Темы статей
Выбрать темы

О необходимости подтверждения органами местного самоуправления своими учредительными документами соответствия требованиям п. 133.4 ст. 133 НКУ

Министерство юстиции Украины
Письмо от 17.10.2016 г. № 35488/28454-0-33-16/7

Министерство юстиции рассмотрело письмо <…> о предоставлении разъяснения некоторых норм законодательства и в пределах компетенции сообщает.

Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс) регулирует отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяет исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства (статья 1 Кодекса).

Неприбыльные предприятия, учреждения и организации — это неприбыльные предприятия, учреждения и организации, которые не являются плательщиками налога на прибыль предприятий согласно пункту 133.4 статьи 133 этого Кодекса (подпункт 14.1.121 пункта 14.1 статьи 14 Кодекса).

Согласно подпунктам 133.4.1, 133.4.2, 133.4.5, 133.4.6 пункта 133.4 статьи 133 Кодекса неприбыльным предприятием, учреждением и организацией является предприятие, учреждение и организация (далее — неприбыльная организация), одновременно соответствующая следующим требованиям:

создана и зарегистрирована в порядке, определенном законом, регулирующим деятельность соответствующей неприбыльной организации;

учредительные документы которой содержат запрет распределения полученных доходов (прибылей) или их части среди учредителей (участников), членов такой организации, работников (кроме оплаты их труда, начисления единого социального взноса), членов органов управления и других связанных с ними лиц;

учредительные документы которой предусматривают передачу активов одной или нескольким неприбыльным организациям соответствующего вида либо зачисление в доход бюджета в случае прекращения юридического лица (в результате его ликвидации, слияния, деления, присоединения или преобразования). Положение этого абзаца не распространяется на объединения и ассоциации объединений совладельцев многоквартирных домов;

внесена контролирующим органом в Реестр неприбыльных учреждений и организаций.

Доходы (прибыли) неприбыльной организации используются исключительно для финансирования расходов на содержание такой неприбыльной организации, реализации цели (целей, задач) и направлений деятельности, определенных ее учредительными документами.

К неприбыльным организациям, которые соответствуют требованиям этого пункта и не являются плательщиками налога, в частности, могут быть отнесены бюджетные учреждения.

Порядок ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра устанавливает Кабинет Министров Украины.

Согласно пункту 2 постановления Кабинета Министров Украины от 13 июля 2016 года № 440 «Об утверждении Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра» неприбыльные организации, включенные в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на день вступления в силу Закона Украины от 17 июля 2015 года № 652-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины в отношении налогообложения неприбыльных организаций», уведомленные об установлении несоответствия учредительных документов требованиям, определенным пунктом 133.4 статьи 133 Кодекса, а для жилищно-строительных кооперативов также отсутствие заверенных ими копий документов, подтверждающих дату принятия в эксплуатацию законченного строительством жилого дома и факт сооружения или приобретения такого дома жилищно-строительным (жилищным) кооперативом, с целью включения в новый Реестр неприбыльных учреждений и организаций обязаны привести до 1 января 2017 года свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными пунктом 133.4 статьи 133 Кодекса, и в этот же срок подать копии таких документов контролирующему органу.

Неприбыльные организации, которые до 1 января 2017 года не привели свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными пунктом 133.4 статьи 133 Кодекса, и не предоставили копии таких документов контролирующему органу, исключаются после 1 января 2017 года контролирующим органом из Реестра неприбыльных учреждений и организаций с учетом положений пунктов 16 и 17 Порядка, утвержденного этим постановлением.

В свою очередь, Закон Украины от 21 мая 1997 года «О местном самоуправлении» (далее — Закон) согласно Конституции Украины определяет систему и гарантии местного самоуправления в Украине, принципы организации и деятельности, правового статуса и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со статьей 1 Закона районные и областные советы — это органы местного самоуправления, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов.

Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и наделяются этим и другими законами собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность согласно закону (часть первая статьи 16 Закона).

В соответствии с частью второй статьи 61, частью первой статьи 62 Закона районные и областные советы утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами либо для выполнения общих проектов и из средств, привлеченных на договорных принципах из местных бюджетов для реализации общих социально-экономических и культурных программ, контролируют их выполнение.

Государство финансово поддерживает местное самоуправление, участвует в формировании доходов местных бюджетов, осуществляет контроль за законным, целесообразным, экономным, эффективным расходованием средств и надлежащим их учетом.

При этом согласно частям первой, третьей, четвертой, шестой статьи 63 Закона доходы местных бюджетов формируются за счет собственных, определенных законом, источников и закрепленных в установленном законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других обязательных платежей.

Состав доходов местных бюджетов определяется Бюджетным кодексом Украины и законом о Государственном бюджете Украины.

Доходы местного бюджета зачисляются в общий или специальный фонд местного бюджета согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины и закона о Государственном бюджете Украины.

Средства государственного бюджета, которые передаются в виде дотаций и субвенций, утверждаются в законе о Государственном бюджете Украины для каждого соответствующего местного бюджета согласно Бюджетному кодексу Украины.

Частями первой, четвертой, пятой статьи 64 Закона определено, что расходы, осуществляемые органами местного самоуправления на нужды территориальных громад, их размер и целевое направление определяются соответствующими решениями о местном бюджете; расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий по обеспечению общих интересов территориальных громад, — соответствующими решениями о районном и областном бюджетах.

Расходы местного бюджета формируются согласно разграничению расходов между бюджетами, определенному Бюджетным кодексом Украины, для выполнения полномочий органов местного самоуправления.

Расходы местного бюджета осуществляются из общего и специального фондов местного бюджета согласно требованиям Бюджетного кодекса Украины и закона о Государственном бюджете Украины.

В соответствии с пунктами 12, 30 статьи 2 Бюджетного кодекса Украины бюджетные учреждения — это органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, полностью содержащиеся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.

Бюджетные учреждения осуществляют свою деятельность на основе сметы — основного планового финансового документа бюджетного учреждения, которым на бюджетный период устанавливаются полномочия в отношении получения поступлений и распределения бюджетных ассигнований на взятие бюджетных обязательств и осуществление платежей для выполнения бюджетным учреждением своих функций и достижения результатов, определенных согласно бюджетным назначениям.

Учитывая изложенное, отсутствует необходимость подтверждать органами местного самоуправления своими учредительными документами соответствие требованиям пункта 133.4 статьи 133 Налогового кодекса Украины.

Наряду с этим отмечаем, что письма министерств, других центральных органов исполнительной власти не являются нормативно-правовыми актами, они носят только информационный характер и не устанавливают правовых норм.

Первый заместитель Министра Н. Севостьянова

Комментарий редакции

Как органам местного самоуправления подтвердить свою неприбыльность: позиция Минюста

В комментируемом письме Минюст поставил точку в вопросе о том, каким образом органам местного самоуправления подтвердить свою неприбыльность.

Напомним, что неприбыльные организации должны до 1 января 2017 года привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными п. 133.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) и предоставить копии таких документов контролирующему органу. Те неприбыльные учреждения, которые не выполнили указанные действия, после 1 января 2017 года контролирующий орган исключит из Реестра неприбыльных учреждений и организаций с учетом положений Порядка ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в Реестр и исключения из Реестра, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2016 г. № 440 (далее Порядок № 440).

Такие требования к неприбыльным организациям, к которым, в частности, относятся бюджетные учреждения, предусмотрены указанным Порядком. Подробно об этом ГФСУ разъяснила в письме «Об актуализации реестра неприбыльных учреждений и организаций» от 25.08.2016 г. № 28602/7/99-99-15-02-01-17 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 37, с. 11). Также об этом шла речь в материале «Необходимо ли неприбыльным организация проходить перерегистрацию» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 29, с. 15).

Учитывая такие законодательные требования, не до конца было понятно, каким образом органам местного самоуправления привести свои уставные документы в соответствие с требованиями п. 133.4 НКУ и Порядка № 440. Дело в том, что органы местного самоуправления созданы и действуют в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР и в связи с этим не имеют уставных (учредительных) документов.

Учитывая особенности создания и деятельности органов местного самоуправления, Минюст в комментируемом письме пришел к следующему выводу: для органов местного самоуправления отсутствует необходимость подтверждать своими учредительными документами соответствие требованиям п. 133.4 НКУ.

Таким образом, органам местного самоуправления для подтверждения своей неприбыльности достаточно ответить на письменный запрос контролирующего органа о соответствии такой неприбыльной организации требованиям, установленным п. 133.4 НКУ, без подачи своих учредительных документов.

В том случае, если неприбыльная организация действует на основании учредительных документов вышестоящей организации в соответствии с законом, такая неприбыльная организация может сообщить контролирующему органу о том, что она относится к структуре соответствующей организации вышестоящего уровня и подать копии документов, которые подтверждают такую принадлежность (подчиненность). Об этом сообщила ГФС в письме от 28.10.2016 г. № 23358/6/99-99-15-02-02-15.

Для всех других бюджетных учреждений, которые по каким-либо причинам до сих пор еще не успели подтвердить свою неприбыльность и привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями, установленными п. 133.4 НКУ, есть приятная новость.

Согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности» от 06.10.2016 г. № 1666-VIII внесены изменения в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

В частности, этими изменениями предусмотрена отмена взимания административного сбора за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, физическом лице — предпринимателе и общественном формировании, не имеющем статуса юридического лица, в том числе изменений в учредительные документы, связанные с приведением их в соответствие с законами Украины в срок, определенный этими законами. Таким образом, это дает возможность бюджетным учреждениям с 02.11.2016 г. бесплатно вносить изменения в свои уставные (учредительные) документы во исполнение требований НКУ.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше