Темы статей
Выбрать темы

Учреждений два, а здание одно: как оформить взаимоотношения и разграничить расходы

Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Управление социальной защиты населения (главный распорядитель бюджетных средств) и терцентр (распорядитель бюджетных средств низшего уровня) находятся в одном здании, которое учитывается на балансе управления. Нужно ли управлению социальной защиты населения заключать договор аренды с терцентром?

Прежде всего следует четко понимать, что управление соцзащиты и терцентр — это два отдельных юридических лица. И конечно, исходя из этого, одно юридическое лицо находиться в здании другого юридического лица просто так не может. Поэтому взаимоотношения между управлением соцзащиты и терцентром нужно узаконить.

Если пребывание терцентра в здании управления соцзащиты будет безоплатным, то следует заключить договор ссуды, если платным — договор аренды.

Но такая арендная плата не будет слишком большой для терцентра, всего 1 грн. в год — это следует из п. 10 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорции ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 78.

Форма Типового договора аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества утверждена приказом Фонда госимущества «Об утверждении договоров аренды» от 23.08.2000 г. № 1774 (далее — приказ № 1774).

Также напомним, что следует разделять расходы на коммунальные услуги этих двух учреждений, на что мы неоднократно обращали внимание в наших консультациях (например, см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 10, с. 14).

Напомним основные моменты по этому поводу.

Во время применения кодов временной классификации расходов следует руководствоваться приказом Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. № 11.

Так, в соответствии с Временной классификацией расходов и кредитования местных бюджетов (с переходной таблицей к функциональной классификации расходов и кредитованию бюджета), утвержденной указанным приказом, для терцентров предусмотрено КВКРКБ 091204 «Территориальные центры социального обслуживания (предоставления социальных услуг)», а для управления соцзащиты — 010116 «Органы местного самоуправления» (в случае, если управление создано соответствующим советом и является отдельным юридическим лицом).

Если расходы на коммунальные услуги всего здания будут планироваться по КВКРКБ 010116 «Органы местного самоуправления», то это будет нарушением, ведь в таком случае будет неправильно запланировано, а потом необоснованно профинансировано управление соцзащиты, потому что по этому коду должны быть предусмотрены расходы только на содержание управления. Расходы же на содержание терцентра, в том числе и на оплату коммунальных услуг, должны осуществляться по КВКРКБ 091204 «Территориальные центры социального обслуживания».

Обратим особое внимание на то, что при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности специалисты Госаудитслужбы будут трактовать такие действия как нарушения бюджетного законодательства, а именно — нецелевое использование бюджетных средств. Объясним почему.

Статьей 119 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) нецелевым использованием бюджетных средств считается их расходование на цели, которые не отвечают:

— бюджетным назначениям, установленным законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете);

— направлениям использования бюджетных средств, определенным в паспорте бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) или в порядке использования бюджетных средств;

— бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, сметы, плана использования бюджетных средств).

Если в смете управления соцзащиты будут по КВКРКБ 010116 предусмотрены средства на содержание управления, а фактически часть этих средств потратится на содержание терцентра, то это не будет отвечать целям, установленным сметой.

Поэтому такое нарушение специалистами Госаудитслужбы справедливо будет классифицироваться как нецелевое использование бюджетных средств.

Должностные лица, по вине которых допущено такое нарушение бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность согласно закону ( ст. 121 БКУ).

Нарушение бюджетного законодательства, совершенное распорядителем или получателем бюджетных средств, может быть основанием для привлечения к ответственности согласно законам Украины его руководителя или других ответственных должностных лиц, в зависимости от характера совершенных ими деяний.

В соответствии со ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X нецелевое использование бюджетных средств влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от 70 до 85 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1190 до 1445 грн.).

Нарушение относительно нецелевого использования бюджетных средств, допущенное лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение, влечет за собой наложение штрафа от 85 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1445 до 1700 грн.).

Для оплаты коммунальных услуг, которые фактически потребляет терцентр, идеальным вариантом является установление отдельных счетчиков и заключение отдельных договоров с коммунальными службами.

Если это сделать по каким-либо причинам невозможно, то терцентр должен возмещать стоимость потребленных им коммунальных услуг управлению соцзащиты населения. Такое возмещение должно происходить в соответствии с отдельно заключенным договором о возмещении расходов балансодержателя на содержание арендованного недвижимого имущества и предоставление коммунальных услуг арендатору. Форма такого примерного договора утверждена приказом № 1774.

В своей смете терцентр должен запланировать расходы на оплату коммунальных услуг по соответствующим КЭКР: 2271 «Оплата теплоснабжения», 2272 «Оплата водоснабжения и водоотведения», 2273 «Оплата электроэнергии», 2274 «Оплата природного газа» и т. п.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше