Текущий ремонт собственными силами

В избранном В избранное
Печать
Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2017/№ 25
В нашем учреждении планируется проведение текущего ремонта помещений собственными силами без привлечения подрядчиков. Как самостоятельно определить нормы списания материалов по ГСН, если в штате учреждения нет соответствующего специалиста, а работники бухгалтерии ничего в этих нормах не понимают?

Лето — пора ремонтов для многих бюджетных учреждений. При этом не всегда есть средства, чтобы нанять подрядчиков, поэтому приходится выкручиваться самим.

Давайте сначала разберемся, нужно ли вообще при проведении текущего ремонта применять Государственные строительные нормы.

Обратимся к ст. 11 Закона Украины «О строительных нормах» от 05.11.2009 г. № 1704-VI. В ней указано, что применение строительных норм или их отдельных положений обязательно для всех субъектов хозяйствования независимо от формы собственности, которые осуществляют строительную, градостроительную, архитектурную деятельность и обеспечивают изготовление продукции строительного назначения.

На сегодня строительные нормы установлены Правилами определения стоимости строительства (ДСТУ Б Д.1.1-1:2013), утвержденными приказом Минрегионстроя от 05.07.2013 г. № 293 (далее — ДСТУ Б Д.1.1-1:2013). Этот стандарт устанавливает основные правила по определению стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технического переоснащения домов, зданий и сооружений любого назначения, их комплексов, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, а также реставрации достопримечательностей архитектуры и градостроения. Он носит обязательный характер при определении стоимости строительства объектов, которые сооружаются за счет бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организации, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

В свое время Госкомитет строительства, архитектуры и жилищной политики в письме от 06.06.2001 г. № 7/7-540 обратил внимание на следующее: стоимость ремонта жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства, который осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности, определяется в соответствии с Государственными строительными нормами «Правила определения стоимости строительства» (ДБН Д.1.1-1-2000). На сегодня вместо них, как мы отметили выше, действуют ДСТУ Б Д.1.1-1:2013.

При этом Акт приемки выполненных строительных работ (форма № КБ-2В) является обязательным при выполнении работ подрядным и хозяйственным способом по капитальному и текущему ремонтам, которые осуществляются с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной формы собственности.

Справка о стоимости выполненных строительных работ и затратах (форма № КБ-3) распространяется на строительные предприятия и строительные структурные подразделения всех форм собственности, которые выполняют работы подрядным и хозяйственным способом по капитальному и текущему ремонту, независимо от источников финансирования.

При выполнении хозяйственным способом работ по текущему ремонту, которые не требуют разработки чертежей, определить стоимость ремонта можно на основе дефектных актов и расцененных описаний работ.

Но потом Госказначейская служба в письме от 25.04.2003 г. № 07-06/872-3814 указывала, что проведение текущего и капитального ремонтов собственными силами учреждения осуществляется лишь при условии утверждения сметы на выполнение указанных работ с учетом действующих государственных строительных норм.

Позже Минрегионразвития в письме от 11.03.2014 г. № 7/15-2747 отметило, что исходя из положений законодательных и нормативных документов, текущий ремонт не относится к строительству, поэтому на него не распространяются законодательные и нормативные документы, которые действуют в строительстве.

Действительно, действие ДСТУ Б Д.1.1-1: 2013 распространяется на работы по новому строительству, реконструкции, капитальному ремонту и техническому переоснащению.

Стоимость же текущего ремонта может определяться на основании обоснованных трудовых и материально-технических ресурсов и их стоимости, рассчитанной в текущем уровне цен.

И только в отдельных обоснованных случаях центральный орган исполнительной власти, в сферу деятельности которого входят соответствующие объекты, или заказчик (распорядитель средств) предписывающим документом по соответствующему обоснованию может распространить действие отдельных положений ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 на текущий ремонт.

Поэтому, по мнению Минрегионразвития, при проведении текущего ремонта придерживаться ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 не обязательно*.

* Для разграничения ремонтных работ на текущий и капитальный ремонт целесообразно пользоваться Примерным перечнем услуг по содержанию зданий и сооружений, а также придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, зданий, сооружений, утвержденным приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

А вот при проведении работ по капитальному ремонту помещений применение ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 однозначно обязательно. И в таком случае осуществить контроль за правильностью применения норм подрядчиками может лишь специалист по этому делу, который имеет соответствующее образование.

И здесь как раз стоит вспомнить о таком понятии, как технический надзор.

Согласно ст. 1 Закона Украины «Об архитектурной деятельности» от 20.05.99 г. № 687-XIV под техническим надзором следует понимать осуществление заказчиком контроля за соблюдением проектных решений и требований государственных стандартов, строительных норм и правил, а также контроля за качеством выполненных работ и их объемами во время строительства или изменения (в том числе путем снесения) объекта градостроения.

Механизм осуществления технического надзора во время нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта зданий и сооружений, а также технического переоснащения действующих предприятий определяется Порядком осуществления технического надзора во время строительства объекта архитектуры, утвержденным постановлением КМУ от 11.07.2007 г. № 903.

В соответствии с п. 2 этого Порядка технический надзор обеспечивает заказчик (застройщик) в течение всего периода строительства объекта.

Как разъяснила Госархитектурная инспекция в письме от 29.09.2008 г. № 22/4-3181 технический надзор на подконтрольных объектах строительства может осуществляться двумя способами:

1) собственными силами (в случае наличия в его структуре соответствующих квалифицированных работников, которые согласно Порядку проведения профессиональной аттестации ответственных исполнителей отдельных видов работ (услуг), связанных с созданием объектов архитектуры, утвержденному постановлением КМУ от 23.05.2011 г. № 554, получили квалификационный сертификат);

2) на основании договора с третьими лицами, но при условии получения ими соответствующей лицензии.

Конечно, такие услуги по договору не бесплатны и расходы на них должны быть запланированы в смете.

Расходы на оплату услуг по осуществлению технадзора за проведением капремонта (строительства, реконструкции), если такие работы не включены в общую смету работ, а предусмотрены отдельным договором, должны проводиться по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Если же такие расходы включены в стоимость работ по капремонту, то они проводятся по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов».

Также обратим внимание на разработку проектной документации. Так, в письме от 15.05.2015 г. № 8/15-232-15 Минрегионразвития разъясняет, в каких случаях необходимо ее разрабатывать, а в каких — нет. В частности, выполнение строительных работ, под которыми понимается новое строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение и реставрация, должно осуществляться в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией.

Как видим, работы по текущему ремонту сюда не относятся, а следовательно не требуют разработки и утверждения проектной документации.

Механизм утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы определен Порядком утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденным постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560.

В п. 4 этого Порядка указано: проекты строительства, которые реализуются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии (кроме случаев, предусмотренных законодательными актами), относительно объектов общей сметной стоимостью до 120 млн грн. утверждают государственные предприятия, учреждения и организации, исполнительные органы сельских, поселковых и городских советов.

Кроме того, проектная документация разрабатывается согласно требованиям Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Минрегионразвития, строительства и ЖКХ от 16.05.2011 г. № 45 (далее — Порядок № 45).

Как отметило Минрегионразвития в вышеупомянутом письме, при проведении капитального ремонта допускается осуществление проектирования в одну стадию, то есть составление только рабочего проекта. А в отдельных случаях при улучшении эксплуатационных показателей введенных в эксплуатацию объектов строительства допускается разработка лишь дефектного акта. Это прописано в п. 11.3 Порядка № 45.

Также хотелось бы обратить особое внимание на степень ответственности главных бухгалтеров относительно вопроса проведения ремонтов в бюджетных организациях, ведь этот вопрос тревожит как читателей нашего издания, так и посетителей нашего форума (www.budget.factor.ua).

Как мы уже отмечали, в строительстве применяют две примерных формы первичных документов по учету — «Акт приема выполненных строительных работ» (№ КБ-2В) и «Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах» (№ КБ-3), формы которых являются приложениями к ДСТУ Б Д.1.1-1:2013.

При этом подпись главного бухгалтера на этих формах не предусмотрена Поэтому главный бухгалтер не отвечает за правильность составления вышеуказанных форм, а следовательно, не отвечает за правильность проведения ремонтных работ, их объемы, расценки и т. п.

Техническим надзором должно заниматься отдельное подразделение бюджетного учреждения или же вообще по договору стороннее лицо с соответствующим образованием и обязанностями. Этот вопрос мы с вами уже рассмотрели выше.

Главный бухгалтер не имеет квалификационного сертификата, потому осуществлять технический надзор не может, а следовательно, не может и отвечать за качество и правильность проведения ремонтных, строительных или реставрационных работ.

Во время проведения ремонтных работ главный бухгалтер подписывает только финансовые документы, за которые и несет ответственность.

Кроме того, главный бухгалтер несет ответственность за правильность применения КЭКР при разграничении ремонтных работ на капитальные и текущие.

Также отметим, что в соответствии с п. 7 ст. 8 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV главный бухгалтер или лицо, на которого возложено ведение бухгалтерского учета, в частности, обеспечивает соблюдение на предприятии установленных единых методологических принципов бухгалтерского учета, составления и подачи в установленные сроки финансовой отчетности; организует контроль за отражением на счетах бухгалтерского учета всех хозяйственных операций.

Помните! Если бухгалтер выполнит незаконные требования руководителя или даже если откажется от их выполнения, но будет знать о выполнении таких требований без его участия и не проинформирует при этом правоохранительные органы, то такой бухгалтер может быть привлечен к уголовной ответственности за сокрытие преступления по ст. 396 Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить