Билет заполнен вручную: можно ли возместить его стоимость командированному

В избранном В избранное
Печать
Станкус Татьяна, заместитель главного редактора газеты «Бюджетная бухгалтерия»
Бюджетная бухгалтерия Май, 2017/№ 17-18
Можем ли мы возмещать командированным работникам стоимость билетов на междугородний автобус, которые заполнены вручную (цена, дата, время отправления), без РРО? К билету перевозчик прилагает копии извлечения из реестра плательщиков единого налога 2 группы, выписки из государственного реестра, лицензии. Если перевозчик данной группы плательщиков единого налога не применяет РРО, то билет, который дает право на проезд, и является его расчетным документом?

Этот вопрос волнует многих читателей нашего издания и посетителей нашего форума (http://budget.factor.ua, ведь водители автобусов и маршруток часто выдают именно такие билеты, о которых идет речь в вопросе.

Давайте вспомним основные требования относительно возмещения стоимости проезда во время командировки.

В соответствии с п. 7 Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина от 13.03.98 г. № 59, за время пребывания в командировке работнику возмещаются, в частности, расходы на проезд (в том числе на провоз багажа, бронирование транспортных билетов, оплату аэропортных сборов, пользование постельными принадлежностями в поездах) к месту командировки и назад, а также по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте) только при наличии документов в оригинале, которые удостоверяют стоимость этих расходов.

Теперь рассмотрим, кто именно может предоставлять услуги по перевозке пассажиров. Для этого обратимся к Закону Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (далее — Закон № 2344).

Так, согласно ст. 29 гл. 6 данного Закона автомобильным перевозчиком и автомобильным самозанятым перевозчиком, осуществляющими перевозку пассажиров на договорных условиях, являются субъекты хозяйствования, которые в соответствии с законодательством и полученной лицензией предоставляют услуги по договору перевозки пассажиров на транспортном средстве, используемом ими на законных основаниях.

Как видим, действующим законодательством определено, что перевозчиками могут быть и частные предприниматели, которые, например, избрали упрощенную систему налогообложения и имеют право не применять регистраторы расчетных операций (РРО).

А право не применять РРО для плательщиков единого налога 2 группы, о котором и идет речь в вопросе, определено в п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).

Как указано в этом пункте, РРО не применяются плательщиками единого налога:

— первой группы;

второй и третьей групп (физические лица — предприниматели) независимо от избранного вида деятельности, объем дохода которых в течение календарного года не превышает 1000000 грн. В случае превышения в календарном году объема дохода отметки в 1000000 грн., применение РРО для такого плательщика единого налога является обязательным. Применение РРО начинается с первого числа первого месяца квартала, следующего за возникновением такого превышения, и продолжается во всех следующих налоговых периодах в течение регистрации субъекта хозяйствования как плательщика единого налога.

В соответствии со ст. 39 Закона № 2344 автомобильные перевозчики, водители, пассажиры должны иметь и предъявлять лицам, уполномоченным осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, документы, на основании которых выполняются пассажирские перевозки.

Для пассажира таким документом является билет на проезд в автобусе и на провоз багажа (для льготного проезда — удостоверение личности установленного образца или справка, на основании которой предоставляется льгота).

Как определенно в п. 115 Правил предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденных постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176, перевозчики в соответствии с заключенными договорами осуществляют продажу билетов через автостанции, агентства по продаже билетов и/или самостоятельно.

Однако при этом продажа билетов может осуществляться водителем автобуса в случае отсутствия в населенном пункте автостанции или агентства по продаже билетов, а также после закрытия билетно-кассовой ведомости на автостанции.

При этом заметим, что билет является разновидностью расчетного документа. Это следует из определения расчетного документа, которое приведено в п. 3 Порядка регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержденного приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547 (ср. 025069200).

Так, расчетный документ — это документ установленной формы и содержания (кассовый чек, товарный чек, расчетная квитанция (РК), проездной документ и т. п.), который подтверждает факт продажи (возврата) товаров, предоставления услуг, получения (возврата) средств, купли-продажи иностранной валюты, напечатанный в случаях, предусмотренных Законом, и зарегистрированный в установленном порядке РРО или заполненный вручную.

В то же время обратим внимание на письмо ГФСУ от 01.12.2016 г. № 26059/6/99-99-08-02-01-15.

Как отметили налоговики в этом письме, типовые формы билетов на проезд пассажиров на маршрутах общего пользования, в частности междугородних автобусах (тип I, II, III, IV), утверждены приказом Минтранса «Об утверждении Типовых форм билетов на проезд пассажиров и перевозку багажа на маршрутах общего пользования» от 25.05.2006 г. № 503 (далее — приказ № 503).

В соответствии с п. 2 этого приказа стоимость проезда по расчетам пассажирских перевозчиков, информация о перевозчике, страховщике и страховой сумме вносятся в билеты печатным способом.

Тарифная стоимость (для пригородных и междугородних маршрутов) устанавливается путем умножения покилометрового тарифа на расстояние от начала маршрута до середины тарифной зоны.

Следовательно, во время продажи проездных и перевозочных документов на автомобильном транспорте с выдачей билетов с нанесенными печатным способом серией, номером, номинальной стоимостью РРО и РК не применяются.

Если же билеты, которые выдаются пассажирам, не отвечают указанным требованиям или если такие документы не выдаются, то расчеты должны проводиться на общих основаниях.

Такой вывод сделала ГФСУ в указанном письме.

Кроме того, согласно п. 10 Перечня отдельных форм и условий осуществления деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения РРО с использованием РК и Книги учета расчетных операций (КУРО), утвержденного постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336, продажу билетов в киосках и салонах транспортных средств для проезда в городском, пригородном и междугороднем электротранспорте, междугороднем автотранспорте разрешено проводить без применения РРО с использованием РК и КУРО.

Таким образом, если в автотранспорте, который осуществляет междугородние перевозки, пассажирам выдаются билеты, форма которых не отвечает требованиям действующего законодательства, то одновременно с таким билетом пассажиру должна выдаваться и РК.

Учитывая изложенное, для подтверждения расходов на проезд работника, который находился в командировке, если в билете на междугородние перевозки реквизиты, предусмотренные п. 2 приказа № 503, вписаны от руки или не указаны, необходимо приложить также и соответствующую РК, выданную перевозчиком.

Следует отметить, что в вышеупомянутом письме ГФСУ определила следующее: физические лица-предприниматели — плательщики единого налога, которые осуществляют междугородние перевозки, обязаны по требованию пассажира выдавать письменный документ (билет) по форме, утвержденной приказом № 503.

И здесь возникает вопрос: будет ли основанием для возмещения фактических командировочных расходов билет, который по своим реквизитам отвечает форме, утвержденной приказом № 503, но в котором вместо внесения печатным способом стоимость проезда будет вписана от руки?

По нашему мнению, такое требование не учитывает расчетов, проводимых при предоставлении услуг по перевозкам на автомобильном транспорте субъектами предпринимательской деятельности — физическими лицами, налогообложение доходов которых осуществляется по упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности. В связи с тем что такие лица РРО могут не применять, расчетные документы они могут заполнять вручную.

Типовыми билетами являются именно билеты по формам, утвержденным приказом № 503. В то же время, поскольку РРО таким физлицам-предпринимателям разрешено не применять в случае соблюдения ими установленных НКУ требований, о которых речь шла ранее, то и выполнять требования этого приказа относительно внесения в билет цены печатным способом, по нашему мнению, они не обязаны.

Учитывая все вышеизложенное, считаем, что в случае, описанном в вопросе, можно возместить стоимость билета, если его форма отвечает форме, утвержденной приказом № 503, но представитель перевозчика (физлицо-предприниматель на едином налоге 2 или 3 группы, доход которого не превысил 1 млн грн.) некоторые реквизиты такого билета заполнил вручную.

Однако, чтобы у контролирующих органов не было лишних вопросов по поводу возмещения стоимости билетов, которые командированный работник приобрел у водителя и которые частично заполнены вручную, мы советуем перестраховаться следующим образом.

В частности, ситуацию, сложившуюся с билетами, заполненными вручную, нужно обязательно прописать в учетной политике учреждения. То есть в приказе (распоряжении) об учетной политике следует зафиксировать порядок принятия бухгалтерией таких билетов и возмещения их стоимости.

Кроме этого, не будет лишним, если командированный работник возьмет справку на автостанции, куда прибыл автобус, или на автостанции районного центра о стоимости проезда между населенными пунктами.

Как правило, частные предприниматели заключают договор с автостанцией, в котором изложен порядок предоставления ими услуг на перевозку пассажиров в соответствии с согласованными маршрутами.

Автостанция в случае обращения пассажира предоставляет такую справку, составленную в произвольной форме. Эту справку командированный работник прилагает к авансовому отчету.

Если в командировку едет несколько работников, то достаточно взять одну справку, которую можно отксерить. Копию такой справки каждый командированный работник прилагает к составленному им авансовому отчету, а оригинал отдается в бухгалтерию.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить