Казалось бы на первый взгляд простой вопрос об обнародовании отчета о заключенных договорах при осуществлении допороговых закупок сейчас вызывает ряд сопутствующих вопросов. Как же действовать в той или иной ситуации, чтобы поступить правильно и соблюсти нормы законодательства?
Кстати, таких вопросов возникло еще больше после того, как Уполномоченный орган по вопросам публичных закупок — Минэкономразвития выразил свое мнение по этому поводу в письме от 15.07.2016 г. № 3302-06/21890-07 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 29, с. 4).
В частности, авторы письма рекомендуют заказчикам обнародовать отчет о заключенных договорах в случае, если стоимость предмета закупки в таком договоре равна или превышает 50 тыс. грн. Но заметьте: письма Минэкономразвития не устанавливают норм права, а носят исключительно рекомендательный и информативный характер.
Итак, дальше поможем заказчикам определиться, что делать в каждом конкретном случае.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII (далее — Закон № 922) в случае осуществления заказчиком публичных закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчик обязательно обнародует отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 данного Закона.
Как видим, норма об обязанности заказчика обнародовать указанный отчет определяет одно из условий такой обязанности — стоимость предмета закупки. Отметим, что упоминание именно о стоимости предмета закупки содержится в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, которая в целом регулирует вопрос применения данного Закона, и отталкивается именно от стоимости предмета закупки, а не от общей суммы заключенного договора.
Поэтому обратимся к положениям законодательства, регулирующим вопрос определения предмета закупки.
Так, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки заказчики должны определять в порядке, установленном Уполномоченным органом.
Как предусмотрено п. 1 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454, этот Порядок устанавливает способ определения заказчиком предмета закупки в соответствии с положениями Закона № 922. Заметим, что согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 922 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов или применения данного Закона.
Добавим, что Закон № 922 частично распространяется и на допороговые закупки в части соблюдения принципов осуществления публичных закупок, а также обнародования отчета о заключенных договорах. В частности, одним из механизмов применения этого Закона является обнародование отчета о заключенных договорах.
Форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490 (далее — приказ № 490). Такая форма содержит обязательные поля, которые заказчик заполняет путем внесения в них соответствующей информации. Так, согласно форме отчета в пункте 15 указывается «цена договора», а не «стоимость предмета закупки в таком договоре».
Таким образом, ни Закон № 922, ни приказ № 490 не привязывают указанный стоимостный предел в размере 50 тыс. грн. к стоимости именно предмета закупки в отдельном договоре.
А следовательно, деление заказчиком предмета закупки на части и без обнародования отчета о заключенных договорах контролеры могут квалифицировать как избежание применения Закона № 922.
Учитывая это, советуем заказчикам при решении вопроса об обнародовании отчета о заключенных договорах в допороговых закупках исходить из стоимости предмета закупки, которая планируется в приложении к годовому плану закупок на текущий год, а не из суммы отдельного договора. В таком случае у заказчика не будет риска разделения предмета закупки на части с целью неприменения Закона № 922.
1. Теперь разберемся, за какой период исчислять стоимость предмета закупки: общую за весь 2016 год или начиная с 01.08.2016 г.
Следует отметить, что согласно Заключительным и переходным положениям Закона № 922 данный Закон вводится в действие для всех заказчиков с 01.08.2016 г.
Так, правило «закон обратной силы не имеет» (lex ad praeterian non valet) сформулировано еще древнеримскими юристами.
В соответствии со ст. 58 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. В то же время в ч. 2 ст. 4 этого Кодекса указано, что актами гражданского законодательства, в частности, являются законы Украины.
Заметим, что в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе либо ином нормативно-правовом акте.
Согласно п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 922 процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до вступления в силу данного Закона, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до его введения в действие.
При этом в Законе № 922 нет ссылки на то, что он распространяется на допороговые закупки, которые заказчик проводил до 01.08.2016 г.
Поэтому если согласно приложению к годовому плану закупок, утвержденному заказчиком после 01.08.2016 г., стоимость предмета закупки товара, работы или услуги будет равна / будет превышать 50 тыс. грн., но будет меньше стоимостных пределов применения Закона № 922, и заказчик не будет проводить торги через Prozorro, то по таким предметам закупок заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах.
2. Стоит напомнить, что согласно ч. 1 ст. 629 ГКУ договор является обязательным для исполнения сторонами.
В соответствии с ч. 1 ст. 631 ГКУ сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором.
Поэтому в случае, если договор не прекратил действие в установленном законодательством порядке и обязательства по договору не выполнены сторонами договора, такое дальнейшее выполнение обязательств сторонами договора должно осуществляться с соблюдением норм ГКУ.
В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 5 ГКУ акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления их в силу.
При этом в соответствии со ст. 11 ГКУ гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, в частности, из договоров и других правовых сделок.
Поэтому учитывая, что Закон № 922 не содержит норму об обратном действии во времени в отношении договоров, требования данного Закона не распространяются на договоры о закупке, заключенные до введения его в действие для всех заказчиков, т. е. до 01.08.2016 г.
При этом выполнение обязательств сторонами договора без изменения условий договора о закупке, заключенного до вступления в силу Закона № 922, не требует применения норм данного Закона.
Следовательно, в случае внесения заказчиком изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения после вступления в силу Закона № 922, т. е. после 01.08.2016 г., к таким правоотношениям заказчики должны применять нормы данного Закона.
Таким образом, на договоры, заключенные до 01.08.2016 г., Закон № 922 не распространяется. Однако, заключая дополнительные соглашения к таким договорам уже с 01.08.2016 г., заказчики должны учитывать действующее законодательство, в том числе и Закон № 922, на момент заключения таких соглашений.
А теперь что касается ситуации, о которой говорится в вопросе.
Несмотря на то, что общая стоимость предмета закупки за год составляет 65 тыс. грн., отчет о заключенных договорах обнародовать не нужно.
Кстати, если у заказчика возникнет необходимость после 01.08.2016 г. закупить тот же предмет закупки (по которому уже заключен в этом году договор) на сумму, которая равна или превышает 50 тыс. грн., то советуемтакую закупку оформлять не путем внесения изменений в ранее заключенный договор, а путем заключения нового договора. При этом уже по такому новому договору заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах.
3. Теперь о ситуации, когда заказчиком после 01.08.2016 г. заключен договор на несколько предметов закупки на общую сумму 30 тыс. грн.
В таком случае необходимо исходить из того, какая ожидаемая стоимость такого предмета закупки запланирована в приложении к годовому плану закупок, составленном с 01.08.2016 г. согласно Закону № 922 (ср. ). Так, если такая стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн., то заказчику необходимо будет обнародовать отчет о заключенных договорах, при условии, если заказчик не использует электронную систему закупок.
В заключение напомним, что при осуществлении допороговых закупок заказчики должны придерживаться, в частности, таких принципов осуществления публичных закупок, установленных Законом № 922, как открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, а также предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.