Темы статей
Выбрать темы

О направлении средств городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда и на ремонт дорог государственного значения

Письмо от 14.09.2016 г. № 31-05230-18-10/26222

Министерство финансов Украины рассмотрело обращение <…> о предоставлении разъяснений по поводу направления средств городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда и на ремонт дорог государственного значения и сообщает.

Отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов, отчетности об их исполнении и контроля за соблюдением бюджетного законодательства, а также вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства регулируются Бюджетным кодексом Украины (далее — Кодекс) и нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Статьей 143 Конституции Украины и статьей 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено, что местные советы могут утверждать программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевые программы по другим вопросам местного самоуправления и контролировать их выполнение.

Статьей 7 Кодекса и статьей 61 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» органам власти Автономной Республики Крым и органам местного самоуправления предоставлено право самостоятельно определять направления использования бюджетных средств согласно законодательству Украины.

То есть окончательное определение направлений использования бюджетных средств относится к компетенции соответствующих органов местного самоуправления и местных органов исполнительной власти.

О направлении средств городского бюджета на капитальный ремонт жилищного фонда

Согласно части 3 статьи 71 Кодекса средства местного бюджета могут также направляться на капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с ч. 1 статьи 91 Кодекса из местных бюджетов всех уровней могут осуществляться расходы, в частности, на местные программы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов и реконструкцию и ремонт жилых домов.

Объем средств на реализацию этих программ определяется решением о местном бюджете исходя из имеющегося финансового ресурса соответствующего местного бюджета.

Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР к собственным полномочиям сельских, поселковых и городских советов относится содействие созданию ОСМД в соответствии с утвержденными местным советом программами (ч. 1 ст. 30).

Статьей 21 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-ІП определено, что средства ОСМД включают и средства государственного и/или местного бюджетов, полученные на условиях совместного финансирования для содержания, реконструкции, реставрации, проведения текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения многоквартирных домов.

О софинансировании местными бюджетами дорог государственного значения

В соответствии со статьей 91 Кодекса органы местного самоуправления могут утверждать местные программы по строительству, реконструкции, ремонту улиц и дорог населенных пунктов и других дорог, являющихся составляющими автомобильных дорог государственного значения (на условиях софинансирования).

Объем средств на реализацию этих программ определяется решением о местном бюджете исходя из имеющегося финансового ресурса соответствующего местного бюджета. Договор, заключаемый с территориальным подразделением Службы автомобильных дорог Украины, является неотъемлемой частью такого решения. Именно этим договором определяются условия направления и использования средств соответствующих местных бюджетов на цели, связанные с реализацией таких программ (совместное финансирование с определением долевого участия, перечень участков дорог государственного значения, исполнители и т. п.).

Если решением соответствующего совета заказчиком или исполнителем работ определен распорядитель средств местного бюджета, расходы на проведение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, должны осуществляться по соответствующему коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов (приказ Министерства финансов Украины «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11) согласно Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 23.08.2012 г. № 938.

При этом распорядитель средств местного бюджета может уполномочить получателя бюджетных средств на выполнение работ, связанных со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.

Осуществление расходов на выполнение программ, по которым решением соответствующего совета заказчиком или исполнителем работ определен распорядитель средств государственного бюджета, возможно только путем передачи соответствующих бюджетных ресурсов из местного бюджета в виде межбюджетного трансферта.

Порядок передачи средств из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ по другим вопросам местного самоуправления изложен в письме Государственного казначейства Украины от 18.04.2005 г. № 07-04/735-3326.

В соответствии с Порядком главный распорядитель средств местного бюджета, согласно принятому решению о местном бюджете и в пределах соответствующих ассигнований в части межбюджетных трансфертов, перечисляет средства распорядителю средств государственного бюджета (исполнителю программы) на отдельный специальный регистрационный счет, открытый в общеустановленном порядке в соответствующем органе Государственной казначейской службы Украины по месту обслуживания распорядителя бюджетных средств.

После получения указанных поступлений (межбюджетных трансфертов на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов) распорядитель средств государственного бюджета должен внести изменения в смету по специальному фонду в части доходов и соответствующих расходов по процедуре, определенной для внесения изменений по собственным поступлениям распорядителей средств.

Заместитель Министра С. Марченко

Комментарий редакции

Финансирование капремонта жилищного фонда и ремонта дорог за средства местных бюджетов: разъясняет Минфин

Вопросы, рассматриваемые Минфином в комментируемом письме, до сих пор являются достаточно актуальными. Кстати, на эти вопросы мы давали ответы на страницах нашего издания (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 41, 23, 17-18). Минфин в комментируемом письме полностью подтвердил наше мнение и объяснил некоторые нюансы. Давайте рассмотрим все по порядку.

Начнем с вопроса о финансировании за средства местного бюджета капитального ремонта жилищного фонда.

Согласно пп. 5 и 13 ч. 1 ст. 91 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) к расходам, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, относятся расходы на реализацию программ развития жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов, в том числе в части реконструкции и ремонта жилых домов.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 71 БКУ средства бюджета развития могут направляться, в частности, на капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства.

Как указано в письме Минфина, проведение расходов на ремонт жилищного фонда должно происходить в рамках соответствующей программы, принятой органом местного самоуправления.

Право органов местного самоуправления принимать соответствующие программы определено в ст. 43 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. 280/97-ВР (далее — Закон № 280).

Так, п.п. 16 п. 1 ст. 43 этого Закона определено: исключительно на пленарных заседаниях районного, областного совета решаются вопросы об утверждении программ социально-экономического и культурного развития соответственно района, области, целевых программ по другим вопросам, заслушиваются отчеты об их выполнении.

При этом объем средств на финансирование программ каждый орган местного самоуправления определяет самостоятельно исходя из имеющихся финансовых ресурсов и закрепляет его соответствующим решением.

Кроме того, Минфин отмечает, что средства на ремонт жилищного фонда могут выделяться из местных бюджетов соответствующим ОСМД, созданным согласно Закону Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III, на условиях софинансирования текущего и капитального ремонтов жилых домов.

По поводу финансирования ремонтов дорог государственного значения из местных бюджетов отметим следующее.

Напомним, что автомобильные дороги делятся на:

— автомобильные дороги общего пользования;

— улицы и дороги городов и других населенных пунктов;

— ведомственные (технологические) автомобильные дороги;

— автомобильные дороги на частных территориях.

При этом автомобильные дороги общего пользования являются составляющей Единой транспортной системы Украины и удовлетворяют потребности общества в автомобильных пассажирских и грузовых перевозках. Такие дороги находятся в государственной собственности и не подлежат приватизации.

Автомобильные дороги общего пользования делятся на автомобильные дороги государственного и местного значения.

Согласно ст. 16 Закона Украины «Об автомобильных дорогах» от 08.09.2005 г. № 2862-IV (далее — Закон № 2862) улицы и дороги городов и других населенных пунктов находятся в ведении органов местного самоуправления и являются коммунальной собственностью.

Организация строительства, реконструкции, ремонта и содержания улиц и дорог городов и других населенных пунктов по установленным для них строительным нормам, государственным стандартам и нормам является одной из основных обязанностей органов местного самоуправления в части управления функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов. Об этом указано в ст. 19 Закона № 2862.

Кроме того, согласно ст. 21 этого Закона органы местного самоуправления, управляющие функционированием и развитием улиц и дорог городов и других населенных пунктов, отвечают за:

1) состояние улиц и дорог городов и других населенных пунктов в соответствии с действующими нормами, в том числе в отношении безопасности движения транспортных средств и пешеходов;

2) качество работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию улиц и дорог городов и других населенных пунктов;

3) размещение технических средств организации дорожного движения, объектов дорожного сервиса и рекламоносителей;

4) возмещение убытков пользователям улиц и дорог городов и других населенных пунктов, возникших в результате их неудовлетворительного состояния, в порядке, определенном законом.

Как указано в ч. 1 п.п. «а» п. 1 ст. 31 Закона № 280, к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относится организация за счет собственных средств и на паевых принципах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, жилых домов, дорог местного значения, а также капитального и текущего ремонтов улиц и дорог населенных пунктов и прочих дорог, являющихся составляющими автомобильных дорог государственного значения (как софинансирование на договорных основах).

Поэтому в случае, когда дороги находятся в ведении соответствующего сельского или поселкового совета, такой совет может проводить соответствующие ремонты за счет средств местного бюджета.

На это в свое время обращало внимание ГлавКРУ в письме от 12.06.2009 г. № 07-14/735 (ср. ). В этом письме также указывалось, что средства местного бюджета не должны расходоваться на ремонт дорог, находящихся в ведении органа государственного управления автомобильными дорогами общего пользования.

Но со времен появления этого письма законодательство изменилось. Так, согласно изменениям, внесенным в 2015 году в ст. 20 Закона № 2862 и ст. 31 Закона № 280, местный совет может выделить средства на ремонт дорог, являющихся составляющими автомобильных дорог государственного значения.

Кстати, это же подтверждается и нормами БКУ.

Так, согласно ч. «в» п.п. 10 п. 1 ст. 91 этого Кодекса к расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться из всех местных бюджетов, относятся расходы на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог местного значения, улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах, а также капитальный и текущий ремонт улиц и дорог населенных пунктов и других дорог, являющихся составляющими автомобильных дорог государственного значения (как софинансирование на договорных основах).

И опять же в комментируемом письме Минфин обращает внимание на то, что выделение средств на такой ремонт дорог должно проводиться в рамках соответствующей утвержденной программы исходя из имеющегося финансового ресурса соответствующего местного бюджета.

При этом обязательно должен быть заключен договор с территориальным подразделением службы автомобильных дорог Украины. В таком договоре необходимо прописать условия направления и использования средств соответствующих местных бюджетов на цели, связанные с реализацией таких программ, как то: определение долевого участия софинансирования, перечень участков дорог, которые нужно отремонтировать, исполнители ремонта и т. п.

Как отметил Минфин в комментируемом письме, средства местного бюджета на софинансирование ремонта дорог могут быть предоставлены двумя путями:

1) в государственный бюджет в виде межбюджетного трансферта;

2) непосредственно исполнителю работ, например, получателю средств местного бюджета, если такой получатель уполномочен на выполнение ремонтных работ.

Заметим, что в первом случае следует руководствоваться механизмом, определенным в письме Госказначейской службы «О порядке осуществления расходов на реализацию программ социально-экономического и культурного развития регионов» от 18.04.2005 г. № 07-04/735-3326.

Так, главный распорядитель средств местного бюджета согласно принятому решению о местном бюджете и в пределах соответствующих ассигнований в части межбюджетных трансфертов перечисляет средства распорядителю средств государственного бюджета (исполнителю программы) на отдельный специальный регистрационный счет. Указанные поступления отражаются в учете и отчетности об исполнении государственного бюджета по коду бюджетной классификации доходов 41032400 «Субвенция из местного бюджета государственному бюджету на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов».

После получения указанных поступлений (межбюджетных трансфертов на выполнение программ социально-экономического и культурного развития регионов) распорядитель средств государственного бюджета должен внести изменения в специальный фонд сметы в части доходов и соответствующих расходов по процедуре, определенной для внесения изменений по собственным поступлениям распорядителей средств.

Татьяна СТАНКУС, заместитель главного редактора

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше