Как рассчитать отпускные и денежную помощь госслужащим

В избранном В избранное
Печать
Синько Неля, начальник отдела оплаты труда Департамента по вопросам государственного регулирования заработной платы и условий труда
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2016/№ 35
На с. 7 сегодняшнего номера представлено совместное разъяснение Минсоцполитики и Минфина по расчету средней зарплаты госслужащим. Радует, что, помимо нормативных положений, в нем приведены и примеры. Однако, как показывают обращения наших читателей, нестандартных ситуаций по расчету отпускных и денежной помощи госслужащим на практике великое множество. Для того чтобы с ними разобраться, наша редакция обратилась в Минсоцполитики. Далее читайте консультацию специалиста этого Министерства.

Для решения того или иного вопроса по расчету средней зарплаты нужно обратиться к Порядку № 100.

В общем случае для расчета отпускных расчетным периодом являются последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска ( п. 2 Порядка № 100).

С 1 мая 2016 года вступил в силу Закон № 889 и другие подзаконные акты, которыми определена новая структура зарплаты госслужащих и увеличены их должностные оклады. Кроме того, ст. 57 этого Закона определено, что государственным служащим предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней, если законом не предусмотрен более продолжительный отпуск, с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной заработной платы.

Таким образом, при предоставлении ежегодного основного отпуска госслужащему после 01.05.2016 г. ему положена денежная помощь в размере среднемесячной зарплаты. В свою очередь, среднемесячная зарплата определяется согласно Порядку № 100.

Расчетным периодом для расчета среднемесячной зарплаты для выплаты денежной помощи в общем случае являются 2 месяца, предшествующие месяцу ухода госслужащего в отпуск.

Среднедневная зарплата определяется путем деления заработной платы за фактически отработанные на протяжении двух месяцев рабочие дни на число отработанных рабочих дней.

Затем нужно определить среднемесячное количество рабочих дней. Такой показатель рассчитывается делением на 2 суммарного числа рабочих дней за последние два календарных месяцев согласно графику работы учреждения, организации.

Это мы перечислили общие положения Порядка № 100 касательно расчета отпускных и денежной помощи для госслужащих. Но в связи с тем, что с 01.05.2016 г. изменена структура зарплаты госслужащих и увеличены их должностные оклады, при расчете отпускных и денежной помощи, помимо общих положений, нужно учитывать специальные нормы Порядка № 100.

К специальным нормам, в частности, относятся нормы абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100.

Так, в случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти согласно актам законодательства период до изменения структуры зарплаты исключается из расчетного периода ( абз. 7 п. 2 Порядка № 100).

Это значит, что месяцы до мая 2016 года в расчетный период для определения как отпускных, так и денежной помощи для госслужащих, не включаются.

В этой связи сложность вызывают вопросы определения отпускных и денежной помощи в случае, когда госслужащий уходит в отпуск в мае (или июне). Ведь тогда в расчетном периоде нет вообще ни одного месяца либо в него входит только один месяц (май), как, например, для расчета денежной помощи, а нужно два расчетных месяца.

Помочь в определении суммы отпускных и денежной помощи для госслужащих в таком переходном периоде, как май — июнь, и призваны специальные нормы абз. 8 п. 2 Порядка № 100.

Так, согласно этим нормам в случае, когда изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти состоялось в периоде, на протяжении которого за работником сохраняется средняя заработная плата, а также когда заработная плата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.

Рассмотрим на условных примерах, как нужно применять специальные нормы Порядка № 100 на практике.

Необходимые данные для расчетов — новые условия оплаты труда госслужащего:

— должностной оклад — 3274 грн.;

— надбавка за ранг — 200 грн.;

— надбавка за выслугу лет (10 лет стажа госслужбы — 33 %) — 1080,42 грн.

Ситуация

Расчет суммы и пояснения к расчету

Переходящий отпуск (апрель — май)

1. Госслужащему был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 20.04.2016 г. с выплатой помощи на оздоровление в размере должностного оклада

Отпускные. В рассматриваемой ситуации госслужащему нужно пересчитать сумму отпускных, приходящихся на май 2016 года. Обоснование — нормы абз. 8 п. 2 Порядка № 100.

Пересчитать нужно отпускные за 19 календарных дней.

Сумма средней зарплаты, по которой нужно оплатить отпускные, приходящиеся на май 2016 года, рассчитывается так:

(3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн.) x 12 мес. : (366 к. дн. - 10 к. дн.) = 153,52 грн.

Сумма отпускных, приходящихся на май, составляет:

153,52 грн. x 19 к. дн. = 2916,88 грн.

Полученную сумму отпускных за май нужно сравнить с ранее начисленной суммой отпускных за этот период и соответствующим образом откорректировать

Помощь на оздоровление. Поскольку сам отпуск и приказ на предоставление отпуска и помощи на оздоровление предоставлен / утвержден в апреле, сумма материальной помощи не пересчитывается. Она была предоставлена согласно нормам ст. 35 Закона № 3723

2. Госслужащей с 20.04.2016 г. был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней, ежегодный дополнительный отпуск на 5 календарных дней и социальный дополнительный отпуск на детей на 10 календарных дней

Отпускные. Специфика рассматриваемой ситуации заключается в том, что отпуск, предоставленный госслужащей, в целом припадает на три месяца. В отпуске госслужащая находилась с 20.04.2016 г. по 06.06.2016 г. включительно. Однако, поскольку предоставление таких отпусков оформлено одним приказом, расчет средней, равно как и перерасчет средней зарплаты для отпускных, приходящихся на период начиная с 01.05.2016 г., будет одинаковым.

В рассматриваемой ситуации госслужащей нужно пересчитать сумму отпускных, приходящихся на май — июнь 2016 года. Пересчитать необходимо за 34 календарных дня отпуска.

Сумма средней зарплаты, по которой нужно оплатить отпускные, приходящиеся на май — июнь 2016 года, рассчитывается так:

(3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн.) x 12 мес. : (366 к. дн. - 10 к. дн.) = 153,52 грн.

Сумма отпускных, приходящихся на май — июнь, составляет:

153,52 грн. x 34 к. дн. = 5219,68 грн.

Затем нужно сравнить эту сумму с суммой отпускных за май — июнь, начисленной в апреле, и соответствующим образом откорректировать

Помощь на оздоровление. Поскольку сам отпуск и приказ на предоставление отпуска и помощи на оздоровление предоставлен/утвержден в апреле, сумма материальной помощи не пересчитывается. Она была предоставлена согласно нормам ст. 35 Закона № 3723

Вывод: в случае начисления переходящих отпусков (апрель — май или апрель — июнь) нужно пересчитать сумму отпускных, приходящихся на период начиная с 01.05.2016 г. При этом сумма средней зарплаты, по которой должны быть оплачены отпускные начиная с 01.05.2016 г., рассчитывается исходя из новых условий оплаты труда госслужащего.

Начало отпуска — май

3. Госслужащему был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 23.05.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты

Отпускные. В рассматриваемой ситуации расчет отпускных проводится исходя из выплат, предусмотренных согласно новым условиям оплаты труда. Основание — абз. 8 п. 2 Порядка № 100.

Сумму средней зарплаты для расчета отпускных определяем так:

(3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн.) x 12 мес. : (366 к. дн. - 10 к. дн.) = 153,52 грн.

Сумма отпускных составит:

153,52 грн. x 30 к. дн. = 4605,60 грн.

Денежная помощь. Сумма денежной помощи определяется согласно новым условиям оплаты труда. Эта сумма в размере среднемесячной зарплаты рассчитывается так:

3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн. = 4554,42 грн.

Вывод: в рассматриваемой ситуации независимо от того, что происходило в течение мая (до момента предоставления отпуска) (то ли работник отработал все рабочие дни, то ли он был на больничном, то ли был в отпуске «за свой счет», либо в связи с беременностью и родами, либо для ухода за ребенком до 3 или 6 лет), расчет отпускных и денежной помощи проводится исходя из выплат, предусмотренных новыми условиями оплаты труда госслужащего.

Начало отпуска — июнь

4. Госслужащей был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 23.06.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. Май отработан полностью

Отпускные. В этой ситуации для расчета отпускных уже появляется полноценный месяц в расчетном периоде (май).

Рассчитаем среднедневную зарплату:

(3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн.) : (31 к. дн. - 3 к. дн.) = 162,66 грн.

Обратите внимание: в данном случае зарплату за май нужно делить на количество календарных дней в расчетном периоде за исключением праздничных и нерабочих дней, приходящихся на расчетный период (31 к. дн. - 3 к. дн.).

Сумма отпускных рассчитывается так:

162,66 грн. x 30 к. дн. = 4879,80 грн.

Денежная помощь. Сумма денежной помощи будет определяться на уровне заработной платы, начисленной по новым условиям оплаты труда:

3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн. = 4554,42 грн.

5. Госслужащей был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 23.06.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. С 18.02.2016 г. по 22.06.2016 г. работница находилась в отпуске в связи с беременностью и родами

Отпускные. В данной ситуации расчетным периодом является май 2016 года. За этот месяц ей начислено пособие по беременности и родам. В свою очередь, согласно п. 3 Порядка № 100 пособие по беременности и родам включается в расчет средней зарплаты для расчета отпускных. Это значит, что сумма отпускных должна быть рассчитана исходя из суммы пособия по беременности и родам, приходящейся на май 2016 года.

Дополнительные данные: пособие по беременности и родам госслужащей, приходящееся на май 2016 года, составило 3565 грн.

Сумма средней зарплаты составит:

3565 грн. : (31 к. дн. - 3 к. дн.) = 127,32 грн.

Сумма отпускных составит:

127,32 грн. x 30 к. дн. = 3819,60 грн.

Денежная помощь. В данной ситуации в расчетном периоде нет двух календарных месяцев, исходя из которых можно было бы рассчитать сумму денежной помощи. Кроме того, в мае работница была в отпуске в связи с беременностью и родами. В связи с этим нет выплат за отработанное время, исходя из которых можно было бы рассчитать сумму среднемесячной зарплаты.

Поэтому, учитывая нормы абз. 8 п. 2 Порядка № 100, сумма денежной помощи в этой ситуации определяется согласно новым условиям оплаты труда:

3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн. = 4554,42 грн.

6. Госслужащему был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 23.06.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. Весь май работник был в отпуске «за свой счет»

Отпускные. В такой ситуации нужно пользоваться нормами абз. 8 п. 2 Порядка № 100. В нем указано, что если изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов госслужащих произошло в случае, когда в расчетном периоде зарплата не сохранялась, то исчисление средней зарплаты проводится исходя из выплат, предусмотренных работнику согласно новым условиям оплаты труда.

Значит, средняя зарплата для определения суммы отпускных рассчитывается так:

(3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн.) : (31 к. дн. - 3 к. дн.) = 162,66 грн.

Сумма отпускных составит:

162,66 грн. x 30 к. дн. = 4879,80 грн.

Денежная помощь. Сумма денежной помощи определяется согласно новым условиям оплаты труда:

3274 грн. + 200 грн. + 1080,42 грн. = 4554,42 грн.

Вывод: для расчета отпускных уже имеется в наличии полноценный месяц в расчетном периоде (май). Поэтому расчет отпускных проводится исходя из тех выплат, которые начислены в мае и которые согласно п. 3 Порядка № 100 включаются в расчет средней зарплаты. Если госслужащий весь месяц был в отпуске «за свой счет», отпускные рассчитываются исходя из новых условий оплаты труда. Сумма денежной помощи в размере среднемесячного заработка в случае ухода госслужащего в отпуск в июне рассчитывается всегда одинаково, исходя из новых условий оплаты труда.

Начало отпуска — июль

7. Госслужащему был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 11.07.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. В расчетном периоде (май — июнь) май отработан полностью. В июне госслужащий болел с 13.06.2016 г. по 17.06.2016 г. включительно. Сумма больничных за 5 календарных дней болезни составила 657 грн.

Отпускные. Среднедневная зарплата для определения суммы отпускных рассчитывается исходя из выплат, начисленных в расчетном периоде (май — июнь). При этом сумма больничных включается в расчет средней зарплаты на основании п. 3 Порядка № 100.

Рассчитываем среднюю зарплату:

(4554,42 грн. + 657 грн. + 3415,82 грн.) : (31 к. дн. - 3 к. дн. + 30 к. дн. - 2 к. дн.) = 154,06 грн.,

где 3415,82 грн. — зарплата за отработанные дни июня.

Рассчитаем сумму отпускных:

154,06 грн. x 30 к. дн. = 4621,80 грн.

Денежная помощь. Среднедневная зарплата для определения суммы денежной помощи рассчитывается исходя из выплат за отработанное время, начисленных в расчетном периоде (май — июнь). Больничные в расчет средней зарплаты не включаются.

Рассчитаем среднедневную зарплату:

(4554,42 грн. + 3415,82 грн.) : (19 р. дн. + 15 р. дн.) = 234,42 грн.

Среднемесячное количество рабочих дней определяется так:

(19 р. дн. + 20 р. дн.) : 2 = 19,5 р. дн.

Сумма денежной помощи в размере среднемесячного заработка такова:

234,42 грн. x 19,5 р. дн. = 4571,19 грн.

8. Госслужащей был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 11.07.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. В расчетном периоде (май — июнь) работница была в отпуске в связи с беременностью и родами. Сумма пособия по беременности и родам, приходящаяся на май — июнь, составила 7015 грн.

Отпускные. Среднедневная зарплата для определения суммы отпускных рассчитывается исходя из выплат, приходящихся на расчетный период (май — июнь). При этом сумма пособия по беременности и родам включается в расчет средней зарплаты на основании п. 3 Порядка № 100.

Сумма среднедневной зарплаты составит:

7015 грн. : (31 к. дн. - 3 к. дн. + 30 к. дн. - 2 к. дн.) = 125,27 грн.

Сумма отпускных составит:

125,27 грн. x 30 к. дн. = 3758,10 грн.

Денежная помощь. В расчетном периоде (май — июнь) работница не отработала ни одного дня. Поэтому на основании абз. 3 п. 4 Порядка № 100 денежная помощь должна рассчитываться исходя из установленного ей должностного оклада.

При этом денежная помощь в размере среднемесячного заработка составит ровно величину должностного оклада. В рассматриваемой нами ситуации это 3274 грн.

9. Госслужащей был предоставлен ежегодный основной отпуск на 30 календарных дней с 11.07.2016 г. с выплатой денежной помощи в размере среднемесячной зарплаты. На расчетный период (май — июнь) припадает отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. С 01.07.2016 г. работница вышла на работу

Отпускные. В расчетном периоде (май — июнь) у работницы нет заработка. Поэтому сумма отпускных ей рассчитывается исходя из оклада.

Сумма среднедневной зарплаты составит:

3274 грн. x 12 мес. : (366 к. дн. - 10 к. дн.) = 110,36 грн.

Сумма отпускных составит:

110,36 грн. x 30 к. дн. = 3310,80 грн.

Денежная помощь. В расчетном периоде (май — июнь) работница не отработала ни одного дня. Поэтому на основании абз. 3 п. 4 Порядка № 100 денежная помощь должна рассчитываться исходя из установленного ей должностного оклада.

При этом денежная помощь в размере среднемесячного заработка составит ровно величину должностного оклада. В рассматриваемой нами ситуации это 3274 грн.

Вывод: при уходе в отпуск работника-госслужащего начиная с июля и далее для расчета отпускных и денежной помощи к отпуску уже имеются полноценные расчетные периоды, состоящие минимум из двух календарных месяцев (май и июнь). В связи с этим при расчете отпускных и денежной помощи к отпуску в этой ситуации нужно применять общие положения Порядка № 100 по расчету таких выплат.

Итак, мы рассмотрели примеры по расчету отпускных и денежной помощи к отпуску для госслужащих. Уверены, что выводы, сделанные в этих расчетах, помогут вам без труда рассчитать такие выплаты практически в любой ситуации.

Нормативные документы

Закон № 889Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Закон № 3723Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить