Вопрос предоставления дополнительного отпуска за стаж для должностных лиц органов местного самоуправления (далее — ОМС) урегулирован ч. 6 ст. 21 Закона Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III (далее — Закон № 2493) и постановлением КМУ «О порядке и условиях предоставления государственным служащим, должностным лицам местного самоуправления дополнительных оплачиваемых отпусков» от 27.04.94 г. № 250 (далее — постановление № 250).
Отметим, что ранее, до 01.05.2016 г., постановление № 250 применялось как к госслужащим, так и к должностным лицам ОМС, однако с 01.05.2016 г. оно применяется только относительно должностных лиц ОМС, потому что для госслужащих действует свое специальное законодательство: Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889 –VIII (далее — Закон № 889) и Порядок предоставления государственным служащим дополнительных оплачиваемых отпусков, утвержденный постановлением КМУ от 06.04.2016 г. № 270*.
* О предоставлении госслужащим дополнительных отпусков за стаж госслужбы см. в спецвыпуске газеты «Оплата труда», 2017, № 8/1, с. 3. — Примеч. ред.
Так, в соответствии со ст. 21 Закона № 2493 должностным лицам, которые имеют стаж службы в ОМС свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью до 15 календарных дней. Порядок предоставления такого отпуска установлен абз. 1 п. 1 постановления № 250 (ср. ). Согласно этой норме должностным лицам ОМС, которые имеют стаж службы в соответствующих органах свыше 10 лет, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 5 календарных дней, а начиная с 11-го года этот отпуск увеличивается на 2 календарных дня за каждый последующий год. Продолжитеьность дополнительного оплачиваемого отпуска не может превышать 15 календарных дней.
В таблице приведем продолжительность дополнительного отпуска в зависимости от имеющегося стажа в ОМС:
Стаж службы в ОМС | Продолжительность дополнительного отпуска за стаж для должностных лиц ОМС |
Свыше 10 лет | 5 календарных дней |
Свыше 11 лет | 7 календарных дней |
Свыше 12 лет | 9 календарных дней |
Свыше 13 лет | 11 календарных дней |
Свыше 14 лет | 13 календарных дней |
Свыше 15 лет и далее | 15 календарных дней |
Как видим, у должностных лиц ОМС наступление права на дополнительный отпуск за стаж и определение его продолжительности зависит лишь от имеющегося соответствующего стажа в ОМС. То есть предоставление такого отпуска не привязано к отработанному времени в рабочем году. Это значит, что при определении продолжительности указанного отпуска в любом случае не применяется расчетный подход (пропорционально отработанному времени в рабочем году).
Дополнительный отпуск соответствующей продолжительности предоставляется при достижении стажа службы в ОМС свыше 10, свыше 11, свыше 12, свыше 13, свыше 14, свыше 15 лет и так далее. Дело в том, что в соответствии со ст. 21 Закона № 2493 и п. 1 постановления № 250 дополнительный отпуск предоставляется при наличии стажа в ОМС именно свыше 10 лет и далее.
В случае, приведенном в вопросе, должностное лицо достигло 10-летнего стажа в ОМС 16.10.2015 г. (согласно правилам исчисления сроков для лет, указанным в ст. 2411 КЗоТ). А вот право на дополнительный отпуск за стаж службы в ОМС свыше 10 лет продолжительностью 5 календарных дней возникло у него с 17.10.2015 г. Соответственно с 17.10.2016 г. указанный работник уже имеет право на 7 календарных дней дополнительного отпуска, ведь стаж его работы в ОМС превышает 11 лет.
Таким образом, при выходе в ежегодный отпуск в июне 2017 года работник имеет право использовать надлежащие ему 7 календарных дней дополнительного отпуска за стаж работы в ОМС. При этом, как отмечалось выше, он может использовать дополнительный отпуск полной продолжительности с любой даты, начиная с 17.10.2016 г., ведь для этого ему не нужно отрабатывать весь следующий год (17.10.2016 г. — 16.10.2017 г.).
В то же время согласно абз. 3 п. 1 постановления № 250 дополнительные оплачиваемые отпуска должностным лицам ОМС предоставляются одновременно с ежегодным отпуском согласно установленному графику либо с согласия сторон отдельно от него. Поэтому если в рассматриваемой ситуации работник не использовал дополнительный отпуск продолжительностью 5 календарных дней (за прошлый год: 17.10.2015 г. — 16.10.2016 г.), то он может его использовать в последующих годах или же получить денежную компенсацию*.
* По поводу возможности получения денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за стаж работы в ОМС см. разъяснение специалиста Минсоцполитики в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2016, № 32, с. 29. — Примеч. ред.
Также хотелось бы отметить важный момент, касающийся определения стажа. Так, в ст. 22 Закона № 2493 указано: в стаж службы в ОМС засчитывается период работы на должностях, на которые распространяется действие данного Закона, а также на должностях и в органах, время работы в которых засчитывается в стаж государственной службы.
До 01.05.2016 г. стаж государственной службы исчислялся в соответствии с Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283 (далее — Порядок № 283). Однако с указанной даты этот Порядок утратил силу. Вместе с тем в п. 8 Заключительных и переходных положений Закона № 889 указано: стаж государственной службы за периоды работы (службы) до вступления в силу данного Закона исчисляется в порядке и на условиях, установленных на то время законодательством.
Выходит, что при определении стажа государственной службы, который на основании ст. 22 Закона № 2493 засчитывается и в стаж службы в ОМС, следует руководствоваться: до 01.05.2016 г. — Порядком № 283, а с 01.05.2016 г. — Порядком исчисления стажа государственной службы, утвержденным постановлением КМУ от 25.03.2016 г. № 229, который принят на выполнение Закона № 889.