Темы статей
Выбрать темы

Госпомощь: кому, на что и зачем

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
02.08.2017 г. вступил в силу Закон о госпомощи. И хотя этот Закон был принят еще в 2014 году, вступление его в силу вызвало целый ряд недопониманий и вопросов. Даже были такие слухи, что абсолютно все бюджетные запросы теперь придется согласовывать с Антимонопольным комитетом. На кого вообще распространяется действие данного Закона? Подпадают ли под его действие финансовая помощь и пополнение уставных фондов предприятий? Предлагаем вместе разобраться со всеми нюансами.

Что такое госпомощь субъектам хозяйствования?

Сначала давайте разберемся, что вообще понимают под государственной помощью субъектам хозяйствования.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о госпомощи государственная помощь субъектам хозяйствования — это поддержка в любой форме субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которая искажает или угрожает искажением экономической конкуренции, создавая преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности.

Следовательно, государственная поддержка является государственной помощью, если одновременно выполняются такие условия:

— поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;

— финансирование государственной поддержки осуществляется за счет ресурсов государства или местных ресурсов;

— поддержка создает преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности;

— поддержка искажает или угрожает искажением экономической конкуренции.

При этом, как определено в п. 1 ст. 4 Закона о госпомощи, государственная помощь может реализовываться, в частности, в следующих формах:

1) предоставление субсидий и грантов;

2) предоставление дотаций;

3) предоставление налоговых льгот, отсрочки или рассрочки уплаты налогов, сборов или прочих обязательных платежей;

4) списание долгов, включительно с задолженностью за предоставленные государственные услуги, списание штрафных санкций, компенсация убытков субъектам хозяйствования;

5) предоставление гарантий, кредитов на льготных условиях, обслуживание кредитов по льготным тарифам;

6) уменьшение финансовых обязательств субъектов хозяйствования перед фондами общеобязательного государственного социального страхования;

7) предоставление, прямо или косвенно, субъектам хозяйствования товаров или услуг по ценам ниже рыночных или приобретение товаров или услуг субъектов хозяйствования по ценам выше рыночных;

8) продажа государственного имущества по ценам ниже рыночных;

9) увеличение государственной части в уставном капитале субъектов хозяйствования или увеличение стоимости государственной части на условиях, неприемлемых для частных инвесторов.

Кстати, этот перечень не является исчерпывающим.

Более детально и понятно, по нашему мнению, о видах госпомощи идет речь в п. 1 Разъяснения № 35-рр/дд.

Так, государственной помощью является:

— предоставление коммунального имущества субъектам хозяйствования в безвозмездное пользование;

— списание безнадежной задолженности по арендной плате, неустойки, пени и невозмещенных расходов на совершение исполнительных надписей нотариуса за аренду объектов коммунальной собственности;

увеличение уставного капитала коммунальных/государственных предприятий;

предоставление соответствующей субвенции между местными бюджетами коммунальному предприятию;

освобождение от уплаты арендной платы субъектов хозяйствования, в том числе на период летних каникул тех субъектов хозяйствования, которые арендуют коммунальное имущество в учебных заведениях и предоставляют услуги, связанные с учебно-воспитательным процессом;

— финансовая поддержка общественным объединениям лиц с инвалидностью;

— финансовая поддержка на выполнение уставной деятельности (заработная плата, оплата услуг за печать газет и прочие расходы);

— предоставление финансовой поддержки общественным организациям в пределах утвержденных программ социальной защиты отдельных категорий населения.

Как видим, такие распространенные среди наших читателей виды предоставления средств коммунальным предприятиям из местных бюджетов, как увеличение их уставных капиталов и другое предоставление финансовой поддержки, подпадает под действие Закона о госпомощи.

Кроме того, в соответствии с п. 4 Разъяснения № 35-рр/дд госпомощью также является государственная поддержка, которая предоставляется на возмещение расходов субъектов хозяйствования — автомобильных перевозчиков, если предоставляется именно субъекту хозяйствования.

Как мы все знаем, некоторые категории пассажиров имеют льготы на проезд. Расходы, связанные с предоставлением таких льгот перевозчиками, покрываются за счет бюджетных средств.

Согласно абз. 2 ст. 29 Закона № 2344 органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, которые осуществляют льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с законом.

Именно о такой компенсации и идет речь в отмеченном пункте Разъяснения № 35-рр/дд.

Кроме того, согласно п. 5 Разъяснения № 35-рр/дд госпомощью является снижение процента единого налога, отсрочки и рассрочки уплаты налогов.

Следует отметить, что действие Закона о госпомощи не распространяется на поддержку:

1) в сфере сельскохозяйственного производства и рыболовства, производства оружия и военного снаряжения для потребностей Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, а также правоохранительных органов специального назначения, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины;

2) хозяйственной деятельности, связанной с:

— инвестированием в объекты инфраструктуры с применением процедур государственных закупок;

— предоставлением услуг, которые представляют общий экономический интерес, в части компенсации обоснованных расходов на предоставление таких услуг.

Перечень услуг, которые представляют общий экономический интерес, устанавливается Кабмином. На сегодня такой перечень пока что не утвержден.

Предоставители и получатели госпомощи

Предоставителями государственной помощи в соответствии со ст. 1 Закона о госпомощи могут быть:

— органы власти;

— органы местного самоуправления;

— органы административно-хозяйственного управления и контроля;

— юридические лица, которые действуют от их имени, уполномоченные распоряжаться ресурсами государства или местными ресурсами и инициируют и/или предоставляют государственную помощь.

И здесь обратим внимание на разъяснение, предоставленное в п. 7 Разъяснения № 35-рр/дд: термин «уполномоченный распоряжаться ресурсами государства и местными ресурсами» не предусматривает обязательного фактического владения ими в соответствии с бюджетными программами и сметой. Орган государственной власти может распоряжаться государственными средствами, однако не владеть ими.

Получателем госпомощи согласно ст. 1 Закона о госпомощи является субъект хозяйствования, получающий государственную помощь.

Следует отметить, что согласно п. 8 ст. 9 Закона о госпомощи субъект хозяйствования, который намеревается получить государственную помощь, обязан подать ее предоставителю ведомости о:

— хозяйственной деятельности;

— государственной помощи, полученной им за последние пять лет;

— правовых основаниях для получения государственной помощи, ее форму и цель.

Не могут быть получателями госпомощи юрлица, которые не являются субъектами хозяйствования.

Субъект хозяйствования — это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, которое осуществляет деятельность по производству, реализации, приобретению товаров, другую хозяйственную деятельность, в том числе которое осуществляет контроль над другим юридическим или физическим лицом; группа субъектов хозяйствования, если один или несколько из них осуществляют контроль над другими.

Субъектами хозяйствования признаются также органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля в части их деятельности по производству, реализации, приобретению товаров или другой хозяйственной деятельности.

Хозяйственной деятельностью не считается деятельность физического лица по приобретению товаров народного потребления для конечного потребления.

Новые правила предоставления госпомощи

Как правило, большинство указанных в Законе о госпомощи и Разъяснении № 35-рр/дд видов помощи предоставлялись и раньше, но со вступлением в силу Закона о госпомощи эта помощь должна предоставляться по новым правилам.

В игру между предоставителями и получателями помощи вступает еще и Антимонопольный комитет Украины (АМКУ).

Так, для основательной оценки мероприятий государственной поддержки на предмет выявления признаков государственной помощи, ее допустимости для конкуренции нужно подать АМКУ детальную информацию о программах государственной помощи или индивидуальной государственной помощи.

Как определенно в п. 2 разд. 9 Заключительных и переходных положений Закона о госпомощи, все предоставители госпомощи в течение одного года со дня вступления в силу этого Закона (то есть с 02.08.2017 г.) обязаны подать АМКУ сообщения о программах поддержки субъектов хозяйствования за счет ресурсов государства или местных ресурсов, которые существовали на 02.08.2017 г.

Порядок представления такого сообщения определен в ст. 9 Закона о госпомощи.

Теперь что касается согласования бюджетных запросов с АМКУ.

Действительно, такое требование существует, и оно определено в ч. 4 ст. 35 БКУ.

Так, если бюджетный запрос предусматривает предоставление госпомощи субъектам хозяйствования за счет государственного бюджета в любой форме, главные распорядители бюджетных средств прилагают к бюджетному запросу копию решения АМКУ, принятого по результатам рассмотрения сообщения о новой государственной помощи или делах о государственной помощи в соответствии с Законом о госпомощи, или в письменном виде сообщают об их освобождении от обязанности сообщения о новой государственной помощи со ссылкой на положение указанного Закона и нормативно-правовые акты, которыми установлены соответствующие условия для освобождения.

При этом п. 30 разд. VI Заключительных и переходных положений БКУ установлено, что положение относительно решений АМКУ по вопросам госпомощи, определенное ч. 4 ст. 35 БКУ, применяется начиная с формирования проекта Госбюджета на 2019 год.

Что же касается предоставления госпомощи за счет средств местных бюджетов, то в соответствии с п. 15 Разъяснения № 35-рр/дд планирование предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования за счет средств местного бюджета при формировании проекта местного бюджета на 2018 год не требует от предоставителей приложения к бюджетному запросу копии решения АМКУ по вопросам государственной помощи (в случае, если не осуществляется планирование на трехлетний период).

Из этого следует, что вообще-то прилагать копию решения АМКУ к бюджетным запросам по средствам местных бюджетов будет нужно также с 2019 года, но прямо (как в случае со средствами государственного бюджета) в нормативных документах такое требование относительно запросов по средствам местных бюджетов не определено.

Возможно, такое требование будет прописано в местных инструкциях относительно составления бюджетных запросов. Но в любом случае в этом году прилагать копию решения АМКУ к бюджетным запросам как по средствам госбюджета, так и по средствам местных бюджетов не нужно.

Кроме того, на сегодня существует законопроект «О государственной помощи субъектам хозяйствования» (относительно соблюдения принципов местного самоуправления)» от 06.09.2017 г. под № 7073 (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4 1?pf3511=62464), предусматривающий исключение из-под действия Закона о госпомощи любой помощи, которая предоставляется за счет местных бюджетов.

И это достаточно логично, ведь ст. 7 БКУ предусмотрен принцип самостоятельности местных бюджетов, который обеспечивается закреплением за ними соответствующих источников доходов бюджета, правом соответствующих органов государственной власти, органов власти АР Крым и органов местного самоуправления определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины, правом ВР АР Крым и соответствующих местных советов самостоятельно и независимо друг от друга рассматривать и утверждать соответствующие местные бюджеты.

Кроме того, согласно ст. 61 Закона № 280 органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах (в случае их создания) самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты согласно БКУ.

Вмешательство государственных органов в процесс составления, утверждения и выполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных этим и другими законами.

Но будет ли принят этот законопроект — не известно. Что ж — поживем, увидим.

Действующая и новая госпомощь

Законом о госпомощи предусмотрено деление госпомощи на действующую и новую.

При этом данный Закон дает следующие определения.

Действующая государственная помощь — это программа государственной помощи или индивидуальная государственная помощь, существовавшая на день вступления в силу Закона о госпомощи (02.08.2017 г.) или относительно которой АМКУ принял решение о допустимости такой помощи для конкуренции и срок действия которой еще не закончился.

Новая государственная помощь — это любая государственная поддержка субъектов хозяйствования, которая не является действующей государственной помощью, а также внесение существенных изменений в условия предоставления или объема действующей государственной помощи.

Как мы уже отмечали выше, предоставители госпомощи должны сообщить АМКУ о действующей помощи по состоянию на 02.08.2017 г., на что дается один год с указанной даты.

Порядок, формы и требования относительно предоставления такой информации определены Распоряжением № 43-рп.

Предоставители государственной помощи ежегодно, до 1 апреля следующего года, обязаны подавать АМКУ информацию о действующей государственной помощи, а именно: информацию о государственной помощи, относительно которой АМКУ принял решение о допустимости такой помощи для конкуренции и срок которой еще не закончился, по формам, приведенным в приложениях 1 — 3 к Порядку № 43-рп.

Информация о действующей государственной помощи должна содержать сведения о цели, формах, источниках, получателях и их частях в общем объеме предоставленной в течение прошлого финансового года государственной помощи в пределах соответствующей программы или информации о том, что в течение отчетного года государственная помощь не предоставлялась, с предоставлением должным образом оформленных подтверждающих документов в письменной и электронной формах.

АМКУ предоставляется информация предоставителем государственной помощи нарочным под расписку, посылается по почте (почтовым отправлением с рекомендованным уведомлением о вручении) или средствами электронной связи в электронной форме по электронному адресу для переписки, указанному на официальном веб-сайте АМКУ (slg@amcu.gov.ua), с соблюдением требований Закона № 851 и Закона № 852 (ср. ).

В случае несоблюдения этих требований относительно предоставления информации такая информация считается поданной несвоевременно.

За правильность, полноту и достоверность информации, которая предоставляется АМКУ, отвечают предоставители государственной помощи.

Также относительно механизма предоставления в АМКУ и оформления сообщений о новой государственной помощи и о внесении изменений в условия действующей государственной помощи, сроках и порядка рассмотрения этих сообщений следует обратиться к Порядку № 2-рп.

Этот Порядок применяется в случае предоставления сообщений о новой государственной помощи субъектам хозяйствования или о внесении изменений в условия действующей государственной помощи, кроме предоставления сообщений относительно:

— категорий государственной помощи, предоставители которой освобождены от обязанности сообщения на основании ст. 7 Закона о госпомощи;

— незначительной государственной помощи, если она не касается непосредственно поддержки экспортных операций или подавляющего использования продукции отечественного производства по сравнению с импортированной продукцией;

— внесения в действующие программы государственной помощи изменений, которые предусматривают увеличение финансирования менее чем на 20 % бюджета соответствующей программы.

Незначительной государственной помощью является помощь одному субъекту хозяйствования, совокупный размер которой независимо от ее формы и источников не превышает за любой трехлетний период сумму, эквивалентную 200 тысячам евро, определенную по официальному валютному курсу, установленному НБУ, который действовал на последний день финансового года (ст. 1 Закона о госпомощи).

Что касается новой госпомощи, то решение по результатам рассмотрения сообщения о новой государственной помощи принимается органами АМКУ в течение двух месяцев со дня начала его рассмотрения (п. 13 Порядка № 2-рп).

По результатам рассмотрения сообщения о новой государственной помощи органы АМКУ принимают решение:

— о допустимости новой государственной помощи для конкуренции;

— о признании поддержки субъекта хозяйствования, указанной в сообщении, такой, которая не является государственной помощью в соответствии с Законом о госпомощи;

— о начале рассмотрения дела о государственной помощи, принимаемое органом АМКУ, который рассматривал такое сообщение.

Рассмотрение дел о госпомощи осуществляется АМКУ в соответствии с требованиями Порядка № 8-рп.

При этом следует отметить, что по результатам рассмотрения дела госпомощь может быть признана недопустимой для конкуренции. Что делать с такой госпомощью, определено в разд. 6 Закона о госпомощи.

В частности, предоставитель государственной помощи обязан принять необходимые меры для обеспечения возврата незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции, ее получателем в соответствии с решением АМКУ и сообщить АМКУ о выполнении его решения в установленный срок в соответствии с Порядком № 468.

Нормативные документы

БКУБюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон о госпомощиЗакон Украины «О государственной помощи субъектам хозяйствования» от 01.07.2014 г. № 1555-VII.

Закон № 280Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 2344Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

Закон № 851Закон Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» от 22.05.2003 г. № 851-IV.

Закон № 852Закон Украины «Об электронной цифровой подписи» от 22.05.2003 г. № 852-IV.

Порядок № 2-рпПорядок предоставления и оформления сообщений о новой государственной помощи и о внесении изменений в условия действующей государственной помощи, утвержденный распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 04.03.2016 г. № 2-рп.

Порядок № 8-рпПорядок рассмотрения дел о государственной помощи субъектам хозяйствования, утвержденный распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 12.04.2016 г. № 8-рп.

Порядок № 468Порядок возврата незаконной государственной помощи, недопустимой для конкуренции, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 468.

Разъяснение № 35-рр/дд — разъяснение Антимонопольного комитета Украины «О применении законодательства в сфере государственной помощи» от 05.10.2017 г. № 35-рр/дд.

Распоряжение № 43-рп, Порядок № 43-рпПорядок, формы и требования относительно предоставления Антимонопольному комитету Украины информации о действующей государственной помощи субъектам хозяйствования, утвержденный распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 28.12.2015 г. № 43-рп.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше