Утверждение тарифов на платные медицинские услуги

В избранном В избранное
Печать
Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2017/№ 25
Городской психоневрологический диспансер является лечебным коммунальным заведением, которое проводит платные профилактические осмотры населения. В последний раз тарифы на платные услуги были утверждены распоряжением областной государственной администрации и главным управлением юстиции в 2008 году. В соответствии с Законом Украины «О ценах и ценообразовании» «хозрасчетная» цена должна быть экономически обоснована.
Обращения руководства диспансера к местным органам власти о необходимости утверждения новых тарифов остаются многие годы без ответа, а разница между утвержденным в 2008 году тарифом (16,95 грн.) и себестоимостью услуги в 2017 году (44,00 грн.) местным бюджетом не компенсируется. Имеет ли право руководитель коммунального заведения своим приказом по диспансеру утвердить цену на платную услугу в соответствии с ее себестоимостью?

В первую очередь отметим, что заведения и учреждения здравоохранения имеют право предоставлять только те виды платных услуг, которые есть в Перечне платных услуг, которые могут предоставляться в государственных и коммунальных заведениях здравоохранения, высших медицинских учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, утвержденном постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138 (далее — Перечень).

В соответствии с п. 8 этого Перечня лечебные заведения за плату могут предоставлять следующие виды медосмотров:

— для получения выездной визы (кроме служебных командировок государственных служащих и при выезде на лечение при наличии соответствующих медицинских документов);

— предварительные профилактические медицинские осмотры при принятии на работу и для получения удостоверения водителя транспортных средств (кроме случаев, когда медицинские осмотры проводятся по направлениям органов государственной службы занятости), медицинские осмотры для получения разрешения на право получения и ношения оружия гражданами, а также соответствующие периодические профилактические медицинские осмотры.

Что касается психиатрических осмотров, то согласно п. 6 Инструкции о проведении обязательных предварительных и периодических психиатрических осмотров, утвержденной приказом Минздрава от 17.01.2002 г. № 12, обязательные предварительный и периодический психиатрические осмотры проводятся на хозрасчетных принципах за счет средств заказчиков (оплачивается проведение обязательного объема обследования). Оплата заказчиком услуг по проведенному осмотру должна быть подтверждена соответствующим документом об оплате (квитанция, чек и т. п.).

На сегодня законодательно определенного порядка предоставления платных услуг медицинскими учреждениями и заведениями, к сожалению, нет.

В соответствии с п. 12 постановления КМУ «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов относительно регулирования цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548 тарифы на платные услуги, которые предоставляют лечебно-профилактические государственные и коммунальные заведения здравоохранения, кроме заведений здравоохранения МВД, регулируют (устанавливают) Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации.

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 13 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-V (далее — Закон № 5007) государственное регулирование цен осуществляется Кабмином, органами исполнительной власти, государственными коллегиальными органами и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями путем установления обязательных для применения субъектами хозяйствования:

— фиксированных цен;

— предельных цен;

— предельных уровней торговой надбавки (наценки) и снабженческо-сбытовой надбавки (снабженческого вознаграждения);

предельных нормативов рентабельности;

— размера снабженческого вознаграждения;

— размера доплат, скидок (снижающих коэффициентов).

Отметим, что государственное регулирование цен не значит, что администрации должны провести калькуляцию тарифов. Стоимость платных услуг определяет само лечебно-профилактическое заведение исходя из тех расходов, которые фактически оно несет на предоставление соответствующей услуги.

Администрации, как правило, реализуют свои полномочия относительно регулирования цен и тарифов путем установления предельного уровня рентабельности, а также рассматривают и утверждают тарифы, установленные лечебно-профилактическими заведениями.

Установить цены на все платные услуги лечебно-профилактических заведений администрации не могут, ведь невозможно учесть специфику деятельности каждого из заведений и специфику предоставления соответствующих платных услуг.

Сделаем вывод: тарифы на платные медицинские услуги, которые предоставляются государственными и коммунальными заведениями здравоохранения, определяются лечебно-профилактическими заведениями, которые непосредственно оказывают такие услуги. Совет министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации утверждают определенные тарифы, а также осуществляют их регулирование путем установления предельного размера рентабельности.

При этом также следует учитывать положения ст. 15 Закона № 5007, в которой указано, что Кабмин, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые установили государственные регулируемые цены на товары в размере, более низком, чем экономически обоснованный, обязаны возместить субъектам хозяйствования разницу между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов.

Как указано в п. 2 ст. 15 Закона № 5007, установление Кабмином, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления государственных регулируемых цен на товары в размере, более низком, чем экономически обоснованный, без определения источников для возмещения разницы между такими размерами за счет средств соответствующих бюджетов не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, в вашем случае вы имеете полное право обратиться в суд в связи с невозмещением разницы между утвержденным тарифом и экономически обоснованным.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии со ст. 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся такие делегированные полномочия, как осуществление контроля за соблюдением цен и тарифов.

В свое время Госинспекция по контролю за ценами в письме от 17.05.2008 г. № 200/6-10/1799 обращала внимание на случаи, когда предельные уровни рентабельности на местном уровне не утверждены.

Исходя из этого письма, в тех случаях, если государственное регулирование тарифов на платные медицинские услуги, которые предоставляют лечебно-профилактические государственные и коммунальные заведения здравоохранения, не введено, тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются на рыночных принципах.

Обычно сначала цены утверждаются приказом руководителя учреждения в соответствии с расчетом всех расходов, которые связаны с предоставлением платной медицинской услуги. А потом уже они подаются на утверждение местным госадминистрациям.

Имейте в виду, что во время проверки Госаудитслужба будет рассматривать занижение тарифов на платные медицинские услуги как недополучение бюджетных средств лечебным заведением. Такое занижение может также привести к нарушению, которое классифицируется как покрытие расходов специального фонда сметы средствами общего фонда.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить