Пенсионная реформа: главные изменения для работодателей

В избранном В избранное
Печать
Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда Издательского дома «Фактор»
Бюджетная бухгалтерия Ноябрь, 2017/№ 41
Недавно вступил в силу закон о пенсионной реформе — Закон № 2148. Кроме изменений в порядок выплаты пенсий, он внес изменения в порядок начисления ЕСВ и оплаты больничных (декретных). Что именно изменилось для работодателей? Об этом расскажем далее в статье.

ЕСВ-изменения

И сразу о главной новости, которая касается как страхователей, так и застрахованных лиц. С 01.01.2018 г. максимальная величина базы начисления ЕСВ будет равна 15 размерам МЗП, установленной законом. Это изменение внесено Законом № 2148 в п. 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 2464.

Напомним, что сегодня такая величина составляет 25 размеров ПМТЛ. И если отталкиваться от проекта закона о Госбюджете-2018, то будем иметь повышение максимальной величины базы начисления, поскольку по проекту минзарплата в среднем в два раза превышает прожиточный минимум.

Работники по ГПД

С 11.10.2017 г. лица, работающие по ГПД, имеют право на больничные и декретные. Однако процесс реализации этого права на практике пока непонятен и вызывает множество вопросов.

Действительно, суммы вознаграждения за выполненные работы (предоставленные услуги) по ГПД входят в базу начисления ЕСВ. А следовательно, часть уплаченного с них ЕСВ «оседает» на счетах ФСС.

Согласно Закону № 1105 основная цель больничных и декретных — компенсировать (полностью или частично) застрахованному лицу потерю заработной платы (дохода). В случае с лицами, работающими по трудовым договорам, все понятно. Нетрудоспособен — значит не получаешь зарплату, а получаешь больничные (декретные). Но вот в случае с ГПД не все так однозначно. В частности, возникает вопрос: кто должен рассчитывать и начислять больничные (декретные) лицу, работающему по ГПД?

Закон № 1105 говорит, что выплаты в связи с временной нетрудоспособностью, в том числе в связи с беременностью и родами, предоставляют по основному месту работы (деятельности) и по совместительству (найму). Если предположить, что под наймом законодатель понимал выполнение работ (предоставление услуг) по ГПД, то больничные лицу, заболевшему в период действия такого договора, должно рассчитывать и начислять учреждение, которое заключило с физическим лицом ГПД.

Исходя из чего (каких сумм) рассчитывать больничные? Ведь в большинстве случаев вознаграждение по ГПД будет начислено физическому лицу после выполнения работ (предоставления услуг). А если работы выполнены (услуги предоставлены) не будут, то и вознаграждения не будет!

К сожалению, Закон № 1105 ответов на эти вопросы не дает. Не найдете вы их и в Порядке № 1266. Значит, нужно ждать, что в скором времени в этот Порядок будут внесены соответствующие изменения, которые прояснят ситуацию по поводу расчета больничных «ГПДшникам».

Больнично-декретные ограничения

Законом № 2148 изложены в новой редакции нормы Закона № 1105, устанавливающие максимальные и минимальные ограничения по сумме больничных и декретных. Сразу отметим, что все больнично-декретные ограничения заработали с 11.10.2017 г. Далее рассмотрим их по очереди.

Больничные. Здесь в новой редакции изложен п. 1 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105, которым установлено специальное ограничение по сумме больничных для застрахованных лиц, у которых страховой стаж за последние 12 месяцев перед началом временной нетрудоспособности составляет менее 6 месяцев. По страховым случаям, наступившим с 11.10.2017 г., такие лица имеют право на больничные, рассчитанные исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивался ЕСВ, но не более размера помощи, исчисленной исходя из МЗП, установленной на время наступления страхового случая.

Как реализовать это бухгалтеру на практике? Очень просто:

1) рассчитать среднедневную зарплату исходя из фактически начисленной в расчетном периоде зарплаты, и сумму дневной выплаты;

2) определить ограничивающий показатель — минимальную среднедневную зарплату;

3) сравнить дневную выплату и минимальную среднедневную зарплату. Если сумма дневной выплаты превышает ограничивающий показатель, для расчета больничных следует применять сумму минимальной среднедневной зарплаты. Все! «Обрезать» сумму больничных до уровня «минималки» в полных месяцах болезни, которая началась с 11.10.2017 г., для целей определения общей суммы больничных, больше не нужно.

Общее ограничение (для тех, кто за последние 12 месяцев перед наступлением болезни заработал себе страховой стаж 6 или более месяцев) по сумме больничных осталось без изменений.

Здесь, как и ранее:

1) рассчитываете среднедневную зарплату исходя из фактически начисленной зарплаты в расчетном периоде;

2) определяете ограничивающий показатель — среднедневную зарплату исходя из размера максимальной величины базы начисления ЕСВ, действовавшего в последнем месяце расчетного периода;

3) сравниваете полученные величины. Если сумма фактической среднедневной зарплаты превышает ограничивающий показатель, то для расчета дневной выплаты используете сумму нарушенного показателя (то есть среднедневную зарплату, рассчитанную исходя из размера максимальной величины базы начисления ЕСВ, который действовал в последнем месяце расчетного периода);

4) рассчитываете дневную выплату и исчисляете сумму больничных. При этом, если работник болел часть месяца, никаких сравнительных расчетов больше не проводите. Но если работник был нетрудоспособен один календарный месяц (или более), сумму больничных, начисленных за полный месяц болезни, сравниваете с максимальной величиной базы начисления ЕСВ, которая действовала в последнем месяце расчетного периода. В случае если сумма больничных за полный месяц нетрудоспособности превысит максимальную величину, «обрезаете» ее до уровня максимальной величины.

Декретные. По страховым случаям, наступившим с 11.10.2017 г., сумма декретных в расчете на месяц не может быть меньше размера пособия, исчисленного исходя из минзарплаты, установленной на момент наступления страхового случая. Страховой стаж работницы, в том числе за последние 12 месяцев, здесь значения не имеет.

То есть по страховым случаям, наступившим с 11.10.2017 г., чтобы выполнить ограничение по минимальной сумме пособия по беременности и родам, бухгалтер должен:

1) рассчитать среднедневную зарплату из фактической зарплаты работницы;

2) определить ограничивающий показатель — среднедневную зарплату, исчисленную исходя из МЗП, установленной на момент наступления страхового случая;

3) сравнить полученные величины. Если фактическая среднедневная зарплата окажется ниже ограничителя, расчет декретных нужно производить исходя из минимальной «среднедневной». То есть просто умножить минимальную среднедневную зарплату на количество дней отпуска в связи с беременностью и родами согласно листку нетрудоспособности — и все! Никаких «разбрасываний» по месяцам и последующих сравнений с МЗП для целей определения суммы декретных больше делать не нужно.

Что касается «верхних» ограничений, то здесь, как и ранее, важен стаж работницы за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая.

Если такой стаж менее 6 месяцев — изучаем изложенный в новой редакции п. 2 ч. 4 ст. 19 Закона № 1105. Вот как он звучит сегодня: сумма декретных рассчитывается исходя из начисленной зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, но не более размера пособия, рассчитанного из двукратного размера минзарплаты, установленной на момент наступления страхового случая.

Что изменилось? По страховым случаям, наступившим с 11.10.2017 г., чтобы выполнить ограничение по максимальной сумме пособия по беременности и родам, по работнице, которая за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая заработала себе страховой стаж менее 6 месяцев, необходимо:

1) рассчитать среднедневную зарплату из фактической зарплаты работницы;

2) определить ограничивающий показатель — среднедневную зарплату, рассчитанную исходя из двукратного размера МЗП, установленной на момент наступления страхового случая;

3) сравнить полученные величины. Если фактическая среднедневная зарплата окажется выше ограничителя, расчет декретных необходимо производить исходя из «среднедневной», исчисленной из двукратного размера минзарплаты, установленной на момент наступления страхового случая. При этом для целей определения общей суммы декретных «разбрасывать» по месяцам и «срезать» сумму пособия до уровня двух минзарплат в полных месяцах нахождения в декретном отпуске уже не нужно. То есть сколько получилось в результате расчета, столько следует и начислять.

А вот в ситуации, когда у работницы страховой стаж за последние 12 месяцев перед наступлением страхового случая составил 6 или более месяцев, действуем по уже привычным правилам. Здесь без изменений. То есть:

1) рассчитываем среднедневную зарплату исходя из фактически начисленной в расчетном периоде зарплаты;

2) определяем ограничивающий показатель, а именно максимальную среднедневную зарплату. Для этого размер максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленный в последнем месяце расчетного периода, делим на среднемесячное количество календарных дней;

3) сравниваем полученные величины. Если сумма фактической среднедневной зарплаты превышает ограничивающий показатель, для расчета декретных применяем сумму максимальной среднедневной зарплаты. Далее рассчитываем общую сумму декретных, при необходимости «срезая» в полных месяцах декретного отпуска месячные суммы пособия до уровня максимальной величины базы начисления ЕСВ, установленной в последнем месяце расчетного периода.

«Пенсионная» квота

С 01.01.2018 г. для учреждений с количеством штатных работников от 8 до 20 человек будет установлена «пенсионная» квота — норматив трудоустройства граждан, которым до наступления права на пенсию по возрасту (ст. 26 Закона № 1058) осталось 10 или менее лет.

Чему будет равен размер такой квоты? Не менее одного человека в среднеучетном количестве штатных работников учреждения. Следовательно, квота будет считаться выполненной, если за год среднеучетное количество работников предпенсионного возраста составит хотя бы единицу. При этом для учреждений с количеством штатных работников более 20 человек, как и сегодня, будет действовать «трудовая» квота — норматив трудоустройства граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии в трудоустройстве (равен 5 % среднеучетного количества штатных работников за предыдущий календарный год, см. ч. 2 ст. 14 Закона № 5067).

Нормативные документы и сокращения

Закон № 2148Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» от 03.10.2017 г. № 2148-VIII.

Закон № 1105Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.

Закон № 2464Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 1058Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 5067 — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Порядок № 1266Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

ЕСВ — единый социальный взнос.

МЗП — минимальная заработная плата.

ПМТЛ — прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

ГПД — гражданско-правовой договор.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить