Темы статей
Выбрать темы

Перевод на другую должность: учитываем нюансы корректировки зарплаты для расчета отпускных

Гузенко Оксана, главный специалист отдела оплаты труда Департамента заработной платы и условий труда
При повышении должностных окладов Порядком № 100 предусмотрена корректировка выплат, начисленных в расчетном периоде до повышения на коэффициент повышения. А нужно ли корректировать заработок, если повышение окладов происходит в результате перевода работника на другую должность? А что делать, если до и/или после перевода работника на другую должность было законодательное повышение должностных окладов? Ответы на эти вопросы — в сегодняшней статье.

Давайте начнем с норм п. 10 Порядка № 100, которыми установлены правила корректировки.

img 1

Как видим, нормы Порядка № 100 говорят о том, что в случае перевода работника на другую должность, корректировка не проводится. Но! Речь идет именно о запрете на корректировку выплат в связи с изменением должностного оклада вследствие перевода работника на другую должность. Например, работник был принят на работу в учреждение с 09.01.2017 г. (7 тарифный разряд, оклад 2464 грн.). С 5 июня его перевели на другую вышеоплачиваемую должность (9 тарифный разряд, оклад 2768 грн.). С 07.08.2017 г. он уходит в ежегодный отпуск. В расчетном периоде (февраль — июль 2017 года) законодательного повышения окладов для работников с оплатой по ЕТС не было. Но с 5 июня оклад работника увеличился в связи с его переводом на другую должность. Поскольку повышение оклада произошло в результате перевода работника на другую должность, то зарплату, начисленную в расчетном периоде, не корректируют. Среднедневную зарплату рассчитывают исходя из фактически начисленного работнику заработка.

Вместе с тем, если работника перевели на более высокую должность (вышеоплачиваемую) или ему был установлен более высокий разряд, при этом в расчетном периоде произошло законодательное повышение окладов по занимаемой должности, то корректировать зарплату нужно.

Важно! Корректировка вследствие законодательного повышения должностных окладов осуществляется по той должности, которую работник занимал на момент повышения должностных окладов. Выплаты, начисленные до законодательного повышения должностного оклада, корректируются на коэффициент повышения должностного оклада.

То есть коэффициент повышения окладов нужно рассчитывать по должности, на которой находился работник в соответствующих месяцах расчетного периода, поскольку во время работы работника именно на этой должности и состоялось законодательное повышение окладов*.

* См. также письмо Минсоцполитики от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282 // «Оплата труда», 2017. № 11, с. 4. — Примеч. ред.

Напомним: коэффициент корректировки определяют путем деления оклада, установленного работнику после повышения должностных окладов, на оклад, который был у работника до повышения. Для каждого работника необходимо рассчитывать свои коэффициенты корректировки. Причем такие коэффициенты исчисляют отдельно за каждый период, когда происходило повышение должностных окладов (тарифных ставок).

Лучше всего в этом вопросе помогут нам разобраться числовые примеры. Приступим.

Вначале перевод, а после — повышение окладов

Пример 1. Работник — оператор компьютерного набора (4 тарифный разряд по ЕТС) — с 01.10.2016 г. был переведен на должность бухгалтера (7 тарифный разряд по ЕТС, должностной оклад 1825 грн.). С 1 декабря 2016 года должностной оклад бухгалтера составил 2056 грн., а с 01.01.2017 г. — 2464 грн. С 10.07.2017 г. такой работник уходит в ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дня.

Как рассчитать отпускные с учетом корректировки выплат?

В приведенном примере начало отпуска приходится на июль 2017 года. Расчетным периодом является июль 2016 года — июнь 2017 года.

В расчетном периоде работник был переведен на другую должность — с 1 октября 2016 года. Кроме этого, для работников с оплатой по ЕТС на такой расчетный период пришлось 2 законодательных повышения оклада:

— с 01.12.2016 г. — согласно постановлению № 840;

— с 01.01.2017 г. — согласно постановлению № 1037.

Как видим, законодательные повышения окладов произошли после перевода работника на другую должность. Это означает, что заработок до перевода не корректируют (зарплата за июль — сентябрь 2016 года).

Корректировке будет подлежать только зарплата по новой должности, так как именно во время работы на этой должности и произошло законодательное повышение окладов.

Обратите внимание: поскольку в расчетном периоде произошло 2 законодательных повышения, то коэффициент корректировки определяют для каждого месяца расчетного периода с учетом всех повышений.

Итак, заработок в расчетном периоде нужно корректировать следующим образом:

— за месяцы с июля по сентябрь 2016 года по должности оператора компьютерного набора не корректируют;

— за месяцы с октября по ноябрь 2016 года по должности бухгалтера корректируют на коэффициент 1,3501 — коэффициент, который учитывает повышения окладов с 01.12.2016 г. и с 01.01.2017 г. (2464 грн. : 1825 грн. или (2464 грн. : 2056 грн.) х (2056 грн. : 1825 грн.));

— за декабрь 2016 года по должности бухгалтера корректируют на коэффициент 1,1984 — коэффициент, который учитывает повышение оклада с 01.01.2017 г. (2464 грн. : 2056 грн.)*;

* Коэффициенты для корректировки зарплаты при уходе в отпуск в июле 2017 года для работников с оплатой по ЕТС вы найдете в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2017, № 25, с. 32. — Примеч. ред.

— за месяцы с января по июнь 2017 года заработок по должности бухгалтера не корректируют, поскольку в этот период законодательного повышения должностных окладов не было.

Далее рассчитаем сумму отпускных с учетом коэффициента корректировки.

Данные, необходимые для расчета, представим в табл. 1.

Данные для корректировки средней зарплаты

Таблица 1

Месяцы расчетного периода

Должность

Заработная плата, участвующая в расчете отпускных

Коэффициент повышения

Откорректированная заработная плата

Количество календарных дней, участвующих в расчете*

Июль-2016

оператор компьютерного набора

2000,96

не корректируем

2000,96

31

Август-2016

2045,71

2045,71

30

Сентябрь-2016

2045,24

2045,24

30

Октябрь-2016

бухгалтер

2509,38

1,3501

3387,91

30

Ноябрь-2016

2281,25

1,3501

3079,92

30

Декабрь-2016

3084,00

1,1984

3695,87

31

Январь-2017

3200,00

не корректируем

3200,00

29

Февраль-2017

4004,00

4004,00

28

Март-2017

4312,00

4312,00

30

Апрель -2017

4004,00

4004,00

29

Май-2017

4004,00

4004,00

28

Июнь-2017

4066,31

4066,31

28

Итого

х

37556,85

х

39845,92

354

* Без учета праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, которые пришлись на расчетный период.

Рассчитаем среднедневную зарплату:

39845,92 грн. : 354 к. дн. = 112,56 грн.

Сумма отпускных составит:

112,56 грн. х 24 к. дн. = 2701,44 грн.

Итак, как видно из рассмотренного примера, повышение оклада в результате перевода работника на другую должность не является основанием для корректировки зарплаты в связи с таким переводом.

Это прямо предусмотрено абз. 3 п. 10 Порядка № 100. То есть заработок, начисленный до перевода работника (за месяцы расчетного периода июль — сентябрь 2016 года), в связи с таким изменением оклада не корректируют.

Вместе с тем если работника перевели на другую должность, а после произошло законодательное повышение окладов, то зарплату в месяцах после перевода и до законодательного повышения оклада корректируют на коэффициент повышения по новой должности. Зарплату до перевода не корректируют.

Вначале повышение оклада, затем — перевод на другую должность

Пример 2. Бухгалтера областной фитосанитарной лаборатории (9 тарифный разряд) с 01.02.2017 г. перевели на должность заместителя главного бухгалтера. С 24 июля такой работник уходит в ежегодный отпуск продолжительностью 19 календарных дней.

В приведенном примере перевод работника на другую должность состоялся в феврале 2017 года. При этом в расчетном периоде (июль 2016 года — июнь 2017 года) оклады были законодательно повышены 2 раза: 01.12.2016 г. и 01.01.2017 г. (согласно постановлениям № 840 и 1037 соответственно).

Поскольку работника перевели на другую должность уже после того, как произошло законодательное повышение окладов, то зарплату до повышения корректируют на коэффициент повышения по старой должности. После перевода работника заработок в расчетном периоде не корректируют, поскольку после перевода законодательного повышения должностного оклада не было.

Таким образом, коэффициент корректировки определяем только по должности бухгалтера.

Укажем, какие были размеры оклада по должности бухгалтера (9 тарифный разряд) в расчетном периоде:

— июль — ноябрь 2016 года — 2050 грн.;

— декабрь 2016 года — 2310 грн.;

— январь 2017 года — 2768 грн.

Таким образом, зарплату в расчетном периоде корректируют так:

— июль — ноябрь 2016 года — на коэффициент 1,3502 (2768 грн. : 2050 грн. или (2310 грн. : 2050 грн.) х (2768 грн. : 2310 грн.));

— декабрь 2016 года — на коэффициент 1,1983 (2768 грн. : 2310 грн.);

— январь — июнь 2017 года — не корректируют.

Далее рассчитаем сумму отпускных с учетом коэффициента корректировки. Данные, необходимые для расчета, представим в табл. 2.

Данные для корректировки средней зарплаты

Таблица 2

Месяцы расчетного периода

Должность

Заработная плата, участвующая в расчете отпускных

Коэффициент повышения

Откорректированная заработная плата

Количество календарных дней, участвующих в расчете*

Июль-2016

бухгалтер

3075,00

1,3502

4151,86

31

Август-2016

3075,00

1,3502

4151,86

30

Сентябрь-2016

3075,00

1,3502

4151,86

30

Октябрь-2016

3075,00

1,3502

4151,86

30

Ноябрь-2016

3075,00

1,3502

4151,86

30

Декабрь-2016

3465,00

1,1983

4152,11

31

Январь-2017

4152,00

не корректируем

4152,00

29

Февраль-2017

заместитель главного бухгалтера

4536,00

4536,00

28

Март-2017

4536,00

4536,00

30

Апрель -2017

4536,00

4536,00

29

Май-2017

4536,00

4536,00

28

Июнь-2017

4598,31

4598,31

28

Итого

х

45734,31

х

51805,72

354

* Без учета праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, которые пришлись на расчетный период.

Среднедневная зарплата равна:

51805,72 грн. : 354 к. дн. = 146,34 грн.

Сумма отпускных составит:

146,34 грн. х 19 к. дн. = 2780,46 грн.

Внимание! Если в расчетном периоде произошло законодательное повышение окладов, а после этого работника перевели на другую должность, то зарплату до повышения корректируют на коэффициент повышения по старой должности. После перевода работника заработок в расчетном периоде не корректируют.

Перевод и повышение совпали

Пример 3. Работник работал на должности начальника отдела — главного бухгалтера (12 тарифный разряд). С 01.12.2016 года его перевели на должность главного бухгалтера. Размер оклада по должности главного бухгалтера установлен на 10 % ниже оклада директора бюджетного учреждения (17 тарифный разряд) и составлял в декабре-2016 3604 грн. (4005 грн. х 90 %). С 3 июля такой работник уходит в ежегодный отпуск продолжительностью 14 календарных дней.

В чем особенность этого примера? Это то, что перевод работника на другую должность совпал с датой законодательного повышения окладов — 01.12.2016 г. согласно постановлению № 840. Кроме этого, после перевода работника состоялось еще одно законодательное повышение окладов — с 01.01.2017 г. согласно постановлению № 1037. Как же корректировать заработок в расчетном периоде?

Основное условие: при законодательном повышении окладов корректировка осуществляется по той должности, которую работник занимал на время повышения должностных окладов. От этого и будем отталкиваться.

Работнику предоставляется ежегодный отпуск с 3 июля 2017 года. Расчетный период: июль 2016 года — июнь 2017 года. Заработок в расчетном периоде будет корректироваться так:

июль — ноябрь 2016 года. По состоянию на 01.12.2016 г. (дату повышения окладов работников с оплатой по ЕТС в соответствии с постановлением № 840) работник занимает должность главного бухгалтера с должностным окладом 3604 грн. Это уже другая должность, по которой работнику установлен должностной оклад после повышения. Таким образом, в случае перевода работника на другую должность в день законодательного повышения должностных окладов (01.12.2016 г.) выходит, что у него отсутствует предыдущий заработок в расчетном периоде по новой должности (по должности главного бухгалтера). Следовательно, для расчета отпускных заработная плата за июль — ноябрь 2016 года не корректируется, то есть учитывается в начисленном размере*;

* См. также письмо Минсоцполитики от 20.04.2017 г. № 1227/0/101-17/282 // «Оплата труда», 2017. № 11, с. 4. — Примеч. ред.

декабрь 2016 года. По состоянию на 01.01.2017 г. (дату повышения окладов в соответствии с постановлением № 1037) работник занимает должность главного бухгалтера. Такое повышение должно быть учтено при корректировке средней заработной платы. Коэффициент корректировки при этом определяется по должности главного бухгалтера. Найдем его:

4320 грн. : 3604 грн. = 1,1987,

где 4320 — должностной оклад главного бухгалтера (рассчитанный в процентах от оклада директора (17 тарифный разряд), установленный с 01.01.2017 г. согласно постановлению № 1037; 4800 грн. х 90 %);

3604 — должностной оклад главного бухгалтера (рассчитанный в процентах от оклада директора (17 тарифный разряд), установленный с 01.12.2016 г. согласно постановлению № 840); 4005 грн. х 90 %);

январь — июнь 2017 года. Заработную плату за этот период не корректируем, так как в этом периоде законодательного повышения окладов не было.

Далее рассчитаем сумму отпускных с учетом коэффициента корректировки. Данные, необходимые для расчета, представим в табл. 3.

Данные для корректировки средней зарплаты

Таблица 3

Месяцы расчетного периода

Должность

Заработная плата, участвующая в расчете отпускных

Коэффициент повышения

Откорректированная заработная плата

Количество календарных дней, участвующих в расчете*

Июль-2016

начальник отдела — главный бухгалтер

5024

не корректируем

5024

31

Август-2016

5024

5024

30

Сентябрь-2016

5024

5024

30

Октябрь-2016

5024

5024

30

Ноябрь-2016

5024

5024

30

Декабрь-2016

главный бухгалтер

7208

1,1987

8640,23

31

Январь-2017

7560

не корректируем

7560

29

Февраль-2017

7560

7560

28

Март-2017

7560

7560

30

Апрель -2017

7560

7560

29

Май-2017

7560

7560

28

Июнь-2017

7622,31

7622,31

28

Итого

х

77750,31

х

79182,54

354

* Без учета праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, которые пришлись на расчетный период.

Рассчитаем среднедневную зарплату:

79182,54 грн. : 354 к. дн. = 223,68 грн.

Сумма отпускных составит:

223,68 грн. х 14 к. дн. = 3131,52 грн.

Внимание! Если дата законодательного повышения окладов и перевода на другую должность совпадают, то заработок до перевода не корректируют.

Объясняется это тем, что отсутствует предыдущий заработок в расчетном периоде по новой должности, который нужно было бы откорректировать.

Должность «вне штата» + повышение и перевод

Пример 4. Главному специалисту госоргана (госслужащий) с 01.05.2016 г. был установлен оклад в размере 3274 грн. В декабре 2016 года его предупредили о сокращении его должности и его переводе с 01.02.2017 г. на другую нижеоплачиваемую должность — ведущий специалист. С 01.01.2017 г. было утверждено новое штатное расписание, в котором должности главного специалиста для такого работника не предусмотрено, то есть она была выведена «за штат». На период 2-месячного предупреждения в декабре 2016 года и январе 2017 года такой госслужащий получал заработную плату по предыдущей должности главного специалиста с должностным окладом 3274 грн. С 01.02.2017 г. его перевели на должность ведущего специалиста. С 21.08.2017 г. работник уходит в ежегодный отпуск.

Нужно ли корректировать заработную плату такого госслужащего, если согласно постановлению № 15 должностной оклад по должности главного специалиста с 01.01.2017 г. составляет 3801 грн.?

В последнее время сокращением штатов в бюджетных учреждениях никого не удивишь. Зачастую работников на период двухмесячного предупреждения о сокращении их должностей выводят «за штат». То есть фактически работники по сокращенным должностями оказываются «вне штата» — их уже нет в обновленном штатном расписании, но трудовые отношения с ними продолжаются еще в течение гарантированного двухмесячного срока.

Отметим, что для госслужащих сокращение численности или штата работников в связи с оптимизацией системы государственных органов или структуры отдельного госоргана также является изменением существенных условий госслужбы (ст. 43 Закона № 889). Об изменении существенных условий службы госслужащего письменно уведомляют не позже чем за 60 календарных дней до изменения существенных условий службы, кроме случаев повышения зарплаты (п. 4 ст. 43 Закона № 889).

Подчеркнем: в течение 60 календарных дней (либо до увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 83 Закона № 889 либо до перевода на другую должность) такой госслужащий остается работником госоргана и на него распространяется трудовое законодательство в полном объеме, несмотря на то, что его должность оказалась «вне штата». Это означает, что на этот срок за работником сохраняется его зарплата по предыдущей должности. При этом если согласно нормативно-правовым документам были повышены должностные оклады, то должны быть пересмотрены размеры зарплаты всех работников, в том числе и таких «внештатных» сотрудников*.

* Подробнее об этом см. в консультации специалиста Минсоцполитики в спецвыпуске к газете «Оплата труда», 2016, № 6/1. — Примеч. ред.

Таким образом, госслужащему — главному специалисту — с 01.01.2017 г. также должен быть повышен оклад и, соответственно, пересчитана зарплата за январь 2017 года, поскольку всем госслужащим с этой даты были повышены размеры должностных окладов согласно постановлению № 15.

Поскольку с 01.01.2017 г. оклад такому работнику повышен согласно законодательству, то зарплату, начисленную ему в расчетном периоде до повышения, надо откорректировать на коэффициент повышения.

Отметим также следующее. После сокращения должности главного специалиста госслужащего перевели на другую нижеоплачиваемую должность. То есть трудовые отношения с таким работником продолжаются. Следовательно, при уходе в отпуск с 21.08.2017 г. расчетным периодом будут 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу предоставления отпуска: август 2016 года — июль 2017 года. Зарплату в месяцах расчетного периода следует откорректировать таким образом:

август — декабрь 2016 года — на коэффициент 1,1610 (3801 грн. : 3274 грн.). Обратите внимание: коэффициент корректировки определяем по должности главного специалиста, поскольку законодательное повышение окладов произошло в период нахождения работника на этой должности;

январь — июль 2017 года — не корректируем, поскольку в этих месяцах законодательного повышения окладов не было.

Выводы:

1. Повышение оклада в результате перевода работника на другую должность не является основанием для корректировки зарплаты в связи с таким переводом.

2. Если работник переведен на другую должность + произошло законодательное повышение окладов (как в расчетном периоде, так и в периоде сохранения зарплаты), корректировать заработок надо. При этом корректировку проводят исходя из повышения должностного оклада по той должности, которую работник занимал на дату законодательного повышения окладов.

3. Если работника сперва перевели на другую должность, а после произошло законодательное повышение окладов, то зарплату в месяцах после перевода и до законодательного повышения оклада корректируют на коэффициент повышения по новой должности. Зарплату до перевода не корректируют (см. пример 1).

4. Если в расчетном периоде произошло законодательное повышение окладов, а после этого работника перевели на другую должность, то зарплату до повышения корректируют на коэффициент повышения по старой должности. После перевода работника заработок в расчетном периоде не корректируют (см. пример 2).

5. Если дата законодательного повышения окладов и перевода на другую должность совпадают, то заработок до перевода не корректируют (см. пример 3).

Нормативные документы и сокращения

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон № 889Закон Украины «О государственной службе» от10.12.2015 г. № 889-VIII.

Порядок № 100Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Постановление № 840постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 23.11.2016 г. № 840.

Постановление № 1037постановление КМУ «Об оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 28.12.2016 г. № 1037.

Постановление № 15постановление КМУ «Вопросы оплаты труда работников государственных органов» от 18.01.2017 г. № 15.

ЕТС — единая тарифная сетка.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше