Темы статей
Выбрать темы

Разработка тендерной документации: руководствуемся советами Минэкономразвития

Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Уже год прошел с тех пор, как закупочное сообщество работает по новым правилам публичных закупок. Не секрет, что самым важным документом при проведении процедур открытых торгов является тендерная документация. Можно сказать, что она является своего рода «паспортом» закупки, ведь как ее составишь, так и «поплывешь» в закупочном море. Казалось бы, уже все заказчики хорошо знают, как правильно составить тендерную документацию, какие требования в ней прописать, что можно требовать от участников, а что нет. Но так кажется лишь на первый взгляд. Если же пересмотреть практику, то увидим, что закупщики до сих пор наступают на одни и те же грабли, а вот по лбу получают участники. Поэтому не удивительно, что Уполномоченный орган постоянно пытается помочь закупочному сообществу, предоставляя ответы на очередные вопросы. В этом материале мы поможем заказчикам более детально разобраться в вопросах, которые рассмотрены в письме Минэкономразвития, касающемся разработки тендерной документации (см. с. 4 этого номера).

В первую очередь Минэкономразвития отмечает, что содержание каждого раздела тендерной документации, которую заказчик составляет на основе Примерной тендерной документации, утвержденной приказом Минэкономразвития от 13.04.2016 г. № 680, он определяет самостоятельно.

При этом Уполномоченный орган обращает внимание заказчиков еще и на то, что требования, установленные ими в тендерной документации, и перечень документов, которыми должен подтвердить свое соответствие таким требованиям каждый из участников торгов, заказчики определяют самостоятельно с учетом специфики того или иного предмета закупки, соблюдая при этом законодательство, в том числе и принципы публичных закупок.

Вместе с тем заказчикам не стоит забывать: участники не подают в составе тендерных предложений документы, которые не предусмотрены для них действующим законодательством. И заказчик в случае такой неподачи не имеет права отклонить предложение участника, несмотря на то, что в тендерной документации было требование предоставить такой документ. Поэтому советуем заказчикам перед тем, как устанавливать тот или иной способ документального подтверждения какого-либо требования, ознакомиться с требованиями действующего законодательства.

При этом не забываем: обязательные требования, которые заказчик должен предусмотреть в тендерной документации, законодатель прописал в ч. 2 ст. 22 Закона № 922.

В добавок к разъяснениям Минэкономразвития, приведенным в письме, далее обратим внимание на отдельные моменты относительно правильного оформления тендерной документации.

О квалификационных критериях

Как предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона № 922, тендерная документация должна содержать один или несколько квалификационных критериев к участникам в соответствии со ст. 16 этого Закона и информацию о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям.

Есть три квалификационных критерия, а именно:

1) наличие оборудования и материально-технической базы;

2) наличие работников соответствующей квалификации, которые имеют необходимые знания и опыт;

3) наличие документально подтвержденного опыта выполнения аналогичного договора.

Заметим: предоставляя заказчикам право установления в тендерной документации одного из указанных квалификационных критериев, законодатель не дает им права расширять перечень таких критериев. При этом заказчик может в других условиях тендерной документации в случае необходимости прописать дополнительные требования к участнику. Напомним, что согласно ч. 3 ст. 22 Закона № 922 тендерная документация может содержать также другую информацию в соответствии с законодательством, которую заказчик считает необходимым в нее включить.

Вместе с тем обратите внимание: заказчик не должен устанавливать квалификационные критерии и определять перечень документов, которые подтверждают поданную участниками информацию о соответствии их таким критериям, если он закупает услуги по централизованной поставке горячей воды, по централизованному отоплению. А вот при закупке природного и нефтяного газа такое исключение не действует.

Следовательно, при проведении процедур закупок указанных товаров для соблюдения требований Закона № 922 стоит установить хотя бы один из предусмотренных в нем квалификационных критериев.

О тендерном обеспечении

Как предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, обеспечение тендерного предложения — это предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком, которые возникли в связи с подачей тендерного предложения, в виде такого обеспечения, как гарантия.

Напомним, что размер обеспечения тендерного предложения не может превышать 3 % ожидаемой стоимости в случае закупки товаров или услуг и 0,5 % ожидаемой стоимости, если заказчик закупает работы. Заметим: тендерное обеспечение в размере менее указанного заказчик может поставить в тендерной документации, а более — нет.

В соответствии с ч. 1 ст. 560 ГКУ по гарантии банк, другое финансовое учреждение, страховая организация (гарант) гарантирует перед кредитором (бенефициаром) выполнение должником (принципалом) своей обязанности. При этом гарант отвечает перед кредитором за нарушение обязательства должником.

Так, существуют такие виды гарантий:

— банковская гарантия;

— страховая гарантия;

— гарантия финансового учреждения.

Возникает вопрос: какую же из них лучше выбрать заказчику и прописать в тендерной документации?

В первую очередь напомним: поскольку тендерные предложения участники подают в электронном виде, то и гарантия должна быть оформлена как электронный документ.

При этом практика показывает, что на электронных площадках заказчик может выбрать в соответствующем поле для заполнения лишь такой вид, как банковская гарантия. Поэтому, установив в тендерной документации, например, страховую гарантию, в дальнейшем заказчик может столкнуться с несоответствием информации, обнародованной на веб-портале Prozorro, той, которая указана по содержанию в тендерной документации. То есть, имея право выбора одного из трех видов гарантий, фактически заказчик может избрать лишь банковскую гарантию. Следовательно, если заказчик считает необходимым установить в тендерной документации, например, такой вид тендерного обеспечения, как страховая гарантия, то советуем обратиться к электронной площадке, на которой работает заказчик, для устранения указанного ограничения при выборе вида гарантии, если такой существует.

При оформлении заказчиком в тендерной документации требований к гарантии советуем настаивать на том, чтобы в ее тексте (или в колонтитулах) гарант указывал ссылку на соответствующий программный комплекс, с помощью которого на документ наложена электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП), для того, чтобы заказчик мог ее проверить.

Кстати, проверяя достоверность ЭЦП, заказчикам стоит обратить внимание на такой момент. Финансовые учреждения используют два способа наложения ЭЦП на тендерную гарантию:

с помощью программного комплекса M.E.Doc. При этом после наложения ЭЦП электронный файл шифруется, поэтому для его открытия нужно использовать программный комплекс M.E.Doc. Проверка ЭЦП осуществляется с помощью функциональных возможностей указанного программного комплекса;

с помощью программного комплекса «ІІТ Користувач ЦСК-1». При наложении ЭЦП таким программным комплексом файл доступен для просмотра без необходимости использования отдельного программного обеспечения. Проверка ЭЦП осуществляется онлайн на сайте Центрального заверительного органа по ссылке: http://czo.gov.ua/verify.

При этом как участникам, оформляющим гарантию, так и заказчикам, установившим требования к тендерному обеспечению, советуем внимательно читать такие требования и соблюдать их: первым — при предоставлении гарантии в составе тендерного предложения, а вторым — при рассмотрении такой гарантии на соответствие требованиям в тендерной документации. Иначе участник рискует тем, что его тендерное предложение будет отклонено, а заказчик — тем, что орган обжалования обяжет его отменить решение относительно участника, гарантия которого не отвечает требованиям тендерной документации.

Пример 1. Закупка воинской частью № 1471 рыбы замороженной ожидаемой стоимостью 20280000 грн. с НДС.

С указанной закупкой можно ознакомиться на веб-портале Prozorro в сети Интернет по адресу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2017-02-01-000774-a.

Так, заказчик предусмотрел в документации, что банковская гарантия, сформулированная иным образом или содержащая отлагательные условия вступления ее в силу, считается не отвечающей требованиям заказчика. Вместе с тем в банковской гарантии, поданной победителем процедуры закупки — ООО «Торговая компания «Океан», по всем лотам предусмотрены определенные условия, лишь при наличии которых письменное требование бенефициара (заказчика) будет считаться отвечающим положениям этой гарантии. При этом победителем предоставлены банковские гарантии с такими условиями по всем 6 лотам процедуры закупки.

Как следствие, для выполнения решения органа обжалования заказчик должен отменить свое решение о выборе победителем указанного участника. Поэтому, как видим, невнимательность участника может стоить ему многомиллионного контракта, а заказчику — отмены его решений, «оттягивания» сроков проведения процедуры закупки и обеспечения потребности в товаре.

Также не лишним будет обратить внимание заказчиков, что бывают случаи, когда система не раскрывает гарантию и другие документы.

Пример 2. Примером подобной ситуации может быть закупка Государственным агентством резерва Украины консервов рыбных. С этой закупкой можно ознакомиться на веб-портале Prozorro в сети Интернет по адресу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-10-19-000803-c.

При этом при данных обстоятельствах, несмотря на то, что тендерное предложение жалобщика и так должно было быть отклонено из-за несоответствия требованиям тендерной документации, нераскрытие системой его банковской гарантии привело к принятию органом обжалования решения об обязательстве заказчика отменить процедуру закупки. Поскольку, по мнению органа обжалования, в ходе проведения процедуры закупки допущены нарушения, которые на время принятия коллегией данного решения устранить невозможно.

Особое внимание стоит также обратить на срок действия тендерного обеспечения.

Так, в случае если заказчик требует предоставления обеспечения тендерного предложения, в тендерной документации должны быть указаны условия его предоставления, в частности вид, размер, срок действия и предостережение относительно случаев, когда обеспечение тендерного предложения не возвращается. При этом заметьте, что основания для невозврата тендерного обеспечения, в частности, следующие:

— неподписание участником, который стал победителем процедуры торгов, договора о закупке;

— непредоставление победителем в срок, определенный в абз. 2 ч. 3 ст. 17 Закона № 922, документов, которые подтверждают отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 данного Закона;

— непредоставление победителем процедуры торгов обеспечения выполнения договора о закупке после получения уведомления о намерении заключить договор, если предоставление такого обеспечения предусмотрено тендерной документацией ( ч. 3 ст. 24 Закона № 922).

Как правило, заказчики предусматривают в тендерной документации срок действия тендерного обеспечения: 120 календарных дней со дня раскрытия тендерных предложений участников. И здесь на практике возникают определенные нюансы.

Так, известно, что открытые торги могут проходить по двум разным алгоритмам, в зависимости от ожидаемой стоимости предмета закупки. Это так называемые «украинские» и «международные» торги ( ч. 4 ст. 10 Закона № 922). И если с определением дня раскрытия тендерных предложений при «украинских» торгах вопросов не возникает, то относительно дня раскрытия тендерных предложений при «международных» торгах до сих пор ведутся дискуссии.

Так, раскрытие тендерных предложений с информацией и документами, которые подтверждают соответствие участника квалификационным критериям, и информацией и документами, которые содержат техническое описание предмета закупки, осуществляется автоматически электронной системой закупок сразу после окончания электронного аукциона ( ч. 1 ст. 27 Закона № 922). При этом во время раскрытия тендерных предложений автоматически раскрывается вся информация, указанная в предложениях участников, и формируется перечень участников в порядке от самой низкой до самой высокой предложенной ими цене / приведенной цене. Не подлежит раскрытию информация, которая обоснованно определена участником как конфиденциальная. Это все касается «украинских» торгов. Итак, днем раскрытия тендерных предложений в «украинских» торгах является день аукциона, и здесь подсчитать срок действия тендерного обеспечения несложно.

А вот относительно «международных» торгов в закупочном сообществе существует две позиции о дне раскрытия тендерных предложений. Рассмотрим их.

Первая позиция — день окончания срока подачи тендерных предложений и является днем их раскрытия по Закону № 922.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 27 Закона № 922 в случае, если объявление о проведении процедуры закупки обнародуется в соответствии с положениями ч. 4 ст. 10 этого Закона в день и время окончания срока подачи тендерных предложений, указанных в объявлении о проведении процедуры закупки, электронной системой закупок автоматически раскрывается часть тендерного предложения с информацией и документами, которые подтверждают соответствие участника квалификационным критериям, и информацией и документами, которые содержат техническое описание предмета закупки.

При этом, если исходить из практики органа обжалования Антимонопольного комитета Украины, то в «международных» торгах заказчик на этапе до аукциона должен рассмотреть все тендерные предложения на соответствие всем условиям/требованиям тендерной документации, в том числе и гарантию как тендерное обеспечение, а если файл с гарантией в силу каких-либо причин был «нераскрывающимся» электронной системой, то орган обжалования еще и обязывает заказчиков отменить торги из-за невозможности устранить выявленные нарушения.

Поэтому предусматривается, что с момента раскрытия тендерных предложений (т. е. еще до аукциона) гарантия уже должна действовать, поскольку заказчику необходимо проверить ее на соответствие установленным им требованиям в тендерной документации, в том числе и относительно срока действия гарантии.

Вторая позиция по указанному вопросу такова. Поскольку цены тендерных предложений в «международных» торгах не раскрываются системой до аукциона, а лишь в день его проведения, то будто бы существуют два этапа раскрытия тендерных предложений: до и в день аукциона. Поэтому сторонники такой позиции считают, что днем раскрытия тендерных предложений в «международных» торгах является день аукциона, т. е. так же, как и в «украинских» торгах.

Мы же придерживаемся первой позиции, учитывая системный анализ норм Закона № 922. Но участники торгов могут иметь разные мнения по этому вопросу и расчет срока может быть разным. Кстати, торги могут быть обжалованы и, как следствие, проведение аукциона будет остановлено, а следовательно, остановлены и сами торги. При этом обжалование может быть неоднократным. Такая ситуация может привести к затягиванию сроков проведения процедуры закупки. Как следствие, срок действия гарантии может истечь до заключения договора. А следовательно, заказчик не будет иметь возможности соблюсти условия Закона № 922 относительно невозврата тендерного обеспечения в случае наступления для этого законных оснований.

Вместе с тем участник может неправильно рассчитать срок действия гарантии. Ведь в «международных» торгах система сначала определяет одну дату аукциона (более позднюю), а потом в зависимости от того, когда заказчик обнародует в электронной системе протокол рассмотрения тендерных предложений, система устанавливает новую дату аукциона.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 28 Закона № 922 по результатам рассмотрения составляется протокол рассмотрения тендерных предложений по форме, установленной Уполномоченным органом, который обнародуется заказчиком на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со ст. 10 этого Закона. После обнародования заказчиком протокола рассмотрения тендерных предложений, электронная система закупок автоматически рассылает уведомления всем участникам тендера и обнародуется перечень участников, тендерные предложения которых не отклонены в соответствии с Законом № 922. Дату и время проведения электронного аукциона электронная система определяет автоматически, но не ранее чем через 5 календарных дней после обнародования протокола рассмотрения тендерных предложений.

Поэтому если участник будет считать датой раскрытия тендерных предложений в «международных» торгах первую обнародованную в системе дату аукциона и именно эта дата будет указана в гарантии как дата начала действия гарантии, это может привести к последующему отклонению предложения такого участника, поскольку на момент рассмотрения заказчиком тендерных предложений гарантия еще не будет действовать, т. е. фактически считается, что участник не предоставил тендерного обеспечения с тендерным предложением.

Пример 3. Рассмотрим процедуру закупки (№ UA-2016-12-21-000313-c) государственным предприятием «Национальная энергетическая компания «Укрэнерго» услуг по страхованию от несчастных случаев и страхованию здоровья. С этой закупкой можно ознакомиться на веб-портале Prozorro в сети Интернет по адресу: https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2016-12-21-000313-c/.

Так, решением тендерного комитета заказчика установлено, что тендерное предложение участника ООО СК «Нефтегазстрах» по Лоту № 1 и Лоту № 2 не отвечает условиям тендерной документации. В соответствии с требованиями п. 2 разд. ІІІ Инструкции по подготовке тендерного предложения тендерной документации предусмотрено, что участник предоставляет заказчику гарантии выполнения своих обязательств в виде безусловной и безотзывной электронной банковской гарантии, которая предоставляется одновременно с подачей тендерного предложения. Срок действия обеспечения тендерного предложения участника (банковской гарантии) должен быть равен или превышать 90 (девяносто) календарных дней со дня раскрытия тендерных предложений. Течение срока начинается со следующего дня после дня раскрытия.

При этом, как отмечает заказчик в обосновании отклонения тендерного предложения этого участника, датой раскрытия тендерных предложений считается конечный срок подачи тендерных предложений, указанный в п. 1 разд. IV этой документации и п. 13 объявления о проведении открытых торгов, размещенного в электронной системе закупок.

В предложении участника ООО СК «Нефтегазстрах» предоставлены электронные банковские гарантии № 1Г/207 от 20.01.2017 г. (Лот № 1) и № 2Г/207 от 20.01.2017 г. (Лот № 2), выданные ПАТ «КБ «Финансовый партнер», которые вступают в силу после даты раскрытия тендерных предложений — с 01.03.2017 г. (дата раскрытия — 24.01.2017 г.), т. е. срок действия предоставленного обеспечения начинается через 36 дней после дня раскрытия предложений. Как следствие, неверная трактовка участником требований тендерной документации привела к отклонению заказчиком его предложения. Стоит отметить, что этот участник не обжаловал решения заказчика об его отклонении. Вместе с тем другой участник этих торгов, предложение которого также отклонено заказчиком, но на других основаниях, обжаловал эту закупку. При этом по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования ее не удовлетворил.

Учитывая указанное, советуем с одной стороны заказчикам в тендерной документации более четко прописывать требования относительно срока действия гарантии, а особенно начала ее действия, а с другой — участникам внимательнее читать тендерную документацию и положения Закона № 922.

Об обеспечении договора о закупке

Как предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона № 922, обеспечение выполнения договора о закупке — это предоставление обеспечения выполнения обязательств участника перед заказчиком по договору о закупке. Размер обеспечения выполнения договора о закупке не может превышать 5 % стоимости договора.

При этом законодатель не ограничил заказчика в части требований относительно вида обеспечения выполнения договора о закупке так, как это сделано относительно вида обеспечения тендерного предложения. А следовательно, можно допустить, что при составлении тендерной документации заказчик может прописать требования предоставления участником заказчику гарантий выполнения своих обязательств по договору о закупке в виде такого обеспечения, как гарантия, залог, задаток, депозит. Но есть ли возможность у заказчика реализовать такое право на практике и исполнить участником соответствующую обязанность относительно договорного обеспечения?

Бывает, что заказчики в тендерной документации предоставляют участнику право выбора договорного обеспечения, прописывая таким образом: «Обеспечение может предоставляться в виде гарантии, залога, задатка, депозита». Не рекомендуем заказчикам-бюджетникам использовать такую формулировку в тендерной документации, учитывая вот что.

Дело в том, что не все виды обеспечения приемлемы для бюджетных учреждений, поскольку они обслуживаются в органах Госказначейства, а также исходя из самой юридической сути указанных понятий и условий договора о закупке. Объясним.

О задатке

Так, в соответствии со ст. 570 ГКУ задатком является денежная сумма или движимое имущество, которое выдается кредитору должником в счет причитающихся с него по договору платежей, в подтверждение обязательства и на обеспечение его выполнения.

Возникает вопрос: какие согласно договору о закупке могут быть платежи от победителя? Никаких. В данном случае по договорам купли-продажи, поставки, подряда и т. п. именно заказчик является плательщиком средств контрагенту за товары/работы/услуги. Поэтому обеспечение выполнения обязательств участника перед заказчиком по договору о закупке не может быть в виде задатка.

О депозите

Что такое депозит? Так, в соответствии со ст. 1058 ГКУ по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), которая приняла от второй стороны (вкладчика) или для нее поступившую денежную сумму (вклад), обязуется выплачивать вкладчику такую сумму и проценты на нее или доход в иной форме на условиях и в порядке, установленных договором.

При этом много вопросов возникает относительно внесения договорного обеспечения в таком случае. Самым первым вопросом является порядок открытия и использования счетов для ведения депозитных операций.

Заметьте, что для осуществления таких операций, во-первых, сторонам (победитель торгов, заказчик и Госказначейство) стоит заключить договор банковского вклада (депозита), во-вторых, для хранения денежных сумм, принятых на депозит, в органах Государственного казначейства открываются соответствующие счета для учета депозитных сумм.

Так, в соответствии с абз. 5 п. 1.2 разд. I Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758, депозитные счета — это счета, открываемые в органах Казначейства для операций со средствами, которые с наступлением соответствующих условий подлежат возврату или перечислению по назначению. С этим определением корреспондирует норма абз. 7 п. 1.2 разд. I Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372. При этом депозитные счета относятся к небюджетным счетам. Такие средства вносят на депозит без права пользования ими, поскольку эти средства не являются средствами учреждения заказчика, их нельзя считать средствами ни общего, ни специального фонда.

При этом согласно ч. 2 ст. 1067 ГКУ банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, который обратился с предложением открыть счет на объявленных банком условиях, отвечающих закону и банковским правилам. Банк не имеет права отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и предоставленной ему лицензией, кроме случаев, когда банк не имеет возможности принять на банковское обслуживание или если такой отказ допускается законом или банковскими правилами. Вместе с тем в соответствии с ч. 1 ст. 342 ХКУ счета юридического лица, являющегося клиентом банка, открываются в учреждениях банков по месту его регистрации или в любом банке на территории Украины по соглашению сторон. То есть субъекты хозяйствования открывают банковские счета по соглашениюю с банками.

Учитывая указанное, при хозяйственных отношениях банк имеет право отказать в открытии счета. Также может возникнуть ситуация с пропуском срока внесения победителем депозита на депозитный счет заказчика из-за затягивания срока подписания соответствующих договоров с органом Казначейства. Как следствие, перед заказчиком возникают вопросы: отклонение победителя из-за невнесения договорного обеспечения по состоянию на дату заключения договора о закупке, невозвращение ему обеспечения тендерного предложения, выбор победителем следующего участника.

Поэтому установление в тендерной документации договорного обеспечения в виде депозита является рискованным для обеих сторон: как заказчика, так и участника.

О залоге

Согласно ст. 575 ГКУ в силу залога кредитор (залогодержатель) имеет право в случае невыполнения должником (залогодателем) обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами этого должника, если иное не установлено законом (право залога). Предметом залога может быть любое имущество (в частности, вещь, ценные бумаги, имущественные права), которое может быть отчуждено залогодателем и на которое может быть обращено взыскание.

При этом возникает вопрос: могут ли быть предметом залога денежные средства?

Так, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 177 ГКУ объектами гражданских прав являются вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, другое имущество, имущественные права, результаты работ, услуги, результаты интеллектуальной, творческой деятельности, информация, а также другие материальные и нематериальные блага. При этом в соответствии с положениями ГКУ имуществом как особым объектом признается отдельная вещь, совокупность вещей, имущественные права и обязанности, а особой разновидностью вещей являются деньги (денежные средства).

Стоит обратить внимание, что, например, механизм внесения залога в уголовном процессе определен Порядком внесения средств на специальный счет в случае применения залога как меры пресечения, утвержденным постановлением КМУ от 11.01.2012 г. № 15. Так, в соответствии с этим Порядком залог вносится в национальной денежной единице на специальный счет территориального управления ГСА, которое осуществляет организационное и финансовое обеспечение деятельности суда, избравшего меру пресечения в виде залога, или апелляционного суда, избравшего такую меру пресечения, открытый в органах Казначейства в установленном законодательством порядке (депозитный счет суда).

Что же касается порядка внесения залога в виде денежных средств, в сфере публичных закупок отдельного нормативного акта нет. Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 546 ГКУ договором или законом могут быть установлены другие виды обеспечения выполнения обязательства.

Поэтому в тендерной документации (в проекте договора о закупке) заказчик может в этом случае предусмотреть залог в виде имущественных прав на денежные средства. Заметим: как предусмотрено ч. 1 ст. 26 Закона № 922, заказчик возвращает обеспечение выполнения договора о закупке после выполнения участником-победителем договора, а также в случае признания судом результатов процедуры закупки или договора о закупке недействительными и в случаях, предусмотренных ст. 37 этого Закона, а также согласно условиям, указанным в договоре, но не позднее чем в течение пяти банковских дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Учитывая это, рекомендуем заказчикам не забыть в проекте договора в тендерной документации прописать условия возврата обеспечения выполнения договора о закупке, руководствуясь требованиями действующего законодательства.

О банковской гарантии

При таком виде обеспечения выполнения договора, как гарантия, заказчики могут воспользоваться нашими советами, предоставленными выше относительно гарантии.

В то же время заметим: поскольку договор о закупке заключают за пределами электронной системы, отсутствует обязанность для победителя относительно предоставления обеспечения договора в виде банковской гарантии через электронную систему как электронный документ. Следовательно, такая гарантия может предоставляться заказчику в бумажном виде.

Подытоживая вопрос относительно выбора договорного обеспечения, можно отметить, что наиболее приемлемыми видами такого обеспечения для заказчика являются залог и гарантия.

Пример 4. Покажем, как указать в проекте договора в тендерной документации условие относительно обеспечения выполнения договора в виде банковской гарантии:

«Поставщик обязан предоставить обеспечение выполнения данного договора в виде оригинала банковской гарантии в размере, составляющем 5 % от стоимости договора, которое предоставляется не позднее дня заключения настоящего договора.

Обеспечение действует до полного выполнения Поставщиком договора в части выполнения обязательств на условиях, изложенных в настоящем договоре.

Заказчик возвращает обеспечение выполнения договора о закупке после выполнения Поставщиком настоящего договора, а также в случае признания судом результатов процедуры закупки (по результатам проведения которой был заключен данный договор между сторонами) или договора недействительным и в случаях:

— заключения договора с нарушением требований части 4 статьи 36 Закона Украины «О публичных закупках»;

— заключения договора в период обжалования процедуры закупки в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О публичных закупках»;

— заключения договора с нарушением сроков, предусмотренных частью 2 статьи 32 Закона Украины «О публичных закупках», кроме случаев остановки течения сроков в связи с рассмотрением жалобы органом обжалования в соответствии со статьей 18 Закона Украины «О публичных закупках».

Заказчик возвращает обеспечение выполнения договора не позднее чем в течение пяти банковских дней со дня наступления указанных обстоятельств.

Средства, которые пришли как обеспечение выполнения договора (в случае, если они не возвращаются Поставщику), перечисляются в соответствующий бюджет».

О методике оценки тендерных предложений в тендерной документации

Достаточно часто как у заказчиков, так и у участников также возникают вопросы о методике оценки тендерных предложений по критерию «цена», а именно: относительно включения/невключения в цену НДС. Поэтому далее рассмотрим отдельные нюансы этого вопроса.

Как предусмотрено п. 9 ч. 1 ст. 22 Закона № 922, тендерная документация должна содержать перечень критериев и методику оценки тендерных предложений с указанием удельного веса таких критериев. Описание методики оценки по критерию «цена» должно содержать информацию об учете НДС.

Вместе с тем заказчик должен обеспечить отечественным и иностранным участникам всех форм собственности и организационно-правовых форм участие в процедурах закупок на равных условиях ( ч. 1 ст. 5 Закона № 922).

Стоит напомнить, что одним из принципов осуществления закупок является недискриминация участников и объективная и непредвзятая оценка тендерных предложений.

Следовательно, заказчик должен прописать методику оценки таким образом, чтобы не дискриминировать участников. Но как показывает практика, какой бы вариант не избрал заказчик для методики оценки (относительно учета/неучета НДС в цене участника), каждый из них те или иные участники могут рассматривать как дискриминационный относительно себя. Однако и не во всех торгах одновременно участвуют участники, которые находятся на общей системе налогообложения, и те, которые находятся на упрощенной системе. Поэтому можно допустить, что заказчик сам выбирает методику оценки какую посчитает нужной. В случае же если будут обращения от участников относительно возможной дискриминации, заказчик может внести изменения в тендерную документацию.

Пример 5. Покажем, как указать в тендерной документации методику оценки тендерных предложений по критерию «цена»:

«Критерием оценки тендерных предложений является цена. Цена, предложенная участником в тендерном предложении, должна учитывать все расходы, связанные с уплатой налогов (в том числе НДС), обязательных платежей, страхования, расходы, которые связаны с получением необходимых разрешений и лицензий и т. п., согласно предложенным условиям поставки, в соответствии с положениями Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, с учетом особенностей, определенных Законом Украины «О публичных закупках».

Итак, как видим, при подготовке проекта тендерной документации заказчику стоит тщательным образом анализировать все положения, которые должны быть обязательно включены в такую документацию, и те, которые заказчик считает необходимым включить, чтобы не допустить ошибки.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 922 — Закон Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII.

Письмо — письмо Минэкономразвития «О разработке тендерной документации» от 07.02.2017 г. № 3302-06/3812-06.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше