциона с целью определения показателей других критериев оценки. При этом каких-либо нормативных ограничений по определению заказчиком размера шага понижения цены, а также ограничений, касающихся математической формулы, нет.

Справка. Формы объявления о проведении открытых торгов и объявления о проведении конкурентного диалога утверждены приказом № 490.

Примите к сведению: в отличие от механизма проведения переговорной процедуры закупки в соответствии с Законом № 1197, для проведения переговорной процедуры согласно Закону № 922 заказчик не обнародует такие документы в качестве информации о применении и обосновании переговорной процедуры закупки.

В то же время заказчик после проведения переговоров с участником (участниками) должен обнародовать в ЭСЗ уведомление о намерении заключить договор во время применения переговорной процедуры. Именно в таком уведомлении заказчик и указывает условия применения переговорной процедуры закупки в соответствии с ч. 2 ст. 35 Закона № 922 и обоснование применения переговорной процедуры закупки (ссылка на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки).

Справка. Форма уведомления о намерении заключить договор во время применения переговорной процедуры утверждена приказом № 490.

Новации, касающиеся тендерной документации

Одними из важных изменений при составлении тендерной документации (далее — ТД) являются требования относительно проекта договора и обеспечения тендерного предложения (далее — ТП).

Так, в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона № 922 ТД должна содержать проект договора о закупке (заметим: не основные условия договора, а именно проект договора) с обязательным указанием порядка изменения его условий.

Считаем, что такой проект договора затем стороны (заказчик и победитель торгов) должны подписать как договор о закупке, не изменяя его условия на этапе подписания.

При этом согласно ч. 4 ст. 36 Закона № 922 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания ТП по результатам аукциона (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Вместе с тем существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, указанных ч. 4 ст. 36 Закона № 922. Заметим, что эта норма содержит именно случаи, когда заказчику разрешено изменять существенные условия договора о закупке. При этом она не устанавливает и не определяет порядок внесения этих изменений.

Теперь несколько слов об изменениях в части определения заказчиком способа обеспечения. ТД согласно пп. 14 и 15 ч. 2 ст. 22 Закона № 922 должна содержать информацию о размере, виде и условиях предоставления обеспечения ТП (если заказчик требует его предоставить) и размере, виде, сроке и условиях предоставления, условиях возврата и невозврата обеспечения выполнения договора о закупке (если заказчик требует его предоставить).

При этом, если ограничения относительно вида обеспечения выполнения договора о закупке законодатель не предусмотрел, то относительно вида обеспечения ТП есть такое ограничение: согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 обеспечение ТП — это предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком, возникших в связи с подачей ТП, в виде такого обеспечения, как гарантия.

Учитывая указанное, в новых электронных закупках заказчик может требовать только гарантию как обеспечение ТП участника и не имеет права уже требовать обеспечения предложения в форме залога, задатка или депозита, как было разрешено в соответствии с Законом № 1197.

Справка. В соответствии с ч. 1 ст. 560 ГКУ по гарантии банк, другое финансовое учреждение, страховая организация (гарант) гарантирует перед кредитором (бенефициаром) исполнение должником (принципалом) своей обязанности. Гарант отвечает перед кредитором за нарушение обязательства должником.

Электронная гарантия как обеспечение ТП

И сразу же возникает вопрос: какой должна быть такая гарантия?

Существуют следующие виды тендерных гарантий:

— банковская гарантия;

— страховая гарантия;

— гарантия финансового учреждения.

Следует отметить, что подача ТП при проведении электронных публичных закупок осуществляется в электронном формате. Поэтому для участия в торгах участник процедуры закупки должен получить в обслуживающем финансовом учреждении гарантию как электронный документ, для того, чтобы затем сформировать полный пакет документов ТП.

Такую гарантию участник может получить в банке, страховой или финансовой компании, в зависимости от того, какой именно вид гарантии заказчик будет требовать в ТД. Механизм оформления гарантии регламентирован внутренними процедурами финансового учреждения и законодательно-нормативными актами Украины.

Для того чтобы сделать невозможным предоставление участниками недействительных электронных гарантий, рекомендуем заказчикам в требованиях к оформлению гарантии прописывать, что способом наложения электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП) на электронную гарантию является использование существующего программного комплекса, с помощью которого учреждение взаимодействует с фискальной службой Украины, статистическими государственными органами. Также требовать, чтобы в тексте гарантии гарант указывал ссылку на соответствующий программный комплекс, с помощью которого наложена ЭЦП (затем заказчик будет иметь возможность проверить ЭЦП), а подписант, указанный в тексте электронной гарантии, совпадал с подписантом, наложившим ЭЦП.

Как проверить наложенную ЭЦП на гарантию?

Заметим, что в настоящее время финансовые учреждения используют два способа наложения ЭЦП на тендерную гарантию:

1) с помощью программного комплекса M.E.Doc.

Ввиду того, что файл после наложения ЭЦП зашифровывается, для его открытия необходимо использовать программный комплекс M.E.Doc. При этом проверку ЭЦП заказчик осуществляет с помощью функциональных возможностей программного комплекса M.E.Doc;

2) с помощью программного комплекса ІІТ Користувач ЦСК-1.

При наложении ЭЦП указанным программным комплексом файл доступен для просмотра без необходимости использования отдельного программного обеспечения. Проверку ЭЦП заказчик может осуществить онлайн на сайте центрального заверительного органа по ссылке: http://czo.gov.ua/verify.

Справка. Одной из основных задач Минюста является выполнение функций центрального заверительного органа путем обеспечения создания условий для функционирования заверительных центров органов исполнительной власти или других государственных органов и центров сертификации ключей в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Украины, утвержденным постановлением КМУ от 02.07.2014 г. № 228.

Каким образом заказчик получает гарантийные средства или наоборот — возвращает тендерное обеспечение участнику?

В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона № 922 обеспечение ТП не возвращается в случае:

— отзыва ТП участником после окончания срока его подачи, но до того, как истек срок, в течение которого ТП считаются действующими;

— неподписания участником, ставшим победителем процедуры торгов, договора о закупке;

— непредоставления победителем в срок, определенный в абз. 2 ч. 3 ст. 17 этого Закона, документов, подтверждающих отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 этого Закона (такое основание невозврата является новым);

— непредоставления победителем процедуры торгов обеспечения выполнения договора о закупке после получения уведомления о намерении заключить договор, если предоставление такого обеспечения предусмотрено ТД.

Так, в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона № 922 обеспечение ТП возвращается участнику в течение 5 банковских дней со дня наступления основания для возврата обеспечения ТП в случае:

— окончание срока действия обеспечения ТП, указанного в ТД;

— заключения договора о закупке с участником, ставшим победителем тендера;

— отзыва ТП до окончания срока его подачи;

— окончания процедуры закупки в случае незаключения договора о закупке ни с одним из участников, подавших ТП.

Следовательно, в случае наступления оснований для невозврата участнику обеспечения ТП заказчик (бенефициар) обращается по адресу учреждения-гаранта с целью получения требования по гарантии.

Также советуем заказчику в письме в адрес гаранта указывать следующее:

— ссылку на реквизиты (номер и дату) гарантии;

— полное название участника процедуры закупки;

— код и название процедуры закупки;

— реквизиты казначейского/банковского счета, на который необходимо осуществить выплату;

— информацию о наступлении гарантийного случая.

Заметим: в соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона № 922 средства, поступившие в качестве обеспечения ТП (в случае, если они не возвращаются участнику), подлежат перечислению в соответствующий бюджет, а в случае осуществления закупки юридическими лицами (их объединениями) не за бюджетные средства — перечисляются на счет таких юридических лиц (их объединений).

При этом заказчик в срок 5 банковских дней со дня наступления основания для возврата обеспечения ТП уведомляет учреждение-гаранта о наличии таких оснований аннулирования гарантии.

Справка. С целью получения разъяснения по поводу предоставления гарантий в электронной форме можно обращаться на электронную почту: FEEDBACK@PROZORRO.GOV.UA.

Особенности внесения изменений в ТД

В случае, если заказчик вносит изменения в ТД, он должен разместить их в ЭСЗ в виде новой редакции ТД дополнительно к первоначальной редакции.

Одновременно с изменениями к ТД заказчик в отдельном документе должен обнародовать перечень таких вносимых изменений. Положения ТД, в которые вносятся изменения, отражают в виде зачеркнутых данных. При этом такие измененные положения должны быть обязательно доступны для просмотра после внесения изменений в ТД.

Интересно, что в случае несвоевременного предоставления или непредоставления заказчиком разъяснений, касающихся содержания ТД, электронная система должна автоматически продлить срок для подачи ТП не менее чем на 7 календарных дней. Поэтому, как видим, многие процессы в электронных публичных закупках автоматизированы, что облегчит работу заказчику.

Особенности проведения открытых торгов

Ключевые отличия процедуры открытых торгов, информацию о которых обнародуют только на украинском языке (далее — украинские закупки), и открытых торгов, о которых информацию размещают на английском языке (далее — международные торги), покажем на схеме:

Как видим на схеме, ключевой новацией осуществления конкурсных публичных закупок является разный механизм их проведения, зависящий от ожидаемой стоимости закупки.

Так, в публичных закупках при открытых торгах и конкурентном диалоге оценку ТП будет осуществлять автоматически ЭСЗ.

Отметим: электронный аукцион — это повторяющийся процесс понижения цен или приведенных цен с учетом показателей других критериев оценки по математической формуле, определенной в методике оценки, которая проводится ЭСЗ в три этапа в интерактивном режиме реального времени.

Рассмотрим ключевые моменты проведения открытых торгов, изображенных на схеме.

1. Особенности проведения украинских публичных закупок

В этом случае до начала проведения аукциона ЭСЗ автоматически раскрывает информацию о цене предложений всех участников, размещает их в порядке от самой низкой до самой высокой, но без указания наименований и информации об участниках, подавших предложения на торги.

Справка. В Законе № 922 появилось понятие «приведенная цена». Так, если, кроме такого критерия оценки предложений, как «цена», заказчик установит в ТД еще и другие критерии оценки, то до начала электронного аукциона в соответствии с методикой оценки, которую заказчик установит в ТД, ЭСЗ автоматически определяет показатели других критериев оценки и сформирует из всех показателей приведенную цену.

Затем для проведения электронного аукциона цены (приведенные цены) предложений всех участников система располагает в порядке от самой высокой до самой низкой (без указания наименований участников торгов).

При этом стартовой ценой для начала проведения аукциона система определяет ту, которая является самой высокой. Затем по результатам предыдущего этапа аукциона перед началом каждого следующего этапа аукциона система будет определять новую стартовую цену.

Заметим, что в течение одного этапа аукциона участник может понизить цену (приведенную цену) своего предложения лишь один раз и не меньше чем на один шаг от своей предыдущей цены (приведенной) цены.

Справка. Все желающие (как заказчики, участники, так и контролирующие органы, общественные организации и т. п.) могут следить за проведением электронного аукциона в онлайн-режиме реального времени. В течение каждого этапа проведения электронного аукциона система обеспечивает доступ к ходу аукциона, например: показывает информацию о месте расположения цен (приведенной цены) предложения участника от самого высокого до самого низкого места на каждом этапе проведения аукциона. Также система показывает информацию о количестве участников на каждом конкретном этапе электронного аукциона, но без указания наименований таких участников.

После определения ЭСЗ по результату проведения аукциона наиболее экономически выгодного предложения заказчик должен рассмотреть такое предложение на соответствие его требованиям ТП. Если предложение не отвечает требованиям, заказчик его отклоняет и рассматривает следующее предложение, в зависимости от рейтинга по результатам проведенного аукциона.

Следовательно, именно такой механизм публичных закупок касается торгов, если ожидаемая стоимость товаров или услуг меньше 133 тыс. евро, а работ — меньше 5150 тыс. евро.

Важно! Срок рассмотрения ТП, определенного наиболее экономически выгодным по результатам оценки, не должен превышать 5 рабочих дней со дня такого определения. Вместе с тем заказчик имеет право продлить срок рассмотрения предложения до 20 рабочих дней, однако законодатель указывает на то, что такое продление заказчик должен аргументировать, обнародовав уведомление в ЭСЗ.

2. Особенности проведения международных публичных закупок

В случае, если ожидаемая стоимость товаров или услуг превышает 133 тыс. евро, а работ — 5150 тыс. евро, механизм закупки несколько отличается.

Так, в этом случае в соответствии с Законом № 922 электронный аукцион будет проведен после того, как заказчик рассмотрит ТП участников на соответствие техническим требованиям, определенным в ТД, и определит соответствие участников квалификационным критериям. Для такого рассмотрения предложений законодатель предоставил заказчику срок в 20 рабочих дней ( ч. 5 ст. 28 Закона № 922).

Справка. По результатам рассмотрения предложений заказчик составляет протокол рассмотрения согласно форме, утвержденной приказом № 490.

Протокол рассмотрения заказчик обнародует в ЭСЗ в срок 1 календарный день со дня утверждения этого протокола.

Затем система должна автоматически уведомить всех участников торгов о результатах рассмотрения и обнародовать перечень участников, ТП которых не отклонены.

Следует отметить, что уже сейчас при применении нового Закона № 922 было замечено, что отдельные функции и команды в системе реализуются не так, как прописано в данном Законе. При этом проводится доработка ЭСЗ в рабочем порядке. Поэтому надеемся, что после обкатки системы на центральных органах исполнительной власти и «монополистах» для бюджетников система будет работать безукоризненно.

Важно! ЭСЗ после рассмотрения заказчиком ТП автоматически определяет дату и время проведения электронного аукциона, но не раньше чем через 5 календарных дней после обнародования протокола рассмотрения ТД.

После аукциона заказчик рассматривает ТП на соответствие другим требованиям ТД, а затем по результатам рассмотрения и оценки предложений заказчик определяет победителя тендера. Заметим, что в день определения победителя заказчик принимает решение о намерении заключить договор о закупке.

Справка. В течение 1 календарного дня со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки должно быть обнародовано уведомление о намерении заключить договор о закупке. В этот же срок указанное уведомление направляется заказчиком победителю тендера. А всем остальным участникам торгов система автоматически рассылает уведомление с указанием наименования и местонахождения победителя торгов.

Сравним схематически проведение украинских и международных торгов.

Украинские публичные закупки

Международные публичные закупки

Ключевые новации, касающиеся отклонения ТП

Закон № 922 содержит новые основания для отклонения заказчиком ТП, а именно:

— победитель отказался от подписания договора о закупке согласно требованиям ТД или заключения договора о закупке;

— победитель не предоставил документы, подтверждающие отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 Закона № 922.

Заметим: информацию об отклонении ТП заказчик обнародует в течение 1 календарного дня со дня принятия такого решения.

Новации, касающиеся переговорной процедуры закупки

Как и раньше, в настоящее время в рамках публичных закупок переговорная процедура закупки применяется в исключительных случаях. Такие случаи не изменились, однако смысловая нагрузка отдельных из них несколько изменена.

Так, в случае, если заказчик дважды отменил тендер из-за отсутствия достаточного количества участников, он будет иметь право применить переговорную процедуру. Но в этом случае предмет закупки, его технические и качественные характеристики, а также требования к участнику не должны отличаться от требований, определенных заказчиком предварительно в ТД.

Анализ указанного случая дает основания считать, что заказчик может применить такое основание для переговорной процедуры закупки, только если он два раза отменил процедуру публичной закупки (то есть тендер). При этом документами для подтверждения наличия указанного основания являются два решения тендерного комитета об отмене торгов в связи с отсутствием достаточного количества участников и два обнародованные уведомления об отмене таких торгов.

Схематически проведение переговорной процедуры закупки можно изобразить следующим образом:

Новым в публичных закупках является то, что в настоящее время не предусмотрено обнародование заказчиком информации о применении переговорной процедуры закупки и обоснование ее применения в качестве отдельных документов, как это определено правилами закупок в соответствии с Законом № 1197.

Так, ч. 3 ст. 35 Закона № 922 указывает на то, что по результатам проведенных переговоров с участником (участниками) заказчик принимает решение о намерении заключить договор.

То есть сначала заказчик планирует в годовом плане проведение переговорной процедуры закупки. А следовательно, уже на этапе планирования заказчик должен знать основания для проведения именно неконкурентной закупки. Затем заказчик проводит переговоры с одним или несколькими участниками в зависимости от основания применения переговорной процедуры закупки. После этого в случае достижения согласия относительно заключения договора о закупке по результатам переговоров заказчик обнародует уведомление о намерении заключить договор.

Справка. Уведомление о намерении заключить договор при применении переговорной процедуры закупки обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа в течение 1 календарного дня после принятия решения заказчиком.

В уведомлении о намерении заключить договор указывают:

— наименование и местонахождение заказчика;

— наименование, количество товара и место его поставки, вид работ и место их выполнения или вид услуг и место их предоставления;

— сроки поставки товаров, выполнения работ, предоставления услуг;

— наименование, местонахождение и контактные телефоны участника (участников), с которым проведены переговоры;

— цену предложения;

— обоснование применения переговорной процедуры.

Важно! Форма уведомления о намерении заключить договор при применении переговорной процедуры утверждена приказом № 490.

Ключевые изменения, касающиеся заключения договора о закупке

Как и раньше, договор о закупке заказчик заключает в письменной форме в соответствии с ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных в Законе № 922.

Вместе с тем, в отличие от предыдущих требований, законодатель прописал, что условия договора о закупке не должны отличаться не только от цены предложения при конкурсных торгах, но и от цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Так, ч. 4 ст. 36 Закона № 922 предусмотрено, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания ТП по результатам аукциона (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

Что интересно: в настоящее время, если заказчик заключит договор не в соответствии с ценой победителя торгов, то существует риск признания такого договора недействительным. Поскольку согласно требованиям нормы ч. 1 ст. 37 Закона № 922 договор о закупке является ничтожным, в том числе и в случае его заключения с нарушением требований ч. 4 ст. 36 Закона № 922.

Обращаем внимание на то, что срок, в течение которого заказчик не может заключить договор о закупке после того, как уже был выбран победитель торгов, не претерпел изменений: как и раньше, он составляет 10 календарных дней ( ч. 2 ст. 32 Закона № 922). Однако в настоящее время отсчет такого срока заказчик ведет со дня обнародования уведомления о намерении заключить договор о закупке на веб-портале www.prozorro.gov.ua.

При этом обратите внимание: претерпел изменения конечный срок заключения договора о закупке по результатам конкурсных торгов.

Так, если в соответствии с Законом № 1197 заказчик заключает договор о закупке с участником, предложение конкурсных торгов которого акцептовано, не позже чем через 30 календарных дней со дня акцепта предложения, то согласно Закону № 922 заказчик заключает договор о закупке с участником, признанным победителем торгов в течение срока действия его предложения, не позже чем через 20 календарных дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке.

Заметим также: в настоящее время установлен конечный срок заключения договора о закупке в случае проведения переговорной процедуры закупки. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 35 Закона № 922 переговорная процедура закупки отменяется заказчиком, в частности, в случае неподписания участником договора о закупке в срок 35 дней (20 дней — в случае применения переговорной процедуры закупки по основаниям, определенным п. 3 ч. 2 указанной статьи, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, централизованной поставки горячей воды, услуг по централизованному отоплению, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и/или водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Следовательно, конечный срок заключения договора по результатам переговорной процедуры — 35 (20) календарных дней со дня обнародования уведомления о намерении заключить договор.

При этом не забудьте: договор о закупке в течение 2 календарных дней со дня его заключения заказчик должен обнародовать в ЭСЗ.

Что касается случаев, когда заказчик имеет право изменить существенные условия договора о закупке после его подписания, то они остались прежними. Но в настоящее время в Законе № 922 существует определенная несогласованность относительно изменения договора в части его продления на 20 % суммы договора. Ведь п. 8 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 предусмотрено изменение условий договора в связи с применением положений ч. 6 этой статьи, однако ст. 36 Закона № 922 не содержит ч. 6, а положение относительно 20-процентного продления договора указано в ч. 5 этой статьи. Следовательно, в этой части Закон № 922 требует внесения изменений.

Также новым является следующее: согласно п. 7 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 для того, чтобы в дальнейшем внести изменения в существенные условия договора относительно изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса потребительских цен, изменения курса иностранной валюты, изменения биржевых котировок или показателей Platts, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке, нужно, чтобы предварительно в договоре о закупке был установлен порядок изменения цены.

Вообще не следует забывать, что на стадии подготовки ТД заказчикам необходимо включить в проект договора порядок изменения его условий. Напомним, что в ст. 188 ХКУ предусмотрен порядок изменения и расторжения хозяйственных договоров. При этом в ст. 651 — 654 ГКУ установлены особенности изменения, расторжения договора (в частности: основания, формы изменения или расторжения договора, а также правовые последствий таких действий).

Кроме того, отметим, что законодатель изменил сроки обнародования уведомления о внесении изменений в договор и отчет о выполнении договора. Такой новый срок обнародования этих документов составляет 3 календарных дня.

Что касается уведомления о внесении изменений в договор, то его необходимо обнародовать во всех 8 случаях, предусмотренных в ч. 4 ст. 36 Закона № 922 (без какого-либо исключения).

Покажем на схеме эти обновленные требования относительно обнародования информации, касающейся договора о закупке:

Обнародование информации о договоре о закупке

Об обжаловании и ответственности в сфере публичных закупок

Поскольку публичные закупки осуществляются в электронном формате, то и обжалование таких закупок должно быть электронным.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона № 922 жалоба в орган обжалования подается субъектом обжалования в форме электронного документа через ЭСЗ. После размещения жалобы субъектом обжалования в ЭСЗ жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка.

При этом жалоба вместе с регистрационной карточкой в день размещения субъектом обжалования автоматически обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа.

Заметим, что к жалобе должны быть приложены документы и материалы в электронной форме (в том числе в виде файла формата .pdf), подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика, а также обязательно документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.

Справка. В соответствии с постановлением КМУ «Об установлении размера платы за подачу жалобы» от 23.03.2016 г. № 291 за подачу жалобы в орган обжалования в соответствии с Законом № 922 взимается плата в следующих размерах:

— 5 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры закупки товаров или услуг;

— 15 тыс. грн. — в случае обжалования процедуры закупки работ.

После внесения в реестр жалоба с сопроводительными документами и ее регистрационная карточка автоматически направляются органу обжалования и заказчику.

Датой начала рассмотрения жалобы является дата обнародования регистрационной карточки жалобы в ЭСЗ.

Заметим: в случае принятия жалобы к рассмотрению ЭСЗ автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует договор о закупке и отчет о результатах проведения процедуры закупки.

При этом заказчику запрещается совершать какие-либо действия и принимать какие-либо решения относительно закупки, в том числе заключение договора о закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе. В случае если заказчик устранил нарушения, указанные в жалобе, он в течение 1 рабочего дня с момента устранения нарушений должен уведомить об этом орган обжалования и разместить в ЭСЗ подтверждение такого устранения.

Как и раньше, заключать договор о закупке во время обжалования запрещено.

Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 15 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы. Следует отметить, что субъект обжалования, заказчик могут участвовать в рассмотрении жалобы, в том числе путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени. Рассмотрение жалобы является открытым, все желающие могут присутствовать на рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, видео- и звукозаписи.

ЭСЗ автоматически обнародует принятые органом обжалования решения на веб-портале Уполномоченного органа и рассылает уведомления субъекту обжалования и заказчику.

В определенной степени претерпел изменения и институт административной ответственности за нарушения в сфере закупок. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона № 922 за нарушение требований, установленных им и нормативно-правовыми актами, разработанными в соответствии с этим Законом, предусмотрено следующее: члены тендерного комитета заказчика, уполномоченное лицо (лица), члены органа обжалования, служебные (должностные) лица Уполномоченного органа, служебные (должностные) лица органов, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка), несут ответственность согласно законам Украины.

При этом Законом № 922 внесены изменения в ст. 16414 КУоАП. Так, ст. 16414 этого Кодекса изложена в новой редакции.

На сегодняшний день в ст. 16414 КУоАП предусмотрен исключительный перечень составов правонарушений, за совершение которых должностные лица контролирующего органа будут иметь право составлять административный протокол. При этом обновленная редакция ч. 1 ст. 16414 КУоАП в настоящее время не содержит словосочетания «в том числе», наличие которого раньше позволяло контролерам составлять административные протоколы не только в случае наличия составов нарушений, перечисленных в ч. 1 ст. 16414 КУоАП, но и при наличии других нарушений законодательства об осуществлении государственных закупок.

Новые подзаконные нормативно-правовые акты

С целью реализации норм Закона № 922 приняты следующие нормативно-правовые акты:

Порядок функционирования электронной системы закупок и проведения авторизации электронных площадок, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 166;

Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454;

Порядок размещения информации о публичных закупках, утвержденный приказом Минэкономразвития от 18.03.2016 г. № 477;

приказ № 490;

— Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденное приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557;

— Примерная тендерная документация, утвержденная приказом Минэкономразвития от 13.04.2016 г. № 680;

Порядок осуществления допороговых закупок, утвержденный приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35.

На этом сегодня все. В следующих номерах газеты «Бюджетная бухгалтерия» мы подробнее ознакомим вас с практическим применением этих документов и будем вместе готовиться к полноценной работе в системе электронных закупок.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 20.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Приказ № 490 приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

Приказ № 1106 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд