Об определении уполномоченного лица

В избранном В избранное
Печать
Бюджетная бухгалтерия Октябрь, 2016/№ 38
Письмо от 12.09.2016 г. № 3302-06/29267-08

Министерство экономического развития и торговли Украины в связи с введением в действие Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон) с 1 августа 2016 года для всех заказчиков и на многочисленные обращения субъектов сферы публичных закупок об определении уполномоченного лица сообщает.

Закон устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады.

В соответствии с частью первой статьи 11 Закона для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц).

Согласно пункту 33 части первой статьи 1 Закона уполномоченное лицо (лица) — служебное, должностное и прочее физическое лицо заказчика, определенное ответственным за организацию и проведение процедур закупки согласно этому Закону на основании собственного предписывающего решения или трудового договора (контракта).

При этом полномочия и функции уполномоченного лица (лиц) определены в статье 11 Закона.

В то же время Примерное положение о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах) утверждено приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557 «Об утверждении Примерного положения о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах)» (далее — Примерное положение).

Абзацем третьим части первой статьи 11 Закона определено, что членство в тендерном комитете или определение уполномоченного лица (лиц) не должно создавать конфликт между интересами заказчика и участника или между интересами участников процедуры закупки, наличие которого может повлиять на объективность и непредвзятость принятия решений в отношении выбора победителя процедуры закупки. Уполномоченное лицо (лица) при организации и проведении процедур закупок должно обеспечить объективность и непредвзятость во время процесса организации и проведения процедур закупки в интересах заказчика.

В соответствии с частью второй статьи 11 Закона, в частности, уполномоченное лицо (лица) осуществляет свою деятельность на основании заключенного с заказчиком трудового договора (контракта) или распорядительного решения заказчика. Уполномоченное лицо должно иметь высшее образование.

Вместе с тем согласно статье 2 Кодекса законов о труде Украины трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, подчиняется внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган или физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Работник имеет право реализовать свои способности к производительному и творческому труду путем заключения трудового договора на одном или одновременно на нескольких предприятиях, в учреждениях, организациях, если иное не предусмотрено законодательством, коллективным договором или соглашением сторон.

Особой формой трудового договора является контракт, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в т. ч. материальная), условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения договора, в том числе досрочного, могут устанавливаться соглашением сторон. Область применения контракта определяется законами Украины.

Учитывая содержание статьи 23 Кодекса законов о труде Украины, трудовой договор может быть бессрочным, заключаемым на неопределенный срок или на определенный срок, установленный по согласованию сторон, либо заключаемым на время выполнения определенной работы.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера следующей работы, или условий ее выполнения, или интересов работника и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами (статья 23 Кодекса законов о труде Украины).

Вместе с тем согласно статье 24 Кодекса законов о труде Украины трудовой договор заключается, как правило, в письменной форме. Соблюдение письменной формы обязательно, в частности, при заключении контракта; при заключении трудового договора с физическим лицом.

Таким образом, заказчик имеет право определять любое (любых) уполномоченное лицо (уполномоченных лиц) для организации и проведения процедур закупок путем заключения с таким лицом именно трудового договора (контракта), с соблюдением требований статьи 11 Закона, Кодекса законов о труде Украины и законодательства в целом.

О создании отдельного структурного подразделения

В соответствии с пунктом 3.8 Раздела III Положения о комитете в случае определения двух и более уполномоченных лиц заказчик может принять решение о создании соответствующего отдельного структурного подразделения и определить руководителя, который организует работу такого подразделения.

Таким образом, если заказчик определил несколько уполномоченных лиц, в таком случае заказчик может создать отдельное структурное подразделение для организации и проведения процедур закупок.

О праве подписи договора о закупке уполномоченным лицом

Согласно пункту 3.1 Раздела III Положения о комитете уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) в соответствии с нормами трудового законодательства.

В случае заключения трудового договора такой договор может заключаться на установленный или неопределенный срок по согласованию заказчика и уполномоченного лица (лиц) либо на время организации и проведения процедур (процедуры) закупок.

Уполномоченное лицо (лица) может иметь право на подписание договоров о закупке в случае предоставления заказчиком таких полномочий, оформленных согласно законодательству.

Так, согласно частям первой и третьей статьи 237 Гражданского кодекса Украины представительством является правоотношение, в котором одна сторона (представитель) обязана или имеет право совершить правовую сделку от имени второй стороны, которую она представляет. Представительство возникает на основании договора, закона, акта органа юридического лица и по другим основаниям, установленным актами гражданского законодательства.

Поэтому право на подписание договоров о закупке возникает у уполномоченного лица в случае, если такое право предоставлено ему в установленном законодательством порядке

Об особенностях заключения трудовых договоров

Дополнительно информируем, что согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Министерстве социальной политики Украины (Минсоцполитики), утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 17.06.2015 г. № 423 (далее — Положение), Минсоцполитики является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере труда и социальной политики, занятости населения и трудовой миграции, трудовых отношений и соответственно предоставляет разъяснения о реализации государственной политики по вопросам, относящимся к его компетенции.

Следовательно, по вопросам о трудовых правоотношениях и особенностях заключения трудовых договоров необходимо обращаться в указанный выше центральный орган исполнительной власти.

Одновременно отмечаем, что письма министерств не устанавливают норм права, носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Директор Департамента регулирования государственных закупок А. Стародубцев

Комментарий редакции

Назначение и полномочия уполномоченного лица: разъясняет Минэкономразвития

Для организации и проведения процедур закупок заказчик создает тендерный комитет или определяет уполномоченное лицо. Такая обязанность заказчика предусмотрена ст. 11 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922).

Поэтому, начав работать с 01.08.2016 г. по Закону № 922, заказчики должны определиться, кому они доверят проводить публичные процедуры закупок: тендерному комитету или уполномоченному лицу. Поскольку право выбора в этом вопросе было полностью передано в руки заказчика, то каждый решил его по своему усмотрению и выбрал для себя тот или иной вариант. Заказчики больше привыкли к тому, что торги проводит комитет, поэтому определенная часть приняла решение о создании тендерного комитета. А остальные заказчики все же решили назначить уполномоченное лицо.

Понятно, что сразу возникла масса вопросов по поводу назначения и деятельности уполномоченного лица, поэтому мы своевременно помогали нашим читателям разбираться. Ответы на наиболее распространенные вопросы о назначении уполномоченного лица, а также практические рекомендации по его деятельности можно найти в материалах «Тендерный комитет или уполномоченное лицо?» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 23, с. 9), «Идем на сближение с новым Законом о публичных закупках: ответы на актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 27, с. 14).

И вот наконец Минэкономразвития в комментируемом письме выразило свое мнение об уполномоченном лице. Остановимся подробнее на вопросах, которые рассмотрены в этом письме.

1. Кого можно назначать уполномоченным лицом и каким требованиям оно должно соответствовать?

Определение, полномочия и функции уполномоченного лица приведены в ст. 11 Закона № 922 и в Примерном положении о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557 (далее — Примерное положение).

Уполномоченное лицо осуществляет деятельность на основании решения (приказа) заказчика или трудового договора (контракта) согласно нормам трудового законодательства. Если заказчик заключает трудовой договор с уполномоченным лицом, то такой договор может заключаться на установленный или неопределенный срок по согласованию заказчика и уполномоченного лица (лиц) либо на время организации и проведения процедур (процедуры) закупок.

Среди требований к уполномоченному лицу есть такие: должно иметь высшее образование и не менее 3 лет опыта работы в сфере закупок.

2. Когда заказчики могут создать отдельное структурное подразделение?

Заказчик имеет право определить одно, два или более уполномоченных лиц в зависимости от того, какое количество процедур публичных закупок ему необходимо провести.

В случае же определения двух и более уполномоченных лиц заказчик может принять решение о создании соответствующего отдельного структурного подразделения. Об этом сказано в п. 3.8 разд. III Примерного положения. В таком случае заказчик должен определить руководителя, который организует работу такого подразделения.

Добавим, что в случае если заказчик определяет одно уполномоченное лицо, то следует определить также лицо, которое будет исполнять обязанности уполномоченного лица в случае его отсутствия (например, при нахождении на больничном, в командировке, отпуске).

3. Имеет ли уполномоченное лицо право подписи договоров о закупке?

Как указано в комментируемом письме, уполномоченное лицо может иметь право на подписание договоров о закупке в случае предоставления заказчиком таких полномочий, оформленных согласно законодательству. Таким образом, право на подписание договоров о закупке появляется у уполномоченного лица в случае, если такое право дано ему в установленном законодательством порядке.

Следовательно, для того чтобы не было путаницы в этом вопросе, необходимо четко определить, кто именно имеет право подписывать договоры о закупке. Например, одни заказчики оформляют это отдельным распорядительным документом руководителя учреждения, а другие — прописывают непосредственно в приказе о назначении уполномоченного лица. Также не лишним будет определить, кто исполняет обязанности уполномоченного лица и подписывает договоры о закупке на период его отсутствия.

4. Есть ли какие-то особенности заключения трудовых договоров с уполномоченными лицами?

Исходя из ответа на этот вопрос, авторы комментируемого письма не видят никаких особенностей заключения трудовых договоров с уполномоченными лицами. И не удивительно, что именно такой ответ предоставило Минэкономразвития, поскольку заказчиков больше волнует вопрос о возможности введения отдельной штатной единицы для таких работников и оплаты их труда. Ответ на этот вопрос можно найти в консультации специалиста Минсоцполитики «Уполномоченное лицо заказчика вместо тендерного комитета: как оплатить трудовые обязанности» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 28, с. 30).

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить