Темы статей
Выбрать темы

Некоторые вопросы оплаты труда в органах местного самоуправления ОТГ

Федченко Леся, юрист
29 октября состоялась очередная волна первых выборов в объединенных территориальных громадах и в связи с этим в редакцию приходят многочисленные вопросы от читателей, касающиеся особенностей оплаты труда некоторых работников органов местного самоуправления. На этот раз предоставим ответы на самые распространенные из них.

Каковы особенности начисления и выплаты заработной платы лицам, на которых возложено выполнение обязанностей старосты до избрания на первых выборах старосты?

Прежде всего необходимо понимать, на каких именно лиц возлагается выполнение обязанностей старосты. Единственной нормой законодательства, которая регламентирует этот вопрос, является п. 3 Заключительных положений Закона № 157, в котором указано следующее:

«В селах, поселках, в которых находились органы местного самоуправления территориальных громад, которые объединились, обязанности старосты до избрания на первых выборах старосты исполняет лицо, которое осуществляло полномочия сельского, поселкового головы соответствующей территориальной громады до объединения».

Следовательно, исходя из указанной выше нормы Закона № 157, обязанности старосты возлагаются на сельского, поселкового голову, который осуществлял свои полномочия до объединения в соответствующих территориальных громадах, или секретарь совета соответствующей территориальной громады, который осуществлял полномочия сельского, поселкового головы в соответствии с Законом № 280 в определенных данным Законом случаях. На других лиц исполнение обязанностей старосты не возлагается.

В связи с тем что относительно новая для местного самоуправления должность «староста» может существовать исключительно в органах местного самоуправления, представляющих интересы объединенных территориальных громад, она может быть только в структуре и штатном расписании совета, который находится в административном центре объединенной территориальной громады.

Таким образом, расходы на оплату труда лица, исполняющего обязанности старосты, должны быть предусмотрены в смете соответствующего органа местного самоуправления.

Так же трудовая книжка лица, на которое возложено исполнение обязанностей старосты, должна храниться по месту работы.

Что касается размера заработной платы лиц, на которых возложено исполнение обязанностей старосты, то здесь следует учитывать постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда должностных лиц местного самоуправления объединенных территориальных громад» от 09.12.2015 г. № 1044.

В частности, в п. 2 этого постановления рекомендовано органам местного самоуправления сохранить за лицами, осуществлявшими полномочия сельского, поселкового, городского головы соответствующей территориальной громады до объединения и исполняют обязанности старосты до избрания на первых выборах старост, должностной оклад, надбавки и доплаты, которые были им установлены на время перевода на должность старосты.

Следовательно, при возложении на соответствующих лиц исполнение обязанностей старост до избрания на первых выборах старост за ними сохраняются их должностной оклад, надбавки и доплаты, установленные им как сельскому, поселковому голове, а в определенных Законом № 280 случаях— как секретарю соответствующего совета.

Напомним, что вопросы оплаты труда работников органов местного самоуправления, которые представляют интересы объединенных территориальных громад, определяются в общем порядке постановлением КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268, в частности, приложениями 50 и 51 к этому постановлению. Однако при решении вопросов оплаты труда лиц, на которых возложено исполнение обязанностей старост до избрания на первых выборах старост, размер их должностного оклада определяется приложением 54 к этому же постановлению (по позициям «сельский, поселковый голова» и «секретарь совета» соответственно).

Из сметы какого органа местного самоуправления выплачивается заработная плата работников сельских, поселковых советов, которые вошли в объединенную территориальную громаду и расположены не в ее административном центре?

Заработная плата работников органов местного самоуправления, которые вошли в объединенную территориальную громаду и расположены не в ее административном центре (которые занимают невыборные должности), финансируется из сметы этих органов местного самоуправления до завершения процедуры их прекращения (реорганизации).

В случае недостаточности средств на выплату заработной платы таким работникам в смете этих органов местного самоуправления этот вопрос можно решить двумя путями.

Первый — перевести работников в штат органа местного самоуправления, который расположен в административном центре объединенной территориальной громады и выплачивать заработную плату из сметы «главной усадьбы», а уже потом решать вопрос оптимизации структуры и штата работников.

Второй — орган местного самоуправления, расположенный в административном центре объединенной территориальной громады, осуществляет трансферт в размере, необходимом для выплаты заработной платы, в смету этого органа местного самоуправления.

Как уволить с работы работников органов местного самоуправления, которые вошли в объединенную территориальную громаду и расположены не в ее административном центре?

После приобретения советом объединенной территориальной громады и соответствующим сельским, поселковым, городским головой своих полномочий на пленарном заседании первой сессии совета, начинается процесс реорганизации органов местного самоуправления — юридических лиц, расположенных вне административного центра объединенной территориальной громады. Одновременно с этим всех работников этих органов (которые занимают невыборные должности) предупреждают о последующем увольнении в соответствии с требованиями ст. 492 КЗоТ, которая предусматривает увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 40 КЗоТ. Срок этого предупреждения длится не меньше чем 2 месяца.

Одновременно с предупреждением работникам предлагается другая работа.

Объективно это является возможным лишь в случае наличия утвержденной новой структуры совета объединенной территориальной громады и ее исполнительных органов. Так, если работник дает согласие на трудоустройство в структуре совета объединенной территориальной громады или ее исполнительных органах, он подает заявление об увольнении по переводу. В таком случае с ним проводится расчет по предыдущему месту работы за фактически отработанное время.

Как решать вопрос дальнейшего трудоустройства работников культуры — библиотекарей, заведующих домами культуры, художественных работников, а также работников дошкольных заведений образования органов местного самоуправления, которые вошли в объединенную территориальную громаду и расположены вне ее административного центра?

Решение этих вопросов зависит прежде всего от того, трудоустроены эти работники в структуре (штате) соответствующих органов местного самоуправления или в отдельных юридических лицах (например, дошкольном учебном заведении), учредителем которого является орган местного самоуправления, который вошел в объединенную территориальную громаду и расположен вне ее административного центра.

В случае, если работники трудоустроены в структуре органа местного самоуправления, вопросы об их дальнейшей работе решаются советом объединенной территориальной громады и ее головой так же, как и вопросы трудоустройства других работников совета и его исполнительных органов (как должностных лиц местного самоуправления, которые занимают невыборные должности, так и служащих и других работников). То есть на всех этих лиц распространяется процесс реорганизации, в результате которого решатся вопросы об их дальнейшей работе.

Если работники работают в отдельных юридических лицах, учредителем которых являются соответствующие органы местного самоуправления, процесс реорганизации органов местного самоуправления на их дальнейшую работу не повлияет. Единственное, что изменится впоследствии для этих работников, — название юридического лица, в котором они работают, то есть изменится учредитель коммунального заведения в результате правопреемства.

Как решать вопрос выплаты среднего месячного заработка лицам, которые работали на выборных должностях, в случае невозможности их трудоустройства на предыдущем месте работы?

Указанная социальная гарантия предусмотрена для лиц, на которых распространяется действие Закона № 93, в частности, на сельских, поселковых, городских председателей и секретарей соответствующих советов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 33 этого Закона депутату местного совета, который работал в совете на постоянной основе, после окончания таких полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, по согласию депутата, на другом предприятии, в учреждении, организации. Эта же часть указанной статьи предусматривает, что в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности) на период трудоустройства за бывшим депутатом местного совета сохраняется, но не больше 6 месяцев, средняя заработная плата, которую он получал в выборной должности в совете, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета. При этом отмечается, что если бывший депутат местного совета имеет право на пенсионное обеспечение или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет в соответствии с законом, за ним не сохраняется средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности в совете.

Однако каждый конкретный случай следует рассматривать индивидуально и обращать внимание на следующее.

Во-первых, важно понимать, какая именно работа (должность) является предыдущей — ею будет работа (должность), с которой лицо было избрано непосредственно на выборную должность, полномочия на которой прекращаются.

Во-вторых, необходимо принимать во внимание основание увольнения с предыдущего места работы, а именно лицо должно быть уволено по п. 5 ст. 36 КЗоТ (в связи с переходом на выборную должность). Только в случае увольнения по этой норме КЗоТ за лицом работодатель обязан сохранить рабочее место (должность) и в случае прекращения им полномочий — предоставить ему эту предыдущую работу (должность).

В свою очередь, выплата из местного бюджета среднего заработка таким лицам в течение не более 6 месяцев будет правомерной только в случае невозможности предоставления им предыдущей работы (должности).

Возникают ситуации, когда лицо перед избранием на выборную должность работало в этом же органе местного самоуправления, но в обычной, не выборной должности (должностное лицо местного самоуправления или служащий). В результате добровольного объединения территориальных громад происходит процесс реорганизации органов местного самоуправления, которые вошли в объединенную территориальную громаду, как юридических лиц. В таком случае вопрос трудоустройства таких лиц должен решать орган местного самоуправления — правопреемник советов, которые реорганизуются, и непосредственно его руководитель — соответствующий сельский, поселковый, городской голова. В случае невозможности предоставления работы (должности) решается вопрос о выплате среднего заработка в течение не более 6 месяцев, но, опять же, при наличии оснований, отмеченных выше.

Каким образом осуществить перевод работников из сельских советов, которые вошли в объединенную территориальную громаду:

— служащих (делопроизводитель, кассир, инспектор военного учета) на должность специалиста, специалиста 1 категории (должностные лица местного самоуправления);

— должностных лиц местного самоуправления на равнозначные должности;

— должностных лиц местного самоуправления на высшие должности?

При решении вопросов принятия на службу в органы местного самоуправления следует руководствоваться Порядком № 169. Этот Порядок остается действующим для должностных лиц местного самоуправления. Также следует придерживаться правил и процедур, определенных в порядке проведения конкурса в конкретном органе местного самоуправления, утвержденном во исполнение постановления, которым утвержден Порядок № 169.

Кроме этого, не забывайте использовать в работе Типовые профессионально-квалификационные характеристики должностных лиц местного самоуправления, утвержденные приказом Главного управления государственной службы Украины от 29.12.2009 г. № 406. Этот документ определяет характеристики должностей в органах местного самоуправления, в частности, необходимый уровень образования и знаний, основные задания, права и обязанности и т. п.

Следовательно, перевод лиц с должностей служащих (делопроизводитель, кассир и пр.) на должности должностных лиц местного самоуправления невозможен.

В данном случае объявляется конкурс на занятие вакантных должностей, и лица, квалификация которых отвечает заявленным к этим должностям требованиям, могут участвовать в конкурсе. В случае успешного прохождения ими конкурсного отбора эти лица принимаются на службу в органы местного самоуправления впервые — то есть приносят Присягу должностного лица местного самоуправления и на них распространяются все ограничения как на должностных лиц местного самоуправления.

Перевод возможен в случае, если должность, предлагаемая лицу, является равнозначной или ниже должности должностного лица местного самоуправления, которую оно занимает. Такой перевод проводится без конкурсного отбора на основании п. 5 Порядка № 169.

В случае же решения вопроса о переводе должностных лиц местного самоуправления на должности выше тех, которые они занимают, — проведение конкурса обязательно. В случае успешного прохождения конкурсного отбора лицо может быть переведено на высшую должность.

Нормативные документы

Закон № 157Закон Украины «О добровольном объединении территориальных громад» от 05.02.2015 г. № 157-VIII.

Закон № 280Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

КЗоТКодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

Закон № 93Закон Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV.

Порядок № 169Порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственных служащих, утвержденный постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 169.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше