Темы статей
Выбрать темы

Осуществление публичных закупок: вопросы и ответы

Дуброва Ярослава, консультант по публичным закупкам

Об определении стоимости предмета закупки

Учреждение закупает различные товары (пластмассовые изделия) по одному и тому же коду ДК 016:2010, например по коду «Изделия пластмассовые» — вагонку, пластиковые стенды и т. п. Для закупки таких товаров заключены несколько договоров, стоимость каждого из которых не превышает 20 тыс. грн.

Для проведения электронных закупок облсоветом установлен предел — 20 тыс. грн., поэтому учреждение не проводило закупку указанных товаров через электронную систему Prozorro.

Общая стоимость закупленных товаров превысила 20 тыс. грн., потому возникли вопросы:

1) нужно ли суммировать стоимость товаров при определении предмета закупки и считать это одним предметом закупки? Или же стоимость закупаемых товаров суммировать не нужно, т. е. это разные предметы закупки? Например, согласно договору закупки № 1 стоимость вагонки не превышает 20 тыс. грн., согласно договору № 2 она также меньше 20 тыс. грн.;

2) как быть, если общая стоимость предмета закупки по одному коду превышает 20 тыс. грн.? Обязательно ли в дальнейшем все товары по этому коду закупать через систему Prozorro или только в случае, если по одному виду товара сумма не превышает 20 тыс. грн.?

Как предусмотрено абз. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 922, при осуществлении заказчиком публичных закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок, при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчик обязательно обнародует отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок согласно ст. 10 данного Закона.

В вашем случае предел для применения закупок через электронную систему Prozorro установлен для заказчика облсоветом и составляет 20 тыс. грн. Поэтому для выполнения заказчиком решения облсовета он должен проводить такие закупки, если ожидаемая стоимость предмета закупки равна или превышает 20 тыс. грн., через электронную систему Prozorro. Дальше проанализируем, как рассчитывается указанная сумма.

Так, согласно п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки заказчики определяют в порядке, установленном Уполномоченным органом.

При этом согласно п. 1 разд. ІІ Порядка № 454 этот Порядок устанавливает способ определения заказчиком предмета закупки в соответствии с Законом № 922.

Как предусмотрено абз. 1 п. 1 разд. ІІ Порядка № 454, предмет закупки товара определяется заказчиком в соответствии с пп. 17 и 32 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 и на основе ДК 016:2010 по показателю пятого знака с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям третьей — пятой цифр основного словаря национального классификатора Украины ДК 021:2015, а также конкретного названия товара или услуги.

При этом в 2016 году определяющим является ДК 016:2010, а не ДК 021:2015. То есть если все необходимые для закупки заказчиком товары имеют одинаковый пятый знак по ДК 016:2010, но отличаются по кодам ДК 021:2015, заказчик не должен делить такой предмет закупки на части с целью избежания применения Закона № 922.

Так, по показателю пятого знака ДК 016:2010 изделия пластмассовые могут иметь как один код, так и разные.

Например, в соответствии с ДК 016:2010 к коду категории 22.23.1 «Изделия пластмассовые для строительства; линолеум и напольные покрытия, твердые, неполимерные» отнесены следующие подкатегории товаров:

22.23.11 Покрытия на пол, стены или потолки пластмассовые, в рулонах или в форме плитки;

22.23.12 Ванны, умывальники, унитазы, сиденья и крышки к унитазам, сливные бачки и подобные санитарно-технические изделия, пластмассовые;

22.23.13 Резервуары, цистерны, баки и аналогичные емкости вместимостью свыше 300 л, пластмассовые;

22.23.14 Двери, окна и рамы оконные и пороги для дверей, подоконники, ставни, жалюзи и аналогичные изделия и их части, пластмассовые;

22.23.15 Линолеум и покрытия на пол твердые, неполимерные, т. е. упругие покрытия на пол, в частности винил, линолеум и аналогичные изделия;

22.23.19 Изделия пластмассовые для строительства, н. в. д. г*.

* Н. в. д. г. — не включенные в другие группировки. — Примеч. ред.

При этом ДК 016:2010 содержит такой класс товаров, как 22.29 «Изделия пластмассовые, прочие». К этому классу по показателю пятого знака ДК 016:2010 отнесены следующие категории товаров:

22.29.1 Одежда и аксессуары к ней (в частности, перчатки), пластмассовые;

22.29.2 Изделия пластмассовые прочие, н. в. д. г.

Вместе с тем, ДК 016:2010 относит к категории 22.29.2 такие подкатегории, как, в частности:

22.29.25 Принадлежности канцелярские или школьные пластмассовые;

22.29.29 Изделия пластмассовые, прочие.

Как видим, такой предмет закупки, как вагонка, можно отнести к категории 22.23.1 «Изделия пластмассовые для строительства; линолеум и покрытия на пол, твердые, неполимерные», а пластиковые стенды — к категории 22.29.2 «Изделия пластмассовые прочие, н. в. д. г».

Также в описанной в вопросе ситуации указывается, что у заказчика в течение года существует потребность в закупке и других пластмассовых изделий.

Таким образом, если годовая ожидаемая стоимость предмета закупки товара по пятому знаку ДК 016:2010 равна или превышает пределы, установленные для заказчика, в случае если он должен проводить публичные закупки через электронную систему закупок Prozorro (в данном случае — 20 тыс. грн.), заказчик должен провести такую закупку через систему, а не «дробить» предмет закупки и заключать несколько прямых договоров. В противном случае можно говорить о несоблюдении заказчиком решения органа управления.

Если изделия пластмассовые по показателю пятого знака ДК 016:2010 являются разными предметами закупок и стоимость такого каждого предмета закупки не превышает в данном случае 20 тыс. грн., то заказчик может заключать прямые договоры по каждому из этих предметов закупок отдельно.

О наложении ЭЦП

Нужно ли допороговые закупки подписывать электронной цифровой подписью? Может ли информацию размещать ответственное лицо, а подписывать электронной цифровой подписью — председатель тендерного комитета?

Для ответа на эти вопросы нужно разобраться, какие документы составляют при допороговых закупках, на какие из них необходимо налагать электронную цифровую подпись (далее — ЭЦП), а на какие — нет, кто должен налагать ЭЦП и кто вообще занимается допороговыми закупками?

Итак, разбираемся.

Как предусмотрено ч. 3 ст. 12 Закона № 922, при использовании электронной системы закупок с целью подачи тендерных предложений и осуществления их оценки документы и данные создаются и подаются с учетом требований Закона № 851.

Вместе с тем, согласно Закону № 851 электронный документ — это документ, информация в котором зафиксирована в виде электронных данных, включая обязательные реквизиты документа.

В то же время Законом № 851 предусмотрено, что обязательный реквизит электронного документа — это обязательные данные в электронном документе, без которых он не может быть основанием для его учета и не будет иметь юридической силы. Состав и порядок размещения обязательных реквизитов электронных документов определяются законодательством.

Также положениями Закона № 851 предусмотрено, что для идентификации автора электронного документа может использоваться электронная подпись. Наложением электронной подписи завершается создание электронного документа.

При этом оригиналом электронного документа считается электронный экземпляр документа с обязательными реквизитами, в том числе с электронной подписью автора или подписью, приравненной к собственноручной подписи согласно Закону № 852. Отношения, связанные с использованием электронных цифровых подписей, урегулированы Законом № 852.

Стоит отметить, что Законом № 922 предусмотрено составление документов, касающихся публичных закупок, по форме, утвержденной Уполномоченным органом. Так, приказом № 490 утверждены формы электронных документов в сфере публичных закупок, которые заказчик обнародует через авторизованные электронные площадки в системе Prozorro.

Согласно п. 2 приказа № 490 формами документов утверждены обязательные поля, которые заполняются заказчиком путем внесения в них имеющейся информации в электронной системе закупок. При этом указанным приказом предусмотрено, что после внесения всей обязательной информации, предусмотренной формой документа, на нее налагается ЭЦП. Далее электронная система закупок автоматически создает электронный документ.

Что касается допороговых закупок, то приказом № 490 утверждены только формы двух документов, которые заказчик должен составлять при проведении допороговых торгов и на которые должна быть наложена ЭЦП:

приложение к годовому плану закупок;

отчет о заключенных договорах.

При этом если приложение к годовому плану закупок заказчик составляет в любом случае (независимо от того, проводит он «допороги» через систему Prozorro или заключает прямые договоры без применения электронной системы закупок), то отчет о заключенных договорах следует составлять только в случае, когда сумма закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимостных порогов, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, без применения системы Prozorrо.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 11 Закона № 922 заказчик создает тендерный комитет (комитеты) или определяет уполномоченное лицо (лиц) для организации и проведения процедур закупок.

При этом в Примерном положении о тендерном комитете или уполномоченном лице (лицах), утвержденном приказом Минэкономразвития от 30.03.2016 г. № 557, предусмотрено следующее: секретарь тендерного комитета должен соблюдать требования законодательства по вопросам делопроизводства. В то же время секретарь тендерного комитета осуществляет размещение информации о процедурах публичных закупок на веб-портале Уполномоченного органа через авторизованные электронные площадки.

Как видим, ни в функциях тендерного комитета, ни в функциях уполномоченного лица нет обязанности проведения допороговых закупок и, как следствие, нет и обязанности составлять, скреплять документы, касающиеся допороговых закупок, именно ЭЦП секретаря тендерного комитета.

Поэтому для проведения допороговых закупок (в том числе и обнародования необходимых документов) советуем заказчику назначить ответственное лицо из числа своих работников.

Обращаем внимание: один и тот же работник может заниматься как допороговыми закупками, так и послепороговыми. Например, такой работник, с одной стороны, может быть секретарем тендерного комитета (согласно приказу руководителя учреждения об утверждении состава тендерного комитета и в соответствии с решением председателя тендерного комитета о назначении секретаря этого комитета), с другой — лицом, ответственным за проведение допороговых закупок (на основании решения руководителя учреждения).

Следует отметить, что приказом ДП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 утвержден Порядок осуществления допороговых закупок. Поэтому в случае, если заказчик примет решение о проведении допороговых закупок через электронную систему закупок Prozorro, то он может ознакомиться с указанным приказом для того, чтобы знать особенности работы системы. При этом указанным Порядком не предусмотрено наложение на документы, которые заказчик обнародует в системе, ЭЦП.

Таким образом, на такие документы, как приложение к годовому плану закупок и отчет о заключенных договорах, налагается ЭЦП лицом, ответственным за проведение электронных допороговых закупок. На все остальные документы, касающиеся допороговых торгов, ЭЦП не налагают.

О закупке работ по строительству и проектированию

Учреждение имеет два проекта договоров по:

— предпроектным работам (строительству) на 99 тыс. грн. (по КЭКР 3210);

— работам по разработке рабочего проекта на 52 тыс. грн. (по КЭКР 3210).

Решением горсовета определен порог для проведения закупок через электронную систему Prozorro. Для работ он составляет 100 тыс. грн.

1. Надо ли проводить такую закупку через систему Prozorro, поскольку такие работы запланированы по одному объекту и по одному и тому же КЭКР (если эти суммы сложить, то получим 151 тыс. грн.)?

2. Можно ли заключить сначала договор на 99 тыс. грн., а потом — дополнительное соглашение на увеличение суммы? Как проводить заключение дополнительных договоров через Prozorro?

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, работы — это проектирование, строительство новых, расширение, реконструкция, капитальный ремонт и реставрация существующих объектов и сооружений производственного и непроизводственного назначения, работы по нормированию в строительстве, геологоразведочные работы, техническое переоснащение действующих предприятий и сопровождающие работы услуги, в том числе геодезические работы, бурение, сейсмические исследования, аэро- и спутниковая фотосъемка и прочие услуги, включаемые в сметную стоимость работ, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих работ.

Таким образом, строительство и проектирование — это разные виды работ.

При этом согласно п. 1 разд. ІІІ Порядка № 454 определение предмета закупки работ осуществляется заказчиком в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 по объектам строительства и с учетом ДСТУ Б.Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», принятых приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 05.07.2013 г. № 293, а также отраслевых строительных норм ГБН Г.1-218-182:2011 «Ремонт автомобильных дорог общего пользования. Виды ремонтов и перечень работ», утвержденных приказом Государственной службы автомобильных дорог от 23.08.2011 г. № 301, с указанием в скобках предмета закупки согласно показателям второй — пятой цифр ДК 01:2015.

Таким образом, строительствo и проектирование являются разными предметами закупки работ, каждый из которых определяется по объекту строительства. То есть сумма всех необходимых работ по строительству складывается по одному объекту строительства и определяется ожидаемая стоимость предмета закупки работ по строительству. Также суммируют стоимость всех необходимых проектировочных работ по одному объекту строительства и определяют ожидаемую стоимость предмета закупки работ по проектированию.

Итак, в указанном случае работы по строительству на 99 тыс. грн. и работы по разработке рабочего проекта на 52 тыс. грн. будут разными предметами закупок. Поскольку порог для проведения закупок в системе Prozorro для учреждения составляет 100 тыс. грн., заказчик может заключить прямые договоры.

Что касается того, как проводить заключение дополнительных договоров через систему Prozorro, то следует отметить, что законодательством в сфере публичных закупок, а именно Законом № 922, не предусмотрено размещение в системе Prozorro информации о заключении дополнительных договоров к договорам по допороговым закупкам.

О дополнительных соглашениях к договорам, которые были заключены до 01.08.2016 г.

В учреждении до 01.08.2016 г. были заключены договоры о закупке товаров на суммы, не превышающие 200 тыс. грн. В августе заключены дополнительные соглашения, а именно: один договор уменьшен на 800 грн. и увеличен другой договор на 800 грн. В Казначействе такие изменения мы сделали. Как теперь эти изменения, если они уже были осуществлены, увязать с годовым планом закупок?

Если договоры по допороговым закупкам заказчик заключил до 01.08.2016 г., то такие закупки были им запланированы в приложении к годовому плану закупок, составленному по старым правилам.

Следует также напомнить, что, в отличие от Закона № 922, в Законе № 1197 в редакции, действовавшей в 2016 году до 01.08.2016 г., не было предусмотрено составление приложения к годовому плану закупок. Законодатель обязывал заказчика составлять и обнародовать лишь годовой план закупок.

Зато в Инструкции по заполнению формы годового плана закупок, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106, предусмотрено, что ожидаемая стоимость предмета закупки указывается на момент, предшествующий проведению соответствующей процедуры закупки, и не требует корректировки по результатам осуществления такой процедуры закупки. В то же время в случае, если ожидаемая стоимость предмета закупки меньше сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 1197, то такой предмет закупки отражается в приложении к годовому плану, являющемся его неотъемлемой частью, которое составляется по форме годового плана закупок, осуществляемых без проведения процедур закупок, и подписывается уполномоченным лицом заказчика (председателем комитета по конкурсным торгам или лицом, исполняющим его обязанности).

Таким образом, как до, так и после 01.08.2016 г. у заказчика нет обязанности вносить изменения в приложение к годовому плану закупок, составленному в отношении бумажных закупок, в части информации о допсоглашениях, заключенных к договорам в отношении закупок, указанных в приложении к годовому плану закупок. Но если заказчик имеет большое желание указать в старом приложении к годовому плану закупок информацию о таких допсоглашениях, то он может это сделать по своему усмотрению.

Нормативные документы

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

Закон № 851 — Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон № 852 — Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Порядок № 454 — Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454.

ДК 016:2010 Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госкомпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457.

ДК 021:2015 ДК 021:2015 «Единый закупочный словарь», утвержденный приказом Минэкономразвития от 23.12.2015 г. № 1749.

Приказ № 490 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере публичных закупок» от 22.03.2016 г. № 490.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше