Когда необходимо обнародовать отчет о заключенных договорах

В избранном В избранное
Печать
Дуброва Ярослава, консультант по публичным закупкам
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2016/№ 33
Согласно Закону Украины «О публичных закупках», если стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и закупка проводилась без использования электронной системы закупок, необходимо обнародовать отчет о заключенных договорах.
В связи с этим возникли следующие вопросы:
1. Какой период учитывать при определении 50-тысячного предела предмета закупки — весь 2016 год или начиная со дня вступления в силу Закона, т. е. с 01.08.2016 г.?
2. Каким образом обнародовать отчет в такой ситуации: первый договор на закупку электрической энергии заключен на 45 тыс. грн. (закупка осуществлялась до 01.08.2016 г.), после 01.08.2016 г. будет заключено дополнительное соглашение (или новый договор) на 20 тыс. грн.? Общая годовая стоимость по этому предмету закупки — 65 тыс. грн. На какую сумму составлять отчет о заключенных договорах?
3. После 01.08.2016 г. заключен договор на несколько предметов закупки на общую сумму 30 тыс. грн. Например, в данном договоре есть один предмет закупки на сумму 5 тыс. грн. Общая годовая стоимость по такому предмету закупки составляет 50 тыс. грн. Нужно ли в таком случае обнародовать отчет на сумму 30 тыс. грн.?

Казалось бы на первый взгляд простой вопрос об обнародовании отчета о заключенных договорах при осуществлении допороговых закупок сейчас вызывает ряд сопутствующих вопросов. Как же действовать в той или иной ситуации, чтобы поступить правильно и соблюсти нормы законодательства?

Кстати, таких вопросов возникло еще больше после того, как Уполномоченный орган по вопросам публичных закупок — Минэкономразвития выразил свое мнение по этому поводу в письме от 15.07.2016 г. № 3302-06/21890-07 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 29, с. 4).

В частности, авторы письма рекомендуют заказчикам обнародовать отчет о заключенных договорах в случае, если стоимость предмета закупки в таком договоре равна или превышает 50 тыс. грн. Но заметьте: письма Минэкономразвития не устанавливают норм права, а носят исключительно рекомендательный и информативный характер.

Итак, дальше поможем заказчикам определиться, что делать в каждом конкретном случае.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VII (далее — Закон № 922) в случае осуществления заказчиком публичных закупок товаров, работ и услуг без использования электронной системы закупок при условии, что стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн. и меньше стоимости, установленной в абз. 2 и 3 этой части, заказчик обязательно обнародует отчет о заключенных договорах в системе электронных закупок в соответствии со ст. 10 данного Закона.

Как видим, норма об обязанности заказчика обнародовать указанный отчет определяет одно из условий такой обязанности — стоимость предмета закупки. Отметим, что упоминание именно о стоимости предмета закупки содержится в ч. 1 ст. 2 Закона № 922, которая в целом регулирует вопрос применения данного Закона, и отталкивается именно от стоимости предмета закупки, а не от общей суммы заключенного договора.

Поэтому обратимся к положениям законодательства, регулирующим вопрос определения предмета закупки.

Так, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 1 Закона № 922 предмет закупки заказчики должны определять в порядке, установленном Уполномоченным органом.

Как предусмотрено п. 1 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономразвития от 17.03.2016 г. № 454, этот Порядок устанавливает способ определения заказчиком предмета закупки в соответствии с положениями Закона № 922. Заметим, что согласно ч. 7 ст. 2 Закона № 922 заказчик не имеет права делить предмет закупки на части во избежание проведения процедуры открытых торгов или применения данного Закона.

Добавим, что Закон № 922 частично распространяется и на допороговые закупки в части соблюдения принципов осуществления публичных закупок, а также обнародования отчета о заключенных договорах. В частности, одним из механизмов применения этого Закона является обнародование отчета о заключенных договорах.

Форма отчета о заключенных договорах утверждена приказом Минэкономразвития от 22.03.2016 г. № 490 (далее — приказ № 490). Такая форма содержит обязательные поля, которые заказчик заполняет путем внесения в них соответствующей информации. Так, согласно форме отчета в пункте 15 указывается «цена договора», а не «стоимость предмета закупки в таком договоре».

Таким образом, ни Закон № 922, ни приказ № 490 не привязывают указанный стоимостный предел в размере 50 тыс. грн. к стоимости именно предмета закупки в отдельном договоре.

А следовательно, деление заказчиком предмета закупки на части и без обнародования отчета о заключенных договорах контролеры могут квалифицировать как избежание применения Закона № 922.

Учитывая это, советуем заказчикам при решении вопроса об обнародовании отчета о заключенных договорах в допороговых закупках исходить из стоимости предмета закупки, которая планируется в приложении к годовому плану закупок на текущий год, а не из суммы отдельного договора. В таком случае у заказчика не будет риска разделения предмета закупки на части с целью неприменения Закона № 922.

1. Теперь разберемся, за какой период исчислять стоимость предмета закупки: общую за весь 2016 год или начиная с 01.08.2016 г.

Следует отметить, что согласно Заключительным и переходным положениям Закона № 922 данный Закон вводится в действие для всех заказчиков с 01.08.2016 г.

Так, правило «закон обратной силы не имеет» (lex ad praeterian non valet) сформулировано еще древнеримскими юристами.

В соответствии со ст. 58 Конституции Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР законы и прочие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. В то же время в ч. 2 ст. 4 этого Кодекса указано, что актами гражданского законодательства, в частности, являются законы Украины.

Заметим, что в соответствии с решением Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе либо ином нормативно-правовом акте.

Согласно п. 7 Заключительных и переходных положений Закона № 922 процедуры закупок товаров, работ и услуг, начатые до вступления в силу данного Закона, завершаются в соответствии с порядком, действовавшим до его введения в действие.

При этом в Законе № 922 нет ссылки на то, что он распространяется на допороговые закупки, которые заказчик проводил до 01.08.2016 г.

Поэтому если согласно приложению к годовому плану закупок, утвержденному заказчиком после 01.08.2016 г., стоимость предмета закупки товара, работы или услуги будет равна / будет превышать 50 тыс. грн., но будет меньше стоимостных пределов применения Закона № 922, и заказчик не будет проводить торги через Prozorro, то по таким предметам закупок заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах.

2. Стоит напомнить, что согласно ч. 1 ст. 629 ГКУ договор является обязательным для исполнения сторонами.

В соответствии с ч. 1 ст. 631 ГКУ сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором.

Поэтому в случае, если договор не прекратил действие в установленном законодательством порядке и обязательства по договору не выполнены сторонами договора, такое дальнейшее выполнение обязательств сторонами договора должно осуществляться с соблюдением норм ГКУ.

В то же время в соответствии с ч. 1 ст. 5 ГКУ акты гражданского законодательства регулируют отношения, возникшие со дня вступления их в силу.

При этом в соответствии со ст. 11 ГКУ гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, в частности, из договоров и других правовых сделок.

Поэтому учитывая, что Закон № 922 не содержит норму об обратном действии во времени в отношении договоров, требования данного Закона не распространяются на договоры о закупке, заключенные до введения его в действие для всех заказчиков, т. е. до 01.08.2016 г.

При этом выполнение обязательств сторонами договора без изменения условий договора о закупке, заключенного до вступления в силу Закона № 922, не требует применения норм данного Закона.

Следовательно, в случае внесения заказчиком изменений в договор путем заключения дополнительного соглашения после вступления в силу Закона № 922, т. е. после 01.08.2016 г., к таким правоотношениям заказчики должны применять нормы данного Закона.

Таким образом, на договоры, заключенные до 01.08.2016 г., Закон № 922 не распространяется. Однако, заключая дополнительные соглашения к таким договорам уже с 01.08.2016 г., заказчики должны учитывать действующее законодательство, в том числе и Закон № 922, на момент заключения таких соглашений.

А теперь что касается ситуации, о которой говорится в вопросе.

Несмотря на то, что общая стоимость предмета закупки за год составляет 65 тыс. грн., отчет о заключенных договорах обнародовать не нужно.

Кстати, если у заказчика возникнет необходимость после 01.08.2016 г. закупить тот же предмет закупки (по которому уже заключен в этом году договор) на сумму, которая равна или превышает 50 тыс. грн., то советуемтакую закупку оформлять не путем внесения изменений в ранее заключенный договор, а путем заключения нового договора. При этом уже по такому новому договору заказчик должен обнародовать отчет о заключенных договорах.

3. Теперь о ситуации, когда заказчиком после 01.08.2016 г. заключен договор на несколько предметов закупки на общую сумму 30 тыс. грн.

В таком случае необходимо исходить из того, какая ожидаемая стоимость такого предмета закупки запланирована в приложении к годовому плану закупок, составленном с 01.08.2016 г. согласно Закону № 922 (ср. 025069200). Так, если такая стоимость предмета закупки равна или превышает 50 тыс. грн., то заказчику необходимо будет обнародовать отчет о заключенных договорах, при условии, если заказчик не использует электронную систему закупок.

В заключение напомним, что при осуществлении допороговых закупок заказчики должны придерживаться, в частности, таких принципов осуществления публичных закупок, установленных Законом № 922, как открытость и прозрачность на всех стадиях закупок, а также предотвращение коррупционных действий и злоупотреблений.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить