(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 24/1
  • № 24
  • № 23
  • № 22
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/12
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Июнь , 2017/№ 21

Остаточная стоимость ОС равна нулю: есть ли основания для переоценки

http://tinyurl.com/y4s3nxtq
На балансе учреждения учитывается здание, на которое начислен износ в размере 100 %. Подскажите, должны ли мы каким-то образом изменить стоимость такого здания? В частности, необходимо ли сделать переоценку такого объекта? Какой алгоритм действий при этом? Обязательно ли для этого обращаться к эксперту?

Ситуация, когда на балансе бюджетных учреждений учитываются основные средства, на которые начислен износ в размере 100 %, т. е. если их первоначальная стоимость равна сумме начисленного износа, очень распространенная. И хотя такие ситуации мы уже рассматривали на страницах нашей газеты, оказывается, этот вопрос до сих пор продолжает волновать наших читателей. Поэтому давайте рассмотрим, как необходимо действовать бюджетным учреждениям в 2017 году в таких случаях.

Прежде всего выясним, как этот вопрос урегулирован с нормативно-правой стороны.

В настоящее время методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах и незавершенных капитальных инвестициях в необоротные материальные активы определены в Национальном положении (стандарте) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства», утвержденном приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202 (далее — НП(С)БУ 121).

Согласно п. 3 разд. III этого Стандарта в случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса. При этом порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, которая равна 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

Таким образом, бюджетное учреждение имеет право, но не обязано осуществлять переоценку основных средств при наличии определенных условий.

Конечно, на такое решение осмеливается не каждое бюджетное учреждение, да и, безусловно, при наличии соответствующих бюджетных ассигнований в смете. Также стоит напомнить: решение о проведении переоценки объектов основных средств бюджетное учреждение должно согласовать с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если такой определен.

Кстати, позиция Минфина по этому вопросу была изложена еще в 2015 году в письме от 07.04.2015 г. № 31-11420-07-5/12145 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 15, с. 4) и до сих пор осталась неизменной.

Итак, бюджетные учреждения самостоятельно принимают решение: проводить переоценку основных средств или нет. И если учреждением принято такое решение, то имейте в виду, что в таком случае необходимо обратиться к субъекту оценочной деятельности. Такое требование предусмотрено в абз. 7 ч. 2 ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Внимание! Определение ликвидационной стоимости не стоит отождествлять с таким понятием, как переоценка.

Если на тот или иной объект основных средств начислен износ в размере 100 %, но он пригоден для дальнейшего использования, то:

— во-первых, относительно таких объектов бюджетное учреждение не обязательно осуществляет переоценку;

— во-вторых, этот факт не является основанием для списания (выбытия) такого имущества.

В соответствии с п. 4 разд. VI НП(С)БУ 121 выбытие основных средств осуществляется в порядке, определенном законодательством.

Напомним: механизм и основания для списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами), прочими необоротными материальными активами, определены в Порядке списания объектов государственной собственности, утвержденном постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Как указано в п. 4 этого Порядка, списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и относительно которого не могут быть применены иные способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразным), в случае, когда такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии либо стихийного бедствия, или выявлено в результате инвентаризации как недостача.

Так что же бюджетным учреждениям делать с основными средствами со 100-процентной амортизацией, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации? Как раз в вышеупомянутом письме Минфин и разъяснил судьбу таких объектов.

Так, согласно п. 5 разд. III НП(С)БУ 121 для объектов, остаточная стоимость которых равна нулю, но которые продолжают использоваться, обязательно следует определить ликвидационную стоимость.

При этом под ликвидационной стоимостью понимают сумму средств или стоимость прочих активов, которую субъект государственного сектора ожидает получить от реализации (ликвидации) необоротных активов после окончания срока их полезного использования (эксплуатации), за вычетом расходов, связанных с продажей (ликвидацией).

Немного больше о ликвидационной стоимости, а именно, о порядке ее определения, сказано в Методрекомендациях по бухгалтерскому учету основных средств субъектов государственного сектора, утвержденных приказом Минфина от 23.01.2015 г. № 11.

Ликвидационную стоимость определяет комиссия, созданная приказом руководителя бюджетного учреждения, при введении объекта в эксплуатацию или в случае, когда остаточная стоимость объекта основных средств равна нулю.

Учитывая это, в случае, если остаточная стоимость объекта основных средств, который продолжает использоваться, равна нулю, а определить справедливую стоимость невозможно или нецелесообразно, для такого объекта определяют ликвидационную стоимость. В таком случае на сумму ликвидационной стоимости увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств.

Внимание! При этом стоимость объекта, которая амортизируется, равна нулю. То есть на ликвидационную стоимость амортизацию не начисляют.

Итак, приведем алгоритм действий при определении ликвидационной стоимости.

Шаг 1. Приказом руководителя бюджетного учреждения создают комиссию для определения ликвидационной стоимости. Как правило, такая комиссия постоянно действующая, потому такой приказ не требует обязательного ежегодного обновления.

Шаг 2. В рамках предоставленных полномочий комиссия учреждения устанавливает ликвидационную стоимость на объекты основных средств, на которые начислена амортизация в размере 100 %.

По результатам работы комиссия составляет Акт об установлении ликвидационной стоимости (далее — Акт), в котором указывает:

— наименование каждого объекта основных средств, на который начислена 100 % амортизация, его инвентарный (заводской) номер, год выпуска и дату ввода в эксплуатацию;

— перечень материальных ценностей, которые могут быть получены при ликвидации актива, их количество, цену и стоимость;

— общую ликвидационную стоимость по каждому активу.

Такой Акт составляют в произвольной форме. Как ориентир можно взять форму Акта переоценки основных средств, утвержденного приказом Минфина от 13.09.2016 г. № 818, дополнив его необходимыми данными.

Шаг 3. Акт передают на утверждение руководителю учреждения. После этого руководитель издает приказ о внесении изменений в регистры бухгалтерского учета бюджетной организации.

Шаг 4. На этом этапе бухгалтерская служба вносит изменения в регистры бухгалтерского учета, а также отражает такие результаты в бюджетной и финансовой отчетности за соответствующий отчетный период.

В бухгалтерском учете увеличение первоначальной стоимости объекта основных средств, который продолжает использоваться, на сумму ликвидационной стоимости отражают записью по дебету соответствующего субсчета счета 10 и кредиту субсчета 5111. При этом после проведения такой процедуры сумму износа не корректируют.

Также не забудьте сумму ликвидационной стоимости указать в Инвентарной карточке учета объекта основных средств.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
остаточная стоимость, основные средства, переоценка добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье