Темы статей
Выбрать темы

Изготовление проектно-сметной документации для капремонта: как учитывать расходы

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Для проведения капитального ремонта здания (ремонт кровли) бюджетное учреждение заключило договор на изготовление проектнометной документации. Согласно акту выполненных работ стоимость услуг по изготовлению такой документации — 15996 грн. (в том числе НДС — 2666 грн.). Общая стоимость работ в соответствии с проектно-сметной документацией — 498000 грн. (в том числе НДС — 83000 грн.). Как правильно в этом году учитывать расходы на проведение капитального ремонта? Необходимо ли стоимость расходов на капремонт и изготовление проектно-сметной документации учитывать на отдельном счете? Необходимо ли для этого применять субсчет 5411? Должно ли учреждение такие суммы отнести на расходы? (вопрос из электронной почты редакции: bb@id.factor.ua)

Вопросы, которые касаются изготовления проектно-сметной документации бюджетными учреждениями, а также дальнейшего учета расходов на ее изготовление, возникают достаточно часто. Прежде всего это связано с тем, что для проведения всех видов ремонтно-строительных работ, в частности и капитального ремонта, необходима проектно-сметная документация.

Что касается текущего ремонта, который выполняют хозяйственным способом (то есть собственными силами учреждения), то объем и стоимость таких работ, как правило, определяют на основании дефектного акта и расценочных описаний работ.

В настоящее время основными документами, которые регулируют состав, содержание и стоимостные показатели проектно-сметной документации, являются:

ДБН А.2.2-3-2014 (определен состав и содержание проектной документации на новое строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и техническую переоснастку домов, зданий, сооружений любого назначения, их комплексов или их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры);

ДСТУ Б.Д.1.1-1: 2013 (установлены основные вопросы определения стоимости нового строительства, реконструкции, капитального ремонта и технической переоснастки домов, зданий, сооружений любого назначения, их комплексов или их частей, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры).

Как указано в упомянутых документах, расходы, связанные с изготовлением проектно-сметной документации на реконструкцию, реставрацию и капитальный ремонт зданий, сооружений и других объектов, а также выполнение сопутствующих работ, являются составной частью общей стоимости расходов по таким объектам и включаются в сводный сметный расчет. Такой расчет является сметным документом, в котором определяют полную сметную стоимость работ на объекте, включая сметную стоимость строительных и монтажных работ, затраты на приобретение оборудования, мебели и инвентаря, а также все сопутствующие расходы.

Принимая во внимание то, что изготовление проектно-сметной документации для капитального ремонта является составной частью расходов, связанных с таким ремонтом, то учитывать расходы на ее изготовление необходимо так же, как и расходы на капитальный ремонт.

Также необходимо уточнить, каким образом учреждения планируют расходы на изготовление проектно-сметной документации для проведения ремонтных работ. Ответ на этот вопрос есть в Инструкции № 333.

Так, расходы на изготовление проектно-сметной документации в зависимости от вида выполняемых работ учреждения осуществляют по таким КЭКР:

Какой КЭКР применять

Назначение КЭКР

2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Оплата услуг по разработке проектно-сметной документации для текущего ремонта, монтажа оборудования; плата за градостроительное обоснование и другие предпроектные работы на проведение капитального ремонта (строительства, реконструкции), если такие работы не включены в проектно-сметную документацию

3131 «Капитальный ремонт жилого фонда (помещений)»

Изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ

3132 «Капитальный ремонт других объектов»

Изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт других объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ

Итак, расходы на изготовление проектно-сметной документации на капитальный ремонт домов, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости этих работ, учреждения осуществляют по одному из указанных КЭКР в зависимости от основных работ. В нашей ситуации это будет КЭКР 3132.

Теперь переходим к бухгалтерскому учету расходов на изготовление проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта.

Стоит отметить, что в этом году операции по учету расходов на проведение капитального ремонта вызывали огромное количество вопросов и дискуссий между бухгалтерами. Конечно, это связано с применением в 2017 году нового Плана счетов, в котором о таких операциях совсем ничего не упоминается. На наш взгляд, отсутствие в Плане счетов любых пояснений относительно учета операций, связанных с капитальным ремонтом, полностью логично, поскольку порядок отражения таких операций определен в НП(С)БУ 121.

Вот что по этому вопросу указано в п. 2 разд. ІІІ НП(С)БУ 121:

«Расходы на содержание объекта основных средств (проведение технического надзора, технического обслуживания и ремонта), которые осуществляются для восстановления или поддержания субъектом государственного сектора будущих экономических выгод или потенциала полезности на первоначально оцененном уровне производительности объекта основных средств, признаются расходами отчетного периода, в котором они были понесены».

Как видим, к расходам на содержание объекта основных средств отнесены все виды ремонтов, технического обслуживания и технического надзора. При этом расходы на проведение таких мероприятий учреждения включают в расходы отчетного периода.

Поэтому расходы на проведение капитального ремонта, а также все составляющие таких работ, в том числе и расходы на изготовление проектно-сметной документации на проведение такого ремонта, для бюджетных учреждений являются расходами отчетного периода. Следовательно, расходы, связанные с капитальным ремонтом, не подлежат отнесению на увеличение первоначальной стоимости объекта, который ремонтируется.

Таким образом, для учета расходов на изготовление проектно-сметной документации для капитального ремонта учреждения не применяют ни счет 13 «Капитальные инвестиции», ни счет 54 «Целевое финансирование распорядителей бюджетных средств». Почему? Потому что согласно Порядку № 1219 эти субсчета бюджетные учреждения используют для отражения других операции. Приведем назначение этих счетов в таблице:

Номер и название счета

Назначения счета

13 «Капитальные инвестиции»

Предназначен для учета расходов на приобретение или создание материальных и нематериальных необоротных активов, долгосрочных биологических активов.

По дебету счета отражается увеличение расходов субъекта государственного сектора на приобретение или создание необоротных активов, в частности суммы, оплаченные за приобретение, выполнение строительно-монтажных работ, регистрационные сборы, государственную пошлину и аналогичные платежи, суммы ввозной пошлины, суммы непрямых налогов (если они не возмещаются субъекту государственного сектора), затраты по страхованию рисков доставки, затраты на транспортировку, установку, монтаж, наладку и т. п., расходы на улучшение объекта основных средств (реконструкцию (реставрацию), модернизацию, достройку, дооборудование) и суммы расходов, связанных с усовершенствованием нематериальных активов и повышением их возможностей и продлением срока использования.

По кредиту счета отражается уменьшение расходов на приобретение или создание необоротных активов (введение в эксплуатацию приобретенных или созданных необоротных активов и т. п.)

54 «Целевое финансирование»

Предназначен для учета и обобщения информации о наличии и движении средств финансирования мероприятий целевого назначения, в частности средств, которые направляются на приобретение необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т. п.), на строительство (приобретение), модернизацию, реконструкцию и реставрацию (в том числе жилья (помещений), прочих объектов), на создание государственных запасов и резервов; на приобретение финансовых инвестиций, капитальных активов и т. п.

Как видите, ни счет 13, ни счет 54 не используются для учета расходов, связанных с содержанием объектов основных средств (то есть ремонтных работ). Указанные счета, в частности, предназначены для учета расходов, связанных с улучшением объектов основных средств (модернизация, достройка, дооборудование, реконструкция, реставрация). То есть тех расходов, которые бюджетные учреждения относят на увеличение первоначальной стоимости улучшаемого объекта.

Для того чтобы окончательно стал понятен порядок отражения операций по проведению капитального ремонта, а также учет расходов, связанных с изготовлением проектно-сметной документации для проведения такого ремонта, рассмотрим условный пример.

Пример. По заказу бюджетного учреждения проектной организацией была изготовлена проектно-сметная документация для проведения капитального ремонта здания учебного заведения.

Согласно условиям договора стоимость работ по изготовлению проектно-сметной документации — 63600 грн. (в том числе НДС — 10600 грн.). Также договором предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора.

Отметим, что в соответствии с постановлением КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, которые закупаются за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 бюджетные учреждения могут осуществлять предварительную оплату за работы и услуги, если размер такой оплаты не превышает 30 % их стоимости сроком до одного месяца.

Принятие работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта оформлено актом о принятии проектно-поисковой, научно-технической продукции, после чего проведен окончательный расчет за выполненные работы.

Для выполнения работ по капитальному ремонту здания заключен договор подряда, стоимость которого — 570000 грн. (в том числе НДС — 95000 грн.). Договором предусмотрена предварительная оплата в размере 30 % от стоимости договора.

После проведения капитального ремонта подрядной организацией составлен Акт принятия выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах по ф. № КБ-3. После тщательной проверки выполненных работ бюджетным учреждением подписаны указанные документы и проведен окончательный расчет за выполненные работы.

Также после капитального ремонта составлен Акт принятия отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств, типовая форма которого утверждена приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818.

Все работы по проведению капитального ремонта здания осуществлены за счет средств общего фонда по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт других объектов». Бюджетное учреждение не является плательщиком НДС.

В бухгалтерском учете учреждения указанные операции отражают так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Получены бюджетные ассигнования для осуществления расходов, связанных с капитальным ремонтом, в том числе для изготовления проектно-сметной документации

2313

7011

633600

2

Перечислена предварительная оплата проектной организации

2117

2313

19080

3

Выполнены работы по изготовлению проектно-сметной документации на капитальный ремонт

8013

6211

63600

4

Проведен окончательный расчет с проектной организацией

2117

2313

44520

5

Перечислена предварительная оплата подрядной организации

2117

2313

171000

6

Выполнены работы по капитальному ремонту

8013

6211

570000

Составлен Акт принятия выполненных строительных работ по ф. № КБ-2В и Справка о стоимости выполненных строительных работ и расходах по ф. № КБ-3, которые подписаны бюджетным учреждением.

Составлен Акт принятия отремонтированных, реконструированных и модернизированных основных средств.

7

Проведен окончательный расчет с подрядной организацией

2117

2313

399000

Нормативные документы

План счетов — План счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2013 г. № 1203.

НП(С)БУ 121 — Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202.

Порядок № 1219 — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденный приказом Минфина от 29.12.2015 г. № 1219.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

ДБН А.2.2-3-2014 — ДБН А.2.2-3-2014 «Состав и содержание проектной документации на строительство», утвержденный приказом Минрегионразвития от 04.06.2014 г. № 163.

ДСТУ Б.Д.1.1-1: 2013 — ДСТУ Б.Д.1.1-1: 2013 «Правила определения стоимости строительства», утвержденные приказом Минрегионразвития от 05.07.2013 г. № 293.

Теги смета
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше