Как правильно заказчику отклонить тендерное предложение победителя торгов

В избранном В избранное
Печать
Дуброва Ярослава, консультант по вопросам публичных закупок
Бюджетная бухгалтерия Сентябрь, 2017/№ 34
Мы бюджетное учреждение — орган местного самоуправления. Наше учреждение проводило процедуру открытых торгов по закупке бензина, в которой участвовали три участника. По результатам рассмотрения тендерных предложений, где основным критерием была цена, определили победителя и приняли решение о намерении заключить договор.
Поставщик предоставил проект договора, подписанный с его стороны, и сообщил, что планирует повысить цену не более чем на 10 %. При этом он приложил экспертное заключение Торгово-промышленной палаты на дату проведения аукциона об увеличении цены на бензин, письмо об увеличении стоимости бензина и дополнительное соглашение. Мы со своей стороны договор еще не подписали.
Можно ли вернуться на этап квалификации участников, учитывая то, что согласно тендерной документации тендерные предложения действительны 90 дней, и отклонить предложение победителя, которое на данное время согласно предоставленным документам не является наиболее экономически выгодным среди всех участников аукциона. Все это связано с тем, что для нас основной принцип публичных закупок — это максимальная экономия.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 32 Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. № 922-VIII (далее — Закон № 922), заказчик заключает договор о закупке с участником, который признан победителем торгов в течение срока действия его предложения, не позднее чем через 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации и предложением участника-победителя. С целью обеспечения права на обжалование решений заказчика договор о закупке не может быть заключен ранее, чем через 10 дней с даты обнародования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор о закупке.

В то же время напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 922 тендерная документация должна содержать, в том числе, и проект договора о закупке с обязательным указанием порядка изменений его условий.

Учитывая указанное, рекомендуем заказчикам требовать в тендерной документации от участников гарантийные письма о согласии с проектом договора, приведенным в тендерной документации, и обязательстве заключить договор на условиях, изложенных в этой документации, в случае выбора заказчиком такого участника победителем процедуры закупки.

Добавим, что договор о закупке стороны заключают в соответствии с нормами Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ) и Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV с учетом особенностей, определенных Законом № 922.

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 36 Закона № 922 условия договора о закупке не должны отличаться от содержания тендерного предложения по результатам аукциона (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки или цены предложения участника в случае применения переговорной процедуры.

В то же время согласно п. 2 ч. 4 ст. 36 Закона № 922 существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случая изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке, при условии, что такое изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре.

Учитывая указанное, по результатам процедуры закупки заказчик заключает договор о закупке с участником-победителем в соответствии с условиями тендерной документации и тендерного предложения победителя. То есть, несмотря на то, что возможно цена за единицу товара и поколебалась до заключения договора, договор должен быть заключен без учета таких изменений цены.

Вместе с тем после заключения договора стороны могут внести в него соответствующие изменения относительно цены товара при наличии законных оснований для внесения таких изменений. В этом случае отсутствуют такие основания для изменения цены за единицу бензина. Почему? Поскольку, как видим из ситуации, цена поколебалась еще до совершения сделки сторонами, то есть до заключения договора. В этом же случае стороны совершают сделку по аукционной цене, а следовательно, они соглашаются придерживаться таких условий относительно цены.

Обратите внимание: законодатель четко прописал, что существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случая колебания цены товара на рынке (цена изменяется за единицу товара не более чем на 10 %). То есть если победитель подписывает договор по аукционной цене, он фактически соглашается поставлять бензин по этой цене. И если после заключения договора (а не на дату проведения аукциона) на рынке бензина состоялись колебания его цены, то возникают юридические основания для возможного пересмотра цены бензина в договоре о закупке.

При этом поколебаться должна именно цена того товара, который является предметом данного договора. В то же время изменить цену стороны вправе лишь в пределах 10 %. Также заметим, что изменение цены является правом заказчика, а не его обязанностью.

Справка. В соответствии с ч. 1 ст. 651 ГКУ изменение или расторжение договора допускается лишь при согласии сторон, если иное не установлено договором или законом.

Согласно ч. 1 ст. 654 ГКУ изменение или расторжение договора совершается в такой же форме, что и договор, который изменяется или расторгается, если иное не установлено договором или законом или не исходит из обычаев делового оборота.

Важно! Согласно ч. 1 ст. 653 ГКУ в случае изменения договора обязательства сторон изменяются в соответствии с измененными условиями относительно предмета, места, сроков выполнения и тому подобное.

Вместе с этим, как предусмотрено в ч. 3 ст. 32 Закона № 922, в случае отказа победителя торгов от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или незаключения договора о закупке по вине участника в срок, определенный данным Законом, или непредоставления победителем документов, которые подтверждают отсутствие оснований, предусмотренных ст. 17 этого Закона, заказчик отклоняет тендерное предложение такого участника и определяет победителя среди тех участников, срок действия тендерного предложения которых еще не истек.

Важно! Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 922 заказчик отклоняет тендерное предложение в случае, если победитель отказался от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке.

Итак, если выбранный заказчиком победитель отказывается от подписания договора о закупке в соответствии с требованиями тендерной документации или заключения договора о закупке и у заказчика есть документальное подтверждение этих фактов, то заказчик имеет основания отклонить тендерное предложение этого победителя и выбрать победителем следующего участника.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить